О сказкотерапии
консультация (средняя группа) на тему

Трояновская Надежда Григорьевна

Воспитание у дошкольников нравственных качеств через сказку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazki.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

        О сказкотерапии давно говорят в литературе, подразумевая его психотерапевтический эффект. Терапевтическая функция сказки – очищение души, умиротворения, снятия стресса.

        Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования, взаимодействия через речь с окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе. (забота о душе – это и есть терапия. греч.)

        Сказка активно воздействует на эмоционально – образный потенциал личности. Она говорит с ребёнком на доступном ему эмоциональном уровне. Без сказки нет у ребёнка ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания.

        Врождённое чувство справедливости, живущее в душе каждого ребёнка, требует, чтобы зло было наказано. Дети любят сказки за то, что они всегда завершаются торжеством справедливости. Например: «Козлята и волк», «Лиса и заяц», «Кот, петух и лиса», «Красная Шапочка», «Василиса Премудрая» и др.

        Каждая сказка содержит в себе нравственный урок. Например: после прочтения сказки «Сивка - Бурка», говорим детям «Иванушка – дурачок, да в жизни не простачок!»

- Как вы это понимаете? Где он проявил смекалку?

Или в сказке «Морозко» - главная суть – «Мир не без добрых людей». Это учит детей размышлять, рассуждать.

        Иногда детям хочется изменить конец сказки. Например в «Колобке». Предлагаю детям выучить «Колобка» - Как? Дети придумывают другой конец сказки.

        Сказка – средство от душевный травм. Герою сказки приходится испытать горькие поражения, примеряться с неудачами, пока он идёт к поставленной цели. Ребёнок учится считать временные неудачи и старается не унывать и не отчаиваться. Примером служат сказки: «Царевна - Лягушка», «Гадкий утёнок», «Жихарка», «Сказка о царе Салтане» и др.

        Если кто то из ребят неохотно моет руки, лицо, в пример привожу следующее произведение: «Девочка Чумазая», «Федорино горе»,  «Мойдодыр» и др.

         В беседах с детьми использую «уроки Мойдодыра». В гости к детям приходит Мойдодыр и рассказывает истории о том, почему надо чистить зубы, мыть руки, стричь ногти и др.

        Чтобы ребёнок съедал весь завтрак, использую пример из произведения «Про девочку, которая плохо кушала», хорошим примером служат «уроки Здоровейки», «Моё тело», «Мои мышцы», «Как стать сильным».

        О пользе зарядки, закаливания рассказывают сказки В.И. Усакова. Несколько олимпийских сказок подготовили и показали в нашем театре: «Неуклюжий медвежонок», «Ленивый хомяк» и др.

        Сказки помогают в коррекционной работе с детьми. На примере сказок проводим дидактические игры:

-«Скажи наоборот» - заяц добрый, волк какой?

-«Назови какой?» - Иван Царевич смелый, добрый, умный, ловкий и т.д.

Так же сказки помогают развивать мелкую моторику. После знакомства со сказкой, проводим  такие упражнения: «Покажи пантомиму» (как крадётся лиса); «Изобрази лягушку простым карандашом «петелькой»», «Заштрихуй петушка и вырежи», «Выложи теремок из косточек», «Расскажи сказку с помощью схемы» и др.

        Используя эпизод сказки или целую сказку, мы решаем много проблем в развитии речи.

        Готовим картотеку сказок по следующим разделам:

- «Нравственная задача сказки»

- «Речевая зарядка»

- «Мелкая моторика и сказка»

- «Сказка лечит душу»

- «Сказка и укрепление здоровья ребёнка»

- «Я хороший»

- «Сказка и культура поведения».

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по сказкотерапии "По дорогам сказок" (роль сказкотерапии в социально - личностном развитии детей)

Проект по сказкотерапии «По дорогам сказок».(роль сказкотерапии в социально – личностном развитии детей)...

Руководство по сказкотерапии. "Сказкотерапия, как воспитательная система органичная внутренней среде человека"

Руководство по сказкотерапии адресовано педагогам, родителям и всем тем, кто чувствует близость к сказочному жанру. Здесь в популярной форме рассказывается о том, какие виды сказок существуют, ка...

Сказкотерапия-как форма работы с детьми .Практикум по сказкотерапии

laquo;Сказкотерапия» - понятие, которое появилось сравнительно недавно, и у разных специалистов оно порождает множество ассоциаций. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками....

Сказкотерапия. Общая характеристика сказкотерапии.

Сказкотерапия - это не только народные, текучие, глубокие сказки, но и совсем маленькие, локальные истории. В настоящее время популярность сказкотерапии растет и важной причиной этого роста является т...

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...

Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы  войти   в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение».Д. Ро...