Проект "Путешествие по сказке "Колобок"
проект (старшая группа) на тему

Клюева Ирина Александровна

Проект в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_puteshestvie_po_skazke_kolobok.docx61.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2»

Проект в старшей группе

«Путешествие по сказке  «Колобок».

http://www.kursschastlivojzhizni.ru/wp-content/uploads/2015/07/31505870-1024x1024.jpg

Выполнила: воспитатель

Клюева И.А.

Ардатов, 2015

Одной из главных задач современного образования является воспитание будущего школьника-исследователя, который видит проблемы, творчески подходит к решению, владеет методами поиска, умеет сам добывать знания, т. е. у него должны быть сформированы предпосылки учебной деятельности. Известно, что предпосылки учебной деятельности формируются в различных видах детской деятельности, таких как игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, а также восприятие художественной литературы. И эта деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решал вопросы проблемного характера. Задумавшись над вопросом «С помощью какого средства можно достичь таких результатов, не забывая об уникальности и самоценности  детства?», я поняла, что таким средством может стать народная сказка. Сказка входит в жизнь ребенка с самого детства и остается с ним на всю жизнь. Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнанна. Сказки учат детей сопереживать героям, размышлять над их поступками, делать простейшие выводы.

На примере русской народной сказки «Колобок», я покажу,  как формирую у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Сюжет сказки несложен, знаком любому малышу, но стоит внимательно вчитаться в сказку, и окажется, что многое в ней непонятно и неизвестно. С данной целью в старшей группе был реализован проект «Путешествие по сказке «Колобок».

«Сказка ложь, да в ней намек,

добрым молодцам  урок».

Цель проекта: формирование предпосылок учебной деятельности посредством народной сказки.

Задачи проекта.

Обучающие:

-формирование целостного мировидения детей старшего дошкольного возраста средствами исследования;

- побуждать детей к самостоятельным попыткам  делать выводы и планировать последовательность действий в своих исследованиях.

- формировать предпосылки практических и умственных действий.

Развивающие:

-развивать память, инициативность, любознательность, образное мышление, воображение, фантазию, речь;

- развивать  любознательность, желание сравнивать, анализировать, обобщать, проявлять интерес к исследовательской деятельности;

- активизировать исследовательскую деятельность, мыслительные способности детей через различные виды деятельности.

Воспитывающие:

- воспитывать  желание у детей к творческой деятельности, вызывать интерес к эстетико-эмоциональному творчеству, содействовать развитию индивидуальных творческих способностей и художественных наклонностей;

-воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Вид проекта:  исследовательско-творческий .

Участники проекта: родители, дети старшей группы «Знайки», воспитатели.

Продолжительность: с 1-15 декабря (краткосрочный).

Возраст детей: 5-7 лет.

Предполагаемый результат:

  • Рост желаний самостоятельно обследовать предметы и больше узнать о них, используя знакомые и новые способы, активно применяя все органы чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние, сенсорно-моторные действия).
  • Раскрытие творческого потенциала личности ребенка, повышение познавательной активности детей (определяется через активность участия, проявления ответственности к поручениям и желание их выполнять).
  • Созданы комфортные условия для творческого настроя среди участников проекта и их родителей, в создании образов сказочных героев, в совместной творческой деятельности.

Этапы работы над проектом.

1 этап.

Проблема: Мы с ребятами задумались над тем, всегда ли сказка заканчивается тем, что добро побеждает зло. Короткая, но яркая жизнь всеми любимого Колобка трагически оборвалась при встрече с хитрой лисой. В чем же секрет успеха Колобка?! Почему все герои сказки непременно хотят его съесть?! Как понять сегодня смысл слов «амбар», «сусек», «пригоршня» или «пряжон»? А что означает само слово «колобок»? Почему Колобка всегда рисуют круглым? Чем объяснить такую форму внешнего вида главного героя сказки? В чём секрет популярности этой русской народной сказки не только у русских, но и у детей других народностей? И как спасти любимого героя?

Детям было предложено  исследование сказки с целью выяснить:

1.        Что значит слово «колобок»?

2.        Значение устаревших слов «амбар», «короб», «сусек» и т.д., имеющихся в тексте сказки «Колобок», но редко употребляемых в современной речи, почти позабытых и непонятных сегодня.

3.        Секрет выпечки Колобка – кулинарного изделия из теста, исходя из текста сказки. Сделать свою попытку испечь колобок.

4.        Придумать способы спасения Колобка.

Мы с ребятами  предположили, что Колобок является национальным сказочным героем, и считаем, что он не заслуживает такого наказания от хитрой лисы. Эта сказка вызывает слёзы и травмирует детские души. На наш взгляд, необходимо спасти Колобка и сделать счастливый конец русской народной сказки.

2 этап.

Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями: подбор материала и оборудования для образовательной деятельности, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми; подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных  с тематикой проекта; оформление папок-передвижек по теме проекта, подборка информации, иллюстрации, литературы; беседы с родителями о необходимом участии их в проекте.

3 этап.

Мероприятия с детьми.

1. Познавательное развитие.

-Организационная образовательная деятельность: «Путешествие по сказке «Колобок». «Как мы Колобка спасали».

- Рассказ воспитателя: «Всегда ли в сказках добро побеждает зло?».

-Дидактическая игра-презентация по сказке «Колобок».

-Дидактическая игра «Собери сказку».

2. Речевое развитие.

-Организационная образовательная деятельность «Как мы Колобка спасали»

3. Социально-коммуникативное развитие.

-Драматизация сказки «Колобок».

-Викторина «Знатоки сказок».

-Коллективное сочинение и показ сказки «Колобок» на новый лад».

4. Художественно-эстетическое развитие.

-Оформление книжек-самоделок.

-Рисование: «Как мы Колобка спасали».

5. Физическое развитие.

-Физическая культура по сказке «Колобок»

-Подвижная игра «Жили-были баба с дедом».

-Пальчиковая гимнастика «Быстро тесто замесили».

Мероприятия с родителями:

-приглашение в участии в проекте;

-выступление на родительском собрании на тему: «Формирование предпосылок учебной деятельности посредством приобщения к художественной литературе».

-выставка творческих работ детей;

-приобщение к поиску кулинарного рецепта колобка, приготовление совместно с детьми;

-участие в итоговом мероприятии.

Заключительный этап:

- итоговое интегрированное занятие «Старая сказка на новый лад».

- выставка детского творчества: книжки-самоделки «Колобок на новый лад »; рисунки «Как мы спасали Колобка».

-презентация проекта на педагогическом совете.

Приложение.

Конспект

непосредственно образовательной деятельности с элементами ТРИЗ

 «Путешествие в русскую народную сказку «Колобок»

Цель: путем интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями детей, развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферу личности через решение проблемных ситуаций.

Задачи:

 Обучающие:

- стимулировать речевое развитие, умение варьировать ответы в рамках заданной темы.

- побуждать детей к самостоятельным попыткам  делать выводы и планировать последовательность действий в своих исследованиях.

- формировать предпосылки практических и умственных действий.

Развивающие:

- закрепить и уточнить знания о сенсорных эталонах и свойствах материалов;

 - развивать  любознательность, желание сравнивать, анализировать, обобщать, проявлять интерес к исследовательской деятельности;

- активизировать исследовательскую деятельность, мыслительные способности детей Воспитывающие:

-воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, я вам сегодня предлагаю путешествие по сказкам. Но путешествовать одним скучно и неинтересно, поэтому нужно брать с собой друзей. А вот кого мы возьмем в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку:

Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушел.
У него румяный бок…
Вы, узнали?

  Ребята, сегодня  к вам в гости прикатился Колобок и он  предлагает вам отправиться путешествовать в русскую народную сказку «Колобок».

Воспитатель. Колобок для  вас нарисовал  сказку на отдельныхлистах, но так к вам спешил, что не заметил камень, споткнулся, упал и рассыпал все картинки. Рассмотрите внимательно картинки и разложите их по порядку событий: что было вначале? Что потом? Чем закончилась сказка? (Дети выполняют задание.)

     Скажите, какому сказочному герою вы хотите помочь и почему?

Дети. Колобку. Он маленький и беззащитный.

Воспитатель. Дети, как вы думаете, что надо делать, чтобы не попасть в беду, как попал колобок?

Воспитатель. А какой Колобок еще? Давайте отправимся вместе с Колобком по «волшебной дорожке» и все узнаем о нем.

 («Волшебная дорожка» - это таблица, которая строится на основе метода «Морфологический анализ»).

     Таблица вычерчивается на доске. Воспитатель помещает изображение Колобка в первый столбик и начинает рассказывать сказку. По ходу событий изображение Колобка перемещается по таблице.

Воспитатель. Покатился наш Колобок по «волшебной дорожке» и увидел: стоит посреди полянки большое зеркало, да не простое, а волшебное. Заглянул в него Колобок и задумался: «Из чего я сделан?» (Воспитатель предлагает детям вспомнить, из каких продуктов бабушка испекла Колобок. Дети называют муку, масло, сметану).

Удивился Колобок и покатился дальше. Увидел еще одно волшебное зеркало. Оно показывало геометрические фигуры, из которых состоит тело того, кто в него смотрит. Какую геометрическую фигуру увидел в зеркале Колобок? И задумался колобок Кто я такой?, Почему меня всегда рисуют круглым? (Шар.) Правильно.

          Посмотрел на себя Колобок и покатился дальше. Долго ли, коротко ли катился, видит: опять зеркало на дороге сверкает. Остановился и спрашивает: «Чем меня порадуешь, чем удивишь?» А зеркало молчит, только картинку показывает: высокую сосну и Колобка рядом. Как вы думаете, что хотело сказать Колобку зеркало? (Что он маленький, а сосна большая.) Молодцы!

     Катится Колобок дальше, песни поет и видит: что – то впереди светится, всеми цветами радуги переливается. Подкатился поближе, а это опять зеркало, очень красивое. Оно показывало цвета, которые может увидеть тот, кто на себя в зеркало смотрит. Какие цвета увидел Колобок? (Желтый, светло – коричневый, красный.)

А непоседливый Колобок уже дальше отправился и докатился до города, где жили дружной семьей только одни колобки. Захотел он попасть в этот город, да не тут – то было. Сюда пускают только вкусных колобков. А наш Колобок вкусный? (Конечно, вкусный, он сладкий, сметанный.)

Двигательно – речевой тренинг по сказке «Колобок»

Жили – были дед и баба (Указательный палец правой руки у правой щеки, то же у левой щеки)

На полянке у реки. (Козырьком прикладывают руку ко лбу – смотрят вдаль)

И любили очень, очень (Гладят живот)

На сметане колобки. (Пальцами рисуют в воздухе круг)

Хоть у бабки мало силы,

Бабка тесто замесила.(Кулаками «месят» тесто)

Ну, а маленькая внучка

Колобка катала в ручках. (В ладонях «перекатывают» колобок)

Вышел ровный, (Горизонтальный взмах одной рукой)

Вышел гладкий, (Горизонтальный взмах другой рукой)

Не соленый и не сладкий, (Грозят указательными пальцами обеих рук)

Очень круглый, (Пальцами рисуют в воздухе круг)

Очень вкусный. (Гладят живот)

Даже есть его нам грустно. (Хлопок в ладоши.)

Воспитатель. Мы помогли Колобку узнать, какой он по форме, размеру, цвету, вкусу и из чего он сделан. Как вы думаете, что ему можно посоветовать сделать, чтобы лиса в следующий раз его не съела? (Изменить форму, стать не видимым и т.д.)

Воспитатель. Правильно. Колобку надо как-то измениться. Но как? На этот вопрос нам опять поможет ответить «волшебная дорожка». Колобок будет путешествовать по сказочным городам, названия которых вам хорошо знакомы: Материал, Форма, Размер, Цвет и Вкус. В каждом городе Колобок будет изменяться в зависимости от его названия.

Итак, наш герой отправляется в новое путешествие по «волшебной дорожке», и мы вместе с ним.

(Воспитатель помещает изображение Колобка в первый столбик таблицы и начинает рассказывать новую сказку.По ходу событий изображение Колобка перемещается по таблице).

     В тридевятом царстве, в тридесятом государстве выстроили пять городов, не больше  и не меньше, а столько, сколько пальцев на одной руке. Города были необычные, волшебные. Кто попадал в подобный город, мог по желанию измениться до неузнаваемости, остаться таким же или взять с собойволшебный напиток и пользоваться им по необходимости. Долго катился наш Колобок и, наконец, докатился до первого города – Материал.

     Какие составные части теста, из которого замешен Колобок, можно оставить, какие изменить по количеству, а какие  и вовсе заменить?

(Дошкольники вносят изменения в состав теста. Теперь оно состоит из муки, воды и большого количества соли. Колобку такое решение нравится, и он берет с собой волшебный напиток.)

     Отправился Колобок на поиски второго города, который называется Форма.

Какую новую форму может принять Колобок, чтобы лиса его не захотела съесть?

(Дети предлагают свои варианты.После обсуждения выбирают шар с иголками, как у ежа, и квадрат. Но в квадрат Колобок превращался только тогда, когда останавливался, а иначе катиться неудобно.)

Взял Колобок волшебный напиток и отправился дальше. Пришлось ему через дремучий лес пробираться, прежде чем он добрался до третьего города – Размер. Здесь ему предложили стать маленьким, средним или большим. Надо помочь Колобку выбрать размер.

(Дети обсуждают разные варианты и принимают решение, что Колобок должен стать очень большим, тогда лиса испугается его.)

     И Колобок с волшебным напитком покатился к четвертому городу, который называется Цвет. Стоял город посередине острова, сверкая разноцветными огнями. А чтобы добраться до него, нужно было по настоящей радуге пройти, которая, как мост, с берега на остров перекинулась. Колобок не испугался препятствия и вскоре оказался на прекрасном острове. Каких только цветов тут не было: и голубой, и розовый, и зеленый. Колобок даже растерялся.

     Как вы думаете, какой цвет нужно примерить Колобку и почему?

(Дети выбирают грязный (серый) цвет и объяснили: все знают, что грязные продукты есть нельзя.Воспитатель может рассмотреть вариант цвета в соответствии со временем года. Например, смешение нескольких ярких цветов поможет Колобку быть незаметным  на лугу или поляне.)

     Покатился Колобок с волшебным напитком в последний пятый город под названием Вкус. По дороге он лакомился сладкой и сочной лесной земляникой. Наконец, показался город, и Колобок поспешил в него вкатиться.

     Вспомните, как в русской народной сказке Колобок расхваливал себя перед теми, кого он встретил по дороге. (Дети поют песенку колобка.)

Я Колобок, Колобок, 
Я по коробу скребен, 

По сусеку метен, 
На сметане мешон ,
Да в масле пряжон, 
На окошке стужон.

 Звери слушали его, думали, какой он вкусный, и поэтому хотели его съесть. Значит, каким должен быть на вкус Колобок, чтобы его не съели?

(Дети называют варианты горький, соленый и др.) и предлагают, чтобы Колобок изменил свою песенку.)

     Колобок закончил свое путешествие по «волшебной дорожке». Теперь он может никого не бояться – ведь у него есть волшебный напиток.

Воспитатель. Давайте, девочки расскажут какой был наш Колобок, когда он путешествовал по первой «волшебной дорожке», а потом мальчики расскажут, каким он стал на второй «волшебной дорожке». (Ответы детей.) Молодцы! Помогли мы Колобку?  Колобок сегодня узнал много нового и теперь отправляется домой. А вам понравилось наше путешествие?