Проект "Песочная игротека"
проект (младшая группа) на тему

Лизунова В.А.

Участники проекта:

 дети первой младшей группы, родите­ли воспитанников, воспитатель группы.

Цель.  Обогащение игрового опыта детей.

Задачи:

- Познакомить детей с качествами природных материалов (песка и воды)

- Способствовать реализации творческих замыслов происходящих у детей в разнообразных играх.

- Расширять игровой опыт детей за счёт использования природных материалов, использовать его в построении сюжетно – ролевых и режиссёрских играх.

- Укреплять здоровье детей, развивать моторику пальцев и мышечную систему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_pesochnaya_igroteka.doc600 КБ

Предварительный просмотр:

пп


Информационная карта педагогического проекта.

  • Полное название проекта: " Песочная игротека".
  • Автор проекта: воспитатели МБДОУ д/с № 16 общеразвивающего вида

НАГИМОВА АНИСЯ НАСИМОВНА, ЛИЗУНОВА ВАЛЕНТИНА АНАТОЛЬЕВНА.

  • Вид, тип проекта: групповой,  исследовательско - творческий

             I этап. Целеполагание

Дети очень любят играть с песком и водой. Поэтому именно в дошкольном возрасте этим играм необходимо уделять большое внимание. Ни один дидактический материал не сравниться с природным материалом по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребёнка. Ребёнок с помощью органов чувств воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, оттенки, пространственное расположение. У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогут ему помогут ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, значительно расширят игровой опыт ребёнка и обогатят его словарный запас.

Участники проекта:

 дети первой младшей  группы, родители воспитанников, воспитатель группы.

Цель.  Обогащение игрового опыта детей.

Задачи:

- Познакомить детей с качествами природных материалов (песка и воды)

- Способствовать реализации творческих замыслов происходящих у детей в разнообразных играх.

- Расширять игровой опыт детей за счёт использования природных материалов, использовать его в построении сюжетно – ролевых и режиссёрских играх.

- Укреплять здоровье детей, развивать моторику пальцев и мышечную систему.

Продукт проекта

 - Презентация

- Праздник песка и воды «Вас встречает Капитошка»

II этап. Разработка проекта

-  Довести до участников проекта важность данной проблемы;

- Изучить  методическую и  научно-популярную и художественную литературу, воспользоваться интернет ресурсами  по данной теме.

III этап. Выполнение проекта

-  Подобрать иллюстративный  материал, атрибуты для экспериментов игр и игровых заданий, художественную литературу, наглядный материал для родителей;

-  Подобрать материал для практической  деятельности детей.

-  Составить план – схему осуществления проекта.

План - схема осуществления проекта

ППП

Материалы для реализации проекта

Игры с песком и водой:

«Следы на песке»

На влажном песке можно просто оставлять отпечатки ладошек и ступней, а можно и разнообразить занятие. Показать ребенку как оставить следы маленьких ладошек «звездочкой», а вокруг сделать отпечатки ступней (больших и маленьких) – и у вас получится замечательная картинка.

«Портрет»

Сделать отпечаток (или обрисовать контур) всего ребенка целиком, затем вы вместе камешками обозначите глазки и рот, а из подручного материала соорудите прическу – то восторгу ребенка не будет предела. 

«Математика на песке»


Пусть ребёнок  рисует на влажном песке либо палочкой, либо пальчиками. Малыш будет рисовать абстрактные каракули или «домики», а вы преподайте урок геометрии и покажите как начертить окружность, квадрат или треугольник. Обязательно комментируй свои действия и повторяй несколько раз названия геометрических фигур. Если ребенок постарше, то начинайте осваивать буквы и цифры прямо на пляже. 

«Смайлы»

Поиграйте в смайлы (рожицы). Помните? Точка, точка, запятая… Покажите малышу, как с помощью пары штрихов можно выражать эмоции – вот смайлик грустит, в вот (стираешь грусть водой и ладонью) уже улыбается, а вот и смеется во весь рот. Попросите  ребенка нарисовать смайл , пусть дитя подсознательно выразит свое настроение. И если вдруг на песке вы увидите злющий смайлик, то это серьезный повод задуматься.

«Рисунки песком»

Рисуйте сухим песком – в лейку или кулек из бумаги насыпьте песок и покажи малышу, как тонкой струйкой песка можно рисовать на влажной поверхности или украсить «кремом» пирожные, которые вы только что «выпекли» из песка.
Добавьте в лейку воды и рисунок мокрым песком будет выглядеть совсем иначе. Пусть малыш осваивает разные варианты – развивающие детские игры непременно должны быть разнообразны.


«Умные куличики»

Даже обычные куличики можно превратить в развивающие детские игры. Размер (большой - маленький), форма (квадрат – цилиндр) – возможно с этими понятиями малыш впервые познакомится именно во время игры в песочнице.
Обязательно давайте подробные задания ребенку: «возьми маленькую, синюю, квадратную формочку и сделай куличик». Создайте объемные композиции на песке - ведь куличи разных размеров и форм можно располагать с выдумкой и творчеством.

 «Художники»

Наберите вместе камешков, ракушек и палочек разных размеров и форм, нарисуй на влажном песке удава, и дай фантазии малыша проявить себя в полную силу – пускай делает на змеиной коже диковинные узоры. Очень кстати окажется цветной мелок или фломастер – ведь можно раскрашивать и камешки, и ракушки. Из этих же камешков можно выкладывать на влажном песке различные фигуры. Дай ребенку задание сделать квадрат или домик, цветочек или цифры. И естественно малыш будет очень рад, если вы вместе выложите его имя.

«Кладоискатели»»

Традиционная забава с песком. Вы зарываете (не очень глубоко) в песок мелкие игрушки, а ребенок находит их ручками или палочкой. Монетки превратят маленького сапера в азартного кладоискателя. А если под рукой есть игрушечное сито, то поиск клада станет настоящей золотодобычей, с промыванием песка в воде. Кстати, можете посоревноваться, кто больше намоет «золота». И не факт, что удача будет на твой стороне. Монетки можно заменить ракушками и пояснить ребенку, что было время, когда ракушки заменяли людям деньги.

Описание: http://www.samara.edu.ru/upload/medialibrary/5f8/plosh.jpg

Игры с пластиковыми бутылками:

«Песочные часы»

Хотите  дать малышу крупицы знаний по истории и естествознанию? Тогда из пары пластиковых бутылок сделай импровизированные песочные часы и покажи как они «работают». Вот увидишь, малыш завороженно будет следить за утекающим «временем». 

«Пересыпки»
 Из пластиковой бутылки можно сделать воронку и для песка, и для воды. Пересыпая песок или переливая воду в различные емкости, малыш получит начальные бытовые навыки (на кухне без воронки никуда).

«Тонущие корабли»
С пластиковой бутылкой, песком и водой можно проводить развивающие детские игры. Например, физический эксперимент – сколько нужно насыпать песка, чтобы бутылка либо держалась на плаву, либо утонула.

«Рисуем водой»

Сделайте  малышу брызгалку,  превратите в кисть художника и рисовать струйками воды на сухом песке замысловатые загогулины.

«Музыкальный салон»
Сделайте  из пластиковой бутылки погремушку - маракасы. Удивите  малыша тем, что если засыпать только песок, то звук будет один, а если добавить камешки или ракушки, то совсем другой. Пусть малыш повторяет за тобой самые простые ритмы.



Описание: http://stranamasterov.ru/files/imagecache/orig_with_logo/i/001_3.JPG

Сюжетно-ролевые игры с использованием песка:

«Поварята»

 «Напечь» из песка пирожков - это еще полдела. Хотя, впрочем, пирожки могут быть с начинкой, а пирожные украшены цветочками. А вот сварить «настоящий» суп - это уже развивающие детские игры с песком и водой. На «плите» (плоском камне) кипятится вода в ведерке, затем туда последовательно добавляются песок, мелкие камешки, ракушки, а в завершение процесса в обязательном порядке «свежая зелень» (листики, цветочки, водоросли). И все это надо вовремя помешивать, чтобы суп не подгорел. Потом рассаживайтесь за стол и «пируйте». Кстати, обрати внимание ребенка: «мама – большая, а мишка – маленький» - пусть сам догадается какие тарелки подавать.

«Строители»

 Ну и, разумеется, без масштабного строительства во время игры в песочнице не обойтись. К примеру, в этот раз вы начнете строить «настоящий» замок. Пусть малыши активно участвует в стройке, и не только подвозит на грузовичке строительный материал, но и сам лопаткой учится формировать ровные углы и отсекать лишнее от кучи песка. Затем предложите ребенку украсить стены замка узорами.

«Королевская семья»

Окружите замок  рвом с водой, прокладывайте мосты, тоннели и дороги, «растите» рядом сады! Потом заселяйте замок жильцами – королём, его женой и детьми. Обязательно приготовьте для царственных особ угощение и дары из песка. А уходя, оставьте в замке  «настоящего» рыцаря  (овальный камешек, обернутый тряпочкой). Пусть рыцарь сторожит ваш шедевр. Играйте, фантазируйте и творите вместе.

«Магазин»

Приспособьте под прилавок любую скамейку. Товар замените песком (сахар, крупа, соль), палочками (макароны, вафельные трубочки, конфеты), камешки (картофель, яблоки, ягоды), «колобки» из песка (пирожное, хлеб, печенье). Распределите роли и играйте!

Описание: http://www.udmfoto.ru/files/middle/14831.jpg

Песочные стихи

«Соблюдайте правила»

Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!

Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.

Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:

Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была

Дети, поняли меня?

(А. Сметанин)
Мы на пляже вместе с мамой
Возвели песчаный замок:
Стены, лестницы, бойницы,
Башня круто в высь стремится.
Перед замком вырыт ров
Для защиты от врагов.
Через ров проложен мост,
У ворот поставлен пост.
Вот бы у морской водицы
В этом замке поселиться.
Жаль, что скоро уезжать…
Как его с собою взять?

(С. Цапаева)

Петя замок строит ловко,
Катя торт печёт ведёрком.
Здесь, у моря на часок
Всех детей собрал песок!


(С. Кашлев)
       
Мы  в  песочнице  играем,
Строим  домик  из  песка, 
Увлеклись,  не  замечаем,  
Что  носки  полны  песка.   
Принесли  воды  в  ведёрке, 
Чтобы  не  сломался  дом,   
Красовался  на  пригорке,           
Мы  его  водой  польём.        

(А. Полетаева)

Нам привезли песок на сад,
Я этому – безумно рад!
С ним буду целый день играть,
Лепить куличек, загорать!
Наделаю в песке ходы,
Потом налью туда воды.
Построю для машин гараж
И новый домик, и шалаш! 
Песочных куличей – не ем,
Да что ж я, маленький совсем?!

(И. Финк)


Песочница, песочница!
А в ней песок, песок.
Песочница, песочница!
Идем играть, дружок.
Песочница, песочница!
В руках у нас совок.
Песочница, песочница!
Мы черпаем песок.

Лепить пироги – это очень легко.
Дворцы возводить и лачуги совком,
А рядом фигурки лепить.
Мы едем туда, где ни леса, ни скал,
Мы едем туда где простор из песка 
Под солнцем… и тысячи спин…


Рассыпалась башня в бесформенный ком,
Так много воды по соседству с песком.
Кто только её натаскал?
Мы крепость построим, а рядышком — ров.
Но ты убегаешь куда-то с ведром.
Вода что ли лучше песка?

М. Ершова

Песочница, песочница,
В песке вся детвора.
Построить домик хочется,
Забавная игра.
Речной песочек, меленький –
Хорош для куличей.
Склонился повар беленький
Над формочкой своей.
А вот Андрюша с Васенькой –
Ребята хоть куда.
Везут в машинах красненьких
Песок туда-сюда.
Бывают столкновения –
Но это не беда.
Ссора – на мгновение,
А дружба навсегда.
Большая настоящая
Кипит работа тут.
И люди работящие
В песочнице растут.

Е. Шамрова

Мы на море отдыхали,
Там купались, загорали.
Я решил построить башню 
Из густой песчаной каши.
Папа смотрит и смеётся:
- Как тебе так удаётся:
- На песке построить дом?
- Не подумал ты  о том:
- Если набежит прибой -
- Смоет весь твой дом водой!
- Далеко я башню строю,
- Не достать её прибою.
- И к тому же - крепкий дом,
- Ему волны  - нипочём!
Дунул с моря ветерок…
- Посмотри -  волна, сынок!
- Ты бросай скорее башню
- И спасай одежду нашу!
… Дом песчаный смыт волной -
Виноват во всём прибой

А. Орлова

Морскими песками
Песочницы полны,
Я глажу руками 
Песочные волны.
Песочные воды 
Заманчиво зыбки,
Там плавают плавно
Песочные рыбки.
В песочных волнах 
Провести я готов
Немало счастливых
Песочных часов!
И может услышу
Как где-то на дне
Солёное море
Дышит во сне.

В. Бредихин

Лежал песок,
Скучал песок 
Сто тысяч лет, наверно.
Он был ужасно одинок,
И это было скверно.
Не в радость были песни гроз,
Не в радость - дождь из тучек.
Скучал в жару, скучал в мороз -
Весь мир песку был скучен...
И так ещё сто тысяч лет 
Хранил бы он унынье, 
Но был доставлен к нам чуть свет, 
И не скучает, вовсе нет, 
В песочнице отныне.

Описание: http://www.irtoys.ru/images/product_images/popup_images/p/1176_0.jpg



Правила безопасной игры с песком

Описание: http://www.otoys.ru/picturesNew/divertoys/DVR-23466_2.jpg

Для детей одной из любимых игр всегда была игра в песочнице, но в песке может быть много микробов и даже глистов. Как уберечь от этого ребенка? Песочница – одно из любимых мест. А родители должны постараться сделать это место наиболее безопасным и соблюдать правила безопасности во время игр с песком.

Во время игр с песком нужно соблюдать правила безопасности

Следует помнить, что в песочнице ребенок может подвергнуться опасности заражения многими серьезными болезнями. Можно подхватить яйца гельминтов – самое часто встречающееся заражение организма ребенка. Обычно, играя с песком, можно заразиться тремя видами гельминтов: острицы, аскариды и токсокары. Следует помнить, что во время игр ребенок может получить заражение от других детей такими неприятными инфекциями, как дизентерия или грибковое заболевание (к примеру, стригущий лишай).

Основные правила безопасности при игре с песком:

  1. Выбрать место для игры. В обычных песочницах, которые находятся во дворах или детских садах, повышенный риск заразиться, потому что к ним имеют доступ бродячие кошки и собаки, люди могут бросить окурки, бутылки и тому подобное. Не следует отпускать играть ребенка в те песочницы в городских дворах, которые не огорожены.

  1. Безопаснее привести ребенка на пляж. На пляже от высокой температуры и нагревания песка многие личинки погибают, поэтому риск заражения ребенка во время игры с песком немного снижается.

  1. Основное правило во время игр в песочнице – это полный запрет на любые перекусы в песке. Это и не гигиенично, так как руки ребенка грязные и на них может быть много бактерий. Постоянно мыть руки на улице не получится. Нужно постоянно следить, чтобы ребенок не грыз игрушки в песочнице и не пробовал песок. Также нужно предупредить ребенка, что нельзя кидаться песком в других детей, не играть с найденными в песке разными предметами. Для совсем маленьких детей в любом случае необходим присмотр взрослых, чтобы избежать неприятностей.

Песочная терапия

Песочница один из самых эффективных, ярких, и занимательных методов при работе с детьми всех возрастов. Ведь для многих облегчение мысли в слово трудно, особенно для маленьких. Здесь поможет язык мимики, жеста, рисунка, лепки, игры, манипуляции с предметами, композиции, творения, способный тонко выразит ощущения или чувства.

Главное достоинство ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ в том, что она позволяет ребенку или целевой группе детей реально создать картину мира в живом трехмерном пространстве. Ребенку предоставляется возможность строить свой личный мир, модель своего микрокосмоса, ощущая себя его творцом. Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением каждого ребенка и взрослого к самоактуализации - более полного выявлению и развитию своих личностных возможностей. В песочных картинках есть еще один важный психотерапевтический ресурс – возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений. Преобразуя ситуацию в песочнице, ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей и внутреннего, и внешнего плана. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений можно переносить в реальную жизнь. Кроме того, наблюдение в песочнице дает психологу бесценную психодиагностическую информацию об особенностях коммуникации участников игры.

Песочная терапия ориентирована на:

1  Развитие коммуникативных навыков (навык знакомиться и уметь представить себя, предлагать и просить помощь, навык общения с детьми и взрослыми);

2 Развитие творческих способностей, умение выражать свои мысли, чувства, идеи.

3 Развитие речевой активности, словарного запаса;

4 Формирование умения принимать ответственность за свои действия и поступки;

5 Совершенствование чувства контроля;

6  Развитие самооценки и обретение веры в самого себя;

Песочная терапия особенно эффективна в работе с детьми при следующих проблемах:

1 Сложностях в психическом развитии;

2 Конфликтах во взаимоотношении со сверстниками и родителями;

3 Застенчивости, робости и неуверенности в себе,

4 Агрессивности,

5 Страхах,

6 Обидчивости и плаксивости,

7 Тревожности,

8 Излишней впечатлительности, боязни новых ситуаций и людей, ситуационной истерии,

9 Склонности к длительным переживаниям и много другом.

Описание: http://secretb0x.files.wordpress.com/2012/09/34833_177317455629695_100000543264565_505984_5849745_n.jpg?w=600

Сценарий  летнего праздника 

«В гостях у Капитошки»

Вед.

Песочница, песочница,
В песке вся детвора.
Построить домик хочется,
Забавная игра.
Речной песочек, меленький –
Хорош для куличей.
Склонился повар беленький
Над формочкой своей.
А вот Андрюша с Васенькой –
Ребята хоть куда.
Везут в машинах красненьких
Песок туда-сюда.
Бывают столкновения –
Но это не беда.
Ссора – на мгновение,
А дружба навсегда.
Большая настоящая
Кипит работа тут.
И люди работящие
В песочнице растут.

Ребята, а вы любите играть в песок? (ДА!)  А с водой играть любите?(ДА!)

Капитошка. И я люблю! Очень, очень!

Вед. А как тебя зовут, давай познакомимся!

Капитошка поёт песню
муз. Г. Сасько - м/ф "Капитошка"
Капитошка - это я,
И все вокруг мои друзья,
И песенка моя звучит
Как звонкие ручьи!
Ля-ля-ля-ля-ля, ляля-ляля....
Я хи-хи-хи-хи-хи, я ха-ха-ха-ха-ха,
Со мной, друзья, потеха,
Я так бывает рассмеюсь,
Что лопну сам от смеха!
Ля-ля-ля-ля-ля, ляля-ляля....
Вот теплый дождик полевой,
Прошелся по дорожке,
И скачут, скачут по земле
Мои босые ножки!
Ля-ля-ля-ля-ля, ляля-ляля....

Вед! Очень приятно, Капитошка! Хочешь с нами поиграть? Устроим весёлые конкурсы с песком и водой.

1 конкурс «Перенеси воду» (дети переносят воду в ложках из полной  ёмкости в пустую).

2 Конкурс «Кто больше налепит?» (пока бегут песочные часы, кто больше налепит «колобков» из песка

3 Конкурс «Самая длинная дорожка» (Дети набирают в ладошки песка, и постепенно высыпают в виде дорожки , у кого получиться длиннее?)

Музыкальная пауза «Танец весёлых лягушат»

4 конкурс «Заполни колодец» (Из песка дети вырывают колодец, и заполняют его из брызгалок)

5 конкурс «Дружные ладошки» ( На мокром песке дети оставляют цепочку из отпечатков своих ладошек)

Описание: http://vsadike.ucoz.ru/_ld/4/94197338.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашняя игротека: логоритмические и пальчиковые игры

Материал для родителей и воспитателей...

"Домашняя игротека"

В этом конспекте предложены советы для родителей по использованию игровых заданий дома....

Домашняя игротека

Игры на кухне....

Перспективный план кружка "Математическая игротека"

Предлагаю вашему вниманию перспективный план кружка по математике, где мы закрепляем изученный материал и спользуя развивающие игры, задания повышенной трудности, занимательный материал по математике....

Буклет для родителей (в помощь уч.логопеду)"Игротека в кругу семьи"

У родителей порой  не так много времени в детском саду,они в спешке забирают своих детей домой, торопятся...Бывает так, что педагоги размещают интересный материал на стендах, а прочитать успевают...

Игротека развивающих и подвижных игр для дошкольников

Различные подвижные и логические игры, собранные в игротеку для удобного использовани в формате А5....

Игротека речевых игр

Речевые игры на образование существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения....