Картотека игр по развитию
картотека на тему

Чистохвалова Татьяна Васильевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_razvitiyu_rechi.docx15.99 КБ
Файл kartoteka_igr_po_razvitiyu_rechi.docx15.99 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр по развитию речи

Развитие речи детей – одна из основных задач познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста. Она включает в себя не только развитие свободного общения  со взрослыми и детьми, но и развитие всех компонентов устной речи: формирование словаря, работа над звуковой культурой речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи и подготовка к обучению грамоте.

«Назови правильно»

 Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.

 педагог:- Дети:

 Идёт-человек, животное, поезд, пароход, дождь…

 Бежит-ручей, время, животное, человек, дорога…

 Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…

 Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

«Угадай,что это?

  Воспитатель достаёт из мешка предметы, не показывая их, а дети должны догадаться, что это.

 1 Она длинная, оранжевая. Что это? (морковь)

 2 Он зелёный, длинный. (огурец)

 3 Оно круглое, красное. (яблоко)

 4 Он круглый, оранжевый. (апельсин)

 5 Он круглый, красный. (помидор)

 6 Он желтый, овальный, кислый. (лимон)

 

« Кто где?»

 Цель: упражнять детей в различении пространственных отношений: рядом, напротив, друг за другом.

 Наглядный материал: 3 пары кукол (две куклы рядом, две куклы напротив друг друга, куклы друг за другом) .

 - Где стоят куклы?

 -А эти куклы?

 - Найдите кукол, которые стоят рядом, и поставьте их на другом столе друг за другом.

 -Найдите кукол которые стоят друг за другом, и поставьте на полки, одну на верхнюю, другую на нижнюю.

 « Ласковые имена».

 Цель: дать ласковые имена и названия (словообразование с помощью суффиксов)

 Аня-Анечка, Соня-Сонечка, и т. д

 Мама-мамочка, папа-папочка

 (дочь, сестра, сын, брат, т. д)

«Скажи одним словом.»

 Словарный материал:

 Длинное ухо – длинноухий,

 Короткий хвост – короткохвостый,

 Длинные рога – длиннорогий,

 Рыжий хвост – рыжехвостая,

 Любит труд – трудолюбивый,

 Ходит быстро – быстроходный и т. д

.

"Выбери правильное слово"

 Цель: развитие мышления, речевого внимания.

 Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

 Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

 Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.

 На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.

 Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).

 Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).

 Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).

«Составь описание»

 Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.

 — Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный — это мой любимый... помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт... гранат».)

«Закончи фразу»

 1. Подушка мягкая, а скамейка... (жесткая). Пластилин мягкий, а камень... (твердый).

 2. Ручей мелкий, а речка... (глубокая). Ягоды смородины мелкие, а клубники... (крупные).

 3. Кашу варят густую, а суп... (жидкий).Лес густой, а иногда... (редкий).

 4. После дождя земля сырая, а в солнечную погоду... (сухая). Покупаем картофель сырой, а едим... (вареный).

 5. Купили свежий хлеб, а на другой день он стал... (черствый). Летом мы ели свежие огурцы, а зимой... (соленые). Сейчас воротничок свежий, а завтра он будет... (грязный).

 «Назови ласково»

 Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.

 Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:

 Цветок красный, а цветочек красненький.

 Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.

 Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).

 Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).

 Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).

 Ведро синее, а ведерко … (синенькое).

 Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).

 Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).

 Дом низкий, а домик … (низенький).

 Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).

 «Магазин посуды»

 Цель: расширение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово, развитие речевого внимания.

 Для этой игры лучше использовать настоящую посуду.

 Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супа — супница. Посуда для салата — салатница; посуда для хлеба — хлебница; посуда для молока — молочник; посуда для масла — маслёнка; посуда для конфет — конфетница; посуда для сухарей — сухарница; посуда для соли — солонка; посуда для сахара — сахарница.

 После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.

 «Укрась слово»

 Цель: развитие воображения и речи, расширение словарного запаса.

 Попросите ребенка подобрать как можно больше определений к выбранному слову. Например, дерево — оно какое? Можно фиксировать число определений и называть только по пять к каждому слову.

 «Что, где, когда»

 Цель: способствует развитию речи, усвоению грамматических основ русского языка координации движения

 Кидая мяч ребенку, задавайте ему вопросы, а он, возвращая мяч, будет на них отвечать. Например:

 Где растут листья? (На ветках или на деревьях.)

 Где живут рыбы? (В реке, в море.)

 Что ночью на небе видно? (Звезды, луну.)



Предварительный просмотр:

Картотека игр по развитию речи

Развитие речи детей – одна из основных задач познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста. Она включает в себя не только развитие свободного общения  со взрослыми и детьми, но и развитие всех компонентов устной речи: формирование словаря, работа над звуковой культурой речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи и подготовка к обучению грамоте.

«Назови правильно»

 Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.

 педагог:- Дети:

 Идёт-человек, животное, поезд, пароход, дождь…

 Бежит-ручей, время, животное, человек, дорога…

 Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…

 Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

«Угадай,что это?

  Воспитатель достаёт из мешка предметы, не показывая их, а дети должны догадаться, что это.

 1 Она длинная, оранжевая. Что это? (морковь)

 2 Он зелёный, длинный. (огурец)

 3 Оно круглое, красное. (яблоко)

 4 Он круглый, оранжевый. (апельсин)

 5 Он круглый, красный. (помидор)

 6 Он желтый, овальный, кислый. (лимон)

 

« Кто где?»

 Цель: упражнять детей в различении пространственных отношений: рядом, напротив, друг за другом.

 Наглядный материал: 3 пары кукол (две куклы рядом, две куклы напротив друг друга, куклы друг за другом) .

 - Где стоят куклы?

 -А эти куклы?

 - Найдите кукол, которые стоят рядом, и поставьте их на другом столе друг за другом.

 -Найдите кукол которые стоят друг за другом, и поставьте на полки, одну на верхнюю, другую на нижнюю.

 « Ласковые имена».

 Цель: дать ласковые имена и названия (словообразование с помощью суффиксов)

 Аня-Анечка, Соня-Сонечка, и т. д

 Мама-мамочка, папа-папочка

 (дочь, сестра, сын, брат, т. д)

«Скажи одним словом.»

 Словарный материал:

 Длинное ухо – длинноухий,

 Короткий хвост – короткохвостый,

 Длинные рога – длиннорогий,

 Рыжий хвост – рыжехвостая,

 Любит труд – трудолюбивый,

 Ходит быстро – быстроходный и т. д

.

"Выбери правильное слово"

 Цель: развитие мышления, речевого внимания.

 Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

 Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

 Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.

 На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.

 Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).

 Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).

 Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).

«Составь описание»

 Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.

 — Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный — это мой любимый... помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт... гранат».)

«Закончи фразу»

 1. Подушка мягкая, а скамейка... (жесткая). Пластилин мягкий, а камень... (твердый).

 2. Ручей мелкий, а речка... (глубокая). Ягоды смородины мелкие, а клубники... (крупные).

 3. Кашу варят густую, а суп... (жидкий).Лес густой, а иногда... (редкий).

 4. После дождя земля сырая, а в солнечную погоду... (сухая). Покупаем картофель сырой, а едим... (вареный).

 5. Купили свежий хлеб, а на другой день он стал... (черствый). Летом мы ели свежие огурцы, а зимой... (соленые). Сейчас воротничок свежий, а завтра он будет... (грязный).

 «Назови ласково»

 Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.

 Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:

 Цветок красный, а цветочек красненький.

 Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.

 Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).

 Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).

 Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).

 Ведро синее, а ведерко … (синенькое).

 Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).

 Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).

 Дом низкий, а домик … (низенький).

 Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).

 «Магазин посуды»

 Цель: расширение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово, развитие речевого внимания.

 Для этой игры лучше использовать настоящую посуду.

 Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супа — супница. Посуда для салата — салатница; посуда для хлеба — хлебница; посуда для молока — молочник; посуда для масла — маслёнка; посуда для конфет — конфетница; посуда для сухарей — сухарница; посуда для соли — солонка; посуда для сахара — сахарница.

 После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.

 «Укрась слово»

 Цель: развитие воображения и речи, расширение словарного запаса.

 Попросите ребенка подобрать как можно больше определений к выбранному слову. Например, дерево — оно какое? Можно фиксировать число определений и называть только по пять к каждому слову.

 «Что, где, когда»

 Цель: способствует развитию речи, усвоению грамматических основ русского языка координации движения

 Кидая мяч ребенку, задавайте ему вопросы, а он, возвращая мяч, будет на них отвечать. Например:

 Где растут листья? (На ветках или на деревьях.)

 Где живут рыбы? (В реке, в море.)

 Что ночью на небе видно? (Звезды, луну.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.

Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Буклет РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ С ПОМОЩЬЮ «МНЕМОТЕХНИКИ»;Буклет УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ; Буклет УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ П.П. БЛОНСКОГО;Картотека игр на развитие памяти у детей старшего дош.возрас

Буклет РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ С ПОМОЩЬЮ «МНЕМОТЕХНИКИ»;Буклет УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ; Буклет УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ П.П. БЛОН...

Картотека игр для развития навыков общения детей раннего возраста Картотека игр для развития навыков общения детей раннего возраста.

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.[...

картотека игр на развитие слухового восприятия, артикуляционного аппарата, речевого дыхания , на развитие темпа речи и громкости голоса, а так же на развитие мелкой моторики рук.

картотека игр на развитие слухового восприятия, артикуляционного аппарата, речевого дыхания , на развитие темпа речи и громкости голоса, а так же на развитие мелкой моторики рук....