Программа "Игроград"
рабочая программа на тему

Борисова Ольга Владимировна

напрвлена на социально-личностное развитие через сюжетно-ролевую игру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_igrograd.docx94.49 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганске районное муниципальное дошкольные

образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад «Медвежонок»

Рабочая программа социально-личностного

развития в сюжетно - ролевой игре

«Игроград»

Составитель: Борисова О.В.

с.п. Чеускино

Содержание

  1. Пояснительная записка
  1.  Актуальность …………………………………………………….2

1.2. Цели и задачи………………………………………….................3

1.3. Характеристики особенностей развития…………….................3

1.4. Планируемые результаты освоения программы

  1. Содержание работы
  1. Перспективное планирование …………………………………8
  2. Структура занятий …………………………………………….20
  3. Организация игровой деятельности в режиме дня …………..21
  1. Система мониторинга
  1. Цель мониторинга………………………………………………….22
  2. Результативность…………………………………………………...23  
  3. Методическое обеспечение ……………………………………….23

Список литературы

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 Актуальность

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и само регуляции        собственных        действий;        развитие социального        и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных        установок        к        различным        видам        труда        и        творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

В каком виде детской деятельности можно решить такие трудные задачи, конечно через ведущую деятельность для детей дошкольного возраста – игровую, конкретно в сюжетно-ролевой игре. Ведь именно в игровой деятельности у ребёнка есть вся необходимые условия для успешного освоения окружающей действительности. Именно в игре ребёнок получает возможность обучения коммуникативному общению со сверстником и взрослым в совместной игровой деятельности»

Только в правильно организованных сюжетно - ролевых играх ребёнок имеет уникальную возможность реализовать себя, как активный участник происходящей деятельности, кроме того в игре ярко проявляется особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающая проблема в общении. Сюжетно - ролевая игра будет являться   подлинно социальной практика ребёнка, и его реальной жизни в обществе сверстников.

В ролевых играх дети вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность строить свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности. Игра – это жизнь ребенка, его существование, источник развития моральных качеств личности, его развитие в целом

Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества — это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр.

Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых, это форма моделирования ребенком социальных отношений: свободная импровизация, не подчиненная жестким правилам и неизменным условиям.

Практическая направленность программы состоит в следующем:

- система способов и приёмов работы, построенная и адаптированная в ходе может быть использована в любом детском саду как социальным педагогом, так и воспитателем.

1.2. Цель и задачи программы

Цель:

  • Создание благоприятных условий для социализации личности дошкольника;

Задачи:

  • проявлять доброжелательность в игровом общении со сверстниками;
  • проявлять инициативу в игровом взаимодействии со сверстниками;
  • эмоционально отзывается на происходящие события;
  • уважать и верить в себя;
  • уметь договариваться, так как желания и стремления других людей не всегда совпадают с твоими;
  • проявляют изобретательность, творчество.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

Программа рассчитана на детей 5 - 7 лет. Занятия проводятся в соответствии утвержденной циклограммой деятельности.

1.3. Характеристики особенностей развития детей  

  • Игра как особое пространство развитие детей.

Шестой год жизни. Старшая группа

В старшей        группе        необходимо создать        условия        для активной, разнообразной творческой игровой деятельности.

Задачи развития игровой деятельности:

  • Развивать умение играть        на        основе        совместного        со сверстниками сюжето сложения: сначала через передачу в игре знакомых сказок и историй, затем через внесение изменений в знакомый сказочный сюжет (введение новой роли, действия, события), впоследствии—через сложение новых творческих сюжетов.
  • Обогащать содержание сюжетных игр детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей (школа, магазин, больница, парикмахерская, путешествия и др.), активизировать воображение на основе сюжетов сказок и мультипликационных фильмов.
  • Совершенствовать умение следовать игровым правилам в дидактических, подвижных, развивающих играх.
  • Развивать умение сотрудничать со сверстниками в разных видах игр: формулировать собственную точку зрения, выяснять точку зрения своего партнера, сравнивать их и согласовывать при помощи аргументации

Сюжетно-ролевые игры.

Проявление интереса к сюжетно-ролевым играм, содержанием которых является отображение социальной действительностью, к комбинированию в одном сюжете реальных и фантастических событий, разнообразных ситуаций взаимодействия людей, коллизий; появление сюжетно-ролевых игр новой тематики («Музей», «Книжный гипермаркет», «Туристическое агентство» и др.) и игр» с продолжением» сюжета в течение нескольких дней.

Самостоятельное участие в создании игровой обстановки с учетом темы игры и воображаемой ситуации, совместное с воспитателем изготовление

Седьмой год жизни. Подготовительная группа

В подготовительной группе важно обеспечить дальнейшее развитие самостоятельности игре, интереса к новым видам игр, развивать игровое творчество детей. Игры с готовым содержанием и правилами содержат в себе черты будущей учебной деятельности. В них ребенок должен понять стоящую передним задачу (составить узор, найти правильный путь в лабиринте), осознать игровые правила (соблюдать очередность, учитывать запрещающие сигналы знаки, продвигаться только по «своим» дорожкам, не произносить запретные слова), следить, чтобы правила соблюдались всеми играющими (если играют несколько партнеров), контролировать себя, добиваться выигрыша первенства.

Задачи развития игровой деятельности:

  • Поддерживать проявления активности, самостоятельности творчества детей в разных видах сюжетных игр; обогащать игровой опыт каждого ребенка на основе участия в интегративной деятельности (познавательной, речевой, продуктивной), включающей игру;
  • Формировать умение не только следовать готовым игровым правилам в дидактических, подвижных, развивающих играх, но и самостоятельно создавать новые правила.
  • Обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками, развивать дружескиевзаимоотношенияиспособствоватьстановлениюмикрогруппдетей на основе интереса к разным видам игр.

     Сюжетно-ролевые игры.

Развитие        интереса        к        отображению        в        сюжетно-ролевых играх разнообразных событий, связанных с их непосредственным опытом (посещение гипермаркета, кафе, парикмахерской), впечатлений, полученных от просмотра телевизионных передач, чтения художественной литературы, ожиданий, связанных с перспективой поступления в школу. Участие в играх проектного типа, в которых, принимая на себя роли, дети создают определенный продукт, который в дальнейшем может быть использован в других играх; стремление к играм «с продолжением» сюжета в течение нескольких дней.

Самостоятельное        использование        совместного        со        сверстниками сюжето сложения, переход от внесения изменений в знакомый сказочный сюжет (введение новой роли, действия, события) к сложению новых творческих сюжетов.        Участие в    подготовительном этапе сюжетно-ролевой        игры: самостоятельное придумывание новых сюжетных линий, комбинирование и согласование вариантов    развития сюжета        со    сверстниками. Активное использование приема словесной передачи воображаемых игровых событий, места действия («Здесь море. Это корабль, —он плывет к замку волшебника») приемом условного проигрывания части сюжета— «как будто».

Проявление инициативы и активности в использовании продуктивной деятельности детей        для создания        необходимых        атрибутов        для        игры (изготовление рекламных плакатов для игры в «Цирк», коллажей, талончиков для лотереи, призов для победителей конкурсов и пр.), участие создании коллекций предметов для разных игр (коллекция новогодних украшений для игры         «Новогодний     базар        к гипермаркету», коллекция школьных принадлежностей для игр «Школа», «Школьный базар»).

Участие в согласовании общего игрового замысла использованием разнообразных способов (считалки, жребия, договора по желанию), установление договоренности о развитии сюжета и выборе ролей по ходу игры.

Самостоятельное стремление детей совместно с партнерами распределять роли, обращаться к партнеру по имени игрового персонажа, вступать в разнообразные ролевые диалоги со сверстниками, передавать при помощи интонации, мимики, жестов характер и настроение ролевого персонажа, изменять интонацию голоса в зависимости от роли, характера и настроения игрового персонажа.

  • Образовательная область» Социально-коммуникативное развитие»

Шестой год жизни. Старшая группа

Дошкольник входит в мир социальных отношений.

Задачи образовательной деятельности

  • Воспитание доброжелательного отношения к людям, уважения к старшим, дружеских взаимоотношений со сверстниками, заботливого отношения к малышам.
  • Развитие добрых чувств, эмоциональной отзывчивости, уменияразличатьнастроениеиэмоциональноесостояниеокружающихлюдейиучитыватьэтовсвоемповедении
  • Воспитание культуры поведения и общения, привычки следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим.

Развитие положительной самооценки, уверенности в себе, чувств собственного достоинства, желания следовать социально-одобряемым нормам поведения, осознание роста своих возможностей и стремление к новым достижениям.

Взаимоотношения и сотрудничество. Проявление доброжелательного отношения к сверстникам, уважения к взрослым. Овладение при поддержке взрослого умениями совместной деятельности: принимать общую цель, договариваться о способах деятельности материалах, в процессе общего дела быть внимательными друг к другу, добиваться хорошего результата, выражать свое отношение к результату и взаимоотношениям («Все работали дружно, вырезали много красивых снежинок и теперь мы украсим ими нашу группу»). Освоениеразныхформысовместнойдеятельностиисотрудничествасосверстниками: работа парами, подгруппами, фронтально-вместе со всеми. Оценка результатов совместных действий.

Правила культуры поведения, общения со взрослыми и сверстниками.

Знакомство детей с правилами культуры поведения по отношению к взрослым и сверстникам. Упражнение в использовании культурных форм общения: обращаться к взрослым по имени и отчеству, на «ВЫ», вежливо обращаться с просьбой, самостоятельно здороваться, прощаться, благодарить за помощь и заботу. Быть дружелюбным и справедливым по отношению к сверстникам. В разговоре смотреть на собеседника, говорить приветливо, не перебивать говорящего и не прерывать разговора, если он не закончен, избегать грубого тона в общении. Умение оценить поступки с позиции правил культуры поведения и общения.

Седьмой год жизни. Подготовительная группа

Задачи образовательной деятельности

  • Развивать гуманистическую направленность поведения: социальные чувства, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.
  • Воспитывать привычки культурного поведения и общения с людьми, основы этикета, правила поведения в общественных местах.
  • Обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношения со сверстниками и взаимодействия с взрослыми.
  • Развивать начала социальной активности, желания на правах старших участвовать в жизни детского сада: заботиться о малышах, участвовать в оформлении детского сада к праздникам и пр.
  • Способствовать формированию положительной самооценки, уверенности в себе, осознание роста своих достижений, чувства собственного достоинства, стремления стать школьником.
  • Воспитывать любовь к своей семье, детскому саду, к родному городу, стране.

Взаимоотношения сотрудничество. Мы самые старшие в детском саду.

Представления о нравственных качествах людей, их проявлении в поступках и взаимоотношениях (доброта, справедливость ответственность, уважение, честность, чувство собственного достоинства). Оценка поступков с позиции норм и правил. Жизнь человека как ценность.

       Представления о дружбе, о качествах и поступках настоящих друзей. Развитие        у детей чувства «единой семьи» в детском саду, интереса к сверстнику, желания лучше узнать личностные особенности        друг друга. Освоение при поддержке воспитателя организационных умений: определять общий замысел, планировать работу, уметь договориться о распределении обязанностей в небольшой подгруппе, распределять роли, материалы, согласовывать свои действия со сверстниками, оценивать результат и взаимоотношения «Играли дружно, и получился красивый дворец». Умение использоватьразныеспособыиприемысправедливогораспределенияролей, игровых материалов (считалки, жеребьевка, очередность, предварительная договоренность). Готовность помогать тому, кому трудно, поделиться своими знаниями и умениями, научить, проявлять справедливость.

Приучение самостоятельно соблюдать установленный порядок поведения в группе, регулировать свою активность: учитывать права других детей, соблюдать очередность, проявлять терпение, не вступать в ссоры, не перекладывать свою работу на других детей, проявлять настойчивость.

Представление о том, что шестилетки—самые старшие среди детей в детском саду, они показывают другим хороший пример, заботятся о малышах, помогают взрослым, готовятся к школе.

Правила культуры поведения, общения со взрослыми и сверстниками.

Дальнейшее освоение правил культуры общения со взрослыми и детьми (Сверстники и малыши), норм этикета (культура поведения за столом, поведение в гостях, культурные нормы разговора и пр.). Правила поведения в общественных местах, правила уличного движения. Представления, конкретные формы проявления уважения к старшим, заботливого отношения к пожилым людям, людям с ограниченными возможностями.

1.4. Планируемые результаты освоения программы

Главный показатель – личностный рост каждого ребенка, его творческих способностей, превращение группы в единый коллектив, способный к сотрудничеству и совместному творчеству.

Шестой год жизни.

Старшая группа

Седьмой год жизни

Подготовительная группа

В общении со сверстниками дружелюбен, доброжелателен, умеет принимать общий   замысел, договариваться, вносить предложения, соблюдает общие правила в игре и совместной деятельности;

Имеет        представления        о        том, что «хорошо и что плохо», в оценке поступков опирается на нравственные представления. У детей присутствует предварительное обозначение темы игры, создание игровой обстановки;

Дети заинтересованы совместной игрой, эмоциональный        фон        общения положительный, согласовывать в   игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеют объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру. Характерно использование просьб, предложений в общении с партнерами;

Имеет        близких        друзей        (друга),         с удовольствием общается, участвует общих    делах, обсуждает    события, делится             своими             мыслями, переживаниями.

Способны        согласовать        в        игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеют объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру.

Разнообразно        проявляют        свою активность в сюжетных играх:

У детей присутствует предварительное обозначение темы игры, и создание игровой обстановки;

Дети заинтересованы совместной игрой, эмоциональный        фон        общения положительный, согласовываю в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеют объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру. Характерно использование просьб, предложений в общении с партнерами;

II. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

2.1. Перспективное планирование

Первый год обучения (возраст 5-6 лет)

Занятий

Тема

Игровой и социально-личностный компонент

Атрибутивный компонент, предварительная подготовка

                                                               Игры на бытовые сюжеты

2

Большая стирка

Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду прачки, бережного отношения к чистым вещам — результату ее труда.

В        общении со сверстниками дружелюбен, договариваться, вносить предложения, соблюдает общие правила в игре и совместной деятельности;

Экскурсия в прачечную детского сада, Чтение рассказа А. Кардашовой «Большая стирка».

3

Семья

День рождение мамы

Осознать свое реальное место среди членов семьи, посмотреть на себя со стороны, уважать себя и верить в свою значимость в семье

Изготовление игрушек-самоделок, предоставить детям в свободное пользование необходимы материал. Чтениехудожественной литературы и рассматривание иллюстраций на тему «Семья». На занятиях по конструированию: постройка мебели.

                                      Игры на производственные и общественные темы

3

Поликлиника,

Ветеринар

формирование социальной позиции и смыслами в игре, преодоление трудности в общении. Поиск своего места о взрослом мире людей

Чтение сказки «Айболит»

рассказ воспитателя о труде врачей рассматривание иллюстраций, совместное выполнение детьми построек

Занятие по сказке «Айболит». Встреча с родителями, работающими на ФАП.

2

Строим дом

Познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «плотник», «сварщик», «строительный материал

изготовление игрушек-самоделок, конструирование из строительного материала, предоставить детям в свободное пользование пластилин, глину, ножницы, клей, картон. Чтение сказки «Теремок», произведений «Кто построил тот дом?» С. Баруздина, «Здесь будет город» А. Маркушин, «Как метро строили» Ф. Лева.

3

Путешествие на корабле

Учить выбирать и брать на себя определенную роль. Называть ее словами.

Имеет        представления        о том, что «хорошо и что плохо», в оценке поступков опирается на нравственные представления. У детей присутствует предварительное обозначение темы игры, и создание игровой обстановки;

Рассматривание разного вида кораблей (пассажирский, рыболовный) Наблюдение за играми старших детей и совместные игры с ними. Чтение и рассматривание иллюстраций по теме «Водный транспорт». Рисование автобуса. Изготовление совместно с воспитателем атрибутов для игры. Просмотр фильма.

2

«Магазин «Продукты»»

Научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда» Учить подчиняться интересам товарищей, уступать, помогать друг другу, согласовывать в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеют объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру.

Экскурсия в магазин.

Беседа с детьми о проведенных экскурсиях. Встреча детей с мамой, которая работает продавцом в магазине. Изготовление с детьми атрибутов к игре (конфеты, деньги, кошельки,    пластиковые карты, ценники и т.д.).

2

«Зоопарк»

Обучать детей в реализации и развитии сюжета игры

Учить организовывать самостоятельные совместные игры в 2-3 человека. Формировать доброжелательные отношения.

Чтение рассказов о животных. Рассматривание иллюстраций. Совместное выполнение детьми построек.

2

Парикмахерская

Поощрять самостоятельное распределение ролей, подчиняться установленным правилам

Обучать детей в реализации и развитии сюжета игры, согласовывать в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеют объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру.

Экскурсия в «Парикмахерскую»

рассказ воспитателя о труде парикмахера рассматривание иллюстраций, совместное выполнение детьми построек.

3

Подготовка к открытию детского сада

Использовать в играх несложный материал произведений см помощью воспитателя

Разнообразить игровые действия, отображающие труд и бытовую деятельность взрослых.

    Использование просьб,    

Предложений в общении с партнерами;

Поощрять самостоятельное изготовление атрибутов, использовать заместители

Чтение рассказов

Беседа: «Кто работает в детском саду», экскурсия по детскому саду

2

Кафе

Поощрять самостоятельное распределение ролей, подчиняться установленным правилам, самостоятельное объединение детей в 3-4 чел. (по симпатиям)

Учить подчиняться интересам товарищей, уступать, помогать друг другу.

Чтение художественной литературы:

«Федорино горе»,

«Вини-пух и все, все, все…»

«Муха – цокотуха» …

Продуктивные виды деятельности:

Изготовление тортов, пирожного, мороженого, конфет, разных фруктов и т.д.

Рисование денег своей группы.

Дидактические игры: «В гости к мишке», «Накрой на стол», «Вежливые слова»…

Экскурсии: в магазин, в кафе

2

«Библиотека»

 

 

 

Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость библиотек; расширять представления о работниках библиотеки, закреплять правила поведения в общественном месте; знакомить с правилами пользования книгой; пробуждать интерес и любовь к книгам, воспитывать бережное к ним отношение.

Экскурсия в библиотеку с последующей беседой. Чтение произведения С. Жупанина «Я – библиотекарь», открытие «Книжной мастерской» по ремонту книг. Изготовление карманчиков в книгах и формуляров. Выставка рисунков по мотивам прочитанных произведений.

                Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач

1

Путешествие на самолете в Антарктиду

Использовать в играх несложный материал произведений с помощью воспитателя

Разнообразить игровые действия, отображающие труд и бытовую деятельность взрослых. Обучать детей в реализации и развитии сюжета игры, В общении со сверстниками дружелюбен, доброжелателен,         умеет принимать общий замысел, договариваться, вносить предложения, соблюдает общие правила в игре и совместной деятельности;

Чтение рассказов

Показ мультфильма

рассказ воспитателя о труде лётчиков, рассматривание иллюстраций, совместное выполнение детьми построек

1

«Моряки»

Использовать в играх несложный материал произведений см помощью воспитателя

 Разнообразить игровые действия, отображающие труд и бытовую деятельность взрослых.

Предшествующая работа: Чтение художественной литературы: А.Митяев «Наше оружие»  «Рассматривание иллюстраций «Армия родная», беседа «Защитники Родины», рисование »По морям – по волнам» ,

Итого: 32 часа

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (ВОЗРАСТ 6-7 ЛЕТ)

№ п/п

Тема

Социально-личностный  компонент

Практический компонент

Игрынабытовыесюжеты

I

Гости

      Совместную игру с детьми начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения — «расшатывания» уже известных; постепенно переводить к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового

Самостоятельно подбирать и изготавливать атрибуты, подбирать заместители, поощрять использование воображаемых предметов

1

Семья

Разыгрываются сюжеты:

«Утро в семье»

«Маленькая помощница»

«У нас в семье – младенец»

«Вечер в семье»

Учить бесконфликтно распределять роли, подчиняться правилам, увеличивать число играющих

Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» и последующая беседа. Задание детям: узнать дома о труде родителей. Беседа о труде родителей с использованием иллюстрированного материала. Создание альбома «Наши папы и мамы трудятся». Рассматривание семейных фотографий. Инсценировка стихотворения С. Михалкова «А что у вас?». Составление детьми рассказов на тему «Как я живу дома». Беседа на тему «Как я помогаю взрослым» с участием Петрушки.  Изготовление с детьмиатрибутов к игре.

1

Фотограф

Учитывать желание м вкусы участников игры, уметь включаться в общение, поддерживать и развивать сюжет. Сплочение детей, изживание гнева и страха. Помочь ребенку адаптироваться, проявить себя

картинки или фотографии с изображением различных сцен (из сказок, композиции), портретов

II Игры на производственные и общественные темы

2

Первобытные люди

     Расширить тематику ввести детей в необычную социальную ситуацию. Воспитывать чувство сопричастности гордости за общее дело, за свою работу

Ознакомление с жизнью первобытных людей. Вхождение в ситуацию жизни и опыта древних людей. Чтение книг и рассказов о жизни первобытных людей, рассматривание иллюстраций, дети изготавливают одежду, строят жилище

1

Водители автопарка. Автозаправка

Скорая

помощь

Самостоятельно объединять в игру 5-6 чел. по симпатиям Учить бесконфликтно, распределять роли, подчиняться правилам, увеличивать число играющих Закрепление знаний и умений о труде водителя грузового и пассажирского транспорта, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми.

Наблюдения за машинами на улице, целевые прогулки к автопарку, бензоколонке, гаражу. Игра-занятие «Шоферы уходят в рейс». Разучивание подвижной игры «Пешеходы и такси». Чтение и рассматривание иллюстраций по теме «Шоферы». Чтение рассказов из книги Б. Житкова «Чти я видел?». Постройка гаража для нескольких машин и грузового автомобиля из строительного материала.

2

Поликлинике принимают: стомотолог, педиатор

Учить строить план игры, определять способы осуществления плана, играть длительное время.

Воспитание доброжелательного отношения к людям, уважения к старшим, дружеских взаимоотношений со сверстниками, заботливого отношения к малышам.

Экскурсия в больницу с родителями. Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.) Дидактическая игра «Катя простудилась».  Беседа с детьми о работе врача, медсестры. Рассматривание иллюстраций о враче, мед. Сестре. Лепка «Подарок для больной Ясочки». Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением      родителей (халаты, шапки, рецепты, мед)

1

Гипермаркет

Учить самостоятельно, придумывать сюжет игр, отображать общественно-политические события, отношения взрослых. Закрепление знаний о функционировании магазина. Формирование навыков культурного поведения в общественных местах.

Экскурсия в магазин с родителями. Чтение литературных произведений:    Б. Воронько «Сказка о необычных покупках» и др. Этическая беседа о поведении в общественных местах.

Встреча детей с мамой, которая работает продавцом в

1

Игра «Волшебники»

Воспитание у детей чуткости, стремления проявить заботу и внимание к окружающим. Самостоятельное использование совместного со сверстниками сюжетосложения, переход от внесенияизменений в знакомый сказочный сюжет (введениеновойроли, действия, события) ксложениюновыхтворческих сюжетов

Чтение сказок. Этическая беседа «Добрые волшебники». Изготовление подарков для малышей. Подготовка к концерту.

1

Салон красоты

Учить строить план игры, определять способы осуществления плана, играть длительное время. Формирование трудовых умений, развитие творческого воображения детей. Формирование представлений дошкольников о том, что такое парикмахерская. Воспитание у детейположительногоотношения к рядовымбудничнымпрофессиям.

Экскурсия в парикмахерскую с родителями Этическая беседа о культуре поведения в общественных местах. Рассматривание альбома с образцами причесок. Дидактическая игра «Причешем куклу красиво» Прогулка к ближайшей парикмахерской. Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, пелеринки, полотенца, чеки, деньги и др.)

1

Детскийсад

расширить сферу социальной активности ребенка и его представления о жизни детского сада, представив ему возможность заниматься различные позиции взрослых (воспитателя, медсестры, заведующего, помощника воспитателя, плотника).

Экскурсия по детскому саду, наблюдение за работой повара, младшего воспитателя, воспитателя, медсестры. Н.Забила «Ясочки садик», Е.Яниковская «Я хожу в детский сад»

1

Кафе

Учить выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом; учить подбирать атрибуты для игры самостоятельно; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками; развивать умение детей взаимодействовать и ладить друг с другом в совместной игре.

Экскурсия в кафе с родителями рассказ воспитателя о труде работников кафе, рассматривание иллюстраций, совместное выполнение детьми построек

1

Строители

Учить строить план игры, определять способы осуществления плана, играть длительное время.

Формирование трудовых умений, развитие творческого воображения детей. Воспитание у детей положительного отношения к рядовым будничным профессиям рабочих династий.

Экскурсия на стройку. Беседа со строителями. Рассматривание картин, иллюстраций о строительстве и беседы по содержанию. Беседа о технике безопасности на стройке. Рисование на тему «Строительство дома». Изготовлениеатрибутовдляигр.

2

Спасатели

Срочный вызов на пожар

Спасатели на воде

формирование игровых умений где дети имеют возможность свободно вступать во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях, комбинировать и согласовывать свои замыслы с замыслами 2-3 партнеров

рассматривание картин из серии «Профессии», беседы с детьми: «Огонь- наш друг или враг», «Важные телефонные номера». Прочитать детям:  И. Холин «Как непослушная хрюшка чуть не сгорела», П Голосов «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке», Б.Житков «На льдине», И. Турчин «Человек заболел»

1

Цирк

Закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах; закреплять знания о цирке и его работниках.

Самостоятельно объединять в игру 5-6 чел. по симпатиям. Поощрять разные играющие группы, добиваться самостоятельного разрешения конфликтов в игре между собой.

Чтение произведений «Девочка на шаре» В. Драгунского, «Цирк» С.Маршак, «Друзья мои кошки» Ю. Куклачёв. Изготовление атрибутов для игры (билеты, программки, афиши, гирлянды, флажки и т.д.)

1

Домики

Создать условия для проявления творческих способностей, социальных умений, возможности отразить свои внутренние переживания, проявить дружелюбный характер

понадобятся коробки разной величины для домиков; клей обои, подсобный материал для изготовления мебели, куклы Барби. В домике может много комнат из нескольких коробок, а может быть и одна комната. Дом украшают по вкусу хозяйки

1

Путешествие на воздушном шаре

Воспитывать отзывчивость, культуру общения. Сплочение коллектива, развивать умение действовать сообща имя небольшое пространство для развертывания игры

чтение книги Н.Носова «Приключение Незнайки, игрушечный компас, карта России, пилотки, флажки, «Аптечка»

1

Почта,  посылка из Лапландии

Учить бесконфликтно распределять роли, подчиняться правилам, увеличивать число играющих

Расширение и закрепление знаний детей о разных формах почтовой связи: почта, телеграф, телефон, радио. Воспитаниечуткого и внимательногоотношения к товарищам и близким.

рассказ воспитателя о труде почтальона, рассматривание иллюстраций, совместное выполнение детьми построек, д./и «Потерялось письмо» Дуди «Разговор по телефону» Чтение С. Маршака «Почта», игра «Открытие нового почтового отделения»

3.Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач

1

Пир у Бабы-Яги

Путешествие на поезде с героями сказок.

Тетушка Федора и посуда.

      Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения — «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового

Самостоятельно подбирать и изготавливать атрибуты, подбирать заместители, поощрять использование воображаемых предметов


1-2

Военные летчики

Учить строить план игры, определять способы осуществления плана, играть длительное время.

Способствование военно-патриотической подготовке дошкольников. Способны согласовать        в игровой деятельностисвоиинтересыиинтересы партнеров, умеютобъяснитьзамыслы, адресовать обращение партнеру.

рассказ воспитателя о труде лётчиков, рассматривание иллюстраций, совместное выполнение детьми построек

IV Самостоятельные игры

2-3

На усмотрение самих детей

создать условия для возникновения совместных игр, поощрять дружеские взаимоотношения между детьми, поощрять самостоятельность, позволить ребенку, реализовать свои планы выразить свои чувства

Организовать пространство для деятельности приготовить небольшого размера кукол, машин, игрушечную мебель, разнообразный подсобный материал: лоскуты ткани картон, бумагу, кубики, шарики, бросовый материал

V. Режиссёрская игра

1-2

Морское путешествие

Учить бес конфликтно распределять роли, подчиняться правилам, увеличивать число играющих Развитие добрых чувств, эмоциональной отзывчивости, умения различать настроения и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своём поведении.

Самостоятельная игра детей

Занятие по изо «Морское царство», беседы о пограничниках, рассматривание иллюстраций, рассматривание иллюстраций

ИТОГО 30 часов

  1.  Структура занятий

В основу программы легли разработанные занятия, которые имеют свою структуру построения и четко определенные задачи. Форму занятий можно определить, как творческую, самостоятельную деятельность детей.

Материалом занятий служат игры и игровые упражнения, направленные на развитие общей осведомленности, восприятия, внимания, творческих способностей, фантазии, речи, а также определенных личностных качеств (самоконтроля, самоорганизованности, коммуникативных и нравственно-волевых навыков).

Основное условие для развития сюжетно-ролевой игры - это совместные игры взрослого и ребенка. Чтобы научить детей развивать взаимодействие во время игры, педагог обыгрывает жизненные ситуации, привлекая их к активному участию. Педагог создает ситуации, стимулирующие ребенка к действиям в воображаемой ситуации, к умению договариваться.

        На каждом возрастном этапе педагогический процесс по отношению к игре должен быть двухчастным, состоящим из ситуаций формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый является «играющим партнером», и самостоятельной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для нее.

В режиме игра занимает время во второй половине дня т.к. игра чаще всего имеет свое продолжение в самостоятельной игре.

Структура занятий:

1. Введение в игровую ситуацию и мотивационная игра.

2. Постановка проблемы, создание затруднения в игровой ситуации.

3. Совместный поиск выхода из затруднения и разрешение проблемы.

4. Самостоятельное применение вновь полученных выводов в других ситуациях.

5. Повторение и развивающие задания.

6. Подведение итогов. Оценка деятельности детей.

Содержание занятий.

Организация игровой деятельностив режимных моментах

старшая группа

подготовительная группа

вторник – 15.40 – 16.10 (30 мин )

среда – 16.30-17.00 (30 мин )

четверг  - 15.40 – 16.10 (30 мин )

четверг- 16.30- 17.0(30 мин )

Способы проверки

  • Мониторинг результативности реализации программы в соответствии с заявленными критериями оценки;
  • Анализ социальной активности детей.

Формы подведения итогов реализации программы

  • Открытый показ сюжетно-ролевой игры;
  • Публикации в разных изданиях опыта работы;
  • Тестирование;
  • Диагностики;
  • Семейные праздники;
  • Проект «Семья»;
  • Картотека сюжетно-ролевых игр

III. СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЙ

Мониторинг раскрывает динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей и образовательным областям, и отвечает следующим требованиям:

  • соответствия возрастным особенностям детей дошкольного возраста;
  • возможности достижения результата детьми в ходе освоения Программы
  1. Цель мониторинга

Определить степень освоения ребенком образовательной программы и

влияния образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развития ребенка.

Периодичность: октябрь-май

Уровни развития социализации в сюжетно-ролевой игре  

  1.  Результаты образовательной деятельности

Достижения ребенка

что нас радует

Вызывает озабоченность и требует

определенных усилий в преодолении

Ребенок        проявляет        познавательный интерес к труду взрослых, профессиям, технике; охотно       отражает        эти представления в играх.

В общении со сверстниками дружелюбен, доброжелателен, умеет принимать общий   замысел, договариваться, вносить предложения, соблюдает общие правила в игре и совместной деятельности;

Имеет        представления        о        том, что «хорошо и что плохо», в оценке поступков опирается на нравственные представления. У детей присутствует предварительное обозначение темы игры, и создание игровой обстановки;

Дети заинтересованы совместной игрой, эмоциональный        фон        общения положительный, согласовывать в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеют объяснить замыслы, адресоватьобращение партнеру. Характерно использование просьб, предложений в общении с партнерами

Познавательный        интерес        к игровым действиям, неустойчив, крайне редко отражает труд взрослых в сюжетно-ролевой игре

Ребенок не уверен в себе; стремление к самостоятельности зависим от помощи взрослого

Ребенок        имеет        представления о правилах     культуры        поведения    и общения, но        часто    их нарушает, нуждается    в    постоянном контроле взрослого;

Конфликтует со сверстниками, не хочет прислушиваться к мнению партнеров по игре, отказывается от выполнения общих правил, если они препятствуют

Его интересам и возможности получить выигрыш;

умеет        сдерживать        свои непосредственные       побуждения       и желания,         проявляет        равнодушие к другим (сверстникам, близким), если их просьбы          или          эмоциональные, физические    состояния    препятствуют осуществлению       задуманного       или желаемого в данный момент;

часто        не        внимателен        к указаниям старших, не замечает своих промахов и недостатков,         критикует        других, использует дразнилки и прозвища в общении со сверстниками;

жалуется        на        нарушение правил поведения     другими детьми, свои промахи связывает только с виной других детей.

Проведение исследования осуществляются:

  • фронтально
  • индивидуально

Для получения объективных данных, по адаптированным методикам Урунтаевой Г.А. и Афонькиной Ю.А.      

  • «Кто в домике живёт»  
  • методикой «Изучение свободной деятельности детей

Проведение исследования: Исследование проводится с группой детей на протяжении 3 дней, через каждые 5 – 7 мин наблюдением за свободной деятельностью дошкольников.

В процессе наблюдения за свободной деятельностью детей анализировалась игровая активность, при этом рассматривали: мотивационные предпочтения, особенности свободной деятельности дошкольников, выполнение в игре ролевых действий. Каждый компонент оценивался в бальной системе (от 0 до 2 баллов).

IV.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Методы по источнику познания:
  2. словесный (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа)
  3. практический –картотека сюжетно-ролевых игр, диагностика
  4. наглядный (демонстрация, иллюстрирование и др.);
  5. работа с книгой

 По степени продуктивности, по типу (характеру познавательной деятельности):

  1. объяснительно-иллюстративный (восприятие и усвоение готовой информации);
  2. репродуктивный (работа по образцам);
  3. проблемный (беседа, проблемная ситуация, убеждение, игра, обобщение);
  4. частично-поисковый (выполнение вариантных заданий);
  5. исследовательский (самостоятельная творческая работа).
  6. На основе структуры личности:
  7. методы формирования сознания, понятий, взглядов, идеалов, убеждений (рассказ, беседа, показ иллюстраций, индивидуальная работа и т.д.);
  8. методы формирования опыта общественного поведения (упражнения, тренировки, игра, поручение и т.д.);
  9. методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (одобрение, похвала, порицание, поощрение, игровые эмоциональные ситуации, использование общественного мнения, примера и т.д.).

2. Дидактический и лекционный материалы - методики по проведению сюжетно-ролевой игры, тематика опытнической или исследовательской работы; рекомендации по проведению сюжетно-ролевых игр, по проведению мониторинга.

3. Материально-техническое оснащение:

  • Центр сюжетно-ролевой игры

Расположен в группах на коврах, занимает большую часть групповых комнат. Имеется необходимое оборудование для игр в «Семью» – мебель, посуда, куклы, кукольная одежда, предметы быта. Для сюжетно-ролевых игр «Больница», «Магазин», «Парикмахерская» подобраны тематические коллекции игрушек, необходимые атрибуты. Часть атрибутов для игр расположена на передвижных этажерках, которые имеют несколько назначений. Атрибуты игры «Больница», используются для игры «Аптека», атрибуты игры «Магазин», используются для игры «Кафе»,

  • Наглядные пособия, магнитофон, видеоаппаратура, звукозаписи, компьютер, ксерокс, сканер. и т д.  

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Примерная образовательная программа дошкольного образования/Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцеваи  др.–СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. –321 с.
  2.  Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. Практическое пособие. - М.: Мозаика -Ситнтез – 2010г.-123с. Воспитание и обучение во средней группе детского сада. Программа и методические рекомендации / Сост. М.Б. Зацепина.- М.: Мозаика- Синтез, 2008.-192 с.
  3. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика- Ситнтез, 2008. -128 с.
  4. Захарова В. Сюжетно-ролевые игры на прогулке//Дошкольное воспитание. –2008. – № 1.

Кряжева Н.Л. Кот и пес спешат на помощь. - Ярославль: Академия развития, 2000. -176с.

  1. Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников. // Ребёнок в детском саду. - 2006. - №2. - С. 84 - 87
  2. Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников. // Ребёнок в детском саду. - 2006. - №3. - С. 81 – 85
  3. Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников. // Ребёнок в детском саду. - 2006. - №4. – С.79 - 87
  4. Михайленко Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя/Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – 3-е изд., испр. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. – 96 с.
  5. Панова Е.Н. «Сюжетно-ролевые игры» -пособие/ ЧП Лакоценин С.С. -2007. -87с.
  6. Смирнова Е.И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности. // Дошкольное воспитание. 2002. - №4. - С. 70 - 74
  7. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. М.: Академия, 2000. -234с
  8.  Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655)
  9. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 22.07.2010 № 03-13 «О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования» и письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 21.10.2010г. № 03-248 «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования»