Консультация для родителей "Воспитание читателя"
консультация (старшая группа) на тему

«Воспитание читателя»

 

консультации для родителей

  Позвольте предложить вам некоторые общие методические требования к организации чтения художественной литературы

 

-         Чтение должно быть ежедневным, чтобы создать привычку, ритуал.

 

-         Время для чтения всегда должно быть одно и то же, продолжительность чтения для старших дошкольников от 15 минут до 25, для младших – от 5 до 15-ти.

 

-         Чтение должно проходить в непринужденной обстановке: дети располагаются вблизи взрослого, как им удобно. Не желающие в данный момент слушать чтение должны обязательно соблюдать правило: не мешать.

 

-         Читая книгу, взрослый выступает как партнер детей по восприятию содержания, те проявляет соответствующие эмоции: удивление, изумление, сострадание, монотонное механическое чтение может отбить у ребенка желание слушать даже самую интересную книгу.

 

-         Подбирая для ребенка художественные тексты для чтения ребенку следует руководствоваться принципами чередования: чередовать большие литературные произведения для продолжительного чтения и малые – для непродолжительного.; целесообразно так же чередовать прозу и стихи.

 

-         Большие художественные произведения читаются несколько дней подряд(от 2 до 10-12), не делая перерывов, тк дети должны иметь возможность удержать в памяти сюжет книги и «вжиться» в воображаемые события. Ежемесячно можно читать 1-2 больших произведения.

 

-         Обсуждения произведений должны носить непринужденный характер, обсуждение уместно, если у детей возникают вопросы 

 

   Уже само регулярное чтение  и воспитание привычки к сосредоточенному слушанию дает очень много для развития и образования детей, но, кроме того, художественные произведения могут использоваться как смысловой фон для других форм совместной партнерской деятельности взрослого с детьми.

Например:

-         Удачно ли выбрал Винни-Пух плавательное средство для спасения от наводнения? (АА Милн, «Винни-Пух и все-все-все»)

Что надежнее – пустой горшок или зонтик? Не утонет ли пустой горшок? Почему один предмет плавает, другой тонет? Попробуем сами провести эксперимент

 

     Так же художественные тексты предоставляют много  поводов для интересной продуктивной деятельности.

-         Какой он, Слонопотам? - задумался Пятачок. (АА Милн, «Винни-Пух и все-все-все»)

У каждого своя версия – нарисуем или слепим слонопотама

Можно придумывать и мастерить из картона, цветной бумаги и других материалов атрибуты персонажей (меч, шлем), элементы костюмов, чтобы потом поиграть, поставить спектакль по мотивам прочитанной книги. Можно изготовить макеты Цветочного города, где живет Незнайка, макет Мумми-дола, где живут Мумми-тролли

    Не забываем о возможностях развития детской речи :

-         это может быть продолжение словесных опытов персонажей: сочиняем стихи вместе с Винни-Пухом и Незнайкой, игры со словом  по аналогии со стихами Маршака, Чуковского, Хармса и др. («Котауси и Мауси», «Глубокоуважаемый вагоноуважаемый» и др.)

Через художественные тексты можно открыть детям возможности построения сюжетов, например, хорошим поводом для игры-придумывания может стать любой увлекший детей сюжет , вызывающий желания продолжить приключения любимых персонажей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_chitatelya.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

       Уважаемые родители, я думаю, что если не всем, то многим знакомы следующие негативные проявления развития речи дошкольника: это и

  • «ситуативная»  речь, состоящая из простых, нераспространенных предложений
  • односложные ответы на вопросы
  • недостаточный словарный запас
  • использование в речи сленговых слов, рекламных клише, нелитературных слов и выражений
  • неспособность грамотно построить вопрос, построить монолог
  • отсутствие навыков культуры речи
  • плохая дикция

Это наиболее типичные проблемы  речи дошкольника. Именно поэтому наш детский сад углубленно занялся вопросами развития речи детей. Второй год мы работаем над проблемой звуковой культуры речи дошкольников, первый год мы серьезно занялись проблемой использования художественной литературы в воспитательно-образовательном процессе. Естественно, что без работы в семье, без Вашей поддержки и заинтересованности детскому саду не добиться устойчивых положительных результатов в этом напрвлении. Поэтому позвольте заручиться Вашей поддержкой в данном вопросе и дать некоторые общие рекомендации по вопросам, касающимся приобщения детей к литературе, воспитания читателя.

     Известно, что художественная литература – это и волшебный мир, в который с удовольствием погружается ребенок, и источник информации об окружающем мире, и необходимое условие нормального речевого развития. Кроме того, русская литература всегда была литературой, не только понимающей детскую душу, но и созидающей ее. Программы начальной школы предлагают интересную и серьезную работу по литературе, но по-настоящему она станет возможной, когда основы формирования грамотного читателя будут заложены  в период от 0 до 7-ми, когда ребенок придет в школу читателем. Не обязательно читающим, но обязательно читателем, то есть человеком, связавшим свою жизнь с книгой и на детском уровне понимающим ее смысл и значение.

     Серьезную конкуренцию книге в настоящее время составляет телевидение. К сожалению, мы, родители, зачастую легкомысленно доверяем теленяньке воспитание и образование наших чад. Помимо прочего негатива, здесь есть еще одна опасность: телевидение оперирует готовыми образами, из-за чего не развивается такая важнейшая функция детской психики, как воображение. Психологи называют воображение в детском возрасте паровозиком, который тянет за собой остальные вагончики-психические процессы: память, мышление, речь. С низким уровнем воображения  в дошкольном возрасте связывают последующие школьные проблемы: низкий уровень калиграфии, проблемы с чистописанием. Своевременное приобщение ребенка к книге может снять эти и еще множество других проблем, в частности, такую глобальную, как проблема грамотности. Естественно, что без тесного сотрудничества с семьей нам эту проблему не решить. Взрослые – родители и воспитатели – должны являться для ребенка источником знаний о книге, примером общения  с нею и уважения к ней.

  Позвольте предложить вам некоторые общие методические требования к организации чтения художественной литературы дома.

  • Чтение должно быть ежедневным, чтобы создать привычку, ритуал.

  • Время для чтения всегда должно быть одно и то же, продолжительность чтения для старших дошкольников от 15 минут до 25, для младших – от 5 до 15-ти.

  • Чтение должно проходить в непринужденной обстановке: дети располагаются вблизи взрослого, как им удобно. Не желающие в данный момент слушать чтение должны обязательно соблюдать правило: не мешать.

  • Читая книгу, взрослый выступает как партнер детей по восприятию содержания, те проявляет соответствующие эмоции: удивление, изумление, сострадание, монотонное механическое чтение может отбить у ребенка желание слушать даже самую интересную книгу.

  • Подбирая для ребенка художественные тексты для чтения ребенку следует руководствоваться принципами чередования: чередовать большие литературные произведения для продолжительного чтения и малые – для непродолжительного.; целесообразно так же чередовать прозу и стихи.

  • Большие художественные произведения читаются несколько дней подряд(от 2 до 10-12), не делая перерывов, тк дети должны иметь возможность удержать в памяти сюжет книги и «вжиться» в воображаемые события. Ежемесячно можно читать 1-2 больших произведения.

  • Обсуждения произведений должны носить непринужденный характер, обсуждение уместно, если у детей возникают вопросы  непосредственно после чтения.

   Уже само регулярное чтение  и воспитание привычки к сосредоточенному слушанию дает очень много для развития и образования детей, но, кроме того, художественные произведения могут использоваться как смысловой фон для других форм совместной партнерской деятельности взрослого с детьми.

Например:

  • Удачно ли выбрал Винни-Пух плавательное средство для спасения от наводнения? (АА Милн, «Винни-Пух и все-все-все»)

Что надежнее – пустой горшок или зонтик? Не утонет ли пустой горшок? Почему один предмет плавает, другой тонет? Попробуем сами провести эксперимент.

  • Удобно ли измерять удава попугаями? (Г Остер, «38 попугаев»)

Придумаем свои мерки. А, может, применим подходящие инструменты?

  • На чем только не путешествовал Алеша-Почемучка. (Б Житков, «Что я видел»)

Попробуем разобраться в этих видах транспорта. Повод для классификационной работы.

     Так же художественные тексты предоставляют много поводов для интересной продуктивной деятельности.

  • Какой он, Слонопотам? - задумался Пятачок. (АА Милн, «Винни-Пух и все-все-все»)

У каждого своя версия – нарисуем или слепим слонопотама

Можно придумывать и мастерить из картона, цветной бумаги и других материалов атрибуты персонажей (меч, шлем), элементы костюмов, чтобы потом поиграть, поставить спектакль по мотивам прочитанной книги. Можно изготовить макеты Цветочного города, где живет Незнайка, макет Мумми-дола, где живут Мумми-тролли.

     Художественные произведения можно использовать для осознания детьми разнообразных конфликтов, возникающих в реальных отношениях со взрослыми и сверстниками. Художественный текст дает возможность увидеть конфликт со стороны и понять, какими способами его можно разрешить. (Рассказы Носова, Осеевой). Практически весь диапазон типичных нравственных ситуаций находит свое отражение в произведениях для детей, их можно обсуждать по мере чтения. Хотелось бы предостеречь от излишней назидательности: воспитательное значение художественной литературы тем и ценно, что мораль преподносится ненавязчиво, обращаясь к чувствам ребенка.

   Не забываем о возможностях развития детской речи :

  • это может быть продолжение словесных опытов персонажей: сочиняем стихи вместе с Винни-Пухом и Незнайкой, игры со словом  по аналогии со стихами Маршака, Чуковского, Хармса и др. («Котауси и Мауси», «Глубокоуважаемый вагоноуважаемый» и др.)

Через художественные тексты можно открыть детям возможности построения сюжетов, например, хорошим поводом для игры-придумывания может стать любой увлекший детей сюжет художественного произведения, вызывающий желания продолжить приключения любимых персонажей (Что могло произойти со Снусмумриком, когда он покинул Муми-дол, что было дальше с Незнайкой и др.

Данные рекомендации , как вы уже поняли, относились к родителям детей старшего дошкольного возраста.

          Родителям младших дошкольников можно порекомендовать читать малышу с раннего возраста потешки, прибаутки, колыбельные, делайте это эмоционально, следя за четкостью произношения и интонацией. Чтение должно сопровождаться движениями (подрастал сильный-сильный – показать, какой сильный; как березка, стройный, стройный – показать, какой стройный). Залогом успешной работы с детьми младшего дошкольного возраста является повторение одного и того же текста. Книги для младших дошкольников должны быть динамичными (детям интересен сюжет, из частей речи в произведении должны преобладать глаголы), хорошо иллюстрированными. (Сутеев, Чуковский, Маршак). Если в тексте встречается незнакомое слово, необходимо объяснить его значение.

   Надеюсь, что мы и наши дети опровергнем утверждение, что россияне перестали быть самой читающей нацией, и что культурный багаж наших детей будет составлять не телевизионная окрошка , а сокровища золотого фонда мировой и отечественной художественной литературы.

  Позвольте предложить вам некоторые общие методические требования к организации чтения художественной литературы

  • Чтение должно быть ежедневным, чтобы создать привычку, ритуал.

  • Время для чтения всегда должно быть одно и то же, продолжительность чтения для старших дошкольников от 15 минут до 25, для младших – от 5 до 15-ти.

  • Чтение должно проходить в непринужденной обстановке: дети располагаются вблизи взрослого, как им удобно. Не желающие в данный момент слушать чтение должны обязательно соблюдать правило: не мешать.

  • Читая книгу, взрослый выступает как партнер детей по восприятию содержания, те проявляет соответствующие эмоции: удивление, изумление, сострадание, монотонное механическое чтение может отбить у ребенка желание слушать даже самую интересную книгу.

  • Подбирая для ребенка художественные тексты для чтения ребенку следует руководствоваться принципами чередования: чередовать большие литературные произведения для продолжительного чтения и малые – для непродолжительного.; целесообразно так же чередовать прозу и стихи.

  • Большие художественные произведения читаются несколько дней подряд(от 2 до 10-12), не делая перерывов, тк дети должны иметь возможность удержать в памяти сюжет книги и «вжиться» в воображаемые события. Ежемесячно можно читать 1-2 больших произведения.

  • Обсуждения произведений должны носить непринужденный характер, обсуждение уместно, если у детей возникают вопросы  

   Уже само регулярное чтение  и воспитание привычки к сосредоточенному слушанию дает очень много для развития и образования детей, но, кроме того, художественные произведения могут использоваться как смысловой фон для других форм совместной партнерской деятельности взрослого с детьми.

Например:

  • Удачно ли выбрал Винни-Пух плавательное средство для спасения от наводнения? (АА Милн, «Винни-Пух и все-все-все»)

Что надежнее – пустой горшок или зонтик? Не утонет ли пустой горшок? Почему один предмет плавает, другой тонет? Попробуем сами провести эксперимент

     Так же художественные тексты предоставляют много  поводов для интересной продуктивной деятельности.

  • Какой он, Слонопотам? - задумался Пятачок. (АА Милн, «Винни-Пух и все-все-все»)

У каждого своя версия – нарисуем или слепим слонопотама

Можно придумывать и мастерить из картона, цветной бумаги и других материалов атрибуты персонажей (меч, шлем), элементы костюмов, чтобы потом поиграть, поставить спектакль по мотивам прочитанной книги. Можно изготовить макеты Цветочного города, где живет Незнайка, макет Мумми-дола, где живут Мумми-тролли

    Не забываем о возможностях развития детской речи :

  • это может быть продолжение словесных опытов персонажей: сочиняем стихи вместе с Винни-Пухом и Незнайкой, игры со словом  по аналогии со стихами Маршака, Чуковского, Хармса и др. («Котауси и Мауси», «Глубокоуважаемый вагоноуважаемый» и др.)

Через художественные тексты можно открыть детям возможности построения сюжетов, например, хорошим поводом для игры-придумывания может стать любой увлекший детей сюжет , вызывающий желания продолжить приключения любимых персонажей

«Воспитание читателя»

консультации для родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Воспитываем маленького читателя"

Сегодня мы с сожалением констатируем, что чтение занимает в жизни наших детей все меньше и меньше места. Его вытесняют телевидение и видео, компьютерные игры и многое другое. Что же теряют наши ...

Консультация "Как заинтересовать детей читать. Воспитываем маленького читателя".

Несколько рекомендаций для родителей как заинтересовать детей читать и любить книгу....

Консультация для воспитателей ДОУ «Модель активного читателя в дошкольном периоде жизни детей»

Формирование человека как неповторимой индивидуальности, разносторонне развитой личности предполагает широкое приобщение к разнообразным видам человеческой деятельности, в том числе и к чтению художес...

Консультация для родителей "Как воспитать читателя?"

Консультация для родителей "Как воспитать читателя?"...