Консультация для воспитателей
консультация на тему

Федоренко Ольга Олеговна

консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для воспитателей25.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №17 «Ласточка»

Консультация для воспитателей

Тема: «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»

Воспитатель: Федоренко О.О.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.

Мнемотехника или  мнемоника, в переводе с греческого- «искусство запоминания». Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным. Цель обучения с её использованием - развитие памяти разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной; мышления, внимания, воображения. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем- моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана- схемы делает рассказы, сказки чёткими, связными и последовательными. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Рекомендуют для детей младшего и среднего возраста следует давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей остаются отдельные образы: лиса-рыжая, мышка – серая, елочка – зеленая, а для старших дошкольников- чёрно-белые. Старшие дошкольники могут сами участвовать в их рисовании и раскрашивании.

Овладение приёмами работы с ними значительно сокращает время обучения и  одновременно    решает задачи, направленные на:

  • Развитие основных психических процессов памяти, внимания, образного мышления;
  • Перекодирование информации, преобразование из абстрактных символов в образы;
  • Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении;
  • Развитие связной речи дошкольников (составление описательных рассказов, пересказ сказки;  правильное звукопроизношение;  знакомство с буквами).

Впервые использование моделей началось в 1990 году. Оно было предложено логопедами для развития речи детей с общим недоразвитием речи и является, как я уже говорила, актуальным и действенным методом в настоящее время, как для групп детей с ОНР, так и для групп массовых дошкольных учреждений.

Использовать метод моделирования можно в различных видах деятельности. Действую с моделями, дети придумывают необыкновенные, волшебные предметы или истории про них, сочиняют сказки, рисуют их, можно отправить в путешествие и т. п.. Дети учатся нестандартно мыслить (один и тот же предмет или явление выглядит по - разному у каждого ребёнка), дети создают собственные творения, развивают свою фантазию и речь. В старшем дошкольном возрасте полезно составлять модели прямо во время занятий.

Использование схем, таблиц, моделей помогают детям преодолеть различные затруднения:

  • Самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки;
  • Установить последовательность изложения выявленных признаков;
  • Удержать в памяти эту последовательность, которая является планом – рассказом описания.

С помощью метода моделирования – использования схем- моделей и мнемотаблиц удаётся достичь значительных результатов в следующем:

  • Активизируется  словарный запас;
  • Расширяется круг знаний об окружающем мире;
  • Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией;
  • Свободно пересказывают сказки, рассказы как на занятиях, так и в повседневной жизни.
  • Развивается фантазия и творческое воображение детей.

Существует ряд требований к использованию моделирования:

  1. модель вводится при условии сформированности представлений о свойствах и признаках предмета;
  2. модель должна являться аналогом предмета или явления, все признаки и качества которого моделируются при непосредственном участии ребенка;
  3. модель должна быть доступной детям в повседневной жизни;
  4. модель должна быть лаконичной и характеризовать только основные качества предмета и явления;
  5. одновременно можно использовать модели только одного вида.

С помощью схем-моделей и мнемотаблиц удаётся достичь следующих результатов:

  • у детей появляется желание пересказывать сказки – как на занятие, так и в повседневной жизни;
  • у детей расширяется круг знаний об окружающем мире;
  • активизируется словарный запас;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Таким образом, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше дети будут подготовлены к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Литература:

  1. «Детство». Программа развития и воспитания детей в детском саду. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000.
  2. Афонькина Ю.А., Урунтаева Г.А. Знакомим малышей с окружающим миром. — М.: Просвещение; Учебная литература, 1997.
  3. Алексеевская Н. Карандашик озорной. — Москва: Лист, 1998.
  4. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью менмотехники. – СП.б: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2001 – 143.
  5. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа. — М.: Знание, 1994.
  6. Гунина Е.В. Психологическое изучение ребенка дошкольного возраста. — Чебоксары, 1993.
  7. Катаева Л.И. Изучение познавательных процессов детей дошкольного возраста. — М.: Ком Пульс, 1994.
  8. Колесникова. Развитие звуковой культуры речи у детей 3—4 лет. — М.: Тандем, 1998.
  9. Матюгин И.Ю., Чакоберия ЕМ. Школа эйдейтики. Развитие памяти, образного мышления, воображения. — М.: Эйдос, 1994.
  10. Матюгин И.Ю. Тактильная память. — М.: Эйдос, 1991.
  11. Новотворцева Н.В. Артикуляционная (речевая) гимнастика. — Ярославль. Академия развития, 1996.
  12. Полянская Т.Б. Использование  метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного  возраста – СПб: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2009. – 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...