Письмо воспитателям
статья на тему

Усманова Наталия Геннадиевна

Размышления о работе воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Размышление о работе воспитателя16.93 КБ

Предварительный просмотр:

Письмо воспитателям  

(использованы выдержки из книги «В доме отца моего», сборник статей)

Слово «воспитатель», как известно многим, происходит от слова «питать».  Чем мы «питаем» наших воспитанников и как? «Питаем» мы их дружеским теплым участием или горькими разочарованиями? Честно спросим себя. Конечно, мы все «не без греха», поэтому и есть необходимость поговорить об этом, есть -  куда расти и что менять в наших профессиональных характеристиках. Уж коль нам это досталось, а точнее, мы сами избрали себе такую профессию, мы, в лучшем случае, «должны быть примером» для воспитанников, и, лишь в наилучшем случае мы являемся таковым примером.

Мы являемся теми людьми, которые огромную часть времени проводят с не родными детьми, и в этом часто и скрыта проблема некачественной работы воспитателя, я бы сказала, бездушной работы воспитателя. Правда не всегда и не для всех ситуация такова, но все же это имеет место быть. И у меня бывает так, когда, понимаешь, что просто отбыла день на работе. И тогда чувствуешь свою халтуру, даже несмотря на то, что все занятия были проведены, а режимные моменты соблюдены.  Дети – не родные, и к ним у нас другое отношение, нежели к своим, родным детям, и это, в некотором роде, правильно, но не во всех ситуациях.

Можно говорить об образовании, о культуре человека, о педагогическом призвании. Это все второстепенно. Самое главное и ценное, что должно быть у воспитателя, на мой взгляд, это умение оставаться человеком в настоящем смысле этого слова. Уметь сделать так, чтобы ребенку было элементарно хорошо, комфортно, не одиноко во все то время, которое он проводит в саду. Чтобы он прожил день счастливо. Ведь ребенку, особенно младшего и среднего дошкольного возраста, несмотря на насыщенную воспитательную и образовательную программу в саду, иногда очень одиноко без мамы.

Бывают ситуации, в которых трудно сохранять терпение. Бывает, что конфликтная ситуация разрешается в грубой, авторитарной форме, в более, чем строгом тоне, и воспитатели находятся на грани, за которую нельзя переступать, даже если никто этого не видит. Как часто не хватает терпения и выдержки, самокритичности и самоанализа в конкретной ситуации. Но мы не должны забывать, что несем колоссальную ответственность за доверенных нам детей, как нравственную, так и уголовную. Кроме того, плохие отзывы воспитанников и их родителей по «сарафанному радио» конечно же портят впечатление о нас. Все согласятся, что приятно работать в учреждении с хорошей репутацией, куда родители стремятся отдать своих чад, и непосредственно от нас зависит достижение такой репутации, от каждого отдельного воспитателя.

Все знания и умения, которым обучают детей в детском саду, обесцениваются и не приносят пользу детской душе, если отсутствует уважение к ребенку, как к личности, если нет внимательного отношения к нему, если мы воспринимаем его как взрослого, не учитывая его возрастные психологические особенности. Отсюда часто вытекает неправильное отношение к ребенку. Попробуйте мысленно поставить на место воспитанника своего, родного настоящего или будущего ребенка. Кто-то из Вас может не согласиться со мной, сказав: «О-о-о!!! Да я своему уже давно бы «всыпала по первое число» и разговор окончен, а с чужими детьми я не имею права так поступать!» Но порой мы все равно поступаем так, как не имеем права поступать. И хорошо, если мы отслеживаем это в себе, ставим себе в какой-то ситуации «двойку», делаем вывод и исправляемся. Сами. Без контроля сверху. Перед самым главным нашим арбитром – нашей совестью.

Это из категории - «поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой».  Как ты хочешь, чтобы поступали с твоими родными детьми, так и ты поступай с чужими. Потому что все взаимосвязано в этом мире, и мы зависим друг от друга, хотим мы этого или нет. Да и на самом деле – нет чужих детей. Не должно быть «чужих» детей. Дети – всегда чьи-то воспитанники, хорошего или плохого педагога.

Никто не захочет плохого отношения к себе, никто не захочет несправедливого отношения к своему ребенку. Мы часто думаем о своих детях, мы должны помнить их, когда их нет рядом с нами. Я уверена (и хочется верить, что это так и есть у большинства из нас), что своих детей мы щадим, мы терпим их в хорошем смысле слова, мы верим в них, верим в их хорошесть, даже, если они провинились, мы стараемся через этот отрицательный поступок «взрастить» их, чему-то научить, воспитать. Мы готовы сто тысяч раз прощать своих детей, не потакая и сюсюкая, но просто потому, что иначе невозможно. Даже, если наказание было необходимо, прощение всегда проявляется.

Хорошие мамы всегда внимательны к своим детям, к тому, что они говорят. Хорошие мамы всегда вслушиваются в своих детей, всегда чутки к ним, всегда «держат руку на пульсе» своего чада. И вот такое, хотя бы отчасти, отношение к детям в саду мы должны изо всех сил культивировать в себе, и любить наших воспитанников, особенно в конфликтных ситуациях, чтобы избежать непоправимых и непростительных педагогических ошибок.

Мы должны отказываться от предвзятого отношения к ребенку, от подхода «навешивания ярлыков» на «неудобных детей». И мы всеми силами должны стараться (хотя, понятно, что это весьма трудно при таком количестве детей в группах) уделять личное внимание конкретному ребенку в конкретной ситуации. Мы должны быть более терпеливыми. Ярость, несдержанность, слепой гнев лишают человека способности ясно мыслить, адекватно поступать и четко, понятно высказываться. Равнодушие, пренебрежение, цинизм отравляют детство.

Все это можно и нужно исправлять всем нам, в том числе и родителям, которые являются в каком-то смысле нашими со-работниками. Уверена, что коллеги должны говорить друг с другом об этом и при необходимости одергивать друг друга, так как в той или иной степени мы все подвержены этим болезням, а такой распространенной болезнью, как раздражительность, в наше непростое время страдают практически все поголовно, включая наших детей.

Я думаю, что работа педагога над собой является одной из многих, а может и главной составляющей его характеристики и профпригодности. И как ни банально звучит этот призыв, я все же озвучу его. Чтобы изменить мир в лучшую сторону (а в нашем случае, микромир в нашей группе) - начнем с себя.

Мы несем ответственность за воспитание следующего поколения, рядом с которым нам с Вами придется жить в старости. Какое будет это следующее поколение, и как оно будет заботиться о нас и о своих детях, зависит от многого и от многих, в том числе от нас, их воспитателей. Мне бы хотелось закончить это письмо прекрасным стихотворением одного неизвестного, к сожалению, мне автора.

Послание для родителей, воспитателей и наставников

Дайте детям наиграться

Вдоволь, досыта, не вкратце.

Дайте дождиком умыться,

Дайте, как цветку раскрыться.

Не травите детство спором,

Не нудите разговором,

Не давите злом и страхом,

Не бросайте слов с размаху.

Душу детскую щадите,

Пуще глаза берегите.

Зря за шалость не корите,

Ни родитель, ни учитель.

Развивая детский разум,

Не влезайте в дебри сразу.

Детства дни не торопите,

Детству солнце подарите.

Дайте детству наиграться,

Насмеяться, наскакаться.

Дайте радостно проснуться,

Дайте в ласку окунуться.

Дайте детству удержаться,

Дайте верой надышаться,

Дайте в рост ему подняться,

Дайте детству состояться

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и воспитателей «Организация графической деятельности и подготовки руки к письму детей старшего дошкольного возраста».

В данной работе предлагаются рекомендации для родителей и воспитателей по организации графической деятельности детей. Целью данной консультации является знакомство с упражнениями и играми дл...

Консультация для воспитателей "Игровой самомассаж, как средство подготовки руки к письму"

Игровой самомассаж - это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже, а также от проприорецепторов мышц и суставов....

Конспект оод по образовательной области «Развитие речи» «Письмо для марсиан» Конспект разработала: воспитатель под. группы БушмакинаЕ.Н.Тема ООД: «Письмо для марсиан»

-Речевые навыки построения короткого повествовательного рассказа на основе ранее полученных знаний;- Обогатить и расширить представления и знания детей о науке, о космосе.-внимание-умение договаривать...

Благодарственное письмо воспитателям

Родители группы "Березоньки" написали благодарственное письмо в   Управеление Образования департамента и молодежной политики Советского района  города  Воронежа....

Благодарственное письмо воспитателям от родителей!

Работаем в тесном содружестве с вами,Очень активны и папы, и мамы!Вы помогаете детушкам вашимЖизнь в детском саду сделать лучше и краше.Только попросишь – откликнетесь сразу,Не отказали ни в чём нам н...

Благодарственного письма воспитателю ДОУ

Благодарственного письма воспитателю ДОУ...