Воспитание положительных качеств у дошкольников
методическая разработка на тему

Князева Ольга Юрьевна

В настоящее время становится модным немотивированная гонка за знаниями. Хорошим родителем считается тот родитель, который не дает своему чаду «скучать» и с малолетства заполняет жизнь ребенка бесперебойной работой в различного рода кружках, и даже нанимает репетиторов. Родители «начиняют» головы своих детей готовыми знаниями, забывая о физическом, психологическом и эмоциональном здоровье маленького человека. 

    На мой взгляд, дошкольное детство – один из важнейших периодов в жизни малыша. Но нередко ситуация складывается таким образом, что кроме детского сада, объяснить ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо», зачастую просто некому.

    Если позволите, то пример из жизни. Гуляю с трехлетним сынишкой на детской площадке. Рядом со мной наша коляска, в корзине которой «магазин игрушек». К коляске подходит мальчик, лет 4-ех. Молчу. Наблюдаю. Он косится на меня, а сам продвигается все ближе к игрушкам моего ребенка. И тут слышу за спиной ободряющий голос взрослой женщины, вероятнее всего, бабушки: « Бери, бери, что нравится!» Малыш роется в МОЕЙ коляске и берет игрушку МОЕГО сына, после чего уходит играть. Я подхожу к бабушке: « Вы меня простите, но как же Вы могли позволить своему ребенку взять чужую игрушку? Разве не было бы правильным отправить его ко мне за разрешением? Я бы не отказала. А то ведь некрасивая ситуация получилась: чужое брать нельзя…» Перебила: «Знаешь, милочка, красиво… некрасиво… Жизнь такая сейчас, что надо уметь не только свое удержать, но и чужое отобрать».

    Здесь, на детской площадке я поняла: будучи воспитателем, я могу стать единственным человеком в жизни малыша, которого приведут ко мне в группу, заинтересованным в том, чтобы он вырос хорошим человеком.

    Доброта, щедрость, милосердие, сочувствие, умение дружить, любить, делиться, помогать друг другу, - только в такой атмосфере возможно длительное пребывание в группе. Нас много, и нам приходится уступать друг другу, сочувствовать друг другу и даже терпеть друг друга. Уже попав в детский сад, ребенок учится жить в социуме, взаимодействовать с ним.

    Начиная с младшего дошкольного возраста, мы формируем личность ребенка, приобщаем его к нормам культуры поведения в обществе, а ведь это не простой момент, требующий многопланового подхода. По словам С. В. Петериной, « культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета, а это – совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям.» Педагог выделяет :

   -  культуру речи;

   -  культуру человеческих отношений;

   -  культуру общения;

   -  культуру одежды.

     Обратим наше внимание на культуру человеческих отношений. Это непростая наука, требующая от взрослого больших душевных затрат, поскольку ребенка можно научить этому только собственным примером, - это самый мощный способ воздействия на ребенка. Как писал А. Макаренко, « воспитательный процесс есть процесс, постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон создается собственной жизнью и собственным поведением родителей».

    К сожалению, родители не всегда могут служить положительным примером. Для психологической деформации и отклонений  от норм поведения у взрослого может быть ряд объективных причин  (собственное трудное детство, ранняя потеря родителей и др.) Поэтому определенную работу эмоционально корректирующего характера должен взять на себя воспитатель.

    Кроме того, воспитывать морально-нравственные качества у человека может помочь книга. Чтение художественной литературы, безусловно, воспитывает личностные качества характера, учит со стороны посмотреть на поступки человека, проанализировать их, дать им оценку. Недаром дошла до нас мудрость поколений в этой присказке: «Сказка – ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок!» И действительно, сказка учит. Уже в раннем детстве, читая книги малышам, мы воспитываем положительные качества: ребенок осуждает Волка, который съел Красную Шапочку и Бабушку; он понимает важность гигиенических процедур, прослушивая «Мойдодыра» и «Федорино горе»; познает важность и тонкость человеческих взаимоотношений, погружаясь в гениальные рассказы В. Осеевой…

    Хочу закончить словами А. Макаренко – как наказ всем нам: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_polozhitelnyh_kachestv_u_doshkolnikov.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

    В настоящее время становится модным немотивированная гонка за знаниями. Хорошим родителем считается тот родитель, который не дает своему чаду «скучать» и с малолетства заполняет жизнь ребенка бесперебойной работой в различного рода кружках, и даже нанимает репетиторов. Родители «начиняют» головы своих детей готовыми знаниями, забывая о физическом, психологическом и эмоциональном здоровье своего ребенка.

    На мой взгляд, дошкольное детство – один из важнейших периодов в жизни ребенка. Но нередко ситуация складывается таким образом, что кроме детского сада, объяснить ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо», зачастую просто некому.

    Если позволите, то пример из жизни. Гуляю с трехлетним сынишкой на детской площадке. Рядом со мной наша коляска, в корзине которой «магазин игрушек». К коляске подходит мальчик, лет 4-ех. Молчу. Наблюдаю. Он косится на меня, а сам продвигается все ближе к игрушкам моего ребенка. И тут слышу за спиной ободряющий голос взрослой женщины, вероятнее всего, бабушки: « Бери, бери, что нравится!» Малыш роется в МОЕЙ коляске и берет игрушку МОЕГО сына, после чего уходит играть. Я подхожу к бабушке: « Вы меня простите, но как же Вы могли позволить своему ребенку взять чужую игрушку? Разве не было бы правильным отправить его ко мне за разрешением? Я бы не отказала. А то ведь некрасивая ситуация получилась: чужое брать нельзя…» Перебила: «Знаешь, милочка, красиво… некрасиво… Жизнь такая сейчас, что надо уметь не только свое удержать, но и чужое отобрать».

    Здесь, на детской площадке я поняла: будучи воспитателем, я могу стать единственным человеком в жизни малыша, которого приведут ко мне в группу, заинтересованным в том, чтобы он вырос хорошим человеком.

    Доброта, щедрость, милосердие, сочувствие, умение дружить, любить, делиться, помогать друг другу, - только в такой атмосфере возможно длительное пребывание в группе. Нас много, и нам приходится уступать друг другу, сочувствовать друг другу и даже терпеть друг друга. Уже попав в детский сад, ребенок учится жить в социуме, взаимодействовать с ним.

    Начиная с младшего дошкольного возраста, мы формируем личность ребенка, приобщаем его к нормам культуры поведения в обществе, а ведь это не простой момент, требующий многопланового подхода. По словам С. В. Петериной, « культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета, а это – совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям.» Педагог выделяет :

   -  культуру речи;

   -  культуру человеческих отношений;

   -  культуру общения;

   -  культуру одежды.

     Обратим наше внимание на культуру человеческих отношений. Это не простая наука, требующая от взрослого больших душевных затрат, поскольку ребенка можно научить этому только собственным примером, - это самый мощный способ воздействия на ребенка. Как писал А. Макаренко, « воспитательный процесс есть процесс, постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон создается собственной жизнью и собственным поведением родителей».

    К сожалению, родители не всегда могут служить положительным примером. Для психологической деформации и отклонений  от норм поведения у взрослого может быть ряд объективных причин  (собственное трудное детство, ранняя потеря родителей и др.) Поэтому определенную работу эмоционально корректирующего характера должен взять на себя воспитатель.

    Кроме того, воспитывать морально-нравственные качества у человека может помочь книга. Чтение художественной литературы, безусловно, воспитывает личностные качества характера, учит со стороны посмотреть на поступки человека, проанализировать их, дать им оценку. Недаром дошла до нас мудрость поколений в этой присказке: «Сказка – ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок!» И действительно, сказка учит. Уже в раннем детстве, читая книги малышам, мы воспитываем положительные качества: ребенок осуждает Волка, который съел Красную Шапочку и Бабушку; он понимает важность гигиенических процедур, прослушивая «Мойдодыра» и «Федорино горе»; познает важность и тонкость человеческих взаимоотношений, погружаясь в гениальные рассказы В. Осеевой…

    Хочу закончить словами А. Макаренко – как наказ всем нам: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание лидерских качеств у дошкольника

 Лидерство, лидерские качества - тема для психологии не новая. Но в нашей стране до определенного времени воспитание таких качеств не поощрялось. В почете были коллективизм и умение подчиняться. Време...

Педагогический совет на тему «Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»

тематический Педагогический совет на тему: «Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»...

Педагогический совет на тему «Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»

тематический Педагогический совет на тему: «Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»...

Как воспитать положительные качества у дошкольников на примере сказок.

Воспитательное воздействие русских народных и литературных сказок на детей дошкольного возраста Решение воспитательных задач по областям развития...

Консультация для педагогов « Сказка – как средство воспитания положительных качеств в личности дошкольников»

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 104»      Консультация для педагогов « Сказка – как средство воспита...

Консультация для педагогов « Сказка – как средство воспитания положительных качеств в личности дошкольников»

Консультация для педагогов « Сказка – как средство воспитания положительных качеств в личности дошкольников»            Вы...