конспект проекта "Играем пальчиками"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Мантыкова Ирина Геннадьевна

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движении пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребенка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. Также наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное казенное учреждение

«Детский сад «Харада»

КОНСПЕКТ ПРОЕКТА

«Играем пальчиками»

вторая младшая группа

«Радуга»

Подготовила и выполнила: воспитатель

Мантыкова И.Г.

Троицкое

2016

 «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев.

Чем больше уверенности в движениях детской руки,

тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда,

сложнее движения, ярче творческая стихия

 детского разума.

А чем больше мастерства в детской руке,

тем ребенок умнее…»

В.А. Сухомлинский. 

Пояснительная записка

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движении пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребенка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. Также наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас ребенка.

Мелкая моторика – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь.

Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для малышей при помощи обычных предметов домашнего обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, баночки, тюбики, крышки, крупа, полотенца, тряпочки, бумага.

         Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

В последнее время наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих нарушения речевого развития.

         Актуальность проекта

По данным статистики во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, а в конце XX начале XXI века их стало 55, 5%. Это объясняется рядом причин: ухудшение экологической обстановки (ослабленное здоровье детей, увеличение числа патологий беременности (родовые травмы, социальные проблемы. В данный момент эта проблема остается нерешенной, многие дети нуждаются в помощи специалистов.

Исследованиями ученых (М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.

Актуальность проекта по развитию мелкой моторики детей раннего возраста  и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с  предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств  для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

        Результаты мониторинга образовательного процесса детей группы показали, что у половины детей группы прослеживаются речевые проблемы: у многих задержка развития речи, неправильное произношение звуков, низкий уровень активного словарного запаса. Наблюдения за детьми в ходе игр и занятий выявили, что некоторые дети не проявляют интереса в прослушивании произведений художественной литературы, отвлекаются, не слушают, у детей слабо развита мелкая моторика, что ведет к возникновению затруднений на занятиях.

        Это определило тему моей дальнейшей работы «Играем пальчиками»

Цель:

Выявить влияние пальчиковой гимнастики и других пальчиковых игр на активизацию речи младших дошкольников и создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Задачи:

Для воспитателя

Создать среду для развития мелкой моторики, сделать ее использование увлекательным для детей. Создать подборку методической литературы по теме. Разработать и использовать комплекс пальчиковой гимнастики в соответствии с лексическими темами. Изготовить информационный стенд для родителей.

Для детей: Активизация речи детей, развитие пальцевой моторики с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Для родителей: Учитывать опыт, приобретенный детьми в детском саду. Создавать в семье благоприятные условия для активизации речи детей, использования пальчиковых игр в развитии мелкой моторики.

Паспорт группы

Вид проекта: информационно- практически-ориентированный.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели группы, родители.

Срок реализации: с 20 декабря 2015 года по 15 января 2016 года

 Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников до уровня соответствующего данному возрасту.

Активизация речи, пополнение словарного запаса

Гипотеза: 

Роль мелкой моторики рук очень велика. Ведь развивая её, мы, прежде всего готовим детей к письму. Практически каждый родитель и педагог знают о необходимости развития мелкой моторики рук. Но, к сожалению, не все знают каким образом можно осуществить это развитие.

         Ведь развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, но и в быту. Продуктивность занятия возрастет, если родитель вместе с ребенком возьмется за решение совместной задачи. И при этом не забывать, применять игровую форму. Чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды.

Предлагаемые развивающие пособия способствуют не только развитию мелкой моторики ребёнка, но и образному мышлению, восприятию, координации движений в целом.

Использованием пальчиковой гимнастики можно добиться развития мелкой моторики, лучшего понимания смысла речи детьми, речь детей станет более четкой, ритмичной, яркой. Возрастет их речевая активность, что создаст положительную предпосылку для развития связной речи у детей.

Этапы проекта

Подготовительный этап.

  1. Подбор материалов и пособии.
  2.  Подбор пальчиковых и дидактических игр
  3. Разучивание потешек, пальчиковых гимнастик, физминуток

Основной этап.

Приступая к основному этапу проекта, я собрала картотеку пальчиковой гимнастики по лексическим темам:

«Мы пришли», «Мини бүл», «Вышли пальчики гулять», «Пальчик - мальчик», потешки «Кисонька - мурысенька», «Курочка - рябушка», «Жили у бабуси».

На основном этапе велась работа с детьми, включающая манипуляции с предметами. Для этого был подготовлен игровой материал, который дети используют в свободной деятельности:

Игра «Бусы»

Описание: нанизывание бусин.

Игра «Прицепи прищепку»

Описание: детям предлагаются прицепить прищепку к веревке, можно предложить по цвету.

Игра «Собери цветок»

Описание: выкладывание цветной мозаики

Игра «Умные шнурочки»

Описание: используя цветные шнурки, ребенок продевает их в отверстия, составляет узор. Или нанизывает на цветной шнурок деревянные бусины разного цвета и формы, составляя бусы.

          Так же дети с интересом использовали пальчиковый театр, составляли узоры из мозаики и др.

Реализация основного этапа проекта включает в себя непосредственную работу с детьми группы - самомассаж. Например, поглаживание и растиранием руками частей тела с обязательным проговариванием стихотворения «Мы - котята ».

Обязательным стало ежедневное проведение пальчиковой гимнастики, подобранной в соответствии с лексическими темами. Она проводится в режимных моментах, используется как физкультминутка на занятиях, в индивидуальной работе, на прогулке.

Для родителей провела семинар - практикум «Играем пальчиками».

Семинар был проведен в форме круглого стола, где я рассказала о значимости развития мелкой мускулатуры рук, связи с речевым развитием. Были продемонстрированы фрагменты пальчиковой гимнастики с детьми, игры и пособия, используемые на занятиях и в свободной деятельности в детском саду, также родители сами вместе детьми проводили игры.  Даны рекомендации по организации среды для развития мелкой моторики в домашних условиях.

         Изготовила «Информационный стенд для родителей», который содержит рекомендации по развитию мелкой моторики у детей в домашних условиях: пальчиковые упражнения и игры, такие консультации  «Зачем нужно развивать мелкую моторику» и «Развитие мелкой моторики рук»

         При реализации проекта я руководствовалась такими принципами (правилами):

  • уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
  • комплексный подход при разработке занятий;
  • систематичность и последовательность занятий;
  • вариативность содержания и форм проведения занятий;
  • наглядность;
  • адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе занятий;
  • постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении и формировании школьно-значимых функций, следование от простых и доступных знаний к более сложным, комплексным;
  • индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа;
  • повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции.

По завершению своего проекта, хотела  поделиться опытом

Советы педагогам

Осваивая приемы пальчиковой гимнастики педагогу необходимо соблюдать некоторые правила:

- перед игрой с ребенком необходимо обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;

- выполнять упражнения следует вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой;

- при повторных проведениях игры дети нередко начинают производить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;

- выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша;

- не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре;

- вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются движения постепенно и пассивно, с помощью взрослых;

- никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру;

- стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

Заключительный этап:

Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:

Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и актуальностью проблемы.

Использование пальчиковой гимнастики и других пальчиковых игр вызвало интерес у детей, желание выполнять упражнения на развитие мелкой моторики.

Речевая активность детей возросла, их речь стала более ритмичной, эмоциональной.

Результат проекта

• Использование пальчиковой гимнастики вызвало положительную реакцию и интерес у детей, они с желанием выполняли упражнения, пользовались играми и пособиями в свободной деятельности.

• Возросла речевая активность детей, речь стала более эмоциональной, улучшилась память.

• Родители приняли участие в реализации проекта, начали использовать игры с различными материалами для развития мелкой моторики дома.

Исходя из этого, мной было принято решение продолжить работу по наполнению среды группы играми и пособиями, направленными развивать мелкую моторику рук ребенка, эстетически привлекательными, безопасными и интересными для детей.

Список использованной литературы и интернетресурсов:

1. Лазаренко О. И. «Артикуляционно-пальчиковая гимнастика»

2. Нищева Н. В. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики»

3. Овчинникова Т. С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду»

4. Османова Г. А, Позднякова Л. А «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. З -4 года»

5. Ткаченко Т. А. «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи»

6. Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

 

C:\Users\User\Desktop\спорт разв и мастер класс\IMG_4488.JPG

C:\Users\User\Desktop\спорт разв и мастер класс\IMG_4536.JPG



Предварительный просмотр:

                             Муниципальное дошкольное образовательное казенное учреждение

«Детский сад «Харада»

КОНСПЕКТ

СЕМИНАРА – ПРАКТИКУМА

С РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ

«Играем пальчиками»

вторая младшая группа

«Радуга»

Подготовила и выполнила: воспитатель

Мантыкова И.Г.

Троицкое

2016

  Тема: «Играем пальчиками»

  Цель: Построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.

Задачи:

Формировать у родителей элементарные представление о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребенка;

Учить элементом фольклорной пальчиковой гимнастики для развития внимания, памяти;

Развивать и активизировать речь детей с помощью фольклора (потешек, прибауток, пальчиковых игр)

Оборудование: пальчиковые игры, дидактические игры: шнуровки, бусы и др., пальчиковый театр, аудиозапись.

Ведущий. Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы: занимались ли ваши родители с вами пальчиковой гимнастикой? Как? Играли ли вы сами с вашими пальчиками? Расскажите как? Как вы играете с пальчиками вашего ребенка?

          На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов. Например: мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующие органы человека.

         Пальчиковая гимнастика способствует овладению навыками мелкой моторики; помогает развивать речь ребенка; повышает работоспособность головного мозга; развивает психические процессы: мышление, внимание, память, воображение; снимает тревожность.

       Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни приобщить ребенка к народной поэзии. Благодаря этому еще задолго до ознакомления со сказками и другими крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуры. Что же относится к детскому фольклору?

     Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками). Например, «Пальчик - мальчик».

     Заклички – обращения к явлениям природы (солнцу, дождю, ветру). Например, «Солнышко - ведрышко».

       Прибаутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

      Каждое поэтическое произведение фольклора связано с интересными, полезными и важными для развития ребенка движениям, которые удовлетворяют его естественные потребности в двигательной активности. Ведь движение – это жизнь.

     Давайте и мы с вами поиграем. Движение самомассажа: потирание ладоней, пока между ними не появится тепло как сгусток положительной энергии, и сбрасывание ее на лицо мягкими ладонями; постукивание кончиком пальца одной руки по фалангам указательного пальца другой.

      Шевеление пальчиков (сначала на одной руке, потом на обеих).

      Поочередное пригибание пальцев к ладони (сначала с помощью другой руки, а затем – без ее помощи).

      Хлопки: обычные; сначала сверху одна ладонь, потом другая; хлопки ладонями, сложенными чашечками.

      Мелкая моторика пальцев рук непрерывно связана с умственным развитием и развитием речи детей.

      Главное требование: в играх рукой, ее кистью, пальчиками мы одинаково должны заботиться о развитии правой и левой рук. Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку ребенка, мы учим детей разнообразным выразительным движениям (как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, музыкант играет на балалайке и т.д.).

К вашему вниманию, я приготовила вам некоторые игры. Предлагаю вам поиграть вместе с детьми. (Обсудить результат, предложить показать сказку при помощи пальчикового театра).

      В заключение хочется отметить, что детям фольклор близок и интересен. А мы, взрослые, помогаем приобщиться к нему, набраться уму – разуму, стать добрее, понимать шутки, радоваться, общаться со сверстниками. Детский фольклор помогает нам в установлении контакта с детьми, создании благоприятных условий для обучения выразительной речи и выразительных движений.

       Сегодня вы могли увидеть, чему научились ваши дети и как они выросли. А на память об этом вечере мы хотели бы преподнести вам небольшие буклеты. Спасибо всем за внимание!

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД "Пальчики играют"

Учить детей различным приёмам и видам самомассажа, развивать тактильную чувствительность, совершенствовать артикуляцию и мелкую моторику рук....

Конспект занятия "Пальчиками играем домовенка Кузю развлекаем" ( вторая младшая группа)

Воспитатель загадывает загадку детям( пальчики), выполняют игру "Пальчики здороваются",играют с пальчиками, в гости приходит домовенок Кузя и приносит сундучок- он не открывается игры с паль...

Конспект "Рисуем пальчиками"

Познакомить детей с красками и простыми способами получения изображений, используя нетрадиционную технику рисования пальчиками....

конспект рисование пальчиками "Зёрнышки для цыпляток"

.конспект  рисование пальчиками "Зёрнышки для цыпляток"...

Конспект НОД пальчиками фо второй младшей группе"Весна пришла"

Конспект НОД по рисованию пальчиками во второй младшей группе «Весна пришла»Конспект НОД по рисованию пальчиками во второй младшей группе «Весна пришла»Конспект НОД по худ...

Конспект «Будут пальчики умелы, не сидится им без дела»

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук....

для первой младшей группы «В детский сад идти пора» Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул. Встали пальчики, ура! В детский сад идти пора. Дети поочередно загибают пальчики руки. Дети

для первой младшей группы «В детский сад идти пора»Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул.Встали п...