Проект на тему: Развитие мелкой моторики посредством пластилинографии
проект (младшая группа) на тему

Долгорукова Елена Александровна

Долгосрочный проект, расчитанный на работу с детьми и их родителями. Содержит четыре части: 1.Введение,2.Основную часть, 3.Заключительную часть,4.Библиографию. В проекте раскрывается проблема развития мелкой моторики руки младших дошкольников через занятия пластилинографией. Прект имеет цель, задачи,методы исследования и сроки реализации. Проект проводился в три этапа:организационно-подготовительный, основной и заключительный. Вконце подведена оценка работы над проектом в виде гистограммы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx26.94 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему: Развитие мелкой моторики посредством пластилинографии

Содержание

  1. Введение
  2. Основная часть
  3. Заключительная часть
  4. Библиография

 «Руки учат голову,  затем поумневшая голова учит руки,

  а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

И. П. Павлов.

Актуальность

        Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятие, тем шире и многограннее будут полученные ребенком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

        Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).

        Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.  Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

        В приказе о внедрении ФГОС сказано, что реализация Программы проходит в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. А

занятия пластилинографией способствуют интеллектуальному и художественно-эстетическому развитию детей, развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

        Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Участники проекта: родители, дети младшего дошкольного возраста, педагоги.

Цель: Развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.

Задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую  и методическую литературу по проблеме развития мелкой моторики посредством работы с пластилином.
  2. Подобрать и апробировать диагностический материал по выявлению уровня развития сенсомоторных качеств у детей 3-4 лет.
  3. Разработать и внедрить систему занятий, повышающих развитие мелкой моторики рук при помощи  работы с пластилином.

Вид проекта: практико-ориентированный, групповой.

 Объект исследования: процесс развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: влияние пластилинографии на развитие мелкой  моторики рук детей 3-4 лет.

Гипотеза исследования: процесс развития сенсомоторных  качеств будет эффективнее, если будут организованы систематические занятия по работе детей с пластилином.

Методы исследования:

  1. Анализ источников использованной литературы.
  2. Методы диагностики: использование дидактических игр, опрос, анкетирование.
  3. Использование количественной и качественной обработки полученных данных.

База исследования: МБДОУ №64 «Колобок». Испытуемые  - дети группы «Земляничка», в количестве 26 человек.

Сроки реализации проекта: 1 учебный год.

Практическая значимость:

Результаты методических разработок, диагностических методик, перспективного планирования, пособий, схем, игр, сценариев занятий могут быть использованы педагогами МБДОУ в ходе решения проблемы по развитию сенсомоторных навыков детей 3-4 лет.

Механизмы реализации:

1.Разработка реализации системы мероприятий по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством работы с пластилином:

а) проведение кружковой работы по пластилинографии  и занятий по лепке

б) организация мастер-классов

в) психолого-педагогическое сопровождение детей в процессе проведения занятий по пластилинографии.

2. Научно-методическое обеспечение процесса развития сенсомоторных навыков у детей младшего дошкольного возраста:

а) мониторинг уровня развития сенсомоторных навыков у детей 3-4 лет

б) создание и внедрение мероприятий по развитию мелкой моторики рук детей3-4 леи

в) подготовка и публикация научных статей и методических материалов, выступлений научно-практических конференций разных уровней.

Ожидаемые результаты:

  • овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками.
  • выявление и осознание ребенком своих способностей.
  • формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.
  • развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера.
  • художественного вкуса, творческих способностей и фантазии.
  • овладении навыками культуры труда, улучшении своих коммуникативных

        способностей и приобретении навыков работы в коллективе.

Этапы реализации проекта и их содержание:

I этап – организационно-подготовительный

Цель: создание условий для проведения эксперимента

Сроки проведения: август-сентябрь 2014г.

Содержание работы:

Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме развития сенсомоторных навыков  у младших дошкольников через работу с пластилином

-Анализ состояния образовательного процесса в группе по проблеме исследования

-Проведение констатирующего этапа эксперимента: диагностика и анализ уровня равития сенсомоторных навыков у младших дошкольников.

Результаты:

Подбор теоретического материала, разработка развернутой программы действий, создание пособий и схем, получение констатирующей диагностики уровня развития сенсомоторных навыков у детей 3-4 лет.

II этап- основной

Цель: Организация образовательного процесса в соответствии с реализацией НИП

Сроки проведения: октябрь-май 2015г.

Содержание:

Деятельность в соответствии с тематическим планированием. Беседы и консультации для родителей, родительское собрание «Влияние занятий по пластилиногорафии на развитие мелкой моторики рук детей»

Результаты: Работа по освоению техники  пластилинографии, выставки детских работ, итоговые мероприятия по темам «Золотая осень», «Зимушка-зима», «Наши мамы» и другие.

III этап- заключительный

Цель: анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования.

Сроки реализации: июнь 2015г.

Содержание: Диагностика, обобщение результатов, анализ работы. Презентация.

Результаты: Обобщение опыта работы (представление презентации).

Критерии эффективности:

Разрабатываются современные подходы, технологии, средства и методы по развитию сенсомоторных навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством занятий с пластилином. Например такие, как перспективное планирование проектной деятельности, разработка конспектов занятий, подготовка схем, заготовок для оформления работы, консультации для родителей и педагогов, проведение родительских собраний и мстер-классов, дидактических игр руками родителей, создание сухого бассейна, советов и рекомендаций.

Предполагаемые результаты:

* Дети реализуют познавательную активность.

Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

* В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

* Знакомятся с художественными произведениями:

 стихами, потешками, пальчиковыми играми.

* У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.

* Развивают сенсорные эталоны.

Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

* У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев.

Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка. Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях по пластилинографии происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

* Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения - у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Результаты:

Систематизация накопленного опыта. Разработка и опубликование статей «Формирование у дошкольников знаний о сенсорных эталонах в раннем возрасте», «Система сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста».

Проведение мастер-класса в рамках республиканского семинара «Организация работы воспитателей дошкольных организаций в условиях введения ФГОС ДО».

Оценка результатов проекта

Систематическая  и планомерная работа  по данной проблеме, а также  использование дидактических игр эффективно помогла  развить познавательную активность и ручную умелость, улучшилось качество речи    и знание сенсорных  эталонов.  У  детей выросло желание заниматься пластилинографией.

В ходе реализации проекта велась активная работа с родителями ДОУ. Были проведены родительские собрания, консультации, беседы, мастер-классы и тематические выставки с использованием работ в технике пластилинографии. Оказывалась материальная помощь в приобретении и изготовлении дидактических игр, пособий и схем для работ детей по пластилинографии. В результате этого возрос интерес родителей и воспитанников к данной теме.

 Результаты работы проекта показывают, что уровень развития мелкой моторики детей в конце проекта оказался более качественным, чем в начале реализации проекта.

Количественные данные, фиксирующие различие качества развития сенсомоторных навыков в начале и в конце проекта, представлены в балловом выражении в таблице №1(см. приложение).

Гистограмма 1.Динамика развития сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста в начале и в конце проекта (см. в приложении)

Показатель развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в начале и в конце проекта оценивался при помощи диагностических карт. Если в начале проекта у детей показатели уровня развития мелкой моторики составляли 1,6 балла, то в конце реализации проекта – 2,1

Результаты начала диагностики показали необходимость и целесообразность проведения определенной работы по повышению уровня развития сенсомоторных навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Результаты занятий по развитию сенсомоторных навыков и пластилинографией показали, что созданные педагогические условия по развитию и формированию мелкой моторики в ходе реализации проекта позволили уменьшить процент детей с плохо развитой мелкой моторикой рук.

Гистограмма 2. Сравнительные результаты уровней интересов и знаний родителей по сенсорнрму развитию младших дошкольников и по занятиям с ними  пластилиногорафиией (см. в приложении).

Показатель уровня осведомленности родителями по  развитию сенсомоторных навыков у детей младшего дошкольного возраста в начале и в конце проекта оценивался при помощи анкетирования. Если в начале проекта у родителей показатели уровня осведомленности  развития мелкой моторики детей составляли 1,6 балла, то в конце реализации проекта – 2,6. Результаты начала диагностики показали необходимость и целесообразность проведения определенной работы по повышению уровня осведомленности и развитию заинтересованности родителей по развитию сенсомоторных навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Результаты занятий по развитию сенсомоторных навыков и пластилинографией показали, что созданные педагогические условия по развитию и формированию мелкой моторики в ходе реализации проекта позволили уменьшить процент детей с плохо развитой мелкой моторикой рук.

Библиография:

1.Баландина JL А., Гаврилова В.Г. «Диагностика в детском саду», Ростов
н/Д.: «Феникс», 2004.

2.Венгер J1. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. «Воспитание сенсорной
культуры ребёнка», М.: «Просвещение», 1988.

3.Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.

4.Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2006. – 96 с.

5.Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под редакцией JI. А. Венгера. М.: «Просвещение», 1973.

6.Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением»,
№3-2007, тема номера «Экологическое воспитание».

Ю.Зверева О. JL, Кротова Т. В. «Родительские собрания в ДОУ», М.:
«Айрис-пресс»,2006.

7. Каралашвили        Е. А., Антоненкова О. В., Малахова Н. Е. «Организация
сенсомоторного уголка в группе детского сада», Справочник старшего
воспитателя, №5-2008.

8.Кард В., Петров С. Сказки из пластилина - ЗАО «Валери  СПб», 1997 – 160 с.») (Серия «Учить и воспитывать, развлекая).

9.Козлова А. В., Дешеулина Р. П. «Работа ДОУ с семьёй», М.:«Творческий  центр: Сфера»,2004.

10.Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 120с.ю: цв.вкл.

11.Лыкова И.А. Я Будующий скульптор. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008г. – 48 с. – илл.

12.Метлева        JI. А., Удалова Э. Я. «Развитие сенсорной сферы детей».

13. Никитина Е. «Сенсорные уголки для диагностики», «0бруч» №2-2006.

14.Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей /  Под. ред. П.И.Педкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 608с.

15. Пилюгина        Э. Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста», М.,1983.

16.Топалова Е.П. Художники с пелёнок. – М.: Айрис – пресс, 2004. – 128с. + цв. Вклейка 8с. – Как развивать художественные способности у детей.

17. Халезова Н.Б. Лепка в детском саду.: Кн. Для воспитателя дет. сада. 1986. – 144 ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Министерство образования и науки Самарской областиСИПКРО   Итоговая работапо курсам повышения квалификациипо ИОЧ ИБ«Основные направления региональной образовательной политики в контекст...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Министерство образования и науки Самарской областиСИПКРО   Итоговая работапо курсам повышения квалификациипо ИОЧ ИБ«Основные направления региональной образовательной политики в контекст...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Министерство образования и науки Самарской областиСИПКРО   Итоговая работапо курсам повышения квалификациипо ИОЧ ИБ«Основные направления региональной образовательной политики в контекст...

Развитие мелкой моторики посредством пластилинографии «Пластилиновая фантазия».

В.А.Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше увереннос...

Проект «Развитие мелкой моторики посредством пластилинографии»

Одной из главных проблем в настоящее время для общества является полноценное и всестороннее развитие детей.Развитие руки ребенка, ручных умений или мелкой пальцевой моторики является одним из самых гл...

Презентация по теме самообразования "Развитие мелкой моторики посредством пластилинографии"

Цель: выявить влияние пластилинографии на развитие мелкой моторики у детей 5-6 лет. Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной деятельности.Актуальность ...