Помощь родителям будущих первоклассников
консультация (подготовительная группа) по теме

Грачева Арина Юрьевна

В материале "Помощь родителям будущих первоклассников"  дано описание 4-х составляющих психологической готовности ребенка к обучению в школе (мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, социальной) и практические рекомендации по ее формированию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovety_roditelyam_budushchih_pervoklassnikov.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

        ПОЛЕЗНЫЕ  СОВЕТЫ  РОДИТЕЛЯМ  БУДУЩИХ  ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Начало школьной жизни – важное испытание для ребенка. Каждый ребенок переживает процесс адаптации к школе. Чем больше у ребенка нужных умений, качеств, тем легче и ровнее пройдет процесс адаптации. Вы, конечно,  заинтересованы в том, чтобы Ваш ребенок с желанием пошел в школу, с желанием учился и радовал Вас своими успехами. А для этого Вы, дорогие родители, должны приложить НЕМАЛЫЕ усилия.  Если Ваш ребенок – будущий первоклассник, то Вы вместе с ним будете готовиться к поступлению в школу. И здесь крайне важна психологическая готовность ребенка к обучению.

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе является важным итогом воспитания и развития ребенка в детском саду и в семье. Она включает комплекс взаимосвязанных составляющих, а именно:

  • мотивационная готовность – сформированные мотивы учения, положительное отношение к школе, позитивный настрой ребенка на обучение, понимание важности получения знаний, стремление их получать;
  • эмоцонально-волевая готовность – способность ребенка понимать свои и чужие эмоции, контролировать свое поведение, умение и желание прикладывать волевые усилия, выполнять новые требования, ставить цель, доводить начатое до конца, понимать слово «надо»;
  • интеллектуальная готовность – высокая познавательная активность, достаточный  уровень развития психических процессов – восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи;
  • социальная готовность – сформированная потребность в общении с детьми и взрослыми, умение сотрудничать, подчинять свои интересы интересам группы, выполнять указания взрослых, участие в групповом взаимодействии.

СОВЕТ 1. КАК ФОМИРОВАТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ

  • Создайте позитивную семейную атмосферу с акцентом на будущий новый статус ребенка и важность данного события, устройте семейный праздник 1-го сентября.
  • Расскажите ребенку о свих школьных годах, забавных случаях, любимых учителях и предметах, увлечениях, общении, встречах после окончания школы.
  • Покажите свои детские фотографии, грамоты, тетради, сохранившиеся дневники.
  • В беседах о школе подчеркивайте значение книг, знаний, учения.
  • Привлеките ребенка к обустройству учебного места в его комнате, выбору школьной одежды, принадлежностей. Можно это сделать в игровой форме: за 2-3 месяца до школы давайте ребенку несложные задания, после их выполнения подарите, например, ручку, которую он выберет, в следующий раз – карандаши т.д. Объясните малышу, что когда он сам соберет портфель, он сможет стать настоящим учеником!
  • Читайте ребенку книги о школе, смотрите фильмы, телепередачи с последующим обсуждением.
  • Поиграйте в школу.

НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ЗАПУГИВАЙТЕ РЕБЕНКА ШКОЛОЙ!

Например, некоторые родители дают такие установки: «Вот пойдешь в школу, там тебя научат слушаться!», «В школе будет не до игр!», «Надеюсь, ты не будешь двоечником!», «Если будешь отличником, мы будем любить тебя еще сильнее!»

СОВЕТ 2. КАК РАЗВИВАТЬ ЭМОЦИИ И ВОЛЮ  

  •     Помогайте ребёнку понимать и выражать собственные эмоции (ты сердишься; я вижу, как ты рад; тебе грустно). Учите понимать эмоции других людей. Давайте ребёнку понять, что нет плохих и хороших эмоций, просто надо выражать их приемлемым способом, например, озвучить их. Это учит сопереживанию и развивает саморегуляцию поведения.
  •     Помогайте ребёнку пережить чувство успеха при выполнении какого-либо задания, поручения, выражайте своё отношение к его действиям. Это развивает уверенность ребёнка в своих силах.
  •      Составьте совместно с ребенком список семейных правил, в которых будут обозначены домашние обязанности всех членов семьи и ребенка, следите за их выполнением. Это развивает ответственность.
  • Перед предстоящим действием чаще задавайте вопрос ребенку «Как ты это будешь делать?». Это учит планированию.
  • Культивируйте в ребенке желание доводить начатое до конца, не зависимо от занятия, поощряйте за хорошо выполненную работу. Поощряйте к различным видам деятельности – рисованию, конструированию, лепке. Это развивает умение сосредотачиваться на определенном деле.
  • Играйте в настольные игры с правилами. Это развивает умение понимать конечную задачу и планировать действия.
  • Предлагайте графические диктанты, когда ребенок под диктовку  рисует узоры, фигуры. Предложите 1-2 раза в неделю поиграть в корректора, когда ребёнок в течение 10-15 минут вычеркивает в любом тексте одну-две заданные буквы, затем проверьте, есть ли пропущенные буквы. Поощряйте за улучшение результатов. Это развивает способность к концентрации  внимания, усидчивость, которые крайне важны на уроках. Придумайте приз за внимательность!

СОВЕТ 3. КАК  РАЗВИВАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

  • Всегда находите время для ответов на вопросы малыша, вместе с ним ищите ответы в книгах, энциклопедиях. Ваши ответы – основной источник знаний для малыша.
  • По возможности, не давайте готовых ответов. Сами задавайте ребенку открытые вопросы: «Как ты думаешь? Как ты считаешь? Что бы это значило?», создавайте проблемные ситуации: «Почему чай остыл?», «Почему вчера яблоко висело, а сегодня упало?»
  • Загадывайте загадки, сами придумывайте игры на смекалку «На что похоже это облачко?», в чем различия и сходства мяча и воздушного шара, города и деревни, реки и дерева, кошки и тигра и т.п.
  • Развивайте в ребенке наблюдательность, обращайте внимание на явления природы, окружающие предметы, людей, растения, птиц, животных, размышляйте вместе с ребенком, поддерживайте его познавательный интерес! Например, попросите его вспомнить количество домов или деревьев от магазина до Вашего дома. А потом проверьте вместе.
  • Читайте вместе и обсуждайте прочитанные книги, их содержание, поступки героев, выясняйте, понял ли он причины действий героев, как ребенок относится к ним.
  • Развивайте мелкую моторику ребенка /работа с ножницами, лепка, игра в лего, наклеивание бусинок, выкладывание спичек, аппликации/. Это необходимо для развития письма и речи. «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В структуре детского мозга «сцеплены» центры, отвечающие за умение писать и говорить. Это развивает  усидчивость, концентрацию внимания.
  • Учите ребенка выделять существенные признаки в предметах и явлениях: стол, стул – мебель, дождь, снег – осадки и т.д.
  • Можно приобрести специальные тетради с заданиями на развитие познавательной сферы. В детском саду, как правило, у каждого ребенка есть рабочая тетрадь для выполнения заданий.
  • ПООЩРЯЙТЕ РЕБЕНКА ЗА ЕГО НОВЫЕ УСПЕХИ!

СОВЕТ 4. КАК РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ РЕБЕНКА СОТРУДНИЧАТЬ

  • Важен Ваш личный пример в общении с друзьями, родными, а также с незнакомыми людьми. Ребенок наблюдает, как общаются родители с другими людьми и невольно перенимает образец Вашего поведения.
  • Культивируйте в ребенке желание вступать в контакт со сверстниками и взрослыми, разъясняйте, что у каждого есть свое мнение, и каждый вправе его отстаивать, но цивилизованным способом, не агрессивно, но и не робко.
  • Играйте с ребенком в игры с четкими правилами, но не поддавайтесь. Ребенок должен учиться и выигрывать, и проигрывать. Лучший вариант – из 10 игр ребенок выигрывает 6-7 раз, тогда его самооценка не пострадает.
  • Организовывайте семейные праздники, совместные игры. Учите ребенка навыкам коллективного творчества и развлечения, учите уступать, помогать, подчиняться и лидировать.
  • Важный момент – как Вы реагируете на своего ребенка, как  оцениваете его успехи и неудачи. Ребенку надо дать понять, что Вы в него верите! ХВАЛИТЕ ребенка за его успехи и обязательно поясняйте, за что конкретно Вы его поощряете.

 ВНИМАНИЕ! Учитывайте особенности темперамента ребенка!  Если ребенок от природы склонен к общению, стремится к лидерству, ему будет легче войти в новый коллектив. Если же он робок, застенчив, не акцентируйте на этом, не раздражайтесь, не торопите его, но побуждайте знакомиться, общаться, играть.  

САМОЕ ГЛАВНОЕ – ПРИНИМАЙТЕ РЕБЕНКА ТАКИМ, КАКОВ ОН ЕСТЬ И ДАВАЙТЕ ПОНЯТЬ, ЧТО ОН МОЖЕТ СТАТЬ ЛУЧШЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь родителям будущих первоклассников.

Что необходимо знать родителям будущих первоклассников? Материал поможет Вам при подготовке ребенка к обучению в школе....

Консультация для родителей "В помощь родителям будущих первоклассников"

Консультация для родителей на тему:«В помощь родителям будущих первоклассников» Обязательно ли присутствие ребенка при записи его в 1-й класс?Да. Это необходимо как ребенку, так и взр...

«В помощь родителям будущих первоклассников» Методические рекомендации для родителей

Последний год дошкольников    приносит родителям много тревог, связанных с предстоящим поступлением в школу, в первый класс. Иногда эти тревоги, чрезмерно усиливаются, делая воспитательные у...

В помощь родителям будущих первоклассников

В последние годы все большее число родителей беспокоят вопросы успешности будущего первоклассника. Как обеспечить ребенку стартовую готовность к обучению в  школе - умственную, социальную, эмоцио...

Анкеты и тесты в помощь родителям будущих первоклассников

Уважаемые родители!Попробуйте сами проверить, готов ли Ваш малыш к обучению.Для этого дайте себе ответы на вопросы, которые может задавать психолог при поступлении в школу.1.Проведите простой тест на ...