Главные вкладки

    Роль загадки в детском возрасте.
    статья по теме

    Юрченко Людмила Леонидовна

    Разгадывание загадок обогащает словарь, учит точности, меткости, образности языка. Учит сравнивать, сопоставлять, рассуждать, наблюдать над тем, что тебя окружает.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zagadki.doc19.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чем так хороши и полезны загадки?
    Во-первых, дети их очень любят. Загадка почти всегда близка игровой форме, в ней есть юмор и смелые образы, что так близко детскому воображению. 
    Особенно полезны для развития наглядно-образного, ассоциативного мышления загадки в иносказательной, метафорической форме, а не буквальные описания загадываемого предмета или явления. Загадки-резюме например («Два кольца, два конца, посередине гвоздик»), дающие сжатую характеристику неизвестного слова, более интересны с познавательной и логической стороны. 
    Загадки прекрасно развивают культуру речи, давая ребенку образцы непрямого, переносного употребления слов, речевой игры.
    Загадки чрезвычайно полезны тем, что, сталкиваяась с новым и получая пусть даже с вашей помощью ответ, ребенок лучше запоминает информацию в образах. Ведь она откладывается в его непроизвольной памяти, преобладающей в младшем дошкольном возрасте. 
    Если ребенка увлек процесс, предложите ему нарисовать наиболее интересные, с его точки зрения, отгадки (еж, заяц, снежная баба). Пусть он прокоментиентирует свой рисунок (почему утюг похож на толстого увальня, мандарин — на рыжего господина...).
    Итак, отгадывайте вместе! Пусть ребенок открывает новое и закрепляет уже известное. 

    Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

    Загадка – это особый, интересный, веселый мир. При всей сложности загадок, отгадывание их – это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа. Не случайно без них не обходится ни один детский праздник и особенно Новый год.

    Загадки были распространены на Руси в глубокой древности, их приурочивали к празднованию Нового года, потому что в пору созревания и уборки хлеба нельзя было произносить тайные слова, так как они могли оказать нежелательное воздействие на природу. А вот когда заканчивался хозяйственный год, засыпала природа, затихали природные силы, люди могли немножко повеселиться, отдохнув от трудов праведных, вот тогда и устраивались эти праздники загадок.

    Загадка, как одно из древнейших жанров народного творчества, с которым ребенок встречается еще в раннем детстве. Именно в этот период дети особенно любят загадки. Это самый распространенный, приятный и веселый способ развития детского логического мышления. Отгадывание загадок учит выделять признаки предметов и явлений. Например: «Что за дом со шнуром – днем и ночью стужа в нем? » Из загадки ясно: речь идет о чем-то, формой похожем на дом (прямоугольном, с дверью), связанном с электричеством, сохраняющем холод.

    Конечно, трехлетнему и даже пятилетнему ребенку еще не под силу проделать такой сложный анализ, сопоставив содержание загадки с реальным предметом – холодильником. Но в процессе взаимодействия с предметами малыш учится выделять их общие и отличительные признаки, на научном языке это называется – классифицировать и обобщать.

    Загадки для детей направлены на то, чтобы научить их сравнениям и образному мышлению. Пять братьев – это пальцы одной руки, девица в темнице – красная морковь.

    Посредством загадок ребенок постигает значение многих вещей и предметов и учится находить во всем не только непонятное и новое, но и смешное и забавное.

    Хороши для младших дошкольников и загадки про зверей с ярко выраженными хорошо известными детям признаками.

    "Косой бес поскакал в лес";

    "Вьется веревка, на конце головка"

    Также для детей интересны загадки – продолжения с подробным описанием предмета.

    "Сама я ледяная

    Моя юбка – кружевная,

    Я кружусь как балеринка.

    Угадали? Я.. . ";

    "В огороде пусто,

    Если нет. .. "

    Существует несколько видов загадок:

    Загадки – сравнения, где загадываемый предмет сравнивается с другим предметом, или явлением, на которое он похож, или чем-то отличается;

    Загадки – описания, где описывается какой-либо предмет или явление;

    Комбинированные загадки – это соединение загадок – описания с

    загадками – сравнения;

    Сюжетные загадки – это загадки сочиненные детьми с использованием логически-последовательного сюжета.

    Важную роль при сочинении загадок играют вопросы взрослого, помогающие детям составить свою загадку. Содержание вопросов влияет на выбор речевых средств, на ее композицию, художественные особенности. Если в загадке было дано описание внешнего вида предмета или животного, то при рассматривании следует обращать внимание на его форму, величину, цвет, а также на речевые средства, которыми эти признаки обычно бывают выражены. Если хотим, чтобы дети называли движения, действия объекта, то при рассматривании картинки следует обращать внимание на эти признаки.

    Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее речевое развитие детей, так как в этом случае загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка.

    Систематическое обращение к загадке приближает ребенка к восприятию художественной литературы и фольклора, обеспечивает более быстрое мыслительное, речевое и художественно-эстетическое развитие ребенка.

    Таким образом, загадка не утратила свою ценность и наше время.

    Особенно велика роль загадки в детском возрасте. Разгадывание загадок обогащает словарь, учит точности, меткости, образности языка. Учит сравнивать, сопоставлять, рассуждать, наблюдать над тем, что тебя окружает.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль загадки в развитии ребенка

    В современном детском саду загадки используются как дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга. Отгадывание загадок активизирует словарь детей, закрепляет умение вы...

    Роль загадки в речевом развитии детей

    Разгадывание загадки и ее составление требует пристального наблюдения над объектами действительности, выявления в них характерного, типичного.Загадка развивает любознательность, наблюдательность, учит...

    РОЛЬ ЗАГАДКИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА

    РОЛЬ ЗАГАДКИ В РАЗВИТИИ АКТИВНОГО И ПАССИВНОГО СЛОВАРЯ...

    Доклад «Роль загадки в познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

    Важным средством развития умений давать определения понятиям у дошкольников являются обычные загадки. Таковыми они становятся тогда, когда мы смотрим на них не просто как на забаву, а как на веселое, ...

    «Роль загадки в развитии детей дошкольного возраста»

    Одним из средств всестороннего развития ребёнка, можно назвать обыкновенные загадки. Загадка всегда заключает в себе вопрос, требующий мыслительной деятельности....

    Роль загадки в развитии речи детей дошкольного возраста

    Развитие речи детей с помощью загадки...

    Роль загадки в воспитании детей дошкольного возраста.

    Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса. Главная осо...