Мой капризный трехлетка
консультация (младшая группа) на тему

Материал содержит описание основных проявлений кризиса трех лет и пути его преодоления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_kapriznyy_trehletka.docx29.82 КБ

Предварительный просмотр:

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=9b442e663668179d704778f28aaea282-118-144&n=21Мой капризный трехлетка

        К трем  годам у ребенка начинает развиваться самосознание.  Малыш заявляет о себе и говорит: «Я», становится очень самостоятельным, самоуверенным и даже властным. Нежные ласки сменяются скандалами, криками и упрямством. Что происходит с ребенком, в чем суть кризиса и чем ему можно помочь?

        В этот период идет интенсивное формирование синаптических связей в центре речи и лобной доле головного мозга ребенка. Ребенок осознает себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. Но система, связывающая зону возбуждения с зоной торможения, еще не сформировалась, поэтому малыш не может сдержать свой порыв. Такие разнонаправленные изменения в головном мозге не могут не отражаться в поведении малыша, которое становится характерным для этого возрастного периода. Именно симптомы в поведении указывают на то, что у ребенка начался кризис 3 лет. Кризис – это важный этап в становлении психического развития. Он нарастает постепенно, начиная с 2,5 лет, может быть, как ярко выражен, так и слабо, но обязательно должен наступить.

Семь признаков кризиса трех лет.

1. Негативизм. «Я не хочу!» Его особенностью является  то, что сопротивление малыша направленно на сам процесс, а не на содержание. Т.е. на все предложения взрослого ребенок отвечает отказом. Это происходит не из-за скверного характера, просто это такой период, когда ребенок не может поступить иначе.

 - Маша, пойдем рисовать.

- Я не хочу рисовать!

 - Пойдем играть.

 - Нет! Не хочу играть!

Ребенок хочет и рисовать, и играть, но отказывается только потому, что предложение исходит от Вас. Возможно, его чем-то не устроила форма Вашей просьбы или он сначала хотел покатать машинки.

2. Упрямство. «Я Хочу!» Ребенок настаивает только потому, что он сам это предложил (не путать с настойчивостью).

- Мама, хочу печенье!

- Хорошо, куплю печенье!

 - Нет, я хочу булочку!

 Мама покупает булочку, ребенок плачет.

 - Я хотел печенье!!!

3. Строптивость. Вдруг ребенок начинает бунтовать против норм и правил, которые раньше выполнят безоговорочно.

- Покорми меня! – требует малыш.

- Нет, ты хорошо кушаешь сам.

 - Я не умею, покорми…

4. Своеволие. «Я сам!» ребенок хочет проверить, на что он способен. Когда Вы вместо него что-то из-за нехватки времени или для того, чтобы упростить себе жизни, то малыш выражает негодование.

5. Протест, бунт. Ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними. Взрослым может казаться, что он действует им назло.

 6. Обесценивание старых норм и правил. «Я здесь главный!». Ребенок может порвать книжки, разрисовать стены, браниться плохими словами, ломать или разбрасывать игрушки.

7. Деспотизм и ревность. Ребенок стремиться проявлять власть к окружающим, проявляет ревность к братьям или сестрам. Он указывает окружающим, что им делать, куда идти, чем его кормить и т.д.

 - Встань со стула, здесь будет сидеть папа! – требует малыш от мамы.

 -  Он сядет на соседний!

 - Нет, встань с этого стула, мне нужен этот стул!

Пути эффективного преодоления кризиса

Главное содержание каждого возрастного кризиса – это формирование новообразований, т.е. нового способа взаимоотношения ребенка с миром. Помочь установить эффективные формы поведения – задача родителей.

1. Уважайте и поощряйте стремление ребенка к самостоятельности. Он уже сам способен выполнять различные действия – положить печенье в вазочку, вытащить чистое белье из стиральной машинки в таз, накрыть на стол и пр. Не спешите делать за ребенка то, что он может делать сам, периодически просите малыша о помощи.

2. Ослабьте давление для ослабления сопротивления. Проявите гибкость, переключите внимание ребенка. Уступать иногда полезно, если ситуация не угрожает жизни и здоровью ребенка. Чаще всего ребенку нужно всего лишь признание его права на желание. «Ты хочешь рисовать на стенах, но это делают в альбоме». Желания способствуют формирования у человека чувства идентичности.  

3. Предлагайте ребенку выбор (или иллюзию выбора): «Ты хочешь пойти гулять или остаться дома? Ты пойдешь на улицу в пижаме или наденешь платье?»

Важно помнить, что ребенок любит выбирать, но еще не умеет этого делать, поэтому если предоставлять право выбора и ждать от него окончательного и бесповоротного выбора (общение  «на равных»), то ребенок начнет тревожиться. Взрослый должен направлять, быть помощником в выборе ребенка.

4. Общайтесь со своим ребенком: «Что ты хочешь делать? Что ты хочешь, чтобы я делала? Кто будет размешивать сахар в чашке: я или ты?»

 Говорите ребенку о том, что с ним происходит: «Тебе грустно и ты плачешь, потому что машинка сломалась. Ты радуешься, потому что нарисовал солнышко». Это помогает детям понять лучше, что с ними происходит.

5. Иногда родителям следует говорить твердое «Нет», особенно если существует угроза здоровью и жизни ребенка. Не ждите, что ребенок поймет с первого раза Ваши рациональные объяснения. Говорим твердое «Нет» и сохраняем внешнее спокойствие. Крики и истерики придется перетерпеть, иначе они станут привычным способом получения желаемого. Если ребенок упал на пол в магазине, в лужу на дороге, перетаскиваем его в безопасное место и ждем, когда стихнет буря. В этот момент никакие уговоры не помогут, он Вас не слышит. Малыш поймет, что этот метод не работает. После, скажите ему, что Вы чувствуете: «Я сержусь, мне очень жаль, что ты не сдержался. Я очень расстроена». Кричать на ребенка, шлепать в этой ситуации – значит легализовать право на плач  и крики (больно и обидно, что мама или папа ругаются).

6. Любите ребенка не за что-то, а просто так. Только любовь может быть по-настоящему срочной!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Форма: коллективные формы работы с родителями Тема: ТАКИЕ ВЗРОСЛЫЕ ТРЕХЛЕТКИ! (Родительское собрание № I, сентябрь)

Цель мероприятия:     Информировать родителей о психологических особенностях развития детей трех лет. Раскрыть понятие «кризис трех лет».Помочь родителям осознать причины капризов ...

Консультация для родителей "Такие взрослые трехлетки"

Консультация для родителей "Такие взрослые трехлетки"...

"Осторожно трехлетка!"

Возрастные характеристики, консультация по преоделению кризиса трех лет....

Консультация для родителей "Такие взрослые трехлетки"

Консультация для родителей "Такие взрослые трехлетки"...

"Такие взрослые трехлетки"

Презентация к родительскому собранию....

Трехлетки. Какие они?

Знаете ли вы своего ребёнка? Конечно, ответит почти каждый родитель. Мы занимаемся своими детьми с первых дней жизни. Это мы, родители, кормим их, одеваем, купаем, укладываем спать, учим  делать ...

Родительское собрание во второй младшей группе «Игра – КВН между родителями. Задачи воспитания и обучения в детском саду. Такие взрослые трехлетки».

Игра - КВН между родителями .Психологические особенности возраста. Кризис трех лет. Задачи воспитания и обучения в детском саду в соответствии с ФГОС....