Что нужно узнать о психологической и интеллектуальной готовности детей к школе
консультация (подготовительная группа) по теме

Кубиева Резеда Аухатовна

Консультация для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Что нужно узнать о психологической и интеллектуальной готовности детей к школе.

Консультация для родителей

                                                                                 

                                                                                      Составила:

                                                                                                  педагог-психолог

                                                                                             Зубайрова Л.Р.

                                                                                         

ТАТАРСТАН

г. НИЖНЕКАМСК

ДЕТСКИЙ САД № 86

2007 год

Что нужно узнать о психологической и интеллектуальной

 готовности  детей к школе: советы психолога.

Большинство детей, как правило, развиваются неравномерно. Одни способности могут опережать развитие других. К сожалению, бывает так, что опережающее развитие может оказаться невостребованным в начальной школе. Скажем, абстрактное мышление оказывается нужнее в более старшем возрасте. Зато недоразвитие мелких мышц руки («тонкая моторика») может серьёзно испортить жизнь и ребёнку, и его родителям. Надо сказать, что сочетание неодинаково развитых способностей встречается часто. У недооценённого ребёнка в начальной школе может даже сложиться комплекс неполноценности. Ведь в начальной школе дети формируют своё представление о себе на основе оценки учителя и родителей. Позднее, в старших классах  негативную самооценку бывает очень трудно исправить. При этом, далеко не всем известно, что именно стойкий неуспех в учёбе снижает интерес к учению, и тогда ребёнок может начать поиск себя вне школы. Поддержать ребёнка в овладении школьными навыками – задача, решение которой может определить всю его дальнейшую жизнь.

В практике чаще всего обнаруживаются следующие проблемы психического и интеллектуального развития детей 6-8 лет.

  1. Недостаточное речевое развитие, в том числе речевой памяти.
  2. Неполные зрительные и зрительно-пространственные представления.
  3. Задержка развития мелкой моторики рук.
  4. Недостаточно развитое внимание.
  5. Недостаточно развитая произвольность.
  6. Нарушение формирования учебной мотивации.
  7. Проблемы эмоционально-личностного развития (страхи, агрессия).
  8. Проблемы поведения (гиперактивные, демонстративное).
  9. Высокая утомляемость.

Первым четырём группам детей целесообразно сотрудничать с логопедом, остальные проблемы решаются преимущественно психологическими методами, иногда совместно с логопедом, дефектологом или психоневрологом. Иными словами, психолог направляет  коррекционно-развивающую работу в той мере, в какой выявленные проблемные зоны развития ребёнка соответствуют его компетенции.

Надо сказать, что данные исследований свидетельствуют, что наиболее успешными оказываются дети с относительно равномерным развитием. Жизнерадостность, активность, любознательность, способность фантазировать, сочувствовать и сопереживать для ребёнка оказываются более важными в дальнейших жизненных успехах, чем сниженный фон настроения, чрезмерная послушность, зависимость от других.

Известно, что у большинства первоклассников есть проблемы с вниманием. Ребёнок 6-7 лет, как правило, способен произвольно удерживать внимание около 20 минут. После этого наступает утомление приходится использовать особые приёмы, чтобы дети были работоспособны в течение всего урока. Внимание связано, во-первых, с работоспособностью. Некоторые дети утомляются крайне быстро. Чаще это те, чьи мамы имели осложнения беременности и родов, однако встречаются и другие причины. Утомление чаще всего бывает двух видов. Одно проявляется классически: уставший ребёнок начинает зевать, становится сонным, работу продолжает выполнять формально. Нужно дать ему отдохнуть: например, переключить на другую, более привычную и интересную деятельность. Другой вид утомления может обескураживать: некоторые родители считают, что их ребёнок вообще не устаёт, настолько он подвижен, активен. Утомление проявляется парадоксально: чем больше ребёнок устал, тем более подвижным он становится. Это проявляется также в отвлекаемости: дети начинают реагировать на все случайные раздражители, движения руки становятся все более размашистыми, выполняемая работа также приобретает черты формальности. Таких детей невозможно, да и вредно заставлять сидеть тихо: набегавшись, активный ребёнок постепенно сможет вернуться к учению. Наконец, время от времени встречаются дети, которые испытывают пресыщение, скуку: они уходят в мир своих игр и фантазий,  всё меньше реагируя на требования учителя. При утомлении у детей ухудшаются:

  • Переключение (уставший ребёнок не способен следовать за мыслью учителя);
  • Концентрация внимания (уставший пропускает мимо ушей сказанное учителем, делает все больше ошибок при самостоятельной работе, становится все более отвлекаемым);
  • Распределение внимания ( ребёнок испытывает затруднения при совмещении двух видов работы, например, при списывании текста, при работе по образцу).

При недостаточном развитии внимания у ребёнка коррекция должна быть направлена в первую очередь на развитие критичности, наблюдательности, речи. Часто недостаточное внимание влияет на наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие. Происходит это примерно так: чтобы рассмотреть предмет, мы должны обвести взором. Невнимательные люди не успевают рассмотреть детали, в памяти остаётся искажённый образ. Недостаточность зрительных представлений вызывает плохое запоминание образа буквы, что приводит к ошибкам при письме. Поэтому психологи могут рекомендовать упражнения по развитию умения слышать и видеть.

Опыт показывает, что в возрасте 6-8 лет некоторые дети пишут буквы и числа зеркально. При этом также наблюдается «зеркальное» чтение (перестановка букв в словах) и затруднения в лево-правой ориентировке в пространстве. С возрастом, по мере овладения навыками чтения и письма, эти нарушения, как правило, проходят. Тем не менее, остаётся группа детей, продолжающих «зеркалить». Чаще всего упорно «зеркалят» левши или так называемые «скрытые левши». Поэтому представляется целесообразным ввести дополнительные, косвенные упражнения, направленные на коррекцию.

Процесс овладения чтением и письмом очень сложен. В нём задействованы многие системы мозга. Для того чтобы понять, насколько непросто научиться читать и писать, представьте себя изучающим арабскую или китайскую письменность. При обучении чтению и письму ребёнок должен запомнить зрительный образ буквы, запомнить, какому изображению соответствует определённый звук, должен научиться  анализировать звуковой и буквенный состав слова. «Зеркалящие» дети могут путать похожие буквы («б» и «д»), путать числа, скажем, 17 и 71. Понятно, что такая путаница не способствует письму и счёту без ошибок. Кроме того, ребёнок должен усвоить, что при письме и чтении звуки и буквы нужно как бы нанизывать на бусы по очереди, в строго определённой последовательности. Он учится удерживать в памяти предыдущие  буквы и звуки, объединяет их, а затем соотносит полученное сочетание звуков с определенным смыслом. Ребёнок тем лучше справляется, чем большей усидчивостью, внимательностью и умением слушать обладает.

Родителям лучше первые две четверти оставаться рядом с первоклассником, особенно при выполнении первых домашних заданий.

Литература:

Журнал «Управление ДОУ», Москва 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: "Что нужно знать о психологической и интелектуальной готовности детей к школе".

Уважаемые родители! Вы часто задаете вопрос педагогам: Готов ли мой ребенок к школе? Предлагаю вашему вниманию консультацию,  в которой вы  узнаете о психологической и интелектуальной готовн...

"Что нужно узнать о психологической и интеллектуальной готовности детей к школе"

"Быть готовым к школе - не значит уметь писать, читать, считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться"                    ...

Консультация для родителей " Что нужно знать о психологической и интеллектуальной готовности детей к школе"

Консультация для родителей "Что нужно знать о психологической и интеллектуальной готовности детей к школе"  Большинство детей, как правило, развиваются неравномерно. Одни способности могут опереж...

Консультация для родителей воспитанников подготовительной к школе группе на тему: "Психологическая и речевая готовность детей к школе"

Информация для родителей воспитанников, о понятии "готовность к школе" и способах подготовки детей к этапу школьного обучения. Предрассудки и заблуждения....

Консультация для родителей "Что нужно узнать о психологической и интеллектуальной готовности детей к школе"

Большинство детей, как правило, развиваются неравномерно. Одни способности могут опережать развитие других. К сожалению, бывает так, что опережающее развитие может оказаться невостребованным в начальн...