Консультация для воспитателей на тему: «Формы и методы работы с родителями по экологическому воспитанию»
консультация на тему

Эстерлин Татьяна Валентиновна

    Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание человека экологически грамотного, человека, который будет жить в XXI веке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vosp_2.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка -  детский сад № 47 «Лесовичок»

Консультация для воспитателей на тему:

«Формы и методы работы с родителями по экологическому воспитанию».

    Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание человека экологически грамотного, человека, который будет жить в XXI веке.

   В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, ведущая к нарушению экологического равновесии. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Наша задача — показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.

   Экологическая культура -это знания, практические навыки,

эстетические переживания, практические поступки и поведение детей,(сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т. д.)                                                                                                                                                   Основные задачи педагога:

     -установить партнерские отношения с семьей каждого

воспитанника;

   -объединить усилия для развития и воспитания детей;

   -создать атмосферу взаимопонимания,

   -активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

   Принципами взаимодействия с родителями являются:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

    Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное, доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход.

  Он необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

  Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

4.  Готовимся серьезно.

  Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить.

  В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем  традиционные формы - (родительские собрания, консультации, беседы, конференции). И нетрадиционные (деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, круглый стол, дискуссии, КВН.

  Одной из основных форм работы с родителями остается родительское собрание.

  Практика показывает, что традиционные родительские собрания и консультации не дают нужного эффекта, потому что родители принимают в них лишь формальное участие. При выборе форм общения с родителями надо помнить: что надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Например, при организации родительского собрания на тему «Экология и дети» сначала надо  провести предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием детей.

    В детском саду проводятся родительские собрания на темы: «Природа и мы», «Мы твои друзья природа», «Добро пожаловать в экологию», «Воспитание у детей интереса к окружающему, любви к природе. Консультации на экологическую тематику, можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей.  Можно на консультации показать родителям сценку, в которой сказочные персонажи расскажут о том, как надо вести себя в природе. После просмотра воспитатель может побеседовать с родителями, дать им конкретные советы, порекомендовать вместе с детьми дома сделать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации о природе, посмотреть какие-то телевизионные передачи и т. д.               В группах  проводятся консультации: «Экология здоровья», «Не рвите цветы, не рвите!», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие

друзья».

  Для формирования экологической культуры, нужно дать детям элементарные научные знания о природе.  Поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызывать эстетические переживания. Поэтому мы предлагаем в родительских уголках такую форму работы как серия наблюдений в природе и специальных заданий типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката... И если подобное предлагать детям и родителям регулярно, то они научатся слушать музыку «лугов и полей, любоваться травами, насекомыми, птицами — одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь».

  Детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком как таблица умножения. В этом поможет совместное составление  педагогами и родителями  правил поведения в природе. Например:

   лекарственные растения — это общее достояние, это наше богатство, которое надо бережно использовать и охранять. Не разрешайте детям бесцельно их рвать.

  Насекомые опыляют растения, создают красоту нашему лугу.  Без бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел наш луг — не луг. Не ловите бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел.

   Ягоды — источник пищи не только человека, но и животных. Ягоды, орехи собирайте так, чтобы не повредить веточки.

   Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство

непримиримости к фактам безответственного поведения людей в природе, например, не затушенным кострам, оставленному мусору.                     Для приобретения опыта поведения в природной среде мы используем такую форму работы как создание экологических ситуаций, решить которые предлагается родителям вместе с детьми дома.

   Например. Дети нашли в лесу ежика и принесли его домой. Хорошо ли это для ежа? На ваших глазах малыш подбежал к стае голубей и разогнал их. Дайте оценку этому поступку.

Пробудить интерес к жизни детей в ДОУ, привлечь родителей к участию в мероприятиях экологической направленности, помогает участие в общегородских акциях «Покормите птиц». Родители с удовольствием мастерят с детьми дома кормушки.

Установить теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми, помогают формы организации  общения- досуги.

Проведение разнообразных конкурсов и выставок позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей.

В детском саду проводятся конкурсы, в которых участвуют

родители, дети и педагоги: «Чудеса с грядки»,  «Новогодняя

елочка».

Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями по экологическому воспитанию является оформление наглядных материалов для родителей. Это могут быть информационные стенды, буклеты, памятки, стенгазеты.

Интересная форма работы с семьей — педагогические ширмы, в которых родителям даются четкие, конкретные, практические советы по узкой теме. При этом родители получают ответы на интересующие их вопросы. Например: что рассказать ребенку, чему научить его, на что обратить внимание. В ширме помещаются и логические задачи, решать которые дети могут самостоятельно или с помощью взрослого. Например. На асфальт после сильного дождя выползло много дождевых червей. Почему? Что ты будешь делать?

Все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;

содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;

оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы).                                                                                      Поэтому самое главное -  это умение пробудить у родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы с родителями по экологическому воспитанию.

Работа с родителями является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — вос...

Консультация для воспитателей на тему « Формы и методы работы с родителями по экологическому воспитанию».

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить гл...

Формы и методы работы с родителями по экологическому воспитанию в соответствии с ФГОС ДО.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить гл...

Формы и методы работы с родителями по экологическому воспитанию.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — в деятельности человека в природе, часто ...