Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников МАДОУ № 16 «Тополек»
консультация ( группа) на тему

Кытманова Нина Петровна

К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…».
 Патриотизм – важнейшее нравственное качество. Философский словарь так трактует это понятие: «Нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины».
 Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому детей. А такое становится возможным только тогда, когда освоена родная культура, включающая много различных аспектов: традиции и обычаи народа, историю его развития, духовное наследие и т.д. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями, может оказаться под угрозой государственность.
 Чтобы избежать, этого необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

____________И.М.Деньгина,

заведующая МАДОУ № 16

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников МАДОУ № 16 «Тополек» 

Пояснительная записка.

 К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…».
 Патриотизм – важнейшее нравственное качество. Философский словарь так трактует это понятие: «Нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины».
 Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому детей. А такое становится возможным только тогда, когда освоена родная культура, включающая много различных аспектов: традиции и обычаи народа, историю его развития, духовное наследие и т.д. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями, может оказаться под угрозой государственность.
 Чтобы избежать, этого необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.

Цель: Формирование  основ гуманной, духовно-нравственной личности, способной к гармоничному взаимодействию с окружающим миром, любящей свою Родину; воспитание патриотов своего Отечества, создание условий для становления правового мировоззрения и нравственных представлений  через возрождение исторической памяти и народной культуры

Задачи программы:

  • создать новую воспитательную модель, обеспечивающую всестороннее развитие детей;
  • знакомить детей с символами города, края  и государства, в котором они живут: гербом, флагом, гимном;
  • формировать элементарные знания о правах человека; бережное отношение к родной природе и всему живому;
  • формировать толерантность, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
  • развивать чувство ответственности и гордости за достижения Родины (большой и малой);
  • воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу, стране;
  • воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям;
  • воспитывать уважение к труду людей, желание оказывать взрослым свою посильную помощь.

   Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту и т.д., так как воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Методологической основой программы, как и всей воспитательной системы, является концепция дошкольного воспитания и теоретическое положение А.В.Запорожца об амплификации развития ребенка в дошкольном возрасте; идея народности К.Д.Ушинского и Л.Н.Толстого;
Л.С. Выготского  и А.Н. Леонтьева о социализации личности ребенка;
А.Н. Леонтьева о ведущем виде деятельности ребенка – дошкольника – игре.  

При разработке программы приоритетными явились следующие принципы:

  1. Принцип гуманизации воспитательной работы с детьми,  ориентация родителей и педагогов на личность каждого ребенка, его свободу и достоинство. Гуманизация предусматривает ориентацию на важнейшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю и отечеству.
  2. Принцип ненасилия - обеспечивает педагогу организацию педагогического процесса на ненасильственной основе, создает условия для реального эмоционального осмысления ребенком конкретных поступков; предполагает развитие способности  к принятию и пониманию другого человека, формирование ненасильственного отношения к природе, всему живому.
  3. Принцип интеграции педагогической работы  со всеми участниками воспитательно – образовательного процесса на основе их социализации через призму этнокультурного, регионального компонента.
  4. Принцип ориентации на зону ближайшего развития.
  5. Принцип целостности педагогического процесса, обеспечивающий единство воспитания, обучения и развития.
  6. Принцип полноты, предусматривающий вхождение детей во все доступные миры (от мира семьи до мира Родины) в процессе освоения всех основных видов детской деятельности, познания национальной культуры, быта и национальных традиций.
  7.  Принцип семейнойцентрированности, направленный на тесное сотрудничество педагогов и родителей.
  8.  Принцип позитивного взаимодействия с различными образовательными и социально-культурными учреждениями (музей, школа, библиотека).

 Основные характеристики деятельности:

  1. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников наиболее полно реализуется при интегративном  подходе к решению этой проблемы, т.е. включает в себя решение задач не только нравственного, но и умственного, трудового, эстетического и физического воспитания.
  2. Вся работа планируется по темам, которая включает занятия, игры, экскурсии, беседы, нерегламентированную деятельность детей, а по некоторым темам – проведение праздников.

3. Программа рассчитана на дошкольные возрастные группы – от 3-х до 7-ми лет. Темы повторяются в каждой группе, но изменяются их содержание, объем познавательного материала и его сложность. Перспективные планы представлены в см. Приложении 1.

4. Программа направлена на социализацию личности дошкольника, формирование любви к Родине – России, на основе приобщения к национальной культуре. Педагог, реализующий данную программу, базируется на личностно – ориентированной модели педагогического процесса.

 Для реализации программы используются следующие методы:  наглядный, словесный и практический.
 
Наглядный методиспользуется во время:

  • чтения педагогом рассказов;
  • экскурсий в музей, по городу, целевых прогулок;
  • наблюдений;
  • показа сказок (педагогом, детьми);
  • рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
  • проведения дидактических игр и др.

  Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

  • чтения литературных произведений воспитателем;
  • чтения стихотворений детьми, воспитателем;
  • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя, приглашенных родителей;
  • ответов на вопросы педагога, детей;
  • проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, игр – драматизаций и др.);
  • сообщение дополнительного материала воспитателем;
  • загадывание загадок;
  • рассматривание наглядного материала;
  • рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;
  • разбор житейских ситуаций;
  • проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.

  Практический метод используется, когда необходимо:

  • организовывать продуктивную деятельность;
  • провести игры (строительные, дидактические, инсценировки и др.);
  • оформить гербарий, альбомы;
  • организовать постановку сказок, литературных произведений, а также конкурсов, викторин;
  • организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
  • изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Программа поможет педагогам:

  • в осознании наиболее приоритетного направления в воспитательно – образовательном процессе ДОУ – естественное ненасильственное «вхождение» детей в окружающий их социум, доступный их возрастным особенностям;
  • в определение целей и задач гармоничного введения ребенка в окружающий его мир, прежде всего через призму национальной культуры, быта и традиций своего народа;
  • в понимании важности дошкольного периода жизни, так как воспитание лучших нравственно – духовных качеств личности ребенка (любви к семье, родному краю, Родине) начинается с того времени, когда он только учится видеть, слышать и познавать окружающий мир.

  Предполагаемый результат:
Программа нравственно – патриотического воспитания ставит своей целью достичь следующих результатов:

  • У воспитанников сформировано чувство патриотизма, потребность в самоотверженном служении на благо Отечества.
  • Сформировано  позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе.
  • Дошкольники умеют выстраивать  отношения со взрослыми  и сверстниками.
  • У выпускников детского сада развито деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки.
  • Вечные ценности: милосердие, сострадание,  стремление к добру и неприятие зла – являются нормами  поведения ребенка в повседневной жизни.

УТВЕРЖДАЮ

____________И.М.Деньгина,

заведующая МАДОУ № 16

Выписка из перспективного плана  по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников 

Время проведения

Мероприятия

Участники

Ответственный

Работа с педагогами

Сентябрь 2014г.

Консультации  «Содержание  работы  с дошкольниками по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»

Педагоги дошкольных групп

Старший воспитатель

Декабрь  2014г.

Деловая игра «Защитники Отечества с Древней Руси до наших дней» или Театр военного костюма ……

Педагоги ДОУ

Старший воспитатель

Педагог-психолог

Март  2015 г.

Презентация методических наработок по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Педагоги групп, специалисты

Старший воспитатель

Май 2015г.

  Выпуск газеты «Война глазами детей» или книга «Земной поклон, солдат России, за ратный подвиг на войне…»

Педагоги групп

Старший воспитатель

Организация предметно-пространственной  среды

В течение года

Подготовка атрибутов для игр

Педагоги, родители, воспитанники

Педагоги групп

Апрель 2015г

  Оформление групповых уголков воинской славы (памяти)

Педагоги, родители, воспитанники

Педагоги групп

Апрель 2015г.

  Создание мини-музея «Енисейцы – хранители Родины»

Педагоги ДОУ, родители, воспитанники

Старший воспитатель

Взаимодействие  с родителями

Ноябрь 2014г.

Круглый стол «Философия семейного воспитания»

Педагоги, родители

Старший воспитатель, педагог-психолог

В течение года

  Участие родителей и членов семей в совместных творческих выставках и мероприятиях

Педагоги групп, родители

Педагоги групп

Январь 2015 г.

  Родительская гостиная «Семья глазами ребенка и его родителей»

Педагоги ДОУ, родители

Старший воспитатель

Деятельность педагогов с детьми  

В течение года

Реализация программного содержания по нравственно-патриотическому воспитанию в ходе образовательного процесса в ДОУ

Воспитанники ДОУ, родители, педагоги

Педагоги ДОУ

 Выставки:

Октябрь 2014 г

Февраль 2015г

Март 2015г

  детских рисунков в группах «Жизнь дана на добрые дела»

                                                    «Мой папа самый лучший»

«Увлечения моей семьи»

Воспитанники

Педагоги групп

  Праздники и развлечения:

Октябрь 2014г

Февраль 2015г

Май 2015г

  Игровая программа «Рука в руке»

  Развлечение: «Богатыри земли русской»

 Праздник: «Никто не забыт, ничто не забыто»

Воспитанники, педагоги, родители

Музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре

http://www.moi-detsad.ru/image/k704.png

http://www.moi-detsad.ru/image/k704-1.png

10 заповедей для родителей

от великого педагога Януша Корчака

 

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь – но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8. Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не "наш", "свой" ребенок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

ПРОГРАММА НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «Юные патриоты России»

Говоря о воспитании гражданственности и патриотизма детей дошкольного возраста, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал «Человеком» с большой буквы...

"Орлёнок" программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников

программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников...

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с родным городом «Жердевка – город, что сердцу дорог»

   Важной задачей воспитания и обучения дошкольников является нравственно-патриотическое воспитание. Данная программа направлена на ознакомление с городом и привитие любви к нему у ст...

Паспорт программы "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Паспорт программы "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"...

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...