Консультация для воспитателей "Формирование правильной осанки у детей"
консультация на тему

Куликова Светлана Александровна

В консультации  указаны какие бывают нарушения осанки у детей. Даны советы, как организовать педагогическую работу, чтобы предотвратить нарушение осанки у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons._dlya_vospit._formir._osanki.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Формирование правильной осанки у детей»

«Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, приходящих в 1 класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нарушениями осанки – с 1,9 до 16, 8%».

По мере роста ребенка родителям и воспитателям, как дома, так и в детских садах, необходимо тщательно следить за тем, чтобы ребенок правильно ходил, сидел, двигался.

Работа по физическому воспитанию в дошкольном учреждении начинается с выработки у детей привычки к соблюдению режима, потребности в ежедневных занятиях, в развитии умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, в воспитании любви к занятиям спортом, интереса к их результатам.

Причины нарушений правильной осанки обычно делятся на две основные группы: врожденные недостатки опорно – двигательного аппарата и приобретенные дефекты.

Огромное значение для здоровья детей, формирования и закрепления у них правильной осанки имеет строгое соблюдение гигиенического режима с включением в него систематических занятий физическими упражнениями, закаливания свежим воздухом, водой и солнечными лучами, а также приучение детей к правильному стоянию, ходьбе, посадке за столом.

Нарушения осанки возникают и прогрессируют чаще всего в связи со снижением двигательной активности в период интенсивного роста ребенка. При выявлении изменений осанки следует обратить внимание на возможную сопутствующую патологию (нарушение зрения и дыхания, снижение остроты слуха на одно ухо и др.).

Сколиоз – это боковое искривление позвоночника с обязательной ротацией (поворотом) тел позвонков.

Вялая осанка (неустойчивая). Голова опущена, грудь уплощена, плечи сведены, лопатки отстают от спины, ноги слегка согнуты в коленях.

Сутуловатость. Голова выдвинута вперед, плечи сильно сведены, живот выпячен.

Лордоз. Чрезмерный прогиб поясничного отдела позвоночника.

Для детей необходимо правильно подбирать мебель. Соответствие стола и стула росту и пропорциям тела ребенка – одно из обязательных условий для формирования правильной осанки. Подбор мебели для детей следует проводить с учетом антропометрических показателей.

Следует также следить за положением тела ребенка за столом.

Правильная поза. Во время занятий словесного характера дети сидят, прислонившись к спинке стула, ноги всей ступней опираются на пол, руки лежат свободно. На занятиях связанных с действием рук, предплечья большей своей частью лежат на столе, головы детей немного наклонены.

Неправильная поза ведет к сужению у детей грудной клетки и нарушению осанки. Нельзя также допускать, чтобы дети, сидя за столом, опирались на него грудью, свешивали один локоть вниз, поворачивали туловище боком к краю стола, поджимали под себя одну или две ноги и опускали голову на одно плечо. Занятия, требующие выполнения заданий за столом, необходимо сочетать с занятиями подвижного и малоподвижного характера с соблюдением их установленной длительности.

Смена деятельности в течении дня, соблюдение режима подвижности создают у детей бодрое, жизнерадостное настроение и влияют на формирование правильной осанки.

В режиме дня у дошкольника обязательно должны включаться физические упражнения. Они всесторонне развивают детский организм, улучшают работу легких, сердца, пищеварения, укрепляют мускулатуру, нервную систему, закаливают организм, позволяют активно влиять на формирование правильной осанки. Они даются прежде всего в виде ежедневной утренней гимнастики, содержащей несколько упражнений, способствующих формированию правильной осанки.

Большую роль в образовании неправильной осанки играют плохие привычки, часто возникающие с самого раннего возраста, например привычка стоять с опорой на одну ногу; таз при этом принимает косое положение, и позвоночник всегда бывает изогнут в одну сторону; неправильная походка: с опущенной         головой, свисающими плечами, согнутыми спиной и ногами, покачивания туловища в стороны; привычка носить тяжелые книги, сумку и т.п. все время в одной и той же руке.

Очень большую роль в предупреждении нарушений осанки играет правильное положение тела во время сна, занимающего у детей, в зависимости от возраста, 8 – 10 часов сутки. Надо укладывать детей спать на ровном, плотном и не чрезмерно мягком матраце, лучше всего на волосяном, и одной невысокой подушке. Приучайте детей засыпать лучше всего на спине, держа руки поверх одеяла. Здоровым, крепким детям можно разрешать спать и на боку, только не на одном и том же. При этом следить за тем, чтобы ребенок не подтягивал ноги к животу и не сворачивался «комочком» не укрывался одеялом с головой.

Важную роль в формировании правильной осанки играет детская одежда и обувь. Она должна быть удобной, легкой, красивой и не стеснять движения ребенка. Детская обувь должна соответствовать форме стопы и ее размерам, быть широкой в носовой части и обеспечивать устойчивое положение пятки во время движения.

Неправильная обувь. Отсутствие задника ведет к неустойчивому положению стопы. Негнущаяся подошва вызывает уплощение стопы. Ношение теплой обуви в комнате приводит к перегреву стопы и ослаблению связочного аппарата.

Для формирования правильной осанки необходимо в старшем дошкольном возрасте (5 – 7лет) постепенно переходить уже к специальным упражнениям, способствующим формированию осанки. Однако эти упражнения также проводятся преимущественно в форме игры. Это достигается путем применения большого числа имитационных движений, например «Растягивание пружины», «Лыжник», «Конькобежец», «Зайчик», «Кошка» и т.д., которые должны проделываться с детьми дома и в детском саду по несколько раз в день.

Все упражнения дети должны выполнять в мягкой обуви и легком свободном костюме, в котором не должно быть тугих резинок и слишком коротких бретелек. Для упражнений лежа необходимы мягкие и чистые подстилки.

Заниматься с детьми нужно в хорошо проветриваемой комнате или на открытой площадке в привычной         обстановке, где по возможности отсутствовало бы все, что может отвлечь детей.

Никакие, даже самые интересные, упражнения не следует проводить с дошкольниками как гимнастическое занятие. Все движения надо чередовать с различными развлечениями и играми, используя для этого разные игрушки. Кроме того, и сами упражнения необходимо разнообразить, используя мячи, обручи, флажки, палки и другие предметы.

Подвижные игры – ценнейшее средство укрепления организма ребенка, развития координации движений, ловкости. Они воздействуют на опорно – двигательный аппарат, создают благоприятные условия для воспитания правильной осанки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Формирование правильной осанки для детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей: "Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей "Формирование правильной осанки для детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей: "Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей "Формирование правильной осанки у детей"

В консультации  указаны какие бывают нарушения осанки у детей. Даны советы, как организовать педагогическую работу, чтобы предотвратить нарушение осанки у детей....

Буклеты: "Упражнения, для профилактики плоскостопия", "Советы родителям по предупреждению нарушения осанки у детей", "Формирование правильной осанки у детей".

Буклеты: "Упражнения, для профилактики плоскостопия", "Советы родителям  по предупреждению нарушения  осанки у детей", "Формирование  правильной  осанки у ...

Консультация «Формирование навыка правильной осанки у детей дошкольного возраста и ее значение в жизни деятельности ребенка»

В дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья ребенка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. В связи с этим особая ро...