КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"
консультация (младшая группа) на тему

Иващенко Анжела Валерьевна

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc23 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Тема «Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста»

В основе этикетного поведения всегда лежат нравственные нормы, а эстетика поведения является его необходимым условием. Именно поэтому, говоря о соотношении этикетного, этического и эстетического в поведении можно выделить три основных поведенческих критерия: как вести себя правильно, т.е. в соответствии с принятым в обществе порядком поведения; как вести себя хорошо, т.е. в соответствии с нравственными нормами; как вести себя красиво, т.е. получая от своего поведения и эстетическое наслаждение.

В.А.Сухомлинский говорил, что “ речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры”. В слове – суть мысли. Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился мыслить и обозначать мысль словом, умел общаться, соблюдая общепринятый речевой этикет.

Работу с дошкольниками по овладению правилами культуры общения осуществляли в двух направлениях: формирование представлений о нравственных нормах поведения и накопление практического опыта. Задача была не только в том, чтобы дать детям определённую сумму знаний, но и научить руководствоваться ими в повседневной жизни. При этом использую различные методы и приёмы, как беседы по сюжетным картинкам, кукольный театр, игры-инсценировки, решение проблемных ситуаций, этические беседы, сюжетно-ролевые игры, а также великую силу художественного слова.

Игровые ситуации «Будь опрятным», «Пожелаем здоровья друг другу», «Будь скромным», «Я и взрослые», «Как вести себя в гостях», «Учимся знакомиться», «Мы пришли в магазин»,

 Беседы: «Вежливость на каждый день», «Моё настроение и настроение людей», «Как вести себя за столом», «Почему с жадным никто не дружит»,

Дидактические игры и упражнения: «Давайте познакомимся», «Сундучок полезных дел», «Накрываем на стол», «В автобусе, самолете»

Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Семья», «Повара», «Парикмахерская», «Больница», «Встречаем гостей», «Армия», «Театр»

Чтение: А.Барто «Помощница», «Вовка -добрая душа», В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», Е.Благинина «Если был бы я девченкой»

Профессиональной же обязанностью воспитателя является формирование навыкам, правильного поведения за столом.

КУЛЬТУРЕ ЕДЫ это одна их характерных черт культурного человека. Не владея навыками культуры еды, никогда не сумеешь красиво выглядеть за столом. Овладение ими следует начать как можно раньше. С раннего возраста желательно придерживаться следующих основных правил столового этикета:

1) на столе всегда порядок, чистота и красивая сервировка;

2) за столом сидим с чистыми лицом и руками;

3) застолье проходит без окриков и резких замечаний;

4) правильно пользоваться столовыми приборами салфетками;

5) обязательно благодарим за еду и совместную трапезу.

Ребёнку постепенно внушают разумность этих правил, а с 5-6лет приступают к их осознанному формированию. Постепенно в игровой форме и с помощью различных методов доводят их до сознания дошкольников. И только родительское терпение и любовь помогают детям дома справиться с неудачами и закрепить правила столового этикета, соблюдение которого столь важно в жизни каждого человека для приобретения уверенности в себе и осознания себя культурным человеком.

.

Поэтому возникла необходимость объединить работу с родителями в отдельный блок.  Сухомлинский В.А. отводил важную роль в воспитании детей семье. Он говорил: “Ребёнок – это зеркало нравственной жизни родителей”. Семья оказывает огромное влияние на ребёнка. Детям свойственно стремление к подражанию, поэтому многое в их нравственном развитии зависит от культуры взаимоотношений в семье, от той атмосферы, которая сложилась в ней.

Принципы и нормы культуры общения формировались веками. Народы всех стран и времён тщательно отбирали, хранили, накапливали опыт общения по принципу: разумно – нравственно – красиво. Стержнем, основой истинной культуры общения является гуманное отношение человека к человеку. Поэтому формирование у детей позиции открытости. доверия, дружелюбия – непременное условие воспитания культуры общения. Доброе отношение к людям должно проявляться в понятной для всех форме. Такой формой, качеством общения человека с человеком является вежливость. До XVI века слово “вежа” означало “знаток”, тот, кто знает приличия – условные и общепринятые способы выражения доброго отношения к людям. В приличиях закреплены принятые формы приветствия, обращение друг к другу, оказание некоторых услуг, формулы благодарности и извинений.

Работая по своей комплексно-целевой программе пришли к выводу, что вежливость не рождается сама собой. Её воспитывают с раннего возраста в семье, в детском саду. Так, чтобы человек – будь то маленький или взрослый – дарил окружающим искреннюю улыбку. И кому, как не воспитателям, педагогическому коллективу в целом, решать эту повседневную, если хотите (образно говоря), ювелирную работу. И мы верим, что сегодняшние воспитанники нашего детского сада, которым заложили зерно доброго, человеческого, вырастут настоящими людьми.

Список литературы:

1.С.В. Петерина “Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста”. Москва, 1986 г.

2.Л.М.Шипицина “Азбука общения” раздел № 8 С.-Петербург 2002 г.

3.Л.Ф.Островская “Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников”.

4.Т.А. Шорыгина “Вежливые сказки” - этикет для малышей.

5.Л.Ф.Островская “Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников” Москва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Культура поведения ребёнка и звуковая культура речи.

Формирование у ребенка культуру деятельности, культуру общения, звуковую культуруречи....

Воспитание культуры поведения у младших дошкольников

Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка и предлагает становление его отношения к родителям, окружающим, к коллективу, обществу; отношения к труду, ...

Консультация для воспитателей "Культура поведения дошкольника"

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА     Педагогика, в том числе и дошкольная, реализуя это общественное требование, опирается на принцип двусторонней активности — активности воспитателя...

Консультация Воспитание самостоятельности, культуры поведения у детей младшего возраста

Воспитание самостоятельности, культуры поведения у детей младшего возраста...

Конспект занятия по формированию культуры поведения у младших дошкольников «Если добрый ты»

Приоритетная область: познавательное развитие, в интеграции с образовательными областями: речевое развитие, физическое развитие.Цель: Освоение детьми нравственных представленийЗадачи:Познакомить детей...

Консультация «Методы воспитания культуры поведения дошкольников»

Система педагогических методов воспитания культуры поведения дошкольника....

Фотоотчет о занятии по воспитанию культуры поведения у младших дошкольников

Конспект организованной деятельности с детьми младшей группы "Мой носовой платок"Цель: формировать навык пользования носовым платком. Приучать детей при чихании, и кашле, рот прикрывать носо...