Экспериментальная деятельность "Воздух нам необходим"
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

Белова Евгения Владимировна

В материалах представлены результаты проведения опытно-экспериментальной работы по теме "Воздух нам необходим". Цель работы: дать детям представление о воздухе; продемонстрировать при помощи экспериментов такие разные свойства воздуха, как  отсутствие цвета и формы, способность двигаться и создавать ветер, заполнять пустые пространства. Экспериментальная деятельность организовывается воспитателем во второй половине дня, в режимные моменты

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №59» г. Оренбурга

Конспект

Занятия в средней группе

Тема: «Воздух нам необходим»

Воспитатель:  

Белова Е.В.

Конспект   занятия   в средней группе  

Знакомство  с понятием « воздух» при  помощи экспериментирования.

                        «Воздух нам необходим»

Цель: Дать детям представление о воздухе. Продемонстрировать  при помощи экспериментов такие разные свойства воздуха,  как  отсутствие цвета и формы, способность двигаться и создавать ветер, заполнять пустые пространства.

Задачи: Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать.

               Учить устанавливать причинно - следственные связи  и делать        выводы.

Методы: игровой,  наглядный,  словестный, практический.

Приёмы:  Сюрпризный момент, игровая ситуация, коллективная работа,  индивидуальная работа, беседа, создание проблемной ситуации.

Материал. Таз с водой 2 шт,  тарелочки с  цветной водой, стаканы с водой, трубочки, шарики воздушные, веера, мячики 2 шт.

Предварительная работа: заучивание физминутки «Ветер дует нам в лицо» и подвижной игры  «Раздувайся пузырь».

Ход занятия.

( Дети сидят на стульчиках,    на ширме  появляется Петрушка, тихо бормоча себе под нос загадку.)

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он не видимый, и всё же.

Без него мы жить не можем.

Воспитатель:  Здравствуй, Петрушка, что ты бормочешь себе под нос?

Петрушка: Здравствуйте, Екатерина Ивановна,  здравствуйте, ребята.

Я так увлёкся, что не заметил,  как к вам пришёл!   И  это очень здорово!

Мне как раз нужна ваша помощь.  Я не могу отгадать загадку.

Воспитатель: Может  быть,  наши  дети смогут тебе помочь.

Петрушка: Слушайте  очень внимательно, загадка очень трудная.

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он не видимый, и всё же.

Без него мы жить не можем.

Воспитатель: Да, загадка не простая, но  я,  ребята,  немного вам  подскажу.

Сделайте глубокий  вдох,  и плавный выдох… ну  что догадались,  о чём загадка?

 Дети: Это воздух.

Петрушка: Так получается, я всё время  знал отгадку. Я проделал  такой длинный путь и всё это время дышал.

Воспитатель: Не расстраивайся,  Петрушка, что не смог сам отгадать загадку.

Ведь недаром говорят, что одна голова хорошо, а две лучше.

Петрушка,  ты не зря пришёл  к нам, твоя загадка как раз  помогла понять детям, о чём  сегодня мы будем беседовать. И ты сможешь вместе с детьми узнать много интересного про воздух.

Садитесь удобнее,  смотрите и слушайте внимательно.

Воспитатель: Что такое воздух?

(Ответы детей)

Воспитатель: Воздух – это то, чем мы с вами дышим. Без воздуха на нашей планете жизнь была бы невозможна.

Давайте  проведём  эксперимент : мы зажмём нос и рот и попробуем какое- то время не дышать.

(проводится эксперимент)

Воспитатель: Ну что, долго вы смогли обходиться без воздуха?

(Ответы детей)

Воспитатель: Если без воды  можно прожить несколько дней, то без воздуха нельзя прожить и 10 минут. Мы с вами дышим постоянно, даже когда спим, просто мы не замечаем этого.

Животным и растениям тоже необходим воздух. Его  мы не видим, но мы его можем ощущать. Давайте проведём второй эксперимент.

Возьмите  веер и помашите им около лица. Что вы ощущаете?

(Ответы детей)

Воспитатель: Вы ощущаете ветерок – это движется воздух.

Физминутка. Ветер дует нам в лицо    

                        Закачалось деревцо.

        Ветерок всё тише, тише,

                        Деревцо всё выше, выше.

А скажите мне, ребята, имеет ли воздух цвет?

(Ответы детей)

Воспитатель: Воздух не имеет цвета, он прозрачный.  Можно ещё сказать «невидимый», так как мы его не видим.  Если бы воздух  имел  какой-либо цвет, например, синий, то мы с вами  все сейчас были бы тоже синего цвета.

Ребята, а вы хотите увидеть воздух?

(Ответы детей)

Воспитатель: Нам в этом поможет обычная вода, ведь вода тоже прозрачная. Она не имеет ни цвета, ни запаха.

Возьмите стаканы  с водой, понюхайте и попробуйте её.

(Дети подносят стаканы с водой к носу и движением ладони  колышут  воздух над стаканом, а затем пробуют её на вкус).

Воспитатель: Возьмите со стола по одной трубочке и подуйте через неё  в стакан.

Что происходит?

(Ответы детей).

Воспитатель: Как вы думаете, почему пузырьки поднимаются  вверх. Они легче или тяжелее воды?

(Ответы детей)

Воспитатель:  Посмотрите ребята, у меня в руке стакан,  в стакане    что-нибудь есть?

(ответы детей)

Воспитатель: Давайте,  проверим, пустой он или нет.

(Проводится эксперимент)

Сейчас я опущу стакан  в таз с водой, стакан я держу прямо.

Обратите внимание, набирается вода в стакан или нет?

(Ответы детей)

Воспитатель: Что мешает воде попасть в стакан? Может быть, там живёт невидимка?

(Ответы детей)

Воспитатель:  Правильно, в  стакане есть воздух,  он не даёт воде попасть  в стакан. Если пробирку чуть-чуть наклонить,  из стакана начинают выходить пузырьки – это воздух, а  вода заполняет  пустоту стакана.

Оказывается, воздух заполняет все пустоты,  он не имеет своей формы.

Дети проводят опыт самостоятельно.

Воспитатель: У нас в группе есть игрушка, вы все её хорошо знаете. В этой игрушке  много воздуха, она умеет летать, прыгать, катиться. Её можно подбрасывать вверх  и ловить. Но если в этой игрушке окажется крошечная дырочка, играть с такой игрушкой становится неинтересно.

О какой игрушке идёт речь?

(Ответ детей)

Давайте мы поиграем с мячами, а потом вы мне скажете, какие мячи прыгают выше и почему.

Дети играют с мячами  и дают ответ воспитателю.

Воспитатель: Сейчас мы проведём интересный эксперимент, подойдите к следующему столу. Сядьте напротив  понравившейся вам тарелочки.

 Тарелочки - это моря синее, красное и жёлтое, а вы будете ветром.

Подуйте сначала тихонько  на своё море,  а затем  сильнее.

 Что происходит  с  поверхностью вашего моря?

Дети проводят эксперимент и дают ответ воспитателю.

Петрушка:  Екатерина  Ивановна, у меня есть с собой  воздушные шарики, с ними  тоже можно эксперимент  провести?

Воспитатель: Конечно можно.

Воспитатель: Ребята, возьмите шарики и надуйте их, а когда надуете,  зажмите  снизу посильнее.

Дети надувают шарики

Воспитатель:    А теперь, давайте отпустим наши воздушные шарики и посмотрим, что произойдёт.

Дети отпускают шарики и наблюдают за ними.

Воспитатель:  Как вы думаете,   что их толкает, почему они полетели?

(Ответы детей).

Воспитатель: Вот видишь, Петрушка,  сколько  экспериментов мы провели  сегодня с ребятами.  Сколько  нового и интересного узнали про воздух.

Петрушка:  Спасибо вам, Екатерина Ивановна,  и вам, ребята, спасибо, мне очень у вас понравилось. Теперь я могу много интересного про воздух рассказать своим друзьям.   А сейчас мне пора.  До свидания.

Петрушка уходит.

Рефлексия.

Понравилось вам наше занятие?

Что вам понравилось и запомнилось больше всего?

Что нового вы сегодня узнали?

Пригодится вам это в жизни.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

буклет Необходим ли просмотр вредного мультика

консультация для родителей в виде буклета...

ДЛЯ ЧЕГО РЕБЕНКУ НЕОБХОДИМ РЕЖИМ ДНЯ

ДЕСЯТЬ СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ...

Когда ребенку необходим логопед?

Причины обращения к логопеду....

Обруч нам необходим, поиграют дети с ним

спортивный летний праздник...

опытно-экспериментальная деятельность «Воздух всему живому необходим»

формирование представлений детей о воздухе и его свойствах....