статья "Структура детского портфолио"
статья на тему

Сотникова Светлана Васильевна

Что такое портфолио? Портфолио (от англ. Portfolio – портфель, папка для важных дел или документов) – это набор документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах специалиста. Портфолио – это полное собрание собственных достижений, своеобразное досье. В педагогической литературе портфолио характеризуется так – это коллекция работ дошкольников, всесторонне демонстрирующая результаты, его растущие навыки, выставка успехов малыша по основным направлениям его развития. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений дошкольника в определенный период его воспитания и обучения (лучшие рисунки, фотографии поделок, наблюдений, записи о словарном запасе ребёнка, его растущие навыки).

   Не для кого не секрет, что в детских садах приветствуется ведение портфолио. Сейчас стало не просто модно, а уже необходимо делать детское портфолио даже при поступлении детей в детский сад!
Портфолио ребенка 3, 4, 5 лет - это своеобразная копилка успехов вашего малыша по основным направлениям его развития. 
Критерии, которые представлены в примерных основных общеобразовательных программах "Истоки" (М., 2011), "От рождения до школы" (М., 2010), переработаны в соответствии с Федеральными государственными требованиями к обязательным общеобразовательным программам для дошкольных учреждений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл struktura_detskogo_portfolio.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:

Структура детского портфолио.

  Что такое портфолио? Портфолио (от англ. Portfolio – портфель, папка для важных дел или документов) – это набор документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах специалиста. Портфолио – это полное собрание собственных достижений, своеобразное досье. В педагогической литературе портфолио характеризуется так – это коллекция работ дошкольников, всесторонне демонстрирующая результаты, его растущие навыки, выставка успехов малыша по основным направлениям его развития. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений дошкольника в определенный период его воспитания и обучения (лучшие рисунки, фотографии поделок, наблюдений, записи о словарном запасе ребёнка, его растущие навыки).

   Не для кого не секрет, что в детских садах приветствуется ведение портфолио. Сейчас стало не просто модно, а уже необходимо делать детское портфолио даже при поступлении детей в детский сад!
Портфолио ребенка 3, 4, 5 лет - это своеобразная копилка успехов вашего малыша по основным направлениям его развития. 
Критерии, которые представлены в примерных основных общеобразовательных программах "Истоки" (М., 2011), "От рождения до школы" (М., 2010), переработаны в соответствии с Федеральными государственными требованиями к обязательным общеобразовательным программам для дошкольных учреждений.
Ведение портфолио поможет вам установить более близкие отношения с ребенком, проводить больше времени вместе, создаст атмосферу общности интересов, и вы сможете своевременно отмечать успехи малыша, поддерживать интерес к различным видам деятельности по следующим направлениям:

  • Социально – личностное развитие,
  • Познавательно – речевое развитие,
  • физическое развитие,
  • художественно – эстетическое развитие.

   Вы поможете ребенку формировать инструмент самопознания "Какой Я", приобретете опыт, который пригодится вам в дальнейшем. Портфолио пригодится родителям, педагогам, а самое главное – самим малышам! 
В портфолио вы можете вложить лучшие рисунки, фотографии поделок, наблюдений, записи о словарном запасе ребенка, его растущие навыки.

   Каким будет портфолио? Детское портфолио непременно должно быть красочным и ярким. В идеальном случае оно станет и любимой «книжкой с картинками» для ребенка, и предметом его гордости. Объясните малышу, что за «волшебную книжку» вы вместе начинаете собирать и для чего. Не надо опасаться, что ребенок «не поймет» или «быстро охладеет». Поймет! Уже c 3 – летнего возраста все без исключения малыши любят яркие книги. Не охладеет! Книжка о себе самом – самая интересная. Она «с восторгом примет» все творческие работы, с «особым вниманием отнесется» к удивительным фантазиям, а через некоторое время «с любовью напомнит» о том, «каким еще год назад ты был маленьким!»

   Титульный лист. Титульный лист для детского портфолио – это практически то же, что красивый костюм на праздник. Это своеобразное лицо всей работы. Взяв в руки папку и посмотрев на титульный лист, складывается первое мнение не только о малыше, но порой и обо всей семье, которая принимала участие в оформлении портфолио. Не стоит титульный лист портфолио для детского сада перегружать информацией. Для нее найдется множество интересных страниц внутри, где все можно будет расписать красочно и содержательно. А вот взглянув на работу даже мельком, зритель должен почерпнуть информацию о том, кто хозяин такой увесистой, роскошной папки, сколько ему лет и где он проживает, в какой детский сад ходит. Конечно, приятно, если рядом с данными лаконичными сведениями будет размещаться фото самого обладателя детского портфолио.
Оформить первый лист многие предпочитают на компьютере, хотя ребенку хочется внести и свою частичку в создание этого документа. Разве может испортить титульный лист маленькое солнышко, которое будет нарисовано с большим старанием и любовью? Позвольте ему тоже принять участие в творческом процессе, тогда ребенок будет ощущать, что он, как и мама, может гордиться красиво оформленной папкой, ведь он тоже в ней рисовал.

Портфолио помогает решать следующие важные педагогические задачи:

  • устанавливать более близкие отношения с ребёнком, создавать атмосферу общности интересов;
  • поддерживать интерес к различным видам деятельности по следующим направлениям: социально – личностное развитие, познавательно – речевое, художественно – эстетическое.
  • поддерживать и стимулировать воспитательную и обучающую мотивацию дошкольника;
  • формировать инструмент самопознания «Какой Я»;
  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешного воспитания.

  Преимущества портфолио:

  1. Портфолио пригодиться родителям, педагогам, а самое главное – самим малышам.
  2. Позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей дошкольника посредством анализа разнообразных видов деятельности.
  3. Портфолио направлено на сотрудничество воспитателя и ребенка с целью оценки достижений, приложенных усилий в различных видах деятельности.
  4. Портфолио – форма непрерывной оценки в процессе непрерывного обучения и воспитания, которая смещает акценты от жестки факторов традиционной оценки к гибким условиям оценки альтернативной.

Цели и задачи портфолио:

  • создание ситуации успеха для каждого дошкольника, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
  • максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
  • развитие познавательных интересов дошкольника;
  • формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
  • формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
  • формирование инструмента самопознания «Какой Я».

Разделы портфолио:

Раздел 1. «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребёнка, указываются его фамилия и имя, номер группы; рассказывается о своём родном городе, о его интересных местах в фотографиях и описаниях. Вводится рубрика «Я люблю…» («Мне нравится…»), в которой будут записаны ответы ребёнка. Здесь можно рассказать, как зовут маму, папу, братьев, сестер, бабушку дедушку или поместить рисунок родового дерева. Поместить  фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.

Раздел 2. «Я расту». В раздел вносятся антропометрические данные (в художественно – графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой». Их можно оформить в виде интересных графиков, диаграмм, рисунков или таблиц. Здесь интересно поместить не только сведения о росте и весе ребенка, но и размер ладошки или очертание ступни. 
Так же в этот раздел можно включить фотографии ребенка в дни его рождения. 

Раздел 3. «Портрет моего ребёнка». В разделе помещаются сочинения о своем малыше.

Раздел 4. «Я мечтаю». В разделе фиксируются высказывания самого ребёнка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о…», «Я бы хотел быть…», «Я жду, когда…», «Я вижу себя…», «Я хочу видеть себя…», «Мои любимые дела»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».

Раздел 5. «Вот, что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребёнка (рисунки, рассказы, книги – самоделки). Рисунки в разных жанрах (акварель, гуашь, пастель, восковые мелки и пр.) Лепка (пластилин, глина, скульптурная масса). Аппликация. Конструирование. Фотографии поделок (из бумаги, картона, природных материалов и пр., участие в выставках). Театральные постановки (перечислить роли, приложить фотографии).

Раздел 6. «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы). Наполните данный раздел грамотами или дипломами, которых очень много, и их получает ребёнок в детском саду. Чтобы у малыша был стимул стараться, можно и дома награждать его за участие в различных играх или конкурсах с друзьями. Лучше расположить содержимое этого раздела в хронологическом порядке. Сведения об участии в спортивных конкурсах и соревнованиях, праздниках и мероприятиях и пр. Материалы этого блока позволяют выстраивать рейтинг индивидуальных результатов, рейтинг достижений, отслеживать динамику изменения результатов обучения.

Раздел 7. «Посоветуйте мне…». В разделе даются рекомендации родителям воспитателями, работающими с ребёнком.

Раздел 8. «Спрашивайте родители!».  В разделе родители формулируют свои вопросы к воспитателям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Детское портфолио "Я - мастер".

  Один из вариантов создания детского портфолио. В данном случае показана успешность детей , их продвижение в овладении оригами. Стиль свободный, в форме интервью с детьми. Работы представили сами дет...

Детское портфолио.

Рекомендации по составлению детского портфолио....

Структура детского портфолио.

Рекомендации по составлению,советы....

Детское портфолио

ПРедставленно детское портфолио...

Детское портфолио как одна из форм индивидуализации образовательного процесса.

Детское портфолио позволяет строить образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образован...

Структура детского портфолио, для детского сада 3-5 лет. Рекомендации по составлению, советы.

Не для кого не секрет, что в детских садах приветствуется ведение портфолио. Сейчас стало не просто модно, а уже необходимо делать детское портфолио даже при поступлении детей в детский сад!Портфолио ...

Долгосрочный проект "Детское портфолио", младшая - подготовительная группа

Портфолио семьи – один из новых видов, но именно он позволяет ребёнку почувствовать себя частью большой дружной семьи, родителям – систематизировать и обобщить положительный опыт семейного...