Главные вкладки

    РОЛЬ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОСЛАВНЫХ ТРАДИЦИЙ
    статья (подготовительная группа) на тему

    Овсянникова Ольга Викторовна

    Духовно-нравственное воспитание одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_ovsyannikovoy.docx34.3 КБ

    Предварительный просмотр:

    «РОЛЬ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОСЛАВНЫХ ТРАДИЦИЙ»

    «Уклад слагается, формируется и закрепляется,

    прежде всего, и больше всего – в детстве».

    И. А. Ильин

    Духовно-нравственное воспитание одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. В течение почти тысячи лет жизнь Российского народа была проникнута традициями Православия, ценности которого определяли и деятельность государства, и социальные отношения, и жизнь семьи, и поступки каждого человека в отдельности.

    Обращение к православной традиции в настоящее время, когда идет поиск путей духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждается в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

     Такой подход требует сочетания государственного, народного и национального воспитания и образования с тысячелетней православной традицией России, что является главной научной педагогической проблемой последних двух веков в нашем Отечестве. Эта проблема остается нерешенной и в наше время.

    Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.

    Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.

    Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление, в которой живет ребенок.

    В православии лежат корни духовно-нравственного воспитания. Родом из Нового Завета все наши нравственные ценности: любовь к родителям, ближнему и Родине, уважение к старшим, скромность, честность, жертвенность, бескорыстность, прощать, терпеть, уступать.

    Национальная память постепенно к нам возвращается и мы начинаем относиться по-новому к традициям, старинным праздникам, фольклору, декоративно-прикладному искусству, художественным промыслам в которых народ оставил нам из своих культурных достижений – самое ценное.

    Забыты и давно не употребляются в разговорной речи изречения и старославянские слова, крайне редко используются поговорки, пословицы, потешки, которыми богат русский язык.

    Задача педагога - соединить воспитание и обучение через изучение традиций нашей культуры, детям предоставить возможность познакомиться с культурным наследием наших предков.

    Целью духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.

    Впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем любознательность, чувство красоты, окружающие предметы должны быть национальные. С самого раннего возраста это поможет детям понять, что они - часть русского народа.

    Первый опыт интеллектуального знакомства ребёнка с традициями православия возможен в возрасте после 4 лет.  Православное воспитание не противоречит задачам светского воспитания, установленным государственным стандартом, а обогащает и дополняет педагогический процесс уникальными традициями российской педагогики и вносит в жизнь детского сада особую одухотворенность. Мы исходим из того, что дети должны радоваться. У православного человека есть особые поводы для радости, и мы, педагоги, раскрываем их перед детьми.

    Богатейшим источником нравственного и познавательного развития детей является фольклор. Особенные черты русского характера сохранились как нигде, в устном народном творчестве.

    Дети нашего дошкольного учреждения принимают участие в проведении народных обрядовых праздников, где осуществляется изучение детского фольклора (Рождество (Святки, День Петра и Февронии, Масленица, Пасха, они читают стихи, заучивают колядки, играют в народные игры. Во время образовательной деятельности и на прогулках используем в своей речи как пословицы, так и потешки. Наблюдаем за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц. Эти наблюдения связаны с различными сторонами жизни человека и трудом.

    Приобщение детей к ценностям народной культуры способствует развитию у них интереса к гуманизму, народной культуре, ее духовным ценностям. Русское православие усиливает духовное содержание рода и семьи.

    Несмотря на суету и спешку современной жизни, во многих семьях сохранилась традиция общесемейных обедов, которые восполняют недостаточность постоянных живых контактов между членами семьи, подтверждают ее цельность и заинтересованность в ней всех домашних. Идет обмен текущими новостями, обсуждаются семейные дела, волнующие всех или кого-либо из членов семьи. Традиция общесемейных обедов, сохраняя свою ценность, является своего рода символом семейственности.

    В современных семьях появился интерес к своим корням, что выражается в традициях, связанных с экскурсом в родословную своей семьи (сбор и хранение семейных реликвий, создание фотоальбомов «Моя родословная», посещение мест, памятных для предков, и т.д.). Разнообразнее становятся традиции проведения досуга: путешествия, воскресные поездки за город, посещение музеев, домашние концерты, национальные игры, спортивные развлечения и др. Но они нуждаются в обогащении содержания, а, следовательно, и в усилении развивающего влияния такие общепринятые семейные традиции, как празднование Нового года, Рождества Христова, Пасхи.

    Современным родителям предстоит на личном опыте с большим трудом обретать сущностное понимание отцовства и материнства, становиться носителями духовной культуры, осваивать свое родительство, как терпеливое и милосердное служение Богу и ближним, учиться реагировать на проблемы, возникающие в развитии и поведении ребенка, не раздражением и активным неприятием, а, наоборот, увеличением терпения и любви. Духовную бедность детской души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью. Такой живой и творческой любви, не принимающей стереотипов, нужно учиться сегодня нам всем: воспитателям, родителям, детям.

           Таким   образом,   проблемы   современной    семьи,    порожденные преимущественно духовным оскудением в обществе, могут быть  решаемы на  основе  обращения  к  высшим  духовным  ценностям  национальной

    культуры.

    Освоив народные традиции, дети узнают историю семьи своей, страны, традиции своего края, игры, песни, народные праздники, промыслы.

    Приобщение детей к ценностям народной культуры способствует развитию у них интереса к гуманизму, народной культуре, ее духовным ценностям.

    В наше время главное место в формировании высоконравственной, культурно образованной личности должны занять народные традиции. Благодаря им дети усваивают весь комплекс духовных ценностей - обычаи русского народа, нравы.

    Приобщать детей к традиционным ценностям народной культуры это труд, это радость, приносящий бесценные плоды.

    Библиографический список:

    1. Гладких Л. П. Основы православной культуры: Науч. -метод. пособие для педагогов детских садов. - Курск, 2008.

    2. Зязева Л. К. Мир детства в традиционной культуре. – М., 1993.

    3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-метод. пособие. – СПб: «Детство-Пресс», 2004.

    4. Юдин А. Б. Русская традиционная народная духовность. – М., 1994.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Христианские ценности в формировании семейных традиций в современной России

    В статье раскрывается роль семьи в формировании христианских ценностей...

    Консультация для родителей "Православная традиция и ее роль в духовном становлении человека"

    Особый характер взаимоотношения человека и общества - и есть основа традиционного уклада жизни, который вырабатывается на протяжении не одной сотни лет....

    Роль игр-драматизаций в формировании нравственных ценностей

    Роль игр-драматизаций в формировании нравственных ценностей...

    Консультация для педагогов «Роль экологического воспитания в формировании духовно – нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»

    laquo;Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества».Теодор Рузвельт...

    Формирование ценностных ориентаций и убеждений у детей средствами народных и православных традиций

    Данная консультация знакомит педагогов и обобщает знания в процессе формирования ценностных ориентаций и убеждений у детей приобщения к духовному опыту поколений средствами народных и православных тра...

    Консультация для воспитателей «Целесообразность использования ИКТ в работе по формированию духовно-нравственных ценностей, культурных и исторических традиций».

    Процесс реформирования системы образования предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подх...