НАБЛЮДЕНИЯ НА ВЕСЕННЕЙ ПРОГУЛКЕ с детьми 3 – 4 лет
календарно-тематическое планирование (младшая группа) на тему

Мурашкина Людмила Александровна

Наблюдение на прогулке

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nablyudenie.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Мурашкина Л.А.,

воспитатель МБДОУ № 4

г. Нижний Новгород

НАБЛЮДЕНИЯ  НА  ВЕСЕННЕЙ  ПРОГУЛКЕ  

с детьми  3 – 4 лет

Месяц, неделя

Тема наблюдения

Цель

Художественное  слово

Март    1 неделя

За солнышком

Формировать представления о сезонных изменениях в природе: весной солнце светит ярче и теплее, чем зимой.

«Светит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладоши –

Очень рады солнышку!»

За таянием снега

Знакомить детей с таким природным явлением, как таяние снега (снег рыхлый, мягкий, темный)

«Снег весною рыхлый, мягкий,

Мнется под рукой.

Но как раз для снежной бабы

Нужен нам такой»

За голубями

Учить замечать изменения в  поведении птиц с наступлением весны (собираются вместе, воруют)

«Стало солнце припекать,

Стали голуби летать,

Все воркуют и клюют,

Весну в гости к нам зовут»

Опытническая деятельность «Сосульки в тепле тают»

Развивать умение устанавливать зависимость между таянием льда и  температурой окружающей среды.

«Вот сосульку мы с мороза

Принесли домой.

И закапали, как слезы,

Капельки с нее»

Целевая прогулка по участку

Формировать у детей представления о сезонных изменениях в природе весной.

«К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под ее ногами»

Подвижные игры: «Выглянуло солнышко», «Веселые снежки», «Птички летают».

Март   2 неделя

За сосульками

Уточнить представления о сосульках как весеннем явлении в неживой природе

«Блестящие, звенящие,

Хрустят, как леденцы.

Под крышами висящие

Сосульки - сорванцы»

За воробьями

Развивать представления об изменениях в  поведении птиц весной

«Чик – чирик,

К зернышкам – прыг!

Клюй – не робей!

Кто это? Воробей!»

За капелью

Познакомить с природным явлением весны - капелью

«Солнце светит, ветры дуют,

С крыш закапала вода.

Слышно всюду: кап да кап!

Это капельки звенят»

Опытническая деятельность: «таяние снега на солнце»

Продолжать формировать умение устанавливать элементарные зависимости таяния снега от солнца, делать выводы.

«Солнышко пригрело,

Растопило лед.

И снежок растаял

В луже у ворот»

Целевая прогулка:

«В гости к елочке»

Продолжать формировать представления об особенностях ели: не меняет свой цвет, не сбрасывает иголки.

«Елка – елочка, колкая иголочка»

«Зимой и летом одним цветом»

Подвижные игры: «Веселые капельки», «Воробышки и автомобиль», «Дождик», «1,2,3 – к елочке беги!»

Март   3 неделя

За синичками

Закреплять представления о названии птицы, характерных признаках внешнего вида, особенностях поведения.

«Маленькая птичка –

Желтогрудая синичка.

По двору гуляет,

Крохи собирает»

За ветром

Продолжать развивать представления о характерных признаках весны: ветер теплый, ласковый.

«Ветерок в лицо подул,

Свежим воздухом дохнул.

По щеке меня погладил,

В носике ласково лизнул»

За трудом взрослых

Уточнить представления детей о труде взрослых в природе весной.

«До чего же хорошо,

Радостно трудиться.

И не поздно никому

Доброте учиться»

Опытническая деятельность: «Наблюдение за веточками березы»

Учить устанавливать причинно – следственные связи: где быстрее раскроются почки на ветках  – на улице или в группе?

«Веточки березы на окне у нас

Распустили почки, солнце увидав.

Первые листочки, покажитесь нам!

Мы вас ждали очень и очень рады вам!»

Целевая прогулка

«В гости к рябинке»

Продолжать формировать представления детей о пробуждении растений весной, учить замечать изменения, делать элементарные выводы.

«Тает снег в начале марта,

Солнце светит веселей.

Просыпается рябинка,

Ей от солнышка теплей!»

Подвижные игры: «Птички - невелички», «Ветер - ветерок», «Мы веселые ребята».

Март   4 неделя

За небом

Формировать представления о состоянии неба зимой (светлое, голубое, чистое, высокое).

«Запрокинь головку,

Подними глаза.

Ты увидишь небо

В отблесках луча»

За кленом

Продолжать учить различать по внешним признаками и называть растущие на участке деревья

«Что за дерево большое

Без листочков, все в снегу?

Это клен заснул зимою.

Ну, вставай! Встречай весну!»

За проталинами

Познакомить с природным явлением весны – проталинами, причинами их появления.

«Что такое появилось

Среди снега по весне?

То проталинки – веснянки

Проглянули во дворе»

Опытническая деятельность:

таяние снега  на солнце и в тени?

Закреплять представления детей о свойстве снега – тает.

«Солнце светит – тает снег.

Лишь в тени проталин нет»

Целевая прогулка на улицу.

Учить замечать разнообразие домов по разным признакам: высота, длина, размер, цвет.

«Город наш большой, красивый,

Много улиц и  домов»

Подвижные игры: «1,2,3 - к дереву беги», «Проталинки», «Ровным кругом», «Зайчата».

Апрель  1 неделя

За снегом

Продолжать формировать представления о сезонных изменениях весной (земля освобождается от снега)

«Зима недаром злится –

Прошла ее пора.

Весна в окно стучится

И гонит со двора…»

За березой

Формировать представления детей о «пробуждении» деревьев весной, учить замечать изменения и называть их.

«Белая березонька

Проснулась ото сна,

Распустила веточки.

К нам пришла весна!»

За облаками

Уточнить представления о природном явлении – облака, развивать наблюдательность.

«Вот большое облако -

Похоже на корабль,

Скрыло от нас солнышко

И улетело вдаль»

Опытническая деятельность:

направление ветра

Развивать умение определять направление и силу ветра, устанавливать элементарные причинно – следственные связи.

«Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч…»

Целевая прогулка

вокруг детского сада.

Закреплять умение детей различать и называть знакомые деревья, видеть изменения в природе.

«Весна, весна, пришла весна

И разбудила землю ото сна…»

Подвижные игры: «1,2,3 – к дереву беги!», «Ветер и облака», «По ровненькой дорожке».

Апрель  2 неделя

За ручьями

Формировать представления о весенних изменениях в природе – ручейках.

«Бегут ручьи,

Звенят ручьи,

Ведь скоро прилетят грачи»    

За  кошкой

Закреплять представления детей о домашних животных, их повадках.

«Котя, Котенька - коток,

Котя – серенький лобок»

За деревьями на участке

Закреплять представления  о строении деревьев, их отличительных особенностях.

«Вот и клен проснулся наш,

Зашумел ветвями.

Вторит тополь в такт ему

Первыми листками»

Опытническая деятельность:

«Почки – домики листочков»

Формировать представления детей о пробуждении деревьев (раскрываются почки, появляются листочки)

«Чем же пахнут почки

На березке нашей?

Да весною пахнут,

Солнцем и цветами»

Целевая прогулка:

«Наблюдение за транспортом

Продолжать знакомить детей с видами транспорта (легковой, грузовой, пассажирский)

«Стойте, дети, не спешите,

На дорогу посмотрите:

Сколько разных там машин,

Все спешат, а путь один»

Подвижные игры: «Ручеек», «Разноцветные домики», «Воробышки и автомобиль».

Апрель  3 неделя

Наблюдение за  почками

Уточнить представления детей об изменениях в жизни растений – появлении почек.

«Появились почки

На ветках березки.

Будем ждать листочков

И первых цветочков»

За погодой

Познакомить детей с понятием «погода», ее проявлениями (пасмурная, ясная, дождливая)

«Хмурится небо и солнышка нет,

Ветер задул посильней.

Пасмурный день к нам стучится в окно, будем играть веселей!»

За дождем

Развивать представления детей о природном явлении – дождь.

«Дождь стучит по крышам,

Капает вода.

Ярко светит солнце –

К нам пришла весна!»

Опытническая деятельность:

«Пускаем кораблики»

Продолжать учить детей устанавливать причинно- следственные связи (ручеек течет – кораблик плывет)

«Матросская шапка,

  веревка в руке,

 Тяну я кораблик

 по быстрой реке»

Целевая прогулка:

«Что изменилось на участке»

Развивать умение замечать и называть сезонные изменения в жизни птиц  весной

«Скачет, скачет воробей,

Кличет маленьких детей:

Киньте крошек воробью,

Я вам песенку спою!»

Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Ручеек»», «Воробышки и автомобиль».

Апрель  4 неделя

За одеждой прохожих

Развивать умение называть предметы одежды людей, устанавливать связь с сезоном и погодой.

 «Солнце светит ярко,

Нам в шубах стало жарко,

Вместо валенок на ножки

Надевай скорей сапожки!»

За  первоцветами

Познакомить с внешним видом первоцветов.

«Выросли у нас цветы

Небывалой красоты.

Кто же это? Посмотри-

Подснежники!»

За листочками на деревьях

Продолжать формировать представления детей о сезонных явлениях весны – появлении первых листочков.

«На могучем тополе

Звонко почки лопнули,

А из каждой почки

Вылезли листочки.

Развернули трубочки,

Распустили юбочки,

Оглянулись, улыбнулись

И сказали: Мы проснулись!»

Опытническая деятельность: «Сравни листочки рябины и березы»

Учить находить сходство и различие по внешнему виду  листьев  рябины и березы

«Вот листочек у березки –

Он на капельку похож.

У рябинки листик меньше –

Сразу веточку берешь»

Целевая прогулка:

«В гости к елочкам»

Продолжать развивать представления о своеобразии ели

«Покажи нам, елка,

Новые иголки.

Ведь весна пришла,

Радость всем принесла»

Подвижные игры: «Мы веселые ребята», «С чьей ветки детки», «Пес Барбос»

Май  1 неделя

За нарциссами и тюльпанами

Познакомить с новым цветком – нарциссом, его внешним видом. Закреплять знание строения растения.

«Желто – белая  звезда

На зеленой ножке.

Расцвела ты всем на диво,

Ароматна и красива»

За солнышком

Уточнять и развивать представления детей о весеннем солнышке (яркое, греет, светит)

«Солнце по небу плывет,

Солнце песенку поет,

Приговаривает:

Очень-очень радо я

Видеть вас, мои друзья!»

За птицами

Продолжать учить различать и называть птиц (голубь, воробей, ворона, синица), их  действия (сидит, летит, скачет, прыгает, идет).

«Различаемся мы цветом,

Встретишь нас весной и летом.

Если крыльями взмахнем,

Будем в небе голубом.

Мы умеем щебетать,

Каркать, петь и ворковать»

Опытническая деятельность:

посадка моркови на грядке

Учить детей сажать в землю крупные семена, развивать представления о потребностях растений в почве, воде, солнце, тепле.

«Мы посадим семечко

И польем водичкой.

Вырастай, морковка,

Сладкая и крепкая!»

Целевая прогулка:

«В цветущий сад»

Познакомить детей с цветущими деревьями сада (вишня, яблоня).

«Витаминами богат

Наш большой фруктовый сад.

Яблоки растут и груши.

Их плоды полезно кушать»

Подвижные игры: «Цветочки»,  «Воробышки и кот», «Пройди по дорожке», «Мы – веселые ребята».

 Май  2 неделя

За цветущей сиренью

Познакомит с внешним видом и особенностями строения куста сирени

«Посмотрите – красота!

Куст  в сиреневых цветах»

За громом

Познакомить с весенним явлением природы – громом.

«Грохочет в синем  небе  гром,

Как будто по крышам стучит кулаком»

За насекомыми (муравьями)

Уточнить представления детей о муравьях, их внешнем  виде,  поведении.

«Муравьишка – муравей,

Покажи нам лапки.

Собери своих друзей,

Поиграем в прятки!»

Опытническая деятельность:

«Направление ветра»

Развивать умение определять  направление и силу ветра, устанавливать элементарные причинно – следственные связи.

«В яркий солнечный денек

Прилетел к нам ветерок.

Покружил немножко,

Собрал туч лукошко»

Целевая прогулка:

«В гости к яблоньке»

Познакомить с отличительными особенностями яблони (чем цветущая яблоня отличается от вишни)

«А на яблоньке весной

Белые цветочки.

Будут, будут к сентябрю

Яблочки в нашем саду»

Подвижные игры: «Муравьишки», «Ветер - ветерок», «Солнышко и дождик», «Достань до колокольчика».

Май  3 неделя

За  скворцами

Познакомить детей со скворцом, его внешним видом.

«Песню скворушка споет,

Все  ленинки соберет.

В черной в крапинку рубашке

Щеголяет эта пташка»

За грозой

Познакомить  детей с природным явлением – гроза.

«Солнце спряталось за тучу,

Потемнело все кругом.

Зашумело, загремело, засверкало,

Дождь пошел!»

За кленом

Закрепить знания о строении дерева, его отличительных особенностях

«Он стоит большой, красивый

И шумит зеленой гривой.

Что за великан такой?

Это клен с резной листвой!»

Опытническая деятельность:

«Свойства песка»

Развивать представления о свойствах песка (сухой – сыпется, сырой – лепится)

«Я пеку, пеку, пеку

Леткам всем по пирожку.

А для милой мамочки

Испеку два пряничка»

Целевая прогулка:

«К цветочной клумбе»

Продолжать развивать представления о  цветах: нарциссы, тюльпаны.

«Я цветочек не парадный,

Но веселый и нарядный.

Желтый или белый,

Как подснежник смелый.

Я мороза не боюсь

И на клумбе появлюсь.

Будет вам весною весело со мною!»

Подвижные игры: «Скворушки и кот», «Воробышки и дождик», «По ровненькой дорожке»

 Май  4 неделя

За небом

Продолжать формировать знания детей об особенностях весеннего неба (голубое, яркое)

«Посмотри, над головой

Облака плывут.

Это небо голубое

Замечательно – большое!»

За ромашками

Закреплять знания детей  о строении цветка, его  отличительными особенностями.

«У ромашек серединки

В виде беленьких кружков.

Обрамляют сердцевинки

Много белых лепестков»

За трудом взрослых на клумбе

Развивать представления детей  о  содержании труда по уходу за цветами, закреплять знания о потребностях растений (солнце, почва, вода)

«Чтобы выросли цветочки,

Надо землю поливать.

Ярко солнышко светило

И цветам не скучно было».

Опытническая деятельность:

одуванчики – парашютики

Познакомить детей с отличительной особенностью одуванчика – рассыпает парашютики (семена)

«Желтая головушка,

Зелененькая ножка.

Одуванчик – солнышко

Подержу в ладошках.

Появилось солнышко

В мае на лугу.

На него любуюсь,

 Очень берегу»

Целевая прогулка:

«К альпийской горке»

Познакомить детей с понятием «альпийская горка» (неживая и живая природа – камни, песок, вода, растения)

«Есть у нас волшебный дворик

С горкой из больших камней.

Там песочка много-много

И водичка рядом есть.

Эта горка не простая,

Специально для ребят.

Там природа неживая

Очень ждет вас каждый раз»»

Подвижные игры: «Ветер -ветерок», «Солнышко и дождик», «Мы – веселые ребята», «Кролики».