Консультация для родителей "Воспитываем самостоятельность"
консультация (средняя группа) по теме

Варикова С.Е.

Консультация для родителей "Воспитываем самостоятельность"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОСПИТЫВАЕМ

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

(Консультация для родителей)

                                                       

                                           

                                                                                          Подготовила:

                                                                                      воспитатель

                                                                                          Варикова С.Е.

 

У нас долгое время бытовало мнение, что ребенок еще не личность. В нем отмечалось лишь то, что отличало его от взрослого. Получалось, что маленький ребенок – это существо неполноценное, которое не может самостоятельно мыслить, действовать, иметь желания, не совпадающие с желаниями взрослых.

НА ЧТО ПОХОЖА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ?

Чем старше становился ребенок, тем меньше в нем находили “несовершенств”, но сути дела это не меняло. И только в последнее время у нас утвердился “позитивистский” подход к развитию ребенка: за ним наконец-то признали право быть личностью. А самостоятельность – верная спутница личностного развития.

Что же такое самостоятельность? Казалось бы, ответ лежит на поверхности, но все мы немного по-разному его понимаем. Наиболее типичные ответы: “это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих”; “способность рассчитывать только на свои силы”; “независимость от мнений окружающих, свобода выражения своих чувств, творчество”; “умение распоряжаться собой, своим временем и своей жизнью вообще”; “умение ставить перед собой такие задачи, которые до тебя никто не ставил, и решать их самому”. Трудно возразить против этих определений. Они точно указывают на самостоятельность человека и, по большому счету, зрелость его личности. Но как применить эти оценки к малышу, скажем, 2-3 лет? Практически ни одна из них не может быть использована без существенных оговорок. Значит ли это, что правы были те психологи, которые утверждали, что полная самостоятельность малышам недоступна и посему о личности ребенка говорить преждевременно? И да, и нет.

Самостоятельность ребенка, конечно, относительна, но она зарождается в раннем детстве. Распознать ее у ребенка очень сложно: мы оперируем критериями “зрелой” самостоятельности, а у него она выражена неявно, часто мимикрирует под другие качества или обнаруживается только частично. Угадать ее проявления, помочь первым росткам окрепнуть и развиться – непростая задача. Как переоценка, так и недооценка зарождающейся детской самостоятельности весьма небезразличны для развивающейся личности ребенка и чреваты одним и тем же результатом – беспомощностью наших детей перед лицом жизненных проблем, а то и грубыми задержками в развитии. Чем же руководствоваться в оценке самостоятельности у малышей? Как распознать ее возрастные проявления?

Правило 1

Нельзя оценивать по одним и тем же меркам самостоятельность людей разного возраста, разного уровня умственного и психического развития, разного социокультурного слоя. Можно ли, например, сравнить уровень самостоятельности ученого-этнографа и аборигена Австралии, жизнь которого он изучает? Каждый из них, безусловно, самостоятелен и самодостаточен в обеспечении собственной жизнедеятельности, но только в тех условиях, в которых они родились и выросли. Если поменять их местами хотя бы на пару дней, беспомощными окажутся оба.

Абсолютной, единой для всех самостоятельности нет. Это понятие относительное – не только при сопоставлении групп людей, резко отличающихся между собой по каким-то признакам (этнографическим, возрастным или образовательным), но и при сравнении “однородных” групп. Понаблюдайте за 3-летними малышами в детском саду: собираясь на прогулку, кто-то из них старательно натягивает ботиночки, не без успеха сражается с неподдающимися застежками, а кто-то терпеливо ждет, когда освободится нянечка и поможет им одеться.

Но если понаблюдать за теми же малышами на занятиях по развитию речи или рисованию, то можно заметить, что дети, четко разделившиеся на “самостоятельных” и “несамостоятельных”, могут поменяться местами. Как же определить, кто из них самостоятелен на самом деле? В чем она должна проявиться, чтобы можно было с уверенностью сказать: “Ну вот теперь-то наш ребенок уж точно стал самостоятельным!” Ответить на этот вопрос и легко, и сложно одновременно.

С одной стороны, за многовековую практику воспитания детей были выработаны определенные нормы. Опираясь на возможности ребенка того или иного возраста, мы знаем, когда нужно его приучать есть самостоятельно, требовать от него опрятности или ответственности за порученное дело.

С другой стороны, ученые определили ряд видов деятельности, максимально обеспечивающих психическое развитие детей на том или ином этапе детства, – овладение ими в полном объеме и позволяет ребенку стать самостоятельным “по возрасту”. Так, от рождения до года общение с близкими взрослыми и есть ведущая деятельность ребенка; от 1 года до 3 лет – действия с предметами, от 3 до 7 лет – игра, от 7 до 14 лет – учение, от 14 до 18 лет – снова общение, но уже со сверстниками, а от 18 лет и выше – профессиональное самоопределение, труд.

Помните: каждый ребенок – уникальная личность, развивающаяся индивидуально, хотя и по общим возрастным закономерностям.

Темперамент, его врожденные способности, сфера интересов, даже семейная практика поощрения и наказания – все существенно влияет на темпы становления детской самостоятельности. Поэтому не очень увлекайтесь возрастными нормами, а сравнивайте самостоятельность вашего малыша с тем, что было неделю, месяц или год назад. Если репертуар самостоятельных действий у него растет, значит, он развивается нормально, пусть даже он не вполне справляется с тем, в чем его сверстники более удачливы.

Правило 2

Самостоятельность – понятие субъективное, в чем-то расплывчатое, и она может быть разной при оценке одного и того же действия. Если 3-летний малыш вознамерился самостоятельно завязать шнурки на своих ботинках и преуспел в этом, мы, безусловно, восхитимся его умелостью... Но нам и в голову не придет восхищаться самостоятельностью сына-подростка только за то, что он шнурует ботинки. Другое дело, если он подготовит научный доклад или возьмет на себя часть родительских забот по хозяйству.

Иначе говоря, самостоятельность – не столько умение исполнять какое-то действие без посторонней помощи, сколько способность постоянно вырываться за пределы своих возможностей, ставить перед собой новые задачи и находить их решения. Как только новое действие становится доступным, отношение к нему меняется как у самого ребенка, так и у взрослых.

Если случайно лишить малыша возможности самостоятельно сделать то, что он умеет, он немедленно запротестует. Однако активно демонстрируемая самостоятельность не вечна: освоенное действие становится рутинным, привычным и не вызывает былых восторгов окружающих. Ребенок теряет к нему интерес и начинает искать новое дело, успех в котором вернул бы этот восторг. Поэтому так трудно определить, в каком возрасте ребенок становится полностью самостоятельным.

По большому счету – этого не происходит никогда. Самостоятельность как бы перетекает из одной сферы активности в другую и локализуется где-то между уже освоенным и еще только осваиваемым – здесь она и фиксируется сознанием малыша как особое качество, возвышающее его в собственных глазах и вызывающее уважение окружающих.

К ребенку это впервые приходит в 2-3 года, которые и есть точка отсчета в формировании самостоятельности.

Правило 3

Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в жесткие рамки принятых в обществе норм. Поэтому она – не любое действие в одиночку, а только осмысленное и социально приемлемое. Трудно назвать самостоятельными однообразные, хаотические или бесцельные действия детей с психическими проблемами, хотя они и кажутся таковыми, хотя такие малыши играют в одиночку, не донимают взрослых и не интересуются тем, какое впечатление производят на окружающих.

Детям от 2-х до 3-х лет свойственна некоторая “асоциальность”, но она связана с отсутствием жизненного опыта и знаний “нормативности” действий. Маленькие шкоды, они-то и берутся за такие действия только для того, чтобы обрадовать маму новыми успехами. Не удивляйтесь, если обнаружите припасенную к приходу гостей красную рыбу в кошачьей миске: пока вы говорили по телефону, малыш решил покормить кошку. Не ругайте его. Лучше восхититесь его самостоятельностью и покажите, чем он может покормить кошку в следующий раз. Со временем ребенок усвоит главное – самостоятельность должна завершаться таким результатом, который устроит всех. Этот “всеобщий результат” или “всеобщий эффект” – непременное условие становления подлинной самостоятельности. Возникает же она чаще всего в интервале от 2-х до 3,5 лет, когда складываются три ее составные части. Они проявляются постепенно и преимущественно в сфере предметной активности ребенка – это последовательное овладение тремя уровнями целостной предметной деятельности.

ИЗ ЧЕГО СКЛАДЫВАЕТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ?

До определенного момента все действия детей примитивны: мячик катают, веником машут, в коробку что-нибудь кладут. Эти подражательные операции называют действиями “в логике предмета”. Ребенок не особенно задумывается, зачем он машет веником, – он просто воспроизводит знакомое действие, не догадываясь, что в нем есть особый смысл: после его завершения должен быть определенный результат – чистый пол. Вот когда ребенок поставит своею целью сделать чисто в квартире и ради этого возьмется за веник, тогда можно считать, что он сделал первый шаг к самостоятельности, действовал “в логике цели”.

Целеустремленность у ребенка проявляется в безудержных инициативах: стирать белье, как мама, или забивать гвозди, как папа. Но на первых порах нет ни умения, ни настойчивости, и чтобы инициатива не пропала, надо помочь. А родители, к сожалению, неохотно поддерживают “приступы” детской самостоятельности: они и обременительны, и небезопасны. Но и резко пресечь или часто переключать внимание ребенка на более разумные, по мнению взрослых, деяния тоже нельзя: это затормозит развитие зарождающейся детской самостоятельности и отбросит малыша назад, к примитивной имитации. Только в крайнем случае, если уж он удумал нечто из ряда вон выходящее, можно прибегнуть к этому – в остальном инициативу надо поддерживать.

Если помогать ребенку регулярно, в его действиях скоро обнаружится второй компонент самостоятельности – целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. Ребенок становится усидчивым, настойчивым, организованным. Неудача не становится поводом отказа от задуманного, а заставляет удвоить усилия и в случае необходимости – даже обратиться за помощью.

Очень важно вовремя помочь ребенку – это необходимое условие развития его самостоятельности. Малыш откажется от помощи как только почувствует, что может справиться сам. Овладев вторым компонентом самостоятельности – целенаправленным осуществлением своих намерений, ребенок все равно остается зависимым от взрослого, точнее от его способности соотносить результат с “нормой”. Малыш в принципе овладевает этим раньше и часто использует его в игре, но в том типе деятельности, которую он осваивает на третьем году жизни, есть принципиальное новшество – “всеобщий эффект”, о котором мы говорили выше. Ребенок не обладает достаточным опытом, чтобы самостоятельно определить, достигнут ли устраивающий всех результат. Носитель этого знания – взрослый, поэтому каждое самостоятельно задуманное и осуществленное действие ребенка он обязательно должен оценить, а это – целое искусство. С появлением первых ростков самостоятельности ребенок становится очень чувствительным к своим правам на ее проявление – столь же остро он реагирует и на оценку своих действий. Стоит грубо, резко или невнятно отозваться о его “взрослых” инициативах, и они могут исчезнуть навсегда вместе с вашими надеждами на самостоятельность ребенка. Поэтому, какой бы причудливой ни была его задумка, сначала похвалите, эмоционально поддержите ее, а уже потом тактично объясните, почему не получилось. Малыш так старался полить все цветы в доме, что не прошел мимо сирени на обоях. Жаль, конечно, испорченных обоев и разбухшего паркета, но удержитесь от брани и объясните ему, что бумажные цветы не поливают. Выслушивая ваши доводы, он со временем усвоит все понятия “нормативного”, “общепринятого”.

В 3,5 года ребенок уже практически безошибочно понимает, что сделал хорошо, а что плохо, чего надо стыдиться, а чего – не надо, и без нашей оценки. Такого рода способность – функция самоконтроля – завершающий этап формирования самостоятельности в предметной деятельности. Овладев способностью самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать ее, малыш становится уже в какой-то степени независимым от взрослого. Но это лишь первый и весьма скромный шажок на пути к зрелой самостоятельности.

Изменится возрастная ведущая деятельность, и он снова будет проходить все этапы освоения самостоятельности. Парадокс, но она не переносится автоматически из одного типа деятельности в другой. Если ваш малыш в 3 года успешно овладел самостоятельными предметными действиями, это еще не значит, что он будет успешно учиться в школе, если только не предпримет специальных усилий для этого. “Пробелы” в самостоятельности ребенка на любом из предыдущих этапов ее развития чреваты “цепной реакцией” – минусами в последующем. Часто самостоятельность ребенка застревает на дошкольном уровне. Его постоянно нужно контролировать в учебе, насильно усаживать за уроки и стимулировать интерес к ним. Правда, это не так сильно сказывается на общем его психическом статусе, как, скажем, умственное или речевое развитие. Тем не менее нарушения неизбежны: отсутствие произвольности, усидчивости, ответственности за порученное дело – все это прямое следствие личностных деформаций при становлении самостоятельности.

КАК ВЫГЛЯДИТ НЕ-САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Oсновные ошибки взрослых в воспитании детской самостоятельности в раннем возрасте – это две прямо противоположные тактики: гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий. В первом случае у него развивается инфантилизм, во втором – синдром беспомощности.

Инфантилизм возникает в ответ на активное подавление взрослым инициатив ребенка. Причины разные: страх за него, желание уберечь от неминуемого поражения или презрительное отношение к его “глупым” затеям. Итог один – отмирание инициативности как первого звена в формировании самостоятельности. Естественно, не проявятся и все последующие ее компоненты. Конечно, предметная самостоятельность не отмирает полностью – просто переносится ребенком в другую сферу активности (например, в общение с взрослым) и начинает проявлять себя в неспецифической форме: ребенок “мается”, не знает, чем себя занять – то, что он хочет делать, ему не позволяют, а то, что разрешают, ему не нравится. Тогда он переносит свои проблемы на маму: капризничает, нарушает запреты, выводит ее из себя – короче, реализует свою потребность в независимости другим способом. Если позволить этим чертам закрепиться, к школе получится вполне сложившийся невротик, который без мамы не может учиться и общаться с ровесниками.

Синдром беспомощности – это еще более глубокая задержка в развитии самостоятельности. У малышей нет даже того первого компонента самостоятельности, который все-таки присутствует у инфантильных детей – инициативы предметных действий. Этим детям все равно, чем играть, они могут долго заниматься одним и тем же делом, они редко меняют игровые предметы и абсолютно нелюбопытны. Особо грубые формы задержки свойственны детям, которые с раннего возраста воспитывались в детских домах, круглосуточных группах детского сада и т.д.

Недостаточное по объему и качеству общение с взрослыми, разлука с близкими угнетает развитие многих функций ребенка, в том числе и самостоятельности, хотя, казалось бы, для детей созданы все условия. Вот урок родителям, которые умудряются развить синдром беспомощности у ребенка даже во вполне благополучной семье родителей-энтузиастов, увлекающихся какой-нибудь “модной” теорией: бэби-йога, непрерывное закаливание, сыроедение и т.д. В сочетании с другими средствами воспитания они не могут нанести вреда психике ребенка, но, оставаясь единственной формой активности, способны привести к необратимым последствиями – как любой односторонний крен.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по физическому развитию детей № 34 «Крепыш»

город Новочебоксарск Чувашской Республики

Консультация для родителей

 «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста»

Подготовила: Варикова С.Е., воспитатель

г. Новочебоксарск, 2017 г.

Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенком, и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.)

Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Умственное воспитание детей раннего возраста включает задачи сенсорного развития. Интеллектуальное развитие осуществляется в процессе игр их самостоятельной деятельности. Сенсорный чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущение в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируется с трудом, а порой невосполнимы.

Каково же значение сенсорного воспитания?

Значение состоит в том, что сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития ребёнка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность. Сенсорное воспитание способствует усвоению сенсорных эталонов. Выделяют эталоны: цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый), формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.), величины (большой, маленький, самый маленький и т.д.), вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный), обоняния (запах гари, аромат духов и т.д.).

Времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето.) Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т.д.) Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т.д.).

Сенсорное воспитание влияет на расширение словарного запаса ребёнка.

Сенсорное развитие происходит в самых различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопления представлений об окружающем мире.

Роль родителей заключается в стимулировании интереса ребёнка к предметам окружающего мира. Сенсорное воспитание может осуществляться не только через предметную, но и через продуктивную деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем возрасте накапливаются представления о форме, цвете, величине.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы – устойчивые, закреплённые в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.

В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух – то есть различение речевых звуков. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребёнка в школе.

В семье необходимо создать предметно-развивающую среду. Игрушки ребёнка должны быть изготовлены из различных материалов, игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т.д.

Игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука.

Шумящие и гремящие игрушки можно изготовить самостоятельно. Необходимо иметь несколько видов мозаики, шнуровки, конструкторы, книги с изображением окружающих предметов, животных.

Уважаемые родители! Для того, чтобы планомерно и систематически осуществлять сенсорное воспитание ребенка в семье, необходимо знать основные принципы построения общения с детьми.

1. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всем уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребенком.

2. Говорите с ребенком - сначала называя окружающие предметы, позже – действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух, обосновывайте свои суждения.

3. Задавайте ребенку как можно больше вопросов.

4. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребенка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.

5. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребенком. Пусть он не все и не сразу поймет: развивающее общение — это всегда немного общение «навырост».

6. По возможности, много путешествуйте с ребенком.

7. Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребенка «поиграть в соседней комнате».

8. Ходите с ребенком в музеи.

9. Проводите совместные наблюдения и опыты.

10.Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его замыслов.

11.Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.

Все мы хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать.

Путь дошкольника очень – ответственный. Поэтому нам надо помнить: все, что происходит в непосредственном окружении малыша, преобразуется в его душе, а Вам родители нужно только развивать способности Вашего ребёнка, ценить его потенциал и помогать ему во всём.

Методические рекомендации для родителей по созданию предметно-развивающей среды в семье.

Для детей 1.5 – 2,5 года.

В этот период для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды:

  Желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов – дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалам и объектам;

  Большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости в другую;

  Различные движущиеся игрушки;

  Игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т.д.;

  Игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука;

  Самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы.

Это могут быть:

- банки из-под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, фантиками, песком, скрепками, пуговицами и т.д.

- шуршащие метелки из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, полиэтилена и т.п.

- погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и металлических бусин, колокольчиков и т.п.

- ожерелья из ягод рябины, скатанных фантиков, пуговиц, косточек, орехов, желудей, каштанов и т.д.

- шуршащие при трении друг о друга еловые шишки, оберточная бумага, шумящие морские раковины, палочки разной толщины из дерева разных пород.

- перевернутые детские формочки, ведра,

- свистки и дудочки из глины и дерева.

  Конструкторы и мозаика;

  Разнообразные изобразительные материалы: бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т.д.

  Игрушки контрастных размеров, и игрушки различной формы (круглые, кубические),

  Емкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить-достать, насыпать-высыпать и т.д.

  Книги с большими предметными картинками,

  Качели, прыгунки, мягкие модули.

Для детей 2,5 – 4 года.

  Развивающую среду разумно дополнить следующими предметами:

  Разрезные картинки, кубики с картинками;

  Парные картинки;

  Трехместные матрешки, пирамидки, формы-вкладыши;

  Несколько видов мозаики;

  Разнообразные некомплектные конструкторы;

  Игрушки с разным принципом звукоизвлечения (пианино, бубен, маракасы, гитара, трещотка и др.); и банки разного размера;

  Шнуровки, застегивающиеся коврики.

  Машинки крупные и средние, куклы разной величины, мебель;

  Игрушечные животные;

  Тканевые мячики;

  Книги с реальными изображениями животных, окружающих предметов.

Литература:

1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. - М.: 1984 г. стр. 11 -16, 40.

2. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.: 1989 г.

3. Гальперин П.Я. О методе формирования умственных действий. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии М.: 1981 г.

4. Давыдов В.В, Проблемы развивающего обучения М.: 1986 г., 239 с.

5. // Дошкольное воспитание, 1981 г. №3 стр. 55-56.

6. // Дошкольное воспитание, 1988 г. №2 стр. 26-30.

7. Ильина Т.А. Педагогика М.: 1984 г. с. 574.

8. Монтессори М. Дом ребёнка. Изд. 4-е. - М.: 1920 г. стр. 182-183.

9. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. Т-1., - М.: 1981 г. стр. 167-168.

10. Под.ред. Ананьева Б.Г. и Ломова Б.Ф. Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. - М.: 1961 г. стр. 84-88.

11. Программа воспитания в детском саду. - М.: 1978 г.

12. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. - М.: 1982 г.

13. Таджиабаева Л. Формирование навыков коллективной деятельности на занятиях. // Дошкольное воспитание. - 1983, №2.

14. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности. - М.: 1988 г. -174 с.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

             

           Памятка для родителей

   

    Уважаемые родители! Не оставляйте маленьких детей одних дома. Если все же вам приходится оставить детей

одних, постарайтесь убрать опасные предметы и предметы, которые могут привести к пожару, в недоступное место.

    Постарайтесь постоянно напоминать детям, что есть предметы (утюг, телевизор, розетки, газовая плита, спички и т. д.) которыми может пользоваться только взрослый человек. А детские шалости и игры с ними могут привести к несчастному случаю или смерти.

               Поиграйте с ребенком:    «Что делать во время пожара?»

   Днем «погуляйте» с ребенком по квартире запомните расположение дверей, окон и т. д. Вечером, когда

стемнеет, объявите «пожарную тревогу», везде погасите свет. По команде ребенок должен выбежать из квартиры, Закрыв за собой дверь.

   Задание можно усложнить: взять влажное полотенце и дышать через него, выбираться из квартиры на четвереньках. Если есть брат или сестра их тоже можно подключить к игре.

   Можно даже поощрить ребенка за быструю реакцию, умение ориентироваться в квартире и поступать правильно при пожаре в квартире.

       Игра «Мебель».

Раз, два, три, четыре,

(хлопают в ладоши)

Много мебели в квартире.

(прыгают на месте)

В шкаф повесим мы рубашку,

(делают поворот туловищем влево, вправо)

А в буфет поставим чашку.

(поднимают руки вверх и подтягиваются)

Чтобы ножки отдохнули,

(трясут каждой ногой)

Посидим чуть–чуть на стуле.

(приседаем на корточки)

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

(кладут руки под щеку)

А потом мы с котом

Посидели за столом,

(хлопают в ладоши)

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире.

(прыгают на месте)

     Проведите с ребенком «домашний урок»:

Как говорить по телефону, для того чтобы вызвать пожарную службу.

1.Научите ребенка правильно набирать номер пожарной службы 01 (с домашнего и сотового телефона).

2.Выучить с ребенком адрес проживания, чтобы ребенок мог точно сообщить его.

3.Ребенок должен знать свою фамилию и имя, сколько ему лет.

4.Смог рассказать о происшествии.

Для забавы, для игры, спичек в руки не  бери.

Не  шути, дружок, с огнем,

чтобы  не жалеть потом.

Сам костра  не разжигай и другим не позволяй.

Даже  крошка - огонек от пожара недалек.

Не бери из печи жар - ведь и он таит пожар.

Уголек хоть невеличка, но опасен он, как спичка

Газ на кухне, пылесос ли, телевизор и утюг.

Пусть включает только взрослый -

Наш надежный старший друг!

   ******************************************

Если слаб огонь, скорей кружкою воды залей.

Сыпь песок, брось одеяло, чтобы все не запылало.

Победить огонь сумей, покажи, что ты сильней.

Если же большой огонь дымом все объято,

ВЫБЕГАТЬ  ИЗ ДОМА ВОН  НАДО  ВСЕМ,  РЕБЯТА!

И  НА  ПОМОЩЬ  ПОСКОРЕЙ  ТЫ  ЗОВИ, ЗОВИ ЛЮДЕЙ!

       Попробуйте определить,

           что их объединяет.

Приоткрыла дверцу Лена –

Соскочил огонь с полена,  

Перед печкой выжег пол,

Влез по скатерти на стол…

                    * * *        

А лисички

Взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее зажгли.

                    * * *

Словечко за словечком –

И снова разговор,

А дома перед печкой

Огонь прожег ковер.

                               

         Памятка родителям.

   Уважаемые родители! Расскажите ребенку о правилах пожарной безопасности. Выполняя это в доступной форме в виде бесед, сказок дети узнают об опасностях игр со спичками, зажигалками, петардами, о правилах поведения при пожаре.

                            К. Ю. Белая

      Беседа с детьми.

   Ты уже знаешь, что при пожаре надо звонить 01. А что дальше? Если ты живешь на первом этаже или в маленьком доме, надо быстро выскочить на улицу через дверь или даже окошко – как получится! И тут же первого встречного просить о помощи или просто надо кричать «Пожар! Пожар!». А когда будешь выбегать закрой за собой дверь и окно.

   Если ты живешь в многоквартирном доме надо действовать немного иначе. Если загорелось у тебя в квартире, надо немедленно выбежать и закрыть дверь. Если в квартире есть еще кто-то, позови его  на помощь. Если же это твой младший брат или сестра, хватай его за руку и вместе бегите к входной двери. Надо выскочить из квартиры, закрыть за собой дверь, звонить всем соседям и звать на помощь

   Это обязательно надо сделать, чтобы спасти их и свою квартиру.

               Помните!

 Не надо прятаться в шкафу, под стол, под кровать – от дыма не спастись.

            Поиграйте с ребенком:

               «отгадай загадку».

Невелик коробок

А пожар приволок

                                 (коробок спичек)

Шипит и злится

Воды боится

С языком, а не лает

Без зубов, а кусает.

                                 (об огне)

Летит жар – птица,

Золотым пером хвалится.

                                           (огонь)

На улице столбом,

В избе скатертью.

                                 (дым)  

В деревянном домике

Проживают гномики.

Уж такие  добряки -

Раздают  всем огоньки.

(спички)

 С огнем бороться мы должны -

Мы  смелые работники,

С водою  мы  напарники.

Мы  очень людям  всем нужны,

Так  кто же  мы?          (пожарные)

Кто в дни болезней

Всех полезней

И лечит нас от всех  

Болезней?             (врач)

Жевать  - не  жую,

А  все  пожираю.  ( Огонь)

Красный петушок

По  жердочке  бежит.  (Огонь)

   

        КРАН  ПОЖАРНЫЙ.

Надежен   КРАЙ ПОЖАРНЫЙ,

Со шлангом ствол ударный.

Шланг в сторону пожара раскатайте,

Соедините плотно  гайкой РОТ,

Шланг со стволом.  Тогда лишь воду  дайте,

В таком порядке - не наоборот!

Бутылка - та же  линза. Она  фокусирует лучи  солнца, и если возле стекла лежит бумага, может разгореться  огонь!

         Памятка для родителей!

   Пожарные, которые выносят детей из пожара, часто жалуются, что долго их не могут найти.

Потому что дети пугаются и не откликаются, когда их зовут.

           *     *     *

   При пожаре в квартире очень важно действовать быстро, без растерянности.

Главное не поддаваться панике.

          *     *     *

   Помните, что от дыма и огня нужно убегать.

          *     *     *

   При пожаре не пользуйтесь лифтом.

            Беседа с ребенком.

Запомните:

1.В первую очередь при пожаре люди гибнут от дыма.

   Вспомните как у костра, если глотнуть дыма, можно закашляться и на глазах появляются слезы. И вот представьте себе, что вся лестничная площадка и квартира заполнена таким едким дымом. Несколько глотков дыма – и человек уже не может правильно действовать и думать, он отравлен дымом.

2.Дым не дает нам время делать ошибки.

   Если в квартире начался пожар необходимо немедленно спасаться:

- Позвонить по телефону 01.

- Выбежать из квартиры.

- Если есть возможность позвать соседей.

- Звать на помощь прохожих с балкона.

- Закрыть дверь в комнату, где горит, и потом начинать действовать.

- Если в квартире дымно, лучше пробираться к выходу пригнувшись или даже на четвереньках закрыв лицо влажным полотенцем – внизу дыма меньше.

- Ни в коем случае нельзя прятаться.

 

           Поиграйте с ребенком:

      « Наведи порядок».

Положили в плошку…(каску)

Надевал пожарник…(кашку).

На лицо надета…(Машка),

Имя нашей кошке…(маска).

Мы на привале у горы

Зажгли костер,

Костер гор*!

Горит костер, но из-за дыма

Горы не видим я и Д*ма.

   

                 Пожар.

Лисья  у огня  повадка!

Он притихнет для порядка,

А потом на крыльях ветра

Прыгнет сразу на три метра.

Мигом он стерню съедает

И бежит за ветром вслед,

По траве сухой гуляет,

Оставляя черный след.

Пробежит все поле махом,

Лишь застрянет  пред оврагом.

Речка, вспышки  полоса

Срежут пламя, как коса.

Если хлеб еще не убран,

Бдительности не теряй!

Может быть  совсем  погублен

Злым пожаром  урожай!

                   

     

Пожарный  щит.

Где вода не сможет,

Там песок поможет.

В пожарном ящике песок,

И рядом на щите лопата.

Пожар не ждет! К щиту бросок!

Ведь время до предела сжато!

Лопату в руки, крышку вон!

Песок в очаг горения!

Засыпь его со всех сторон

Песком без промедления!

  Памятка для родителей!

   Сегодня проблема нашей с вами безопасности, а главное – безопасности наших детей, становится все острее и актуальней. Страх перед тем, что ребенок потерялся, что его могут похитить или с ним приключилась какая-то беда, оживляет в памяти родителей жуткие факты, почерпнутые из средств массовой информации. И все же мы знаем, что у нас в стране есть и успешно действуют службы спасения в чрезвычайных ситуациях.

   Расскажите ребенку о таких службах, которые всегда приходят на помощь в трудных ситуациях, о смелых и отважных людях готовых рисковать своей жизнью, чтобы спасти попавшего в беду.

                                            К. Ю. Белая

                     

Беседа с ребенком.

- Как называется машина, на которой пожарные прибыли к месту пожара?

- Опиши одежду пожарных.

Из какого материала изготовлена эта одежда?

Как она защищает их от огня?

- Назови службы помощи.

               Поиграйте с ребенком.

   Закончи предложения:

- При пожаре это… (пожарные)

- При тяжелом заболевании это… (врачи)

- Тонущего человека спасают… (спасатели)

- При обрушении дома или любом несчастном случае на помощь придут… (спасатели МЧС)

- Знаешь ли, номер пожарной службы?

   Назови его.

               Отгадай загадки.

   Если дом горит, тогда

   Пригодится нам…(вода)

   Он горючий, он летучий,

   Для машин необходим,

   Но опасным он бывает,

   Называется…(бензин).

   В случае пожара необходимо помнить что:

* Если огонь небольшой, можно попытаться сразу затушить его водой (если это не электроприборы) или набросить на него плотную ткань (одеяло).

* Если пламя сразу не удалось потушить, убегай из дома в безопасное место и позвони в пожарную часть по телефону 01, сообщи о пожаре и назови свой адрес.

* При пожаре дым гораздо опаснее огня. Продвигаться к выходу нужно ползком – внизу дыма меньше.

* Нельзя прятаться в шкафу и под кровать – это очень опасно, тебя могу не найти.

* При пожаре в подъезде никогда не заходи в лифт. Он может отключиться. Спускаться можно только по лестнице.   

                        ПОЖАР.

                   

                                      Ю. Форостенко

От  горящей  спички  летом

Загораются леса.

Если ты забудешь это,

не спасут и  чудеса!

Не  бросай в лесу окурки,

в сухотравье у дорог.

Огонек сыграет в жмурки,

Но чуть дунет ветерок -

Тут в открытую не прячась,

перепрыгнет наудачу

На верхушки сосен, елей,

лес погубит, птицу, зверя.

Чтоб несчастья избежать,

Лучше спички в лес не брать.

Оставляйте  спички дома,  

Не дразни огонь - дракона!

Коль увидишь на полянке

непотушенный костер,

А вокруг  бутылки, склянки,

(Загореться  может  бор!)

Заливай  его песком.

Склянки,  что  грозят  бедою,

Спрячь от солнца под кустом.

Уберешь, что бросил кто-то,

С чистой совестью уйдешь.

Так не трудною работой

От пожара лес спасешь!

        Памятка для родителей!

   Возникновение пожара из-за шалости и следствие травмирование и даже гибель детей – проблема, требующая для своего решения четких, скоординированных действий взрослых и ребенка.

   Чтобы не случилось беды, мы, взрослые, должны предупредить ребенка о возможных последствиях, но не напугать его. Огонь – друг, благодаря огню жизнь человека стала лучше. Но огонь может стать и врагом при не правильном обращении. Во многих случаях от тебя зависит, станет ли огонь твоим другом или врагом. Это одно из правил, которое нужно запомнить детям.

       Нужно помнить всегда:

  • Огонь требует бережного обращения.
  • Баловство с огнем может привести к беде.
  • Нельзя близко подходить к огню – можно обжечься.
  • Нельзя близко подносить предметы к огню – они могут воспламениться и нанести вред человеку или стать причиной пожара.
  • Не балуйтесь дома со спичками и зажигалками.
  • Уходя из дома, не забывайте выключить электроприборы (может произойти замыкание, которое способно привести к пожару).
  • Не включайте одновременно большое количество электроприборов (от перегрузки может произойти замыкание и начаться пожар).
  • Не подходите близко к открытому огню (можно вспыхнуть одежда).
  • Не сушите вещи над плитой.
  • Не зажигайте свечи, бенгальские огни без взрослых.

               Готов ли ваш ребенок остаться один дома?

  1. Ты остался один дома, чем будешь заниматься:

а) включишь телевизор; утюг;

б) будешь готовить на газовой плите;

в) возьмешь любимые игрушки;

г) будешь рассматривать любимые книжки;

   д) возьмешь, спички и зажигалку и будешь разжигать костер;

2.Если в квартире случился пожар, ты:

   а) начинаешь тушить;

   б) откроешь окно;

   в) будешь продолжать играть;

   г) позвонишь по телефону 01;

   д) позовешь соседей;

3.В квартире кроме тебя еще есть маленькая сестренка или братик, и они испугались и спрятались в шкаф, ты;

   а) выбежишь из квартиры;

   б) найдешь их и выведешь из квартиры;

   в) накинешь на них покрывало и ползком вместе с ними покинешь квартиру;

   г) будешь ждать родителей;

   д) спрячешься вместе с ними;

4.Если дым заволок, квартиру и стало трудно дышать, ты;

   а) продолжаешь от страха метаться по квартире;

   б) спрячешься;

   в) выйдешь на балкон, плотно закрыв дверь;

   г) смочишь тряпку, полотенце или платок, закроешь нос и рот, и будешь пытаться выползти из квартиры;

   д) откроешь окна;

5.Если пожар у соседей или на лестничной площадке, ты;

   а) откроешь дверь, и будешь смотреть;

   б) плотно закроешь все двери;

   в) закроешь все щели влажной тряпкой и позвонишь родителям;

   г) позвонишь по номеру 01 и вызовешь пожарную службу.

          Пословицы и поговорки:

   Осторожность – мать безопасности.

   Осторожность – не трусость.

   

   Не бойся, но опасайся.

   Плачем горю не поможешь.

   Не доглядишь оком – заплатишь боком.

   В детстве не научишься – всю жизнь намучишься.

 

         

Кто из вас, заметив дым,

Набирает «01»?

Кто забыл вчера из вас

Отключить в квартире газ?

Кто свечей не зажигает

И другим не разрешает?

Кто любитель по старинке

Над огнем сушить ботинки?

Красный отблеск побежал.

Кто со спичками играл?

Дым увидев, не зевает

И пожарных вызывает!

   

   Пожарные  машины.

Пять  машин пожарных в ряд

в ожидании ребят.

Пять машин давно уже

ждут пожарных в гараже.

День рожденья был у Жени.

Женя ждал на день рожденья

дядю Жору, тетю  Дашу,

Мишу, Машу  и Наташу.

В это время магазин

получает  сто машин.

На витрине магазина

ярко-красная машина

как огнем горит. О ней

узнают все пять гостей.

Каждый гость из магазина

нес  пожарную машину.

Потому - то дружно в ряд  

пять машин, и ждут ребят.

Ждет и Женя. Их ведь пять.

Приходите поиграть.



Предварительный просмотр:

ВОСПИТЫВАЕМ

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

(Консультация для родителей)

                                                       

                                           

                                                                                          Подготовила:

                                                                                      воспитатель

                                                                                          Варикова С.Е.

 

У нас долгое время бытовало мнение, что ребенок еще не личность. В нем отмечалось лишь то, что отличало его от взрослого. Получалось, что маленький ребенок – это существо неполноценное, которое не может самостоятельно мыслить, действовать, иметь желания, не совпадающие с желаниями взрослых.

НА ЧТО ПОХОЖА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ?

Чем старше становился ребенок, тем меньше в нем находили “несовершенств”, но сути дела это не меняло. И только в последнее время у нас утвердился “позитивистский” подход к развитию ребенка: за ним наконец-то признали право быть личностью. А самостоятельность – верная спутница личностного развития.

Что же такое самостоятельность? Казалось бы, ответ лежит на поверхности, но все мы немного по-разному его понимаем. Наиболее типичные ответы: “это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих”; “способность рассчитывать только на свои силы”; “независимость от мнений окружающих, свобода выражения своих чувств, творчество”; “умение распоряжаться собой, своим временем и своей жизнью вообще”; “умение ставить перед собой такие задачи, которые до тебя никто не ставил, и решать их самому”. Трудно возразить против этих определений. Они точно указывают на самостоятельность человека и, по большому счету, зрелость его личности. Но как применить эти оценки к малышу, скажем, 2-3 лет? Практически ни одна из них не может быть использована без существенных оговорок. Значит ли это, что правы были те психологи, которые утверждали, что полная самостоятельность малышам недоступна и посему о личности ребенка говорить преждевременно? И да, и нет.

Самостоятельность ребенка, конечно, относительна, но она зарождается в раннем детстве. Распознать ее у ребенка очень сложно: мы оперируем критериями “зрелой” самостоятельности, а у него она выражена неявно, часто мимикрирует под другие качества или обнаруживается только частично. Угадать ее проявления, помочь первым росткам окрепнуть и развиться – непростая задача. Как переоценка, так и недооценка зарождающейся детской самостоятельности весьма небезразличны для развивающейся личности ребенка и чреваты одним и тем же результатом – беспомощностью наших детей перед лицом жизненных проблем, а то и грубыми задержками в развитии. Чем же руководствоваться в оценке самостоятельности у малышей? Как распознать ее возрастные проявления?

Правило 1

Нельзя оценивать по одним и тем же меркам самостоятельность людей разного возраста, разного уровня умственного и психического развития, разного социокультурного слоя. Можно ли, например, сравнить уровень самостоятельности ученого-этнографа и аборигена Австралии, жизнь которого он изучает? Каждый из них, безусловно, самостоятелен и самодостаточен в обеспечении собственной жизнедеятельности, но только в тех условиях, в которых они родились и выросли. Если поменять их местами хотя бы на пару дней, беспомощными окажутся оба.

Абсолютной, единой для всех самостоятельности нет. Это понятие относительное – не только при сопоставлении групп людей, резко отличающихся между собой по каким-то признакам (этнографическим, возрастным или образовательным), но и при сравнении “однородных” групп. Понаблюдайте за 3-летними малышами в детском саду: собираясь на прогулку, кто-то из них старательно натягивает ботиночки, не без успеха сражается с неподдающимися застежками, а кто-то терпеливо ждет, когда освободится нянечка и поможет им одеться.

Но если понаблюдать за теми же малышами на занятиях по развитию речи или рисованию, то можно заметить, что дети, четко разделившиеся на “самостоятельных” и “несамостоятельных”, могут поменяться местами. Как же определить, кто из них самостоятелен на самом деле? В чем она должна проявиться, чтобы можно было с уверенностью сказать: “Ну вот теперь-то наш ребенок уж точно стал самостоятельным!” Ответить на этот вопрос и легко, и сложно одновременно.

С одной стороны, за многовековую практику воспитания детей были выработаны определенные нормы. Опираясь на возможности ребенка того или иного возраста, мы знаем, когда нужно его приучать есть самостоятельно, требовать от него опрятности или ответственности за порученное дело.

С другой стороны, ученые определили ряд видов деятельности, максимально обеспечивающих психическое развитие детей на том или ином этапе детства, – овладение ими в полном объеме и позволяет ребенку стать самостоятельным “по возрасту”. Так, от рождения до года общение с близкими взрослыми и есть ведущая деятельность ребенка; от 1 года до 3 лет – действия с предметами, от 3 до 7 лет – игра, от 7 до 14 лет – учение, от 14 до 18 лет – снова общение, но уже со сверстниками, а от 18 лет и выше – профессиональное самоопределение, труд.

Помните: каждый ребенок – уникальная личность, развивающаяся индивидуально, хотя и по общим возрастным закономерностям.

Темперамент, его врожденные способности, сфера интересов, даже семейная практика поощрения и наказания – все существенно влияет на темпы становления детской самостоятельности. Поэтому не очень увлекайтесь возрастными нормами, а сравнивайте самостоятельность вашего малыша с тем, что было неделю, месяц или год назад. Если репертуар самостоятельных действий у него растет, значит, он развивается нормально, пусть даже он не вполне справляется с тем, в чем его сверстники более удачливы.

Правило 2

Самостоятельность – понятие субъективное, в чем-то расплывчатое, и она может быть разной при оценке одного и того же действия. Если 3-летний малыш вознамерился самостоятельно завязать шнурки на своих ботинках и преуспел в этом, мы, безусловно, восхитимся его умелостью... Но нам и в голову не придет восхищаться самостоятельностью сына-подростка только за то, что он шнурует ботинки. Другое дело, если он подготовит научный доклад или возьмет на себя часть родительских забот по хозяйству.

Иначе говоря, самостоятельность – не столько умение исполнять какое-то действие без посторонней помощи, сколько способность постоянно вырываться за пределы своих возможностей, ставить перед собой новые задачи и находить их решения. Как только новое действие становится доступным, отношение к нему меняется как у самого ребенка, так и у взрослых.

Если случайно лишить малыша возможности самостоятельно сделать то, что он умеет, он немедленно запротестует. Однако активно демонстрируемая самостоятельность не вечна: освоенное действие становится рутинным, привычным и не вызывает былых восторгов окружающих. Ребенок теряет к нему интерес и начинает искать новое дело, успех в котором вернул бы этот восторг. Поэтому так трудно определить, в каком возрасте ребенок становится полностью самостоятельным.

По большому счету – этого не происходит никогда. Самостоятельность как бы перетекает из одной сферы активности в другую и локализуется где-то между уже освоенным и еще только осваиваемым – здесь она и фиксируется сознанием малыша как особое качество, возвышающее его в собственных глазах и вызывающее уважение окружающих.

К ребенку это впервые приходит в 2-3 года, которые и есть точка отсчета в формировании самостоятельности.

Правило 3

Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в жесткие рамки принятых в обществе норм. Поэтому она – не любое действие в одиночку, а только осмысленное и социально приемлемое. Трудно назвать самостоятельными однообразные, хаотические или бесцельные действия детей с психическими проблемами, хотя они и кажутся таковыми, хотя такие малыши играют в одиночку, не донимают взрослых и не интересуются тем, какое впечатление производят на окружающих.

Детям от 2-х до 3-х лет свойственна некоторая “асоциальность”, но она связана с отсутствием жизненного опыта и знаний “нормативности” действий. Маленькие шкоды, они-то и берутся за такие действия только для того, чтобы обрадовать маму новыми успехами. Не удивляйтесь, если обнаружите припасенную к приходу гостей красную рыбу в кошачьей миске: пока вы говорили по телефону, малыш решил покормить кошку. Не ругайте его. Лучше восхититесь его самостоятельностью и покажите, чем он может покормить кошку в следующий раз. Со временем ребенок усвоит главное – самостоятельность должна завершаться таким результатом, который устроит всех. Этот “всеобщий результат” или “всеобщий эффект” – непременное условие становления подлинной самостоятельности. Возникает же она чаще всего в интервале от 2-х до 3,5 лет, когда складываются три ее составные части. Они проявляются постепенно и преимущественно в сфере предметной активности ребенка – это последовательное овладение тремя уровнями целостной предметной деятельности.

ИЗ ЧЕГО СКЛАДЫВАЕТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ?

До определенного момента все действия детей примитивны: мячик катают, веником машут, в коробку что-нибудь кладут. Эти подражательные операции называют действиями “в логике предмета”. Ребенок не особенно задумывается, зачем он машет веником, – он просто воспроизводит знакомое действие, не догадываясь, что в нем есть особый смысл: после его завершения должен быть определенный результат – чистый пол. Вот когда ребенок поставит своею целью сделать чисто в квартире и ради этого возьмется за веник, тогда можно считать, что он сделал первый шаг к самостоятельности, действовал “в логике цели”.

Целеустремленность у ребенка проявляется в безудержных инициативах: стирать белье, как мама, или забивать гвозди, как папа. Но на первых порах нет ни умения, ни настойчивости, и чтобы инициатива не пропала, надо помочь. А родители, к сожалению, неохотно поддерживают “приступы” детской самостоятельности: они и обременительны, и небезопасны. Но и резко пресечь или часто переключать внимание ребенка на более разумные, по мнению взрослых, деяния тоже нельзя: это затормозит развитие зарождающейся детской самостоятельности и отбросит малыша назад, к примитивной имитации. Только в крайнем случае, если уж он удумал нечто из ряда вон выходящее, можно прибегнуть к этому – в остальном инициативу надо поддерживать.

Если помогать ребенку регулярно, в его действиях скоро обнаружится второй компонент самостоятельности – целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. Ребенок становится усидчивым, настойчивым, организованным. Неудача не становится поводом отказа от задуманного, а заставляет удвоить усилия и в случае необходимости – даже обратиться за помощью.

Очень важно вовремя помочь ребенку – это необходимое условие развития его самостоятельности. Малыш откажется от помощи как только почувствует, что может справиться сам. Овладев вторым компонентом самостоятельности – целенаправленным осуществлением своих намерений, ребенок все равно остается зависимым от взрослого, точнее от его способности соотносить результат с “нормой”. Малыш в принципе овладевает этим раньше и часто использует его в игре, но в том типе деятельности, которую он осваивает на третьем году жизни, есть принципиальное новшество – “всеобщий эффект”, о котором мы говорили выше. Ребенок не обладает достаточным опытом, чтобы самостоятельно определить, достигнут ли устраивающий всех результат. Носитель этого знания – взрослый, поэтому каждое самостоятельно задуманное и осуществленное действие ребенка он обязательно должен оценить, а это – целое искусство. С появлением первых ростков самостоятельности ребенок становится очень чувствительным к своим правам на ее проявление – столь же остро он реагирует и на оценку своих действий. Стоит грубо, резко или невнятно отозваться о его “взрослых” инициативах, и они могут исчезнуть навсегда вместе с вашими надеждами на самостоятельность ребенка. Поэтому, какой бы причудливой ни была его задумка, сначала похвалите, эмоционально поддержите ее, а уже потом тактично объясните, почему не получилось. Малыш так старался полить все цветы в доме, что не прошел мимо сирени на обоях. Жаль, конечно, испорченных обоев и разбухшего паркета, но удержитесь от брани и объясните ему, что бумажные цветы не поливают. Выслушивая ваши доводы, он со временем усвоит все понятия “нормативного”, “общепринятого”.

В 3,5 года ребенок уже практически безошибочно понимает, что сделал хорошо, а что плохо, чего надо стыдиться, а чего – не надо, и без нашей оценки. Такого рода способность – функция самоконтроля – завершающий этап формирования самостоятельности в предметной деятельности. Овладев способностью самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать ее, малыш становится уже в какой-то степени независимым от взрослого. Но это лишь первый и весьма скромный шажок на пути к зрелой самостоятельности.

Изменится возрастная ведущая деятельность, и он снова будет проходить все этапы освоения самостоятельности. Парадокс, но она не переносится автоматически из одного типа деятельности в другой. Если ваш малыш в 3 года успешно овладел самостоятельными предметными действиями, это еще не значит, что он будет успешно учиться в школе, если только не предпримет специальных усилий для этого. “Пробелы” в самостоятельности ребенка на любом из предыдущих этапов ее развития чреваты “цепной реакцией” – минусами в последующем. Часто самостоятельность ребенка застревает на дошкольном уровне. Его постоянно нужно контролировать в учебе, насильно усаживать за уроки и стимулировать интерес к ним. Правда, это не так сильно сказывается на общем его психическом статусе, как, скажем, умственное или речевое развитие. Тем не менее нарушения неизбежны: отсутствие произвольности, усидчивости, ответственности за порученное дело – все это прямое следствие личностных деформаций при становлении самостоятельности.

КАК ВЫГЛЯДИТ НЕ-САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Oсновные ошибки взрослых в воспитании детской самостоятельности в раннем возрасте – это две прямо противоположные тактики: гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий. В первом случае у него развивается инфантилизм, во втором – синдром беспомощности.

Инфантилизм возникает в ответ на активное подавление взрослым инициатив ребенка. Причины разные: страх за него, желание уберечь от неминуемого поражения или презрительное отношение к его “глупым” затеям. Итог один – отмирание инициативности как первого звена в формировании самостоятельности. Естественно, не проявятся и все последующие ее компоненты. Конечно, предметная самостоятельность не отмирает полностью – просто переносится ребенком в другую сферу активности (например, в общение с взрослым) и начинает проявлять себя в неспецифической форме: ребенок “мается”, не знает, чем себя занять – то, что он хочет делать, ему не позволяют, а то, что разрешают, ему не нравится. Тогда он переносит свои проблемы на маму: капризничает, нарушает запреты, выводит ее из себя – короче, реализует свою потребность в независимости другим способом. Если позволить этим чертам закрепиться, к школе получится вполне сложившийся невротик, который без мамы не может учиться и общаться с ровесниками.

Синдром беспомощности – это еще более глубокая задержка в развитии самостоятельности. У малышей нет даже того первого компонента самостоятельности, который все-таки присутствует у инфантильных детей – инициативы предметных действий. Этим детям все равно, чем играть, они могут долго заниматься одним и тем же делом, они редко меняют игровые предметы и абсолютно нелюбопытны. Особо грубые формы задержки свойственны детям, которые с раннего возраста воспитывались в детских домах, круглосуточных группах детского сада и т.д.

Недостаточное по объему и качеству общение с взрослыми, разлука с близкими угнетает развитие многих функций ребенка, в том числе и самостоятельности, хотя, казалось бы, для детей созданы все условия. Вот урок родителям, которые умудряются развить синдром беспомощности у ребенка даже во вполне благополучной семье родителей-энтузиастов, увлекающихся какой-нибудь “модной” теорией: бэби-йога, непрерывное закаливание, сыроедение и т.д. В сочетании с другими средствами воспитания они не могут нанести вреда психике ребенка, но, оставаясь единственной формой активности, способны привести к необратимым последствиями – как любой односторонний крен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Самостоятельность ребёнка. Её границы".

Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто они стремятся выполнять различные ...

Консультация для родителей «Самостоятельность ребёнка. Её границы».

Часто, по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку пом...

Консультация для родителей «Самостоятельность ребёнка. Её границы».

Часто, по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку пом...

Консультация для педагогов: Самостоятельная художественная деятельность детей, как средство эстетического воспитания.

Основное назначение Художественного творчества – образное отражение действительности. В процессе худ.деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, к...

Консультация для воспитателей:"Самостоятельная двигательная активность детей на прогулке и руководство ею"

Что означает двигательная активность? Основные педагогические приёмы и методы индивидуально-дифференцированного подхода к детям во время самостоятельной двигательной активности....

Консультация для родителей "Самостоятельность детей"

Данный материал создан для родителей воспитанников моей группы среднего возраста и затрагивает важные аспекты воспитания самостоятельности в детях.  Ведь зачастую многие родители и шагу самостоят...

Консультация для родителей: «Самостоятельность ребёнка. Её границы»

Часто, по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь?  Может ли ребенок быт...