Проект организации музея народного быта "Русская изба"в МБДОУ детский сад №1 "Солнышко"п.Некрасовское
проект по теме

Муравьева Татьяна Владимировна

В 2011 году в детском саду №1 "Солнышко" торжествено открылся музей народного быта "Русская изба". Стилизованная изба с подворьем и уютной горницей сочетает в себе историческую достовернось и сазочную привлекательность. Здесь можно увидеть " настоящую" печь-мазанку, приедметы старинного быта, орудия труда, рукоделия и многое другое.

 

https://youtu.be/Zj5XsGtDZN0

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_organizatsii_muzeya_v_dou.docx30.39 КБ

Предварительный просмотр:

   

 Проект организации в детском саду мини-музея народного быта

                                                   «Русская изба».

                                                   

                                                           Автор проекта :Муравьева Т.В.-руководитель музея

                                                                    2011

                                                       Паспорт проекта.

Актуальность.

Россия- Родина для многих. Но для того, чтобы считаться её сыном  и дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как своей собственной. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и его культуре. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов- авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи...

В наши дни, дети получают мало информации о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Безусловно и раньше в этом направлении велась определенная работа: в  группах  оформлены   уголки,  создающие  атмосферу деревенского быта : мини-изба с хозяйственным двором, созданы  развивающие зоны художественного творчества, где представлены народные промыслы ,детям читаются  сказки, их знакомят  с пословицами, поговорками, народными песнями. Проводятся  занятия по народной декоративной росписи.

Однако было очевидно, что система работы в этом направлении развития детей требует организации особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Поэтому наш коллектив решил выделить в детском саду небольшое помещение и оборудовать его в виде комнаты в русской избе, где будут размещены предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках.

Проблема:   В связи со сменой приоритетов в современном обществе, происходит отдаленность от истоков русской народной культуры, традиций русского народа.

 Цель проекта:

Создание системы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры через  музейную педагогику.

Задачи проекта:

1.Оборудовать комнату, стилизованную под  «Русскую избу» для действенного   познания  истоков народной культуры.

2. Провести работу по приобретению фондов мини-музея, картотеки

3. Привлечь родителей к поисково-собирательной работе и в оформлении (ремонта) комнаты.

4. Исследовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки,  заклички, пословицы, загадки, хороводы).  Знакомить с народными праздниками и традициями.

5.Создать нв базе музея фольклорную группу.

6. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре.

Участники проекта:

руководитель учреждения, воспитатели, родители, дети старших групп.

Вид проекта:  поисково-исследовательский.

Место проекта: МБДОУ детский сад №1 «Солнышко»  п. Некрасовское.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Срок реализации : январь-май 2011 г.

Этапы реализации:

   1.Подготовительный

   2.Основной

   3.Заключительный

Итоговое мероприятие: Презентация избы-музея  «Мы на ярмарку ходили».

План реализации проекта.

1.Этап: Подготовительный  (январь-февраль 2011).

1.1 Объявление о начале работы проекта в ДОУ

1.2.Проведение социологического опроса среди родителей, сотрудников по выявлению фондов музея.

1.3.Создание проектной группы, реализующий инновационный проект.

1.4.Разработка перепланировки комнаты.

1.5.Изучение музейной педагогики

1.6.Приобретение стройматериалов, поиск спонсоров

2.Этап: Основной (март-апрель 2011)

2.1.Привлечение родителей, педагогов к ремонту и оборудованию помещения под музей.

2.2 Регистрация , создание картотек фондов

2.3.Размещение оборудования согласно экспликации ,изготовление атрибутики

2.4.Составление годового плана работы музея, создание пакета методических материалов.

2.5.Составление сценария торжественного открытия музея, списка гостей.

3. Этап: Заключительный (май 2011)

3.1.Разучивание ролей, стихов, песен, народных игр

3.2.Приобретение костюмов.

3.3.Торжественное открытие избы –музея «Мы на ярмарку ходили».

Продукты проекта.

1.Оборудована комната, имитирующая русскую избу.

2.Собран фонд музея

3.Сделана картотека фонда, подобраны методические материалы

4.Организована в рамках работы музея фольклорная группа «Ладушки»

5.Налажена работа музея с социумом

Ожидаемые результаты.

Создана  особая среда , позволяющая непосредственно  соприкоснуться  с бытом и укладом русского народа, что даст  возможность введения детей в особый самобытный мир путём его действенного познания.      

                                          Презентация избы-музея

                                        « Мы на Ярмарку ходили».

Зал украшен в стиле «Ярмарка», по кругу стоят столы-прилавки, покрытые красивыми салфетками,  на 1 столе:  бутафорские сладости,2- м –глиняная посуда ,3-м –приедметы рукоделия,4 –м- книги, 5 –м –расписные свистульки, игрушки.

В зале присутствуют приглашенные гости

Ведущая  (Хозяйка избы) выходит к гостям:

                                   Ой, вы гости, господа

                                   К нам приехали не зря

                                    В новый сад ранёшенько

                                   Нареченным «Солнышко»

                                    А уйдете вы отсюда,

                                    Пронесите весь повсюду,

                                    Что стоит в Больших Солях

                                    Новый сад для дошколят

                                     Он красивый и уютный

                                     Малышам привольно здесь

                                     Для народного искусства

                                     Уголок  особый  есть.

                                     Избу новую срубили

                                    Да музей в ней разместили,

                                    Чтоб жила во все века

                                     Наша гордость - старина.

                                     Про избу еще расскажем,

                                     Как, положено, покажем.

                                     Позже будет, а пока

                                    Ярмарка вас ждет, друзья!

                                   (Звучит народная музыка)

Ведущая:              Двести лет тому назад ил триста

                                 Лесом тёмным да густым

                                 Полем чистым.

                                 Как при сказочном царе при горохе

                                 Шли на ярмарку  гурьбой скоморохи.

                                  Первым из них зазывала идет

                                 Громко кричит, зазывает народ

Скоморох:              Собирайся , народ,

                                 Вас много интересного ждёт,

                                 Много песен, много шуток

                                 И весёлых прибауток.

                    (звучит русская народная мелодия, входят дети в русских костюмах)

Ведущая:             Веселись, честной народ,

                               В гости ярмарка идёт

                               Идем на базар, чтоб купить себе товар!

Скоморох:          Открываются палаты, смотрим, чем они богаты?

 ребенок за 1 прилавком:  

                                 Кому бублик, пирожки?

                                С пылу, с жару, гривенник за пару!

Скоморох:          Вот еще одна палата, смотрим, чем она богата?

  ребенок за 2 прилавком:  

                               Здесь посуда глиняная , ложки деревянные.

                               Выбирай себе любую , самую расписную

Скоморох:           Эта лучше всех палат,

                               Здесь лежит несметный клад!

 ребенок за 3 прилавком:      

                                Кружевные воротнички, с петухами рушники.

Скоморох:            Открывается палата    

                                Смотрим, чем она богата?

 ребенок  за 4  прилавком:  

                                Книжки разноцветные, взрослые и детские

                                Испокон века книга растит человека  

Скоморох :           Это что здесь за палата, интересуются ребята?

Ребенок за 5 прилавком:        

                                 Ох, ты свисти пересвисти.  Тут свистульки голосисты!

                                  Петушки, матрешки,  Филимон с гармошкой.

Ведущая:                                   Я на ярмарку собиралась,

                                                      Долго, долго наряжалась

                                                       Поиграть хочу немножко

                                                      Ну –ка, разбирайте ложки!

                                                      Звонкие, резные ложки расписные.

Детям раздают ложки .Звучит русская  народная  мелодия. Игра на ложках.

Скоморох:                    Выходи честной народ, затевай хоровод!

                                          Хоровод «Где был Иванушка?»

Ведущая выходит с корзинкой :

                                       Пошли дети на базар, принесли с собой товар

                                       Родной матушке платок, посерёдочке цветок

                                        Братьям –соколам по ложке,

                                       Сестрицам-лебёдушкам по игрушке и рукавице

     Скоморох:               Солнце закатилось, наша ярмарка закрылась!

Ведущая:                     А теперь мои ,друзья, в  гости приглашаю я.

                                        Вкусным чаем угощу, да избу вам покажу.

                                                 (Подходят  к музею –избе)

                                    А вот, друзья, моя изба и в ней живет моя семья.

                                    Толи тетем, толи дом и светёлочка при нем.

                                     Посмотрите на окно, косящатое оно.

                                      Ай, да мастер мировой, всё украшено резьбой!

                                      Украшает крышу пень, по прозванью «Охлупень»

                                      Толи конь, аль птица по небу стремится.

                                      А еще защита: там подковочки прибита.

                                      Мы шагнём через порог, постоим ка тут чуток.

                                     Как хозяйка вас встречаю, в красный угол вас сажаю.

                                     Расскажу вам, как живем, как хозяйство здесь ведем.

                                      Что считают в доме важной, бес чего не обойтись?

                                     Ест всегда дрова она, есть готовит, греет нас

                                      Здесь про печечку рассказ.

                                      А без печки ни куда, всем всегда нужна она

                                      Есть,где кашу приготовить, есть ,где хлебушек попечь.

                                     Можно косточки попарить, сверху на палати лечь.

                                      А за печкой домовой, дружит он со всей семьёй

                                      Берегут его, как могут, в новый дом берут с собой

                                      Всё в хозяйстве есть у нас, дальше я веду расскказ

                                       Вот лукошки и корзины, туеса и короба.

                                      А в ведёрочках хранится принесённая вода

                                      Как в хозяйстве без посуды? Без неё не проживешь!

                                      Посмотрите ка на полках, много разного найдешь.

                                       Деревянная посуда и красивая всегда

                                       Очень  мастер посторался, прочно сделана она.

                                      Тут ковши, корыта, ступы, ложки, чашки и матрёшки.

                                      Крушки, вазы, чаши, блюда:

                                       Ай, да мастер, ну посуда!

                                       Оглянитесь, сколько лавок, всех их нам не пересчесть

                                       Если вы устали очень, то на лавку можно лечь.

                                       Вот «Бабий кут» иль середа, тут идут мои года.

                                       То на прялке тинь пряду, то вяжу, то что -то шью.

                                       Колыбелька подвесная, вся цветами расписная

                                        Вот хозяйская кровать, подушек в ней не сосчитать

                                        Главный стол, за ним семья, всем хватает место

                                       Съедим один каравай, вновь поставим тесто.

                                        Вот так и живём, соль  да хлеб жуем,

                                         Щи да кашу варим, да гостей поджидаем!

                                         (Хозяйка угощает гостей чаем и пирогами)    

                               

                                     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект : Золотая книга – для маленьких чуваш. МБДОУ «Детский сад «Звёздочка» город Козловка Чувашия

Обоснование актуальности темы.1.      Сейчас забывается такой красивый чувашский язык. Дети снисходительно и несерьёзно относятся к изучению чувашского языка и я считаю, если ...

ПРОЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ «Детский сад №22 «г. Лениногорска» МО «ЛМР» РТ

исследование эффективности применения мнемотехники как средства развития речи дошкольников...

Реализация социокультурного проекта «Мой город – мой дом» в МБДОУ «Детский сад № 101»

Для реализации социокультурного проекта «Мой город – мой дом» нами представлена система педагогических мероприятий, направленная на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с...

Организация деятельности кружка "Русская изба" в МБДОУ "Детский сад №4 "Снежинка" ГО "Жатай"

Работа кружка осуществляется вне занятия, на досуговых мероприятиях, в индивидуальной работе, самостоятельной игровой деятельности. Занятия проводятся по подгруппам по 5-7 человек, во второй половине ...

Организация деятельности кружка "Русская изба" в МБДОУ "Детский сад №4 "Снежинка" ГО "Жатай"

Работа кружка осуществляется вне занятия, на досуговых мероприятиях, в индивидуальной работе, самостоятельной игровой деятельности. Занятия проводятся по подгруппам по 5-7 человек, во второй половине ...