Роль загадки в детском возрасте.
статья по теме

Юрченко Людмила Леонидовна

Разгадывание загадок обогащает словарь, учит точности, меткости, образности языка. Учит сравнивать, сопоставлять, рассуждать, наблюдать над тем, что тебя окружает.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zagadki.doc19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чем так хороши и полезны загадки?
Во-первых, дети их очень любят. Загадка почти всегда близка игровой форме, в ней есть юмор и смелые образы, что так близко детскому воображению. 
Особенно полезны для развития наглядно-образного, ассоциативного мышления загадки в иносказательной, метафорической форме, а не буквальные описания загадываемого предмета или явления. Загадки-резюме например («Два кольца, два конца, посередине гвоздик»), дающие сжатую характеристику неизвестного слова, более интересны с познавательной и логической стороны. 
Загадки прекрасно развивают культуру речи, давая ребенку образцы непрямого, переносного употребления слов, речевой игры.
Загадки чрезвычайно полезны тем, что, сталкиваяась с новым и получая пусть даже с вашей помощью ответ, ребенок лучше запоминает информацию в образах. Ведь она откладывается в его непроизвольной памяти, преобладающей в младшем дошкольном возрасте. 
Если ребенка увлек процесс, предложите ему нарисовать наиболее интересные, с его точки зрения, отгадки (еж, заяц, снежная баба). Пусть он прокоментиентирует свой рисунок (почему утюг похож на толстого увальня, мандарин — на рыжего господина...).
Итак, отгадывайте вместе! Пусть ребенок открывает новое и закрепляет уже известное. 

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Загадка – это особый, интересный, веселый мир. При всей сложности загадок, отгадывание их – это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа. Не случайно без них не обходится ни один детский праздник и особенно Новый год.

Загадки были распространены на Руси в глубокой древности, их приурочивали к празднованию Нового года, потому что в пору созревания и уборки хлеба нельзя было произносить тайные слова, так как они могли оказать нежелательное воздействие на природу. А вот когда заканчивался хозяйственный год, засыпала природа, затихали природные силы, люди могли немножко повеселиться, отдохнув от трудов праведных, вот тогда и устраивались эти праздники загадок.

Загадка, как одно из древнейших жанров народного творчества, с которым ребенок встречается еще в раннем детстве. Именно в этот период дети особенно любят загадки. Это самый распространенный, приятный и веселый способ развития детского логического мышления. Отгадывание загадок учит выделять признаки предметов и явлений. Например: «Что за дом со шнуром – днем и ночью стужа в нем? » Из загадки ясно: речь идет о чем-то, формой похожем на дом (прямоугольном, с дверью), связанном с электричеством, сохраняющем холод.

Конечно, трехлетнему и даже пятилетнему ребенку еще не под силу проделать такой сложный анализ, сопоставив содержание загадки с реальным предметом – холодильником. Но в процессе взаимодействия с предметами малыш учится выделять их общие и отличительные признаки, на научном языке это называется – классифицировать и обобщать.

Загадки для детей направлены на то, чтобы научить их сравнениям и образному мышлению. Пять братьев – это пальцы одной руки, девица в темнице – красная морковь.

Посредством загадок ребенок постигает значение многих вещей и предметов и учится находить во всем не только непонятное и новое, но и смешное и забавное.

Хороши для младших дошкольников и загадки про зверей с ярко выраженными хорошо известными детям признаками.

"Косой бес поскакал в лес";

"Вьется веревка, на конце головка"

Также для детей интересны загадки – продолжения с подробным описанием предмета.

"Сама я ледяная

Моя юбка – кружевная,

Я кружусь как балеринка.

Угадали? Я.. . ";

"В огороде пусто,

Если нет. .. "

Существует несколько видов загадок:

Загадки – сравнения, где загадываемый предмет сравнивается с другим предметом, или явлением, на которое он похож, или чем-то отличается;

Загадки – описания, где описывается какой-либо предмет или явление;

Комбинированные загадки – это соединение загадок – описания с

загадками – сравнения;

Сюжетные загадки – это загадки сочиненные детьми с использованием логически-последовательного сюжета.

Важную роль при сочинении загадок играют вопросы взрослого, помогающие детям составить свою загадку. Содержание вопросов влияет на выбор речевых средств, на ее композицию, художественные особенности. Если в загадке было дано описание внешнего вида предмета или животного, то при рассматривании следует обращать внимание на его форму, величину, цвет, а также на речевые средства, которыми эти признаки обычно бывают выражены. Если хотим, чтобы дети называли движения, действия объекта, то при рассматривании картинки следует обращать внимание на эти признаки.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее речевое развитие детей, так как в этом случае загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка.

Систематическое обращение к загадке приближает ребенка к восприятию художественной литературы и фольклора, обеспечивает более быстрое мыслительное, речевое и художественно-эстетическое развитие ребенка.

Таким образом, загадка не утратила свою ценность и наше время.

Особенно велика роль загадки в детском возрасте. Разгадывание загадок обогащает словарь, учит точности, меткости, образности языка. Учит сравнивать, сопоставлять, рассуждать, наблюдать над тем, что тебя окружает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Роль загадки в познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Важным средством развития умений давать определения понятиям у дошкольников являются обычные загадки. Таковыми они становятся тогда, когда мы смотрим на них не просто как на забаву, а как на веселое, ...

«Роль загадки в развитии детей дошкольного возраста»

Одним из средств всестороннего развития ребёнка, можно назвать обыкновенные загадки. Загадка всегда заключает в себе вопрос, требующий мыслительной деятельности....

Роль загадки в развитии речи детей дошкольного возраста

Развитие речи детей с помощью загадки...

Роль загадки в воспитании детей дошкольного возраста.

Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса. Главная осо...

«Роль загадки в умственном развитии детей дошкольного возраста»

Одним из средств умственного развитя детей дошкольного возраста может являться  "загадка". С помощью "Загадки" процесс воспитания и обучения можно сделать увлекательным и инте...

Презентация "Роль загадки в развитие детей дошкольного возраста"

Презентация. Роль  и виды загадок, ее педагогические возможности....

статья " Роль загадки в развитии дошкольников старшего возраста"

Загадка- один из древнейших жанров устной народной поэзии. Загадка развивает наблюдательность, учит воспринимать мир многогранно и образно, помогает совершенствовать человеческую мысль. Загадка исполь...