«Занимаемся пальчиковой гимнастикой»
консультация на тему

Филатова Юлия Викторовна

Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.

         Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует определенная связь. Подобная связь присутствует и между рукой речевым центром мозга. Адекватное развитие движений тела, мелкой моторики рук и органов речи является залогом формирования правильного произношения, дает возможность не допустить монотонности речи, нормализует её темп, помогает в правильной расстановке речевых пауз, уменьшает психические напряжение.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Хорошим стимулом для речевого и интеллектуального развития малыша могут быть игры с пальчиками

Играя своими пальчиками, дети получают различные сенсорные впечатления, у них развивается умение координировать свои движения, сосредотачиваться на одном занятии, развивается ловкость, внимательность, усидчивость. Благодаря таким играм вырабатываются навыки общения с другими детьми и взрослыми. Герои пальчиковых игр коза, зайчик, птица, дерево, дождик, солнышко, паучок, бабочка – знакомы детям с полутора до двух лет. Немаловажным элементом для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия дополняются стихотворными текстами. Стихи вызывают неподдельный интерес ребенка и легко усваиваются, надолго оставаясь в памяти. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для ребенка служат своего рода волшебством, которое утешает и успокаивает.

Малыши с удовольствием будут повторять за взрослыми интересные стишки, и сопровождать слова движениями. Пальчиковые игры и упражнения наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов с применением «пальчиковой» гимнастики способствует более быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, воображения, помогает в усвоении эмоциональной выразительности. В конечном итоге, малыш лучше усваивает стихотворные тексты; его речь становится более выразительной.

Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

            Формы работы по развитию мелкой моторики рук

— самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);

— игры с пальчиками с речевым сопровождением;

— пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;

— предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками;

— игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек;

— кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;

— игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Упражнения для массажа (или самомассажа) рук:

«Массаж подушечек пальцев рук»

«Массаж фаланг пальцев»

 «Упражнение с мячом-ёжиком»

«Упражнение с прищепками»

«Щелчки»

 

Упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук:


«Цепочки»

«Поочерёдное соединение всех пальцев»

 «Соединение одноимённых пальцев»

«Пианист»

 «Пальцеход»

«Пальчики кивают»

«Горошки»

«Упражнение с пробками»

«Упражнение со счётными палочками»

 

Игры с пальчиками без предметов с речевым сопровождением

Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе этих игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Выполняя упражнение, сначала объясните, как выполняется то, или иное упражнение, покажите позу пальцев и кисти. Пальчиковые игры для детей необходимо предлагать от простого к сложному. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить в случае необходимости ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

Всегда начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе с взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.

Дети от года до двух хорошо воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая — кошку, вбегающую в этот домик.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. 

Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком

Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:

-Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

-Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

-При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

-Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.

-Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

-Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых.

-Никогда не принуждайте.

-Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

-Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
 

Комплексы пальчиковой гимнастики

1. Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь-вместе).

2. Ладошка — кулачок — ребро (на счет «раз, два, три»)

3. Пальчики здороваются (на счет «раз-два-три-четыре-пять» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)

4. Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу, те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук («дети бегут наперегонки»)

5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно)

6. Кольцо (кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; то же упражнение выполнять пальцами левой руки; те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки)

7. Бочонок с водой (согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие)

8. Поочередное приподнимание и опускание пальцев (кисти рук лежат на столе):

а) правой руки,

б) левой руки,

в) обеих рук одновременно

 

Потешка
Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

Взрослый показывает большой палец правой руки и говорит, как бы обращаясь к нему: прикасается кончиком большого пальца к кончикам всех пальцев от указательного до мизинца.

 

Пальчиковая гимнастика

1. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки, то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук)

2. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук)

3. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их)

4. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить)

5. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы)

6. Оса (выпрямить указательный палец правой руки и вращать им; то же левой рукой; то же двумя руками)

7. Имитация игры на пианино

8. Надавливание ладонью одной руки на сомкнутые пальцы другой, преодолевая сопротивление.

 

Потешка
Сидит белка на тележке,

Продает она орешки,

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Взрослый и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

 

 

 

1.Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе)

2. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными)

3. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать)

4. Цветок (то же, но пальцы разъединены)

5. Корни растения (прижать корни-руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз)

6. Рожки (руки в кулак, подняты вверх только мизинцы и указательные пальцы, синхронно)

7. Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно

8. «Коготки» — сильное полусгибание и разгибание пальцев.

Потешка
Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — я,

Вот и вся моя семья.

Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

 

Пальчиковая гимнастика

1. Пчела (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг)

2. Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками)

3. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их)

4. Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы)

5. Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх)

6. Ушки (показываем пальцами обеих рук латинскую букву «V», синхронно)

7. Кулак-ладонь. Руки вытянуты вперед на уровне груди. Одна рука сжимается в кулак и сгибается в локте одновременно, другая выпрямленной ладонью вниз, затем положение рук меняется

8. Ножницы — разведение пальцев в стороны и сведение вместе сначала одной, затем другой руки, затем обеих pyк вместе.

Потешка
Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик — прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди .

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора.

Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Затем обратиться к большому пальцу, разогнуть все пальчики.

 

Пальчиковая гимнастика

1. Замок (на счет «раз» — ладони вместе, а насчет «два» — пальцы соединяются в замок)

2. Лиса и заяц (лиса крадется — все пальцы медленно шагают по столу вперед;

заяц убегает — перебирая пальцами, быстро движутся назад)

3. Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу)

4. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе)

5. Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными)

6. Сгибаем, разгибаем (согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца; выполнить то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца; выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки)

7. Кулак-кольцо. Пальцы одной руки сжимаются в кулак, а пальцы другой по очереди с большим образуют кольцо, затем положения рук меняются

8. Разведение кистей в стороны, не размыкая запястий (руки вытянуты вперед)

 

 

 

Пальчиковая гимнастика

1. Сгибание-разгибание пальцев (поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца; выполнить то же упражнение, только сгибать пальцы, начиная с мизинца; выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки)

2. Миска (пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к друг)

3.Крыша (соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук)

4. Магазин (руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед крышей)

5.Цветок (руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы)

6.Птички летят (пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движения вверх-вниз)

7. Надавливание поочередно подушечками пальцев на поверхность стола. Выполняется сначала одной, затем другой, а после этого обеими руками одновременно

8. Упражнения с замком (пальцы переплетены, ладони сжаты): сдавливание ладоней, повороты, наклоны вправо-влево, разжимание пальцев, не расцепляя замка — «Солнечные лучи».

 

Потешка.
Знаю я, что у меня

Дома дружная семья:

Это — мама,

Это — я,

Это — бабушка моя,

Это — папа,

Это — дед.

И у нас разлада нет.

 

Пальчиковая гимнастика

1. Показывать отдельно только один палец — указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре и пять. Показывать отдельно только один большой палец

2. Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу

3. Махать в воздухе только пальцами

4. Кистями рук делать "фонарики”

5. Хлопать в ладоши тихо и громко, в различном темпе

6. Собирать все пальчики в щепотку (пальчики собрались вместе — разбежались)

7. Вращение больших пальцев (пальцы, кроме больших, сцеплены в замок), затем сильно сжимать подушечки больших пальцев

8. Сжимание пальцев в кулак и разжимание пальцев обеих рук одновременно, затем по очереди (руки впереди, вверху или в стороны).

 

Потешка.
Первый пальчик — подержи, (хватаете за большой пальчик)

Второй пальчик — покажи,

Третий пальчик — постучи,

Третий пальчик — поиграй,

Пятый тоже не зевай,

Всей четверке помогай.

 

Массаж рук

Проводится сначала на одной руке, затем на другой.

 

1. Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны

2. Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца

3. Упражнение «Сорока-белобока»

4. Интенсивные движения большого пальца вперед-назад, вверх-вниз, по кругу

5. Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно

6. Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе

7. Интенсивное растирание каждого пальца

8. Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и

фронтально-тыльных сторон.

9. «Пальцы ложатся спать»: поочередное загибание пальцев, затем их одновременное выпрямление в сопровождении стихотворения:

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди.

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора.

10. «Пальчики здороваются»

11. Повторить первое упражнение.

 

Самомассаж кистей и пальцев рук

1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.

2. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.

3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз.

4. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.

5. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.

6. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.

7. Надавливание не заточенных карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.

8. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.

Расслабление пальцев и кистей рук

Ребенок воспроизводит действия с каким-либо реальным предметом. «Красим забор» движение кисти руки вверх-вниз, вправо-влево.

«Погладим котенка» плавные движения поглаживания выполняются сначала одной, потом другой рукой.

«Курочка пьет водичку» локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук вперед.

«Музыканты» движениями рук ребенок копирует игру на различных музыкальных инструментах.

«Солим суп» локти опираются о стол, пальцы обеих рук воспроизводят соответствующие движения.

Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.

Игры с пальчиками можно оживить, если пальчики ребенка раскрасить разными красками. Сделать из пакетиков, мячиков, ниток  и других материалов кукол для пальчиков. С помощью таких игрушек можно обыгрывать ряд стихотворений

 Далее, показано, как можно изобразить предметы и явления при помощи рук.

"Домик”.

Дом стоит с трубой и крышей

На балкон гулять я вышел.

Ладони направлены под углом. Кончики пальцев соприкасаются. Средний палец правой руки поднят вверх. Кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию.

               ***

"Очки”.

Бабушка очки одела,

И внучонка разглядела.

Большой палец правой и левой руки, вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.

            ***

 

"Флажок”.

Я в руке флажок держу

И ребятам им машу.

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) соединены вместе, большой опущен вниз. Тыльной стороной ладони повернуть к себе

Ребенку предлагается инсценировать руками стихи и сказки. Далее раccказано, как можно изобразить предметы и явления при помощи рук.

               ***

"Домик”.

Дом стоит с трубой и крышей

На балкон гулять я вышел.

Ладони направлены под углом. Кончики пальцев соприкасаются. Средний палец правой руки поднят вверх. Кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию.

                ***

"Очки”.

Бабушка очки одела,

И внучонка разглядела.

Большой палец правой и левой руки, вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.

                ***

"Флажок”.

Я в руке флажок держу

И ребятам им машу.

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) соединены вместе, большой опущен вниз. Тыльной стороной ладони повернуть к себе.

                    ***

"Лодочка”.

Лодочка плывет по речке,

Оставляя на воде колечки.

Обе ладони поставлены на ребро. Большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик.

                   ***

"Пароход”.

Пароход плывет по речке

И пыхтит он словно печка.

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, как ковшик, большие пальцы подняты вверх.

             ***

"Грабли”.

Листья падают в саду.

Я их граблями смету.

Обе ладони на себя. Пальчики переплетены, выпрямлены и тоже направлены на себя.

             ***

"Цепочка”.

Пальчики перебираем

И цепочку получаем.

Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Постепенно перебираем пальчики - большой-указательный, большой-средний и т.д. Можно выполнять двумя руками одновременно.

            ***

 

"Скворечник”.

Скворец в скворечнике живет

И песенку звонкую поет.

Ладошки вертикально поставлены друг к другу. Мизинцы прижаты, как "лодочка”. Пальцы сначала сгибаются, а потом загибаются внутрь.

             ***

"Шарик”.

Надуваем быстро шарик -

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул - воздух вышел,

Стал он тонкий и худой.

Все пальчики обеих рук в щепотке и соприкасаются друг друга, при этом пальчики принимают форму шара. "Воздух выходит” - и пальчики принимают исходное выпрямленное положение.

             ***

"Корзинка”.

В лес корзинку мы берем

И грибы в нее кладем.

Ладони на себя. Пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики соединяются и образуют "ручку”.

              ***

"Колокольчик.”

Колокольчик все звенит

Язычком он шевелит.

Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец одной руки опущен вниз и ребенок им свободно вращает.

            ***

"Собака”.

У собаки острый носик.

Есть и шейка, есть и хвостик.

Правая ладонь на ребро и на себя. Большой палец вверх, указательный согнут, остальные соединены вместе, а мизинец отгибается книзу.

          ***

"Кошка”.

А у кошки - ушки на макушке,

Что бы лучше слышать мышь в ее норушке.

Средний и безымянный палец упираются в большой, указательный и мизинец подняты вверх.

       ***

"Мышка”.

Серенький комок сидит

И бумажкой все шуршит.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.

       ***

"Коза”.

У козы торчат рога,

Может забодать она.

Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим.

             ***

"Зайка и барабан”.

Зайка взял свой барабан

И ударил трам-там там.

Пальчики в кулачок. Указательный и средний - вверх. Безымянным и мизинцем стучать по большому пальцу.

            ***

"Лошадка”.

У лошадки вьется грива -

Бьет копытами игриво.

Правая ладонь на ребре, на себя большой палец кверху. Сверху на нее накладывается ладонь образуя гриву, большой палец кверху. Два больших пальца образуют "уши”.

              ***

"Гусь”.

Гусь стоит и все гогочет

Ущипнуть тебя он хочет.

Предплечье вертикально, ладонь под прямым углом, указательный палец упирается на большой, все пальцы прижаты друг к другу.

           ***

"Петушок”. Петушок стоит весь яркий

Гребешок он чистит лапкой.

Ладонь вверху, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх.

           ***

"Курочка”.

Курочка прыг на крыльцо.

Я снесла тебе яйцо.

Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный палец соприкасаются образуя "глаз”. Остальные пальцы выкладываются друг на друга в полусогнутом положении.

          ***

"Осы”.

Осы любят сладкое,

К сладкому летят.

И укусят осы,

Если захотят.

Выставить средний палец. Зажать его между указательным и безымянным, вращать им в разные стороны.

          ***

"Жук”.

Жук летит, жужжит, жужжит

И усами шевелит.

Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разъединены в стороны, ими и шевелить.

          ***

"Птичка”.

Руки скрещены, ладони на себя. Большие пальцы переплетены, остальные изображают взмахи крыльями.

          ***

"Краб”.

Краб ползет по дну,

Выставив свою клешню.

Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаться на пальчиках в одну сторону, затем в другую.

           ***

"Слон”.

В зоопарке стоит слон

Уши, хобот, серый он.

Головой своей кивает

Будто в гости приглашает.

Ладонь на себя. Средний палец опущен, с одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, с другой - указательным и большим. Шевелить средним пальцем и качать всей кистью.

            ***

"Крокодил”.

Крокодил плывет по речке

Выпучив свои глаза.

Он зеленый весь, как тина

От макушки до хвоста.

Ладонь выставлена вперед, большой палец прижат к ладони. Указательный и мизинец согнуты и прижаты к среднему и безымянному.

Потешки для пальчикового массажа

Этими потешками-упражнениями желательно заканчивать пальчиковую гимнастику, так как они содержит элементы массажа. Тексты сопровождается поглаживанием, потиранием, сгибанием и разгибанием пальчиков.

В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.

                              ***

«Жили мышки»
Раз, два, три, четыре! Жили мышки на квартире;

Чай пили, чашки били, по три денежки платили!

Держим ладошку раскрытой, водим по ней пальцем.

 

                           ***

 «Твои пальчики»
Этот пальчик — самый большой.

Самый веселый, самый смешной!

(Показываете ребенку большой палец и потираете его.)

Этот пальчик — указательный.

Он солидный и внимательный.

    (Указываете на что-нибудь

    указательным пальцем.)

    Этот пальчик средний,

   Ни первый, ни последний.

  (Отгибаете средний палец.)

  Этот пальчик — безымянный,

  Он не любит каши манной.

  (Согните безымянный палец,

  как будто он не хочет каши.)

  Самый маленький — мизинчик,

  Любит бегать в магазинчик!

  (Оттопырьте мизинец, будто он

хочет убежать от остальных пальцев.)

                ***

 

 

 «Мальчик-с-пальчик»
Мальчик-с-пальчик, где ты был?

С этим пальцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

               ***

«Ладушки-ладошки»
Ладушки-ладошки, звонкие хлопушки,

Где вы бывали? Много ль работали?

Четверо братцев, высоки да тонки,

Держатся вместе, а пятый в сторонке.

Но чуть за работу приходится браться,

Четверо кличут пятого братца.

 

             ***

«Пальчики»
Пальчик толстый и большой

В сад за сливами пошел.

Указательный с порога

Указал ему дорогу,

Средний пальчик – самый меткий,

Он сбивает сливы с ветки.

Безымянный поедает,

А мизинчик-господинчик

В землю косточки сажает.

         ***

«Сорока-ворона»
(водим пальчиком по ладошке)

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,

(загибаем по очереди пальчики)

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

Он дрова не рубил,

Он воду не носил,

Он печку не топил,

Он кашу не варил,

Он Машу не кормил.

            ***

 

 

 «Шалун»
Наша Маша варила кашу

Кашу сварила, малышей кормила.

(на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

(на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)

А этому — не дала.

Он много шалил,

Свою тарелку разбил.

(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого).

             ***

«Семья»
Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стихотворения в определенной последовательности  пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья:

Это — мама,

Это — я,

Это — бабушка моя,

Это — папа,

Это — дед.

И у нас разлада нет.

 

Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы.

 

               ***

Этот пальчик хочет спать,

этот пальчик – прыг в кровать,

этот пальчик прикорнул,

этот пальчик уж заснул.

Этот пальчик крепко спит и всем деткам спать велит.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора

 

                           ***

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел.

Этот пальчик чистить стал.

Этот — резал.

Этот — ел.

Ну, а этот — лишь глядел!

* * *

Этот мышонок в норке сидит,

Этот мышонок в поле бежит,

Этот мышонок колосья считает,

Этот мышонок зерно собирает,

Этот мышонок кричит: «Ура!

Все собирайтесь, обедать пора!»

            ***

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли зайчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять,

В домик спрятались опять.

Сначала кулачок сжат. Потом пальчики по одному разжимаются, а в конце снова по одному прячутся в кулак.

                  * * *

Загибаем пальчики, по порядку начиная с мизинчика:

— Этот пальчик маленький.

— Этот пальчик слабенький.

— Этот пальчик длинненький.

— Этот пальчик сильненький.

— Ну, а это-толстячок.

— А все вместе кулачок.

 

              ***

Загибать поочередно пальчики, начиная с мизинчика на каждую новую строчку стихотворения.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел —

Оттого и потолстел!

 

                 ***

Раз, два, три, четыре, пять!!! (Возьмите ручки ребенка в свои, и, хлопая ими в ладоши, рассказывайте)

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик по дорожке, (взрослый загибает поочередно пальчики малыша)

Этот пальчик по тропинке,

Этот пальчик за грибами,

Этот пальчик за малинкой,

Этот пальчик заблудился,

Очень поздно воротился.

 

                ***

«Твои пальчики»
Этот пальчик — самый большой.

Самый веселый, самый смешной!

(Показываете ребенку большой палец и потираете его.)

Этот пальчик — указательный.

Он солидный и внимательный.

(Указываете на что-нибудь

указательным пальцем.)

Этот пальчик средний,

Ни первый, ни последний.

(Отгибаете средний палец.)

Этот пальчик — безымянный,

Он не любит каши манной.

(Согните безымянный палец,

как будто он не хочет каши.)

Самый маленький — мизинчик,

Любит бегать в магазинчик!

(Оттопырьте мизинец, будто он

хочет убежать от остальных пальцев.)

 

 

                                   Список литературы.

 

1. Галанова А.С. Игры, которые лечат.- М.: Творческий центр «Сфера», 

         2001.

2. Мальцева И.В. Умелые пальчики. – М.: 1999.

3. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая го-

товность ребёнка к школе. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 

4. Рузина М.С. Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. – СПб.,  1997.

5. Янушко Е.А.  Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

     – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА РЕБЕНОК ЗАНИМАЕТСЯ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКОЙ

В материале даны реомендации поиспользованию пальчивовой гимнастики и ее значение для развития ребенка дошкольника....

Консультации для родителей. ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА РЕБЁНОК ЗАНИМАЕТСЯ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКОЙ?

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА РЕБЁНОК ЗАНИМАЕТСЯ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКОЙ? 1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центров головного мозга и резкому усиле...

Что происходит,когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деят...

Консультация для родителей "Что происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой"

Консультация для родителей "Что происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой"...

Что происходит когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой

Консультация о пользе пальчиковой гимнастики для развития речевого развития....

Консультация для родителей "ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА РЕБЕНОК ЗАНИМАЕТСЯ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКОЙ?"

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА РЕБЕНОК ЗАНИМАЕТСЯ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКОЙ?...