Главные вкладки

    Методическая разработка «Развитие речевой деятельности дошкольников через пальчиковые игры»
    методическая разработка на тему

    Филатова Оксана Владимировна

    Методическая разработка «Развитие речевой деятельности дошкольников через пальчиковые игры»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon met.razrabotka_palchikovye_igry.doc68.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГБОУ «Школа № 2083» ДО «Семицветик»

    Методическая разработка

    «Развитие речевой деятельности дошкольников через пальчиковые игры»

    Подготовила

    Воспитатель

    Филатова О.В.

    2015 г.

    ВВЕДЕНИЕ

    Речь является одним из обязательных и незаменимых компонентов общения людей.

    Ребенок рождается, не умея говорить. В процессе своего развития он должен овладеть языком, на котором говорят окружающие его взрослые, научиться пользоваться раньше устной, а затем письменной речью. Это очень сложная задача. Ребенку приходиться за немногие годы усвоить все богатство языка, которое создавалось народом в течение тысячелетий.

    Развитие речи у ребенка есть процесс овладения родным языком, умения пользоваться языком, как средством познания окружающего, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя и саморегуляции, как могучим средством общения и взаимодействия людей.

            Речь непрерывно связана с мышлением, она служит формой существования мысли. По мере овладения речью ребенок учиться адекватно, воспринимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает ребенку возможность вербализировать свои чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности.

    Развитие речи, как средства общения, позволит ребенку адекватно пользоваться языком в различных социальных ситуациях, вступать в эффективное взаимодействие с взрослыми и сверстниками.

    В настоящее время «время прогресса», взрослые очень заняты на своих рабочих местах, и не могут уделять детям должного внимания, как следствие ребенок очень мало разговаривает, рассказывает, а больше слушает и смотрит (теле –, аудио – и видеотехнику).          

    Дети, редко делают что – то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками, вместо картинок для вырезания). Поэтому у большинства детей дошкольного возраста с нарушениями речи, специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствуют овладению связной речи.

    Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если развитие пальцев отстает, как правило, отстает и развитие речи, хотя общая моторика может быть в норме и выше.

    Для того чтоб эти показатели соответствовали возрастной норме, необходимо, как можно чаще играть с детьми. При этом пальчиковые игры - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковых игр стимулирует развитие речи, пространственное мышление, внимание, воображение, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь становится более выразительной.

    Актуальность работы заключается в том, что в результате разучивания пальчиковых игр, дети достигают хорошего развития мелкой моторики пальцев рук, которая оказывает не только благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает руку ребенка к графо-моторным навыкам рисованию и в дальнейшем к письму.

    Цель: использование пальчиковых игр, для развития речи детей 3-4 лет.

    Задачи:

    • научить ребёнка применять пальчиковые игры в свободной игровой деятельности;
    • развивать мелкую моторику пальцев рук;
    • воспитывать интерес к стихам, к русскому фольклору, к пальчиковым играм

    Ожидаемый результат: в результате проведения пальчиковых игр у детей:

    • развиваеться мелкая моторика;
    • развиваеться связная речь;
    • увеличиваеться словарный запас.

    Таким образом, речевое развитие является важнейшим аспектом общего психологического развития в детском возрасте. Речевая деятельность осуществляется по средствам языка, который усваивается ребенком в ходе общения с окружающими людьми. Усваивая родной язык, ребенок овладевает его фонетическим, лексическим, грамматическим строем.

    1. Развитие детской речевой деятельности через пальчиковые игры.

    Игры с пальчиками -это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда воспитатель, для пальчиковой игры, берет ребенка на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, ребенок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений. Поэтому очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша является чем – то магическим, утешающим и успокаивающим.

    Насколько ребенку понравится, игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойное ласковое настроение осторожное, бережливое прикосновение. Для детей 3-4 лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого.  Для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи в пальчиковых играх наизусть.

    Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребенка дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Художественный мир родных песенок и потешек, построен по законам красоты. Он очень сложен, хотя сложность эта не всегда бросается в глаза, за этими словами признание права художника на творение своего мира и одновременно призыв к его познанию, пониманию, суждению о нем.

    Суть фольклорных текстов – действие. Действие персонажей, движение событий, рождение конфликтов и их решение создают единственную в своем роде, удивительную, движущуюся стихию жизни.

    Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. В пальчиковых играх, существует, масса потешек в которых сочетаются речь и движение рук. Любому ребенку не помешает массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только развивают мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок учится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.

             Пальчиковые и «ладонные» игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного контакта с воспитателем, так необходимого малышу для его эмоционального развития.

    Эти игры могут расти вместе с ребенком. Начинается все с потешек, во время которых ребенок пассивен, воспитатель играет с его рукой, сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку. Затем роль ребенка становится более активной: ребенок сам произносит слова потешки, а пальцы ребенка двигаются уже самостоятельно. Ребенок сам становится «вершителем» игры, слова и движения – все ему подвластно.

    Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, при использовании пальцев, рук. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «право», «лево», «вверх», «вниз».

    Очень важны пальчиковые игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок. Дети 3 лет осваивают игры, которые проводятся двумя руками. Дети 4 лет могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга.

    Более старшим детям, можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом: мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками.

    2. Способы проведения пальчиковых игр и занятий для развития мелкой моторики.

    Помня о том, что задержка развития речи и дефекты произношения осложняют жизнь ребенка и, следовательно, отражаются на его общении со сверстниками и взрослыми, проводиться работа на развитие мелкой моторики с помощью        пальчиковых игр. Над устранением недостатка речи детей проводится работа совместно с логопедом. А родителям разъясняется: прежде чем научить ребенка читать, ему надо помочь исправить речь. Что в свою очередь, предполагает достижения определенного уровня развития, познавательного интереса, любознательности, усидчивости, фантазии.

    Обследуя степень развития речи и мелкой моторики рук детей, проводится индивидуальная беседа с родителями. Отмечается значимость пальчиковых игр и мелкой моторики для развития речи детей.

    В информационном уголке группы, для родителей, размещены рекомендации и описаны упражнения по развитию мелкой моторики рук, пальчиковые игры.

    Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания кажутся трудными.

    Задача воспитателя донести до родителей значение пальчиковых игр на развитие мелкой моторики и развитие речи.

    При первичном обследовании детей, поступающих в группу, выявляется уровень их развития, интеллектуального, общего и речевого. Речевое развитие оставляет желать лучшего. У большинства детей речь развита несвязно, недостаточно ясная, маленький словарный запас, неправильное произношение звуков. В работе с детьми постоянно используются пальчиковые игры. Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивает игра с пальчиками «Дай нам солнышко тепла» (Приложение 1). Во время этой игры дети тянут ручки к солнышку, прося солнышко о тепле. Они искренне верят в то, что солнце их слышит и выполнит их просьбу о тепле и силе. Эта игра не только учит любить окружающую природу (солнышко), но и развивает мелкую моторику рук, речь, память ребенка, т.к. игра сопровождается стихами.

    Пальчиковая игра «Пальчики в лесу» (Приложение 1), подходит для детей 3 лет, она нравится детям, т.к. сопровождается потешками, в которых сочетаются речь и движения рук. В этой игре речь идет о грибах. Дети, наперебой начинают рассказывать, какие они знают грибы, как они ездили с родителями в лес по грибы, и что им очень понравилось собирать их. Эта пальчиковая игра развивает речь, учит любить природу, формирует знания о грибах.        

    Игра «Божья коровка» очень занимательна, дети ее постоянно повторяют. Перед приемом пищи просят «Божью коровку» принести им хлеба, черного и белого, только не горелого. В летний период, на улице, ребятишки стали больше обращать внимание на насекомых, искали среди них «Божью коровку». Эта игра развивает не только речь и память ребенка, но и учит любить насекомых. (Приложение1)  

    Пальчиковая игра «Курочка по зернышкам». В этой игре много различных движений пальчиками и потешек, которые с большим удовольствием дети разучили. В этой игре речь идет о домашних животных, о повадках животных. Дети запомнили всех животных о которых говориться в этой игре.  С удовольствием повторяют возгласы животных, строя при этом мимику, изображая их. Игра развивает речь, учит любить домашних животных, развивает воображение. (Приложение1). 

    Игра «Дружба» хорошо развивает мелкую моторику и учит детей дружно относиться друг к другу, играть в коллективе.

    Эти пальчиковые игры очень эмоциональны, их можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.

             Пальчиковая игра «Помощники» учит детей помогать взрослым, воспитывает у них трудолюбие. При произношении потешек дети усиленно трут ручками друг о дружку, словно пытаются перемыть всю посуду и помочь маме.

     Такие пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира: предметы, животных, насекомых, людей и их деятельность, явления природы.

    Выполняя пальчиками различные движения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которые не только оказывают благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

    Благодаря пальчиковым играм в мозгу ребенка формируется проекция, схемы человеческого тела, а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Для тренировки разработана активная и пассивная гимнастика для пальцев рук. (См. приложение).   Пассивная гимнастика рекомендуется, как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики рук. Затем следует перейти к упражнениям активной пальчиковой гимнастики. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность выбирается в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребенка.

    Развитие речи происходит при проведении театрализованных игр. Т.к. игры сопровождаются стихами, словами из сказок, проговаривая их, ребенок не только развивает речь, воображение, но и память.

    Театрализованные игры хорошо развивают мелкую моторику рук, т.к. сопровождаются движениями пальцев рук. А еще маленькие пальчики могут стать настоящими театральными артистами с гримом и яркими нарисованными костюмами.  Нарисовав фломастером на подушечках пальцев рожицы, с детьми можно разыграть простую сказку «Колобок» или «Теремок». Дети охотно играют пальцами, показывая персонажей из сказок. Проговаривая сказку, развивается детская речь. Имея в группе кукол би-ба-бо, детям не приходиться скучать. Дети сами разыгрывают знакомую сказку, или придумывают свою историю.

    На занятиях с детьми по ручному труду, вызывается желание сделать что-то своими руками, например, оригами. При сложении различными способами бумаги, дети проговаривают свои действия, при этом развивается творческое воображение, речь и логическое мышление.  Наличие материала для занятий, его высокое качество, разнообразие способов сложения бумаги, позволяют создать благоприятные условия для овладения детьми искусством оригами. Конструирование из бумаги развивает творческое воображение, фантазию, аккуратность, умение бережно использовать материал.

    Дети 3-4 лет любят рвать бумагу. На подобном занятии можно извлечь пользу, специально выдав детям бумагу «на растерзание». Упражнения с бумагой не только развивают мелкую моторику пальцев рук, но и помогают ребенку освободиться от накопившегося раздражения, сбросить негативную энергию. Можно предложить вырезать из картона силуэт тарелочки, гриб или животного и наклеить на нее бумажные обрывки. В процессе работы с ребенком необходимо проводить беседу по поводу его действий. Вследствие чего у ребенка развивается речь и творческое воображение, воспитывается любовь к животному и растительному миру. Одновременно и веселая забава, и полезное упражнение.

    Любое из этих занятий требует усидчивости, терпения, развивает навыки выполнения действий по заданному образцу, что способствует развитию фантазии и двигательной активности кисти руки. Двигательная активность, увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь, развивает память, воображение, способствует автоматизации звуков.

    Заключение

    В результате постоянного применения пальчиковых игр, занятий на развитие мелкой моторики у детей:

    • развивается мелкая моторика пальцев рук;
    • дети стали использовать пальчиковые игры в свободной игровой деятельности;
    • вырос интерес у детей к русскому фольклору, к стихам.

    Таким образом, пальчиковая игровая деятельность, связанная с мелкой моторикой, очень благоприятно влияет на развитие речи детей и позволяет правильно формировать связную речь ребенка.

    Правильно сформированная речь у детей позволяет ему адекватно пользоваться родным языком в различных ситуациях, вступать в эффективное взаимодействие со взрослыми и другими детьми, успешно воспринимать материал на занятиях.

    Список литературы

    1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников [Текст]: Пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений/ М.М. Алексеева, В.И.Яшина.– М.: Просвещение. -  2000 г.

    2.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей [Текст]: Книга для воспитателей детского сада./А.Г.Арушанова. – М.: Мозайка – Синтез, 2007 г.

    3.Филичева Т.Б. Чевелева Н.А. Чиркина Г.В. Основы логопедии [Текст] Хрестоматия/Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина. – М.: «Астрель» 2006 г.

    4. Хвостовцев А.Ю. Развиваем мелкую моторику.[ Текст]Комплекс упражнений «Умные ручки» \ А.Ю. Хвостовцев. – Н.: Сиб. унив. изд – во., 2010 г.

    5. Новиковская О.А. Веселая зарядка для пальчиков.[Текст] Игра для развития речи. 4-7 лет / О. А. Новиковская. – М.: Астрель: АСТ; СПб.: Астрель – СПб, 2009г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка "Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через художественное творчество (оригами)" для детей старшей группы

    всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги....

    Методическая разработка «Развитие словесно-логического мышления через развивающие игры-головоломки»

    Мышление - это социально обусловленный неразрывно связанный с речью психический процесс опосредованного и обобщенного отражения в действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на ос...

    Методическая разработка ,,Развитие творческой деятельности дошкольника "

    ТворчествоТворчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления ...

    Методическая разработка: "«Развитие познавательной сферы дошкольника через ознакомление с природой".

    Воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно стать воспитанием сердца, которое рождает чувства, мысли, и поступки. Об этом писал   В.Сухомлинский: «Годы детства – пр...

    Методическая разработка ,,Развитие творческой деятельности дошкольника "

    Методическая разработка на тему: ʺРазвитие творческой деятельности дошкольникоТворчествоТворчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создани...

    Методическая разработка ʺРазвитие творческой деятельности дошкольниковʺ

    Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производс...