Организация образовательной деятельности с учётом комплексно – тематического планирования.
статья (старшая группа) на тему

Акимова Елена Степановна

Организация  образовательной деятельности с учётом комплексно – тематического планирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon akimova_e.s._statya.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация  образовательной деятельности

 с учётом комплексно – тематического планирования.

Акимова Елена Степановна

воспитатель

МАДОУ города Нижневартовска

ДС  № 68 «Ромашка»

dou68@bk.ru

Введение в действие федерального образовательного стандарта дошкольного образования ориентирует дошкольные образовательные организации на построение образовательной деятельности в новом формате. Каждое образовательное учреждение разрабатывает образовательные программы дошкольного образования, рабочие программы с учетом примерной образовательной программы - это обязательная часть программы и  парциальные программы по разным направления развития детей – это часть, формируемая участниками образовательных отношений.

           Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности, направленной на обеспечение развития личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и направлена на: 

  • создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личности развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
  • на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

При построении и организации образовательной деятельности учитываются следующие принципы:

  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Принцип интеграции связан с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, когда поведение и деятельность дошкольника представляют собой «еще недостаточно дифференцированное целое» (Выготский Л.С.). «Схватывание» целого раньше частей, позволяет индивиду (в детском возрасте) «сразу», интегрально видеть предметы глазами всех людей…» (Давыдов В.В.). Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательной деятельности.

  • комплексно-тематический  принцип  построения образовательной деятельности предполагает:
  • объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»;
  • виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции».

Комплексно-тематический принцип предполагает тесную взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей в соответствии с ФГОС: игровой, трудовой, познавательно-исследовательской, восприятие художественной литературы, коммуникативной, музыкальной, изобразительной, конструирование, двигательной.

Комплексно-тематическое планирование является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста, т.к. данный подход помогает сместить акценты с учебной деятельности на совместную образовательную деятельность вокруг единой темы. Это  позволяет предотвратить переутомление детей, поскольку процесс обучения преобразован в интересную и увлекательную совместную деятельность по «проживанию» какой-либо темы. Проживание тематических событий способствует формированию у ребенка определенных личностных качеств, стимулирует его развитие.

При выборе и планировании тем мы руководствуемся темообразующими факторами, предложенными Н.А. Коротковой:

  • первый фактор – реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники);
  • второй фактор – воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это такой же сильный темообразующий фактор, как и реальные события;
  • третий фактор – события, специально “смоделированные” воспитателем исходя из развивающих задач (внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность: “Что это такое?”, “Что с этим делать?”, “Как это действует?”);
  • четвертый фактор – события, происходящие в жизни возрастной группы, “заражающие” детей и приводящие к сохранению на какое-то время интересов, источником которых служат, как правило, средства массовой коммуникации и игрушечная индустрия. Все эти факторы используются   воспитателем для гибкого проектирования целостного образовательного процесса.

Алгоритм планирования образовательной деятельности на учебный год можно представить следующим образом:

шаг первый – выбор основы для построения тематического календаря. Это может быть планирование в соответствии с повторяющимися из года в год («Времена года», «Труд взрослых», «Безопасность на дорогах», «Новый год», «Дом и семья» и т.д.) или планирование на основе празднично-событийного цикла, основу которого составляют важные события в жизни детско-взрослого коллектива (День знаний, День рождения города, День рождения группы, Мы путешествуем, Осенняя ярмарка, Новый год, и т.д.);

шаг второй – распределение тематики на учебный год с указанием временных интервалов.

Планирование тематической недели основывается на определенной системе общих требований. Прежде всего, выделяются задачи работы с детьми в соответствии с программой конкретной возрастной группы воспитанников и темой недели. Далее отображается содержание образовательного материала согласно образовательной программе; продумываются формы, методы и приемы работы с детьми по реализации программных задач; готовится оборудование и продумываются, какие изменения необходимо внести в предметную развивающую среду группы (выставки, наполнение игровых уголков, внесением новых предметов, игр и т.д. в соответствии с темой  недели). Ребенок при таком планировании не перенапрягается, т.к. обеспечивается постоянная смена действий и впечатлений. В то же время жизнь в детском саду понятна и имеет смысл для детей, т.к. они «проживают» тему не спеша, не торопясь, успевая осмыслить и прочувствовать.

Задача педагога – спланировать образовательную деятельность таким образом, чтобы вместе с воспитанниками полноценно прожить все его этапы: подготовку, проведение, обсуждение итогов. При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания.

    В процессе составления комплексно-тематического плана участвуют все педагогические работники детского сада: воспитатели, музыкальный руководитель, учитель-логопед, воспитатель по физической культуре. Для определения единства содержательной тематики и детской событийности воспитатель группы привлекает различных специалистов для участия в реализации его мероприятий. При таком подходе комплексно-тематический план учитывает мнение и предложения всех педагогов дошкольного образования. Очень удобна идея единой темы недели во всех возрастных группах, поскольку это открывает возможности организации межгрупповых мероприятий.

     Основой для построения нашего тематического календаря является организация тем и событий в детской жизни, позволяющая чередовать  темы, связанные с праздниками и событиями детского сада, города, страны.  В свою очередь, каждая тема месяца подразделяется на тематические недели. Возможные темы и краткое содержание деятельности по каждой из тем представлены в примерной программе дошкольного образования «Детство». На каждую неделю из примерной основной  образовательной программы делается выборка  цели, задач, форм совместной и самостоятельной деятельности детей, взаимодействия с родителями. Итоговым мероприятием (продуктом)  по каждой из тем может быть праздник, концерт, развлечение, выставка детских работ, совместный коллаж, театрализованное представление, презентация и др.  

     Данный способ планирования образовательной деятельности требует от воспитателя высокого уровня профессионализма, общей культуры и творческого потенциала. Воспитатель должен уметь интегрировать образовательные области, отбирать наиболее результативные формы организации детской деятельности для решения конкретных программных задач, а также уметь педагогически обоснованно сочетать разные методы и приемы, ориентируясь на возрастные и индивидуальные  особенности детей.

      В нашем детском саду разработано комплексно-тематическое планирование образовательного процесса для всех возрастных групп на основе сезонности, дат событийного календаря с учетом регионального компонента в соответствии с реализуемой примерной образовательной программой дошкольного образования «Детство». Представляем тематическое планирование для группы старшего дошкольного возраста общеразвивающей направленности для детей 6 – го года жизни.

Таблица 1

Фрагмент комплексно – тематического планирования  в группе старшего дошкольного возраста 6 –го года жизни.

№ недели, период

Тема

Содержание работы

Продукт

Взаимодействие с семьёй, социумом

14 неделя

30.11. -04.12.

«Начало зимы. Жалобная книга природы».

Знакомство с потребностями птиц и животных в осенне-зимний период и способами помощи человека природе;

формирование  обобщающих понятий «перелётные» - «зимующие»;

изготовление кормушек для птиц. Укрывание растений на участке детского сада, кормление птиц.

Создание книги «Жалобная книга природы».

Участие в реализации проекта  детского книгоиздательства – создание книги «Жалобная книга природы».

 

15 неделя

07.12.- 11.12.

«Я живу в России. Я живу в Югре. День рождение ХМАО-Югры»

Формирование у детей представлений о родном крае (коренных народах, проживающих в округе, национальной культуре и быте народов ханты и манси; символики ХМАО-Югры); воспитание интереса к истории своего края).

Музыкально-познавательное развлечение «Мы на севере живем».

Оформление уголка в группе «Моя Югра»

Выставка рисунков по теме.

Экскурсия в городскую библиотеку.

   На основе данного комплексно-тематического планирования составляется перспективное планирование образовательной работы с детьми с учетом интеграции разных видов детской деятельности.

Таблица 2

Фрагмент перспективного  планирования непосредственно-образовательной деятельности в группе старшего дошкольного возраста.

                            Тема недели,

Вид деятельности

«Начало зимы. Жалобная книга природы».

«Я живу в России. Я живу в Югре. День рождение ХМАО-Югры»

Познавательно- исследовательская деятельность

Познавательное развитие

«Путешествие в зимний лес»

Тема «Свойства снега и льда».  Проведение опытов «Защитные свойства снега», «Изготовим цветные льдинки»

Я живу в России. Я живу в Югре. Рождение ХМАО

просмотр мультмидийной презентации «культура и быт ханты манси»

ФЭМП

"Ориентировка во времени: неделя".

"Измерение протяженности".

Коммуникативная деятельность

Речевое развитие

Чтение стихотворений  о зиме.( связная речь)

Рассказывание по картинке

 « Югорский край»

 (связная речь)

Восприятие  художественной литературой

Заучивание  стихотворения И.Сурикова

 «Зима»

чтение худ.лит познавательного характера о народах Севера

Чтение стихотворений и произведений о городе, крае,. коренных жителях ЮГРЫ.

Изобразительная деятельность

 Рисование

« Волшебные снежинки. Зимнее окошко»

 Рисование «Девочка в хантыйском наряде».

Музыкальная деятельность

Музыкальное развлечение: «Путешествие в зимний лес».

Музыкально-познавательное развлечение «Мы на севере живем».

Двигательная деятельность

Спортивный досуг- «Что нам нравится зимой»

Спортивный праздник- « Мы- дети Югры»

Игровая деятельность

Д/и.  «Подбери картинку», «Времена года», «4-лишний»,  «Что забыл нарисовать художник», «Кто на чём»

Д/и «Собери герб и флаг ХМАО»

И/у «Найди на карте ХМАО»

Д/и « Укрась платье», «Подбери узор»

Трудовая деятельность

Помоги другу подмести веранду от снега

Уход за северными цветами

Конструктивная деятельность

И/у «Построй ёлочку»

 И/у «построим нефтяную качалку»

Внедрение комплексно-тематического принципа построения образовательной программы расширяет возможности педагогов активно использовать  при организации образовательной деятельности проектный метод обучения и воспитания.

    Проектный метод развивает познавательный интерес у детей,  формирует умения принимать и сохранять цели и задачи предлагаемой поисково-познавательной деятельности, что в свою очередь способствует формированию универсальных предпосылок учебной деятельности, которые необходимы для успешного обучения в школе в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов  начального общего образования.

     В основе проектной деятельности лежит особый стиль взаимодействия всех участников образовательной деятельности (дети, педагоги, родители). На основе комплексно-тематического планирования своей группы я подобрала темы проектов, которые можно провести в рамках этих тем. Так,  например, по теме «Всемирный день животных» планируются проекты: «Красная книга ЮГРЫ», «Животные Севера»; по теме  «Я здоровье берегу» планируются проекты:  «Полезные и вредные продукты»,  « Где живут микробы»,  «Продукты, в которых живут витамины» и т.д.

      Таким образом, по мнению многих специалистов, комплексно-тематическое планирование является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста, т.к. оно позволяет систематизировать образовательную деятельность в ДОУ и объединить усилия всех педагогов и специалистов, не упустив в течение года ни одной педагогической задачи.

Такой подход придает системность и последовательность в реализации программных задач по разным образовательным областям, создается ситуация, когда у ребенка задействованы все органы чувств, а, следовательно, лучше усваивается программный материал.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ воспитательно-образовательной работы с учётом федеральных государственных требований

С введением в образовательный процесс ДОУ Федеральных государственных    требований к структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования перед педагогическими колл...

Комплексно - тематические планирование в старшей группе с учётом ФГТ.

перспективное планирование на делю в старшей группе с учётом ФГТ по теме "Моя малая Родина"...

Комплексно - тематическое планирование с учётом ФГТ и регионального компонента (подготовительная группа)

Представленное комплексно - тематическое планрование составленное на основе практической работы, предполагающая интеграцию образовательной деятельности по всем тематическим раздлам в соответстви...

Рекомендованные дистанционные задания для детей с тяжёлыми нарушениями речи с учётом комплексного-тематического планирования. Лексическая тема " Перелётные птицы"

В реалиях современной действительности вопросы дистанционного обучения детей неожиданно выходят на первый план. Предлагаю подобранный материал с учетом тематического планирования для дошкольников, пос...

Рекомендованные дистанционные задания для детей с тяжёлыми нарушениями речи с учётом комплексного-тематического планирования. Лексическая тема " Насекомые"

В реалиях современной действительности вопросы дистанционного обучения детей неожиданно выходят на первый план. Предлагаю подобранный материал с учетом тематического планирования для дошкольников, пос...

Рекомендованные дистанционные задания для детей с тяжёлыми нарушениями речи с учётом комплексного-тематического планирования. Лексическая тема " Профессии"

В реалиях современной действительности вопросы дистанционного обучения детей неожиданно выходят на первый план. Предлагаю подобранный материал с учетом тематического планирования для дошкольников, пос...

Рекомендованные дистанционные задания для детей с тяжёлыми нарушениями речи с учётом комплексного-тематического планирования. Лексическая тема "Животные севера и жарких стран "

В реалиях современной действительности вопросы дистанционного обучения детей неожиданно выходят на первый план. Предлагаю подобранный материал с учетом тематического планирования для дошкольников, пос...