План по самообразованию воспитателя А. К. Имашевой
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Имашева Альфия Кабдракимовна

План по самообразованию воспитателя А. К. Имашевой

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Управление образования администрации

Советского муниципального района Саратовской области

Муниципальное  бюджетное  дошкольное общеобразовательное учреждение –

д\с «Тополек» с. Александровка Советского района Саратовской области

413222, Саратовская область, Советский район, с. Александровка, ул. Школьная, д.17.,

т. 8(845-66)6-41-68, E-mail – alexandrovka.topolek@yandex.ru

Подготовительная группа

 «Кораблик»

План работы по самообразованию

Воспитателя

А.К.Имашевой.

2015 – 2016 уч.год.

Актуальность.

        Народные художественные промыслы России - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции.

Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей.

Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам (дымковские, филимоновские и богородские игрушки, матрёшки, придумывать сказки. Познакомить детей с нашими традициями – русскими народными традициями, воспитывать их на материале истории нашего народа. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

       Народное творчество воспитывает у детей эстетическое чувство и вызывает желание не только любоваться произведениями народных мастеров, но и стараться сделать что-то похожее своими руками, формирует творческий подход к художественно-прикладной деятельности. Мозговая деятельность ребёнка образна, красочна, богата ощущениями, звуками и формами, как говорил К.Д. Ушинский, поэтому народное творчество оказывает на ребёнка такое яркое впечатление.

Народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными навыками.

        Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всесторонне развивать личность ребёнка.

        Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программах не достаточно или их очень мало. Изучив программу воспитания и обучения «От рождения до школы», я посчитала целесообразным использовать в своей работе более углубленное знакомство с народным творчеством.

     

        С чего я начала?   

              

        На первоначальном этапе работы над темой изучила имеющиеся методические разработки по данной проблеме исследования: программа художественного воспитания обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой, примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы», систематизировала полученные знания.

Проанализировала материально – технические возможности оснащения группы необходимым оборудованием и материалами, провела мониторинг освоения детьми образовательной области «Художественное творчество», включающий в себя и  анкетирование родителей.   Анкетирование родителей показало, что не всегда в современных семьях уделяется должное внимание развитию творческого потенциала детей (не знают, как это сделать, не хватает времени). Поэтому передо мной встала необходимость работы над данной проблемой.

 Проанализировав всё выше сказанное, я пришла к данной теме самообразования. И она звучала так:  «Знакомство с народным творчеством,

как средство развития

художественно – творческих способностей детей 5- 6 лет.»

Форма

Индивидуальный план работы по самообразованию

ФИО

Имашева Альфия Кабдракимовна

Образование

среднее – профессиональное, в 2009 году окончила Саратовский областной социально – педагогический колледж  по специальности

« Учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области немецкого языка 1 – 4 классов»

Стаж

3 г.3 мес.

Квалификационная категория

1-я категория

Тема самообразования

«Знакомство с народным творчеством,

как средство развития

художественно – творческих способностей детей 5- 6 лет»

Форма

 

Кружок

Цель :

Развить у ребёнка творческие способности через приобщение его к русскому народному прикладному искусству.

Задачи:

1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.

2. Формирование обобщённых знаний и умений:

• Умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, жостовской и др. (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов) ;

• Освоение детьми характерных элементов, колорита, композиций.

3. Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

Задачи поставленные перед воспитателем:

- Изучить научную, учебно - методическую литературу по вопросу русских народных промыслов.
- Изучить опыт других педагогов – специалистов в этой области. 
- Использовать полученный опыт в работе с детьми. 

Формы представления результатов самообразования:

- Доклады;

- консультации;

- семинары;

- проведение мероприятий;

-Наглядно-дидактические пособия «Мир в картинках».

Месяц

Содержание работы.

Сентябрь

1.Беседа с детьми на тему: «Золотая хохлома»

 Цель: продолжать знакомить детей с историей народных промыслов. Учить различать народные промыслы (Хохломские, Дымковские, Филимоновские изделия.

 Просмотр компьютерной презентации «Глиняная народная игрушка»
2.Определение в группе место для уголка «Знакомство с народным творчестваом». 
3.Рисование: «Узор на полоске».

 Цель: Познакомить детей с законом симметрии и особенностями построения орнамента в прямоугольной форме.

Беседа с родителями на тему: «Воспитательное значение народной игрушки»

Взаимодействие с музыкальным руководителем: пение русских народных песен
Взаимодействие с инструктором по физической культуре: разучивание русских народных подвижных игр.

Октябрь

1.Оформление уголка для кружка «Знакомство с народным творчеством»
2.Просмотр компьютерной презентации «Филимоновская игрушка», беседа об её истории возникновения, обсуждение индивидуальных особенностей Филимоновской игрушки.
3.Рассматривание альбомов с иллюстрациями Филимоновских орнаментов и игрушек-свистулек.
4.Рисование с детьми. Тема: «Филимоновская радость».

 Цель: Учить детей рисовать кончиком кисти перпендикулярные, параллельные и наклонные полоски, ломаные линии и елочки.
5.Ручной труд: украшение Филимоновских игрушек шерстяными нитками. 6.Консультация для родителей на тему: «Значение декоративного рисования для развития мелкой моторики пальцев рук и улучшения глазодвигательной функции у детей».
7.Взаимодействие с логопедом: «Народные потешки для логопедических упражнений с детьми».

8. Мастер класс для педагогов по ручному труду: «Использование шерстяных ниток для украшения Филимоновских игрушек»

Ноябрь

1.Рисование «Разноцветные орнаменты», « Узор на ковре». «Филимоновские барышни».

Знакомство с «Городецкой росписью».

 Цель: закреплять умение ритмично располагать узоры на полосе,знакомимся с городецкими узорами. Совершенствовать технические умения и навыки работы кистью. 
2.Аппликация: вырезывание из картона сельской красавицы.
3.Д.и. «Продолжи узор», «Что изменилось?»
4.Рисование «Сельские красавицы».
Цель: Учить расписывать силуэт филимоновской барышни. Закрепить рисование элементов – ёлочка, полоски, цветок, кончиком кисти. Воспитывать любовь к народному искусству.
5.Беседа с родителями: «Значение декоративного рисования для ребёнка».

Декабрь

1.Подготовка к музыкальному развлечению «Зимние посиделки».
2.Заучивание пальчиковой гимнастики «Дом»
3.Рисование «Курочка – Хохлатка».
Цель:Развивать умение работать самостоятельно.
Рисование: «На ферме».
Цель: Учить детей расписывать традиционные формы филимоновских игрушек животных. Закреплять знания о композиционном расположении филимоновского узора в различных формах. Воспитывать аккуратность в работе.
4.Консультация для родителей: «Техника рисования Филимоновской росписи».
5.Беседа с родителями: «Почему ребёнку важно знать народную игрушку?»
6.Помощь родителей в изготовлении атрибутов для музыкального развлечения «Зимние посиделки»

7.Взаимодействие с музыкальным руководителем: подготовка к музыкальному развлечению «Зимние посиделки».
8. Взаимодействие с инструктором по физ. культуре: разучивание русских народных игр: «Горелки», «Плетень», «Филин и пташки».

Январь

1.Музыкальное развлечение для родителей «Зимние посиделки».
2.Рисование коллективной композиции «Весёлый праздник».

 Цель: учить детей использовать ранее полученные знания и навыки о Филимоновской росписи. Совершенствовать умения на знакомых силуэтах составлять композицию из элементов – ёлочка, полоски, цветок. Воспитывать инициативу, самостоятельность, активность. 
3. Заучивание стихотворения «Чудо Филимоновских свистулек»
4. П.и «Горелки»
5. Итоговая выставка работ по декоративному рисованию «Филимоновская игрушка».
6. Конкурс «Рисуем и играем». Родители вместе с детьми изготавливают разрезные картинки с изображением глиняных народных игрушек.
7.Консультация для родителей: «Русские народные игры с детьми дошкольного возраста»
Цель: Познакомить родителей русскими народными играми, показать доступность их для детей рекомендовать использовать их в организации досуга с детьми.
8.Практический семинар для воспитателей 
«Русские народные игры с детьми дошкольного возраста»
Цель: Познакомить и заинтересовать педагогов русскими народными играми, показать доступность их для детей дошкольного возраста, рекомендовать использовать их в работе с детьми.
9.Взаимодействие с психологом: «Место и роль народных игр в социализации детей»

Февраль

1.Беседа о происхождении «Дымковской игрушки», рассматривание особенностей орнаментов и цветовой гаммы изделий.
2.Чтение легенды: «Откуда появились знаки в рисовании»
3.Заучивание физ. минутки «Дымковские игрушки»
4.Д.и. « Угадай какая роспись»
5.Рисование: «Дымковские узоры», « Сударыня – барыня», « Уточка с утятами», « Хвост Индюка». Цель: Познакомить детей с созданием дымковской игрушки, последовательности действий. Воспитывать интерес к народно-прикладному искусству.
6.Русская народная игра «Городки»
7.Родительское собрание на тему: «Эстетическое воспитание детей через декоративно-прикладное искусство»
8. Изготовление папки-ширмы «Дымковская игрушка»
9. Помощь родителей в оформлении уголка по декоративному рисованию «Русские узоры».
10.Семинар-практикум для педагогов «Дымковская игрушка».

Март

1.Чтение русской народной сказки о богатыре Иване
2.Рисование : «Барин», « Наряд барыни», « Козлик».

Цель: Учить детей расписывать узорами игрушку-силуэт по народным (дымковским) мотивам. Использовать разные элементы росписи  (прямые линии, волнистые,  точки, кольца, круги, овалы).
3.Лепка

 Дымковской барыни.
4.Д.и «Узнай элементы узора»
5.П.и. «Плетень»
6.Развлечение по декоративно-прикладному искусству «В гости к краскам» (в группе совместно с родителями)
7.Открытое занятие для педагогов «Сказочная Дымковская страна»

Апрель

1.Чтение стихов о дымковской игрушке.
2.Расписывание Дымковской барыни.
3.Аппликация: заготовка силуэтов Дымковских игрушек.
4.Рисование «Козлик»
Цель: Учить детей расписывать узорами игрушку-силуэт по народным (дымковским) мотивам.
5.Д.и. «Разрезные картинки»
6.Итоговое интегрированное занятие: «Дымковские игрушки»
7.Итоговое интегрированное занятие: «Дымковские игрушки» (для родителей).
8.Консультация для педагогов: « Народное искусство как начало изучения своей страны»
9. Мастер-класс для педагогов «Использование техники «квиллинг» для украшения Дымковских игрушек.

Май

1.Оформление итоговой выставки работ по декоративному рисованию. 
2.Развлечение «Дымковские забавы»
3.Анкетирование родителей: «Отзывы и пожелания для кружка «Знакомство с народным творчеством».
4.Выступление на итоговом педагогическом совете: «Развитие творческих способностей ребёнка через декоративно-прикладное искусство».

Подведение итогов.

Разработан план на один учебный год кружка  

«Знакомство с народным творчеством,

как средство развития

художественно – творческих способностей детей 5- 6 лет.» рассмотрен на педсовете и принят.

Оформлен мини уголок народного творчества;

В результате работы по теме самообразования у большинства детей повысился интерес к народному творчеству;

Расширилось представление о влиянии народного творчества на развитие ребенка.

Изучение литературы:

1. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуру. – М., 1983 г.

2. Ред. Некрасовой М. А. Народные мастера, традиции, школы. – 1995 г.

3. Разина Т. Художественные промыслы Подмосковья. – М., 1992г.

4. Рондели Л. Д. Народное декоративно-прикладное искусство. – М., 1984 г.

5. Смолицкий Б. Г., Скавронская Т. Н. Художественные промыслы России. – М., 1999 г.

6. Ред. Станицкий А. В. Народные художественные промыслы. – М., 1993г.

7. Супрун Л. Я. Резьба и роспись но дереву. – М., 1993 г.

8. Уткин П. И., Королёва Н. С. Народные художественные промыслы. – М., 1992 г.

Посещение городских художественно-эстетических методических объединений

Пополнение материалов для непосредственно образовательной деятельности

-Наглядно-дидактические пособия «Мир в картинках»;

-Оборудования для нетрадиционного рисования (кисти, краски) ;

-Набор матрёшек;

-Расписные тарелочки.

Просмотр материалов и методических рекомендаций на сайте по дошкольному образованию.

1. «Электронная библиотека книг» http://www.knigka.info

2. «Фестиваль педагогических идей» http://festival.1september.ru

Работа с родителями:

1. Консультация на тему «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».

2. Выставка поделок «Народные умельцы».

Творческий отчёт о проведённой работе.

Приложение.

 Оцените себя по 9-балльнон шкале по каждому показателю и определите уровень сформированности у себя умений и навыков саморазвития. Предложите также оценить себя коллегам по этой карте. Сравните результаты и сделайте выводы.

Тестовый материал

Карта самооценки готовности к самообразовательной деятельности

I. Мотивационный компонент (9 – 81 балл)

  1. Осознание личной и общественной значимости непрерывного образования в педагогической деятельности
  2. Наличие стойких познавательных интересов в области педагогики и психологии
  3. Чувство долга и ответственности
  4. Любознательность
  5. Стремление получить высокую оценку своей самообразовательной деятельности
  6. Потребность в психолого-педагогическом самообразовании (ППСО)
  7. Потребность в самопознании
  8. Ранговое место ППСО среди 9 наиболее значимых для вас видов деятельности
  9. Уверенность в своих силах

II. Когнитивный компонент (6 – 54 балла)

  1. Уровень общеобразовательных знаний
  2. Уровень общеобразовательных умений
  3. Уровень педагогических знаний и умений
  4. Уровень психологических знаний и умений
  5. Уровень методических знаний и умений
  6. Уровень специальных знаний

III. Нравственно-волевой компонент (9 -81 балл)

  1. Положительное отношение к процессу учения
  2. Критичность
  3. Самостоятельность
  4. Целеустремленность
  5. Воля
  6. Трудоспособность
  7. Умение доводить начатое до конца
  8. Смелость
  9. Самокритичность

IV. Гностический компонент (17 – 153 балла)

  1. Умение ставить и разрешать познавательные задачи
  2. Гибкость и оперативность мышления
  3. Наблюдательность
  4. Способность к анализу педагогической деятельности
  5. Способность к синтезу и обобщению
  6. Креативность и ее проявления в педагогической деятельности
  7. Память и ее оперативность
  8. Удовлетворение от познания
  9. Умение слушать
  10. Умение владеть разными типами чтения
  11. Умение выделять и усваивать определенное содержание
  12. Умение доказывать, обосновывать суждения
  13. Умение систематизировать, классифицировать
  14. Умение видеть противоречия и проблемы
  15. Умение переносить знания и умения в новые ситуации
  16. Способность отказаться от устоявшихся идей
  17. Независимость суждений

V. Организационный компонент (7 – 63 балла)

  1. Умение планировать время
  2. Умение планировать свою работу
  3. Умение перестраивать систему деятельности
  4. Умение работать в библиотеках
  5. Умение ориентироваться в классификации источников
  6. Умение пользоваться оргтехникой и банком компьютерной информации
  7. Умение владеть различными приемами

VI. Способность к самоуправлению в педагогической деятельности (5 – 45 балов)

  1. Самооценка самостоятельности собственной деятельности
  2. Способность к самоанализу и рефлексии
  3. Способность к самоорганизации и мобилизации
  4. Самоконтроль
  5. Трудолюбие и прилежание

VII. Коммуникативные способности (5 – 45 баллов)

  1. Способность аккумулировать и использовать опыт самообразовательной деятельности коллег
  2. Способность к сотрудничеству и взаимопомощи в профессиональном педагогическом самообразовании
  3. Способность организовать самообразовательную деятельность других (прежде всего обучаемых)
  4. Способность отстаивать свою точку зрения и убеждать других в процессе дискуссий
  5. Способность избегать конфликтов в процессе совместной деятельности
Обработка и интерпретация результатов теста

По каждому из 7 факторов педагогического саморазвития подсчитать общее количество баллов. Об уровне парциальной сформированности и готовности к педагогическому саморазвитию свидетельствуют следующие количественные показатели, приведенные в таблице.

Компоненты профессионально-педагогического саморазвития (ППс)

Уровни ППС (в баллах)

Низкий

Средний

Высокий

1

Мотивационный

35 и менее

36-54

55 и более

2

Когнитивный

23 и менее

24-36

37 и более

3

Нравственно-волевой

35 и менее

36-54

55 и более

4

Гностический

67 и менее

68-108

109 и более

5

Организационный

27 и менее

28-42

43 и более

6

Способность к самоуправлению

19 и менее

20-30

31 и более

7

Коммуникативный

19 и менее

20-30

31 и более

Источники
  • Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.421-424.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план по самообразованию воспитателя

Материал представляет собой план работы воспитателя по самообразованию  за период учебного года...

План по самообразованию воспитателя

Воспитатель  _______группы  № __МБДОУ «Детский сад № __»Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».Цель: Изучение особенностей экологического воспитания детей в детском с...

План профессионального самообразования воспитателя на тему: «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи.Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:- научить детей различать ос...

Презентация плана по самообразованию воспитателя высшей категории, почетного работника общего образования Российской Федерации Шрамковой Г.Д. Тема: "Значение мелкой моторики в развитии речи у младших дошкольников"

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От т...

Индивидуальный план по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: " Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"

Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, повысить собственный профессиональный уровень по этому вопросу....

План по План по самообразованию воспитателя

1. Образование - Высшее2. Квалификация – первая категорияя2. Тема самообразования: Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников3. Работ...