Информация для родителей на тему "Какие они, современные дети"
методическая разработка ( группа) на тему

Заговорич Ирина Михайловна

Уважаемые коллеги, хочу обратить Ваше внимание на данный материал.

Его можно применить на родительском собрании (особенно в группах детей 2-3 лет, так как именно этот возраст в большинстве случаев является критическим для процесса воспитания и формирования многих норм и правил поведения с одной стороны, и по причине того, что дети 2-3 лет уже значительно больше замечают, понимают и чувствуют все то, что происходит в семье, во взаимоотношениях между родителями и ммежду родителями и самим ребенком с другой стороны).

Значительную пользу может принести данная информация при проведении индивидуальных консультаций с родителями по проблеме воспитания ребенка в семье, так как позволяет не просто озвучить материал. но и проработать разнообразные воспитательные ситуации из жизни ребенка и его семьи.

Касаясь вопросов влияния атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспитания личности ребенка, материал дает возможность узнать о мерах. при помощи которых возможно безболезненно в большинстве случаев построить с ребенком адекватные взаимоотношения в воспитательном процессе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информация для родителей на тему:

«Какие они, современные дети»

На современном этапе развития общества мы все чаще сталкиваемся с тем, что родители «жалуются» на своих детей: 

«Он может толкнуть меня, пнуть и даже ударить!»,

«Он повышает на меня голос, а иногда кричит на меня!»,

«Он разговаривает со мной в приказном тоне!» и т.д.

Возникает вопрос: «Почему?»

Сейчас наши дети отличаются от нас в детстве больше, чем когда-либо:

- Они не откликаются на тактику внушения чувства вины: «Ты поступил плохо. Так делать нельзя»;

- Они плохо реагируют на принуждение, нотации, наказания, запреты и другие общепринятые методы воспитания и дисциплины: «Я не разрешаю тебе смотреть мультики, потому что ты не слушаешься меня!»;

- Они не реагируют даже на физические наказания: «Встань в угол за свой поступок!».

«С чем это связано?», «Чем обусловлено?», «Почему так происходит?», «Что делать в такой ситуации?», «Как быть?» - это малая часть вопросов, которые появляются у родителей при наблюдении такого поведения со стороны детей.

Отвечая на вопросы родителей о том «Почему?», хочется в первую очередь обратить внимание на атмосферу семейной жизни, влияющую на процесс и результат воспитания ребенка.

Известно, что атмосфера семейной жизни – психологический климат в семье, определяемый стилем общения членов семьи, особенностями восприятия и обмена информацией и выражающийся в различных формах совместных действий родителей и детей. 

Основными сферами семейной жизни, в которых реализуется воспитательная функция (никто не сомневается в том, что проблема поведения ребенка вытекает из процесса воспитания?), являются связанные между собой сферы долга, любви и интереса. Отсутствие активной содержательности в этих сферах лишает семью положительного влияния на детей. Излишнее внимание к одной из сфер в ущерб другим искажает воспитательный процесс.

Если все семейные отношения сводятся лишь к исполнению обязанностей, то ребенок испытывает недостаток любви и ласки. Слепая и всепоглощающая любовь, выражающаяся в потакании капризам, приводит к формированию эгоистических черт личности. Гармоничное взаимодействие всех сфер делает процесс воспитания в семье полноценным и целостным.

Поясняя ситуацию с вопросом «Как быть?» и «Что делать?», необходимо указать, что существует мало мер, на которые дети не огрызаются и с помощью которых их можно воспитывая «поставить на место».

Самая главная мера – формирование уважения:

- уважения к детям как к разумным личностям: «Я уверена, что ты знаешь, как правильно поступить в этой ситуации»;

- уважения к детским проблемам, которые для них не менее сложны, чем наши взрослые трудности – для нас: «Я могу тебе помочь, если ты не знаешь, как решить эту проблему»; 

- уважения к детскому  праву выбора и способностям: «Как ты думаешь, как это  лучше сделать?». 

Еще одна мера – знание того, что дети не одиноки, что есть родители, которые всегда поддержат: «Попробуй сделать это самостоятельно. Но знай, что я всегда могу тебе помочь советом или делом». Тогда они приложат все силы, чтобы понять, как много способны им дать мы, взрослые, но только в том случае, если мы тоже проявим интерес к тому, что могут дать нам они.

        Следующая мера – знание того, что они хорошие. Дети, все до одного, хотят делать лучшее, на что способны. Они хотят быть заметными и особенными, хотят, чтобы их услышали: «Я знаю, что ты хотел поступить хорошо. Просто даже у взрослых не все всегда получается».

Они не всегда ведут себя хорошо. Среди них есть неблагополучные дети. У многих из них уже сейчас есть большая сила, а испытание заключается в том, чтобы правильно ею распорядиться. Конечно, не всем это удастся. У одних эта сила настолько спокойна, что остается едва заметной, у других она выплескивается наружу бурным потоком в виде неблаговидных

поступков. Но каждому из детей нужно предоставить шанс получить от нас те советы, которые будут поощрять лучшее, что есть в этих детях. Так они смогут осознать, что им «все по плечу», и не утратят своих мечтаний о грядущем величии.

Пусть нам кажется, что это лишь дети, описывающие простодушные грезы и фантазии, но в действительности это полноценные люди, стремящиеся найти свой путь в жизни и обуздать собственную силу. Когда слушаете детей, прислушивайтесь именно к этому. Когда говорите им что-то, рассказывайте о великих свершениях и говорите разумно. Когда призываете их к порядку, делайте это честно и открыто, держась в тех рамках, которые понятны детям и нерушимы для вас. Это и есть уважение, понимание и принятие. Это они понимают. И на это они непременно откликнутся.

Дети приходят в этот мир совершенными – и попадают в наш безумно несовершенный мир. «Внутри» они интуитивно знают, что хорошо и правильно. «Извне» они замечают все, что только есть в нашем мире ошибочное и дурное.

 Дети твердо знают, как должны относиться друг другу люди. Они

ожидают от всех вокруг взаимного уважения и любви. Они ни при каких обстоятельствах не одобряют лжи, манипулирования и насилия. Дети требуют пояснений и почти никогда не довольствуются отговорками на уровне: «Потому что я так сказал». Кроме того, они лучше всего реагируют, когда к ним обращаются, как к взрослым. Наши дети знают, чего хотят, и непременно объяснят это нам, если мы будем открытыми и научимся слушать их по-настоящему.

Честность, доверие, откровенность и искренность воспитываются простыми шагами по изменению поведения, но только если мы хотим начать общаться с ребенком так, чтоб он нас слышал и воспринимал все сказанное, выдавая ответную реакцию, необходимо начать с себя. Серьезное отношение к точке зрения ребенка может оказаться для многих непривычным. И самое важное в этой ситуации – уметь строить взаимоотношения не только с ребенком, а в рамках своей собственной семьи, потому что атмосфера семейной жизни – непосредственный показатель того, какими растут дети в каждой конкретной семье.

Если родители безостановочно спорят, ссорятся, выясняют отношения, то дети в такой семье не могут слушать и слышать все то, что обращено к ним от родителей.

Почему? Потому что они в первую очередь видят в качестве наглядного примера общую атмосферу жизни в семье (неумение слушать и слышать родителями друг друга) и вы-

дают аналогичное поведение в качестве ответной реакции по отношению к родителям.


Дети нуждаются в том, чтобы их поняли. Лучший способ узнать  детей – общаться с ними! Они носители глубочайшей мудрости, если к ним прислушаться. Но продуктивное и адекватное общение возможно только в ситуации, когда дети видят такое же общение между всеми членами семьи. Умея выслушать друг друга, увидеть

что-то важное в поведении и выдавая объективную ответную реакцию в процессе семейного общения, родители тем самым обучают детей правильному поведению в процессе общения.

Только будучи внимательными к чувствам, переживаниям, к внутреннему миру своей собственной семьи и детей, мы можем рассчитывать на то, что они будут так же внимательны и отзывчивы к нашим проблемам и проблемам других людей. Говорите с детьми так, как вы бы хотели, чтобы они говорили с вами.

Посмотрите на себя их глазами и ответьте на ряд вопросов:

1. Какой меня видит мой ребенок?

2. Чувствует ли он, что я его люблю?

3. Считает ли он, что я его понимаю?

4. Есть ли у него основания считать меня справедливым, добрым, отзывчивым человеком?

5. Нравится ли ему, как я с ним говорю?

6. Хотела бы я, чтобы он так говорил со мной, как я с ним?

7. Если я, когда мы ссоримся, чувствую обиду, злость, то что он чувствует ко мне?

8. Хотела бы я, чтобы меня сейчас воспитывали так, как я его?

9. Чувствует ли он себя одиноким, непонятым?

10. От чего он страдает, знаю ли я об этих страданиях или даже не догадываюсь?

11. Есть ли у нас с ним хотя бы одно занятие, которым мы оба занимаемся с удовольствием?

Каковы же особенности современных детей? Они могут читать вас, как открытую книгу, быстро подметить и незаметно нейтрализовать любые скрытые попытки манипулировать ими. И делают это так, что вы этого не осознаете! Они от природы обладают установкой прорабатывать все самостоятельно и хотят только, чтобы их немного направляли, при условии, что руководство осуществляется уважительно по отношению к ним и обеспечивает реальную свободу выбора.

Они приходят в этот мир со своими намерениями и талантами, которые отчетливо проявляются с момента рождения. Они могут впитывать знания, как губка, особенно если им нравится предмет, изучение которого обеспечивает им более высокий уровень развития в области их интересов. Приобретение жизненного опыта помогает им лучше учиться, поэтому они сами решают, в какой области необходимо его набираться, чтобы разрешить насущные проблемы или пополнить свои знания. Они реагируют наилучшим образом, если вы ведете себя с ними как с уважаемыми взрослыми.

С помощью своей интуиции они не только прекрасно распознают скрытые намерения и мотивы других людей, но и с не меньшим мастерством могут переключить внимание их же авторов на другое. Часто используемый ими метод психологического «давления на кнопки» приводит к тому, что их считают нонкон-

формистами. Если они замечают скрытый мотив в ваших попытках заставить их сделать что-то, они упорно сопротивляются и при этом чувствуют, что поступают совершенно справедливо. С их точки зрения, если вы не выполняете своей части работы в поддержании взаимоотношений, они имеют полное право бросить вам вызов.

Дети – прекрасные знатоки «кнопок»: они работают с нами, взрослыми, чтобы помочь нам узнать, как мы манипулируем своими партнерами. Поэтому, если вы постоянно сталкиваетесь с сопротивлением со стороны  детей, первым делом проверьте себя. Возможно, они держат перед вами зеркало или в своей непримиримой манере просят вас помочь им в установлении новых границ, проявлении их скрытых талантов и способностей или в подъеме на новый уровень развития.

Конечно, существуют некоторые правила или принципы воспитания современных детей. Но каковы они – эти принципы? Их не так уж и много, но забывать о них не стоит.

Итак, принципы воспитания современных детей:

1 принцип: Определяя для детей границы дозволенного поведения, сохраняйте при этом творческий подход к их воспитанию. Например,

- Давайте выход их чрезмерной физической энергии. Позвольте им побегать, покричать, пошуметь. Учитывайте эту необходимость в любой ситуации.

- Позвольте ребенку самому устанавливать границы, а не наоборот. Даже попросите ребенка об этом. Вы будете удивлены, когда узнаете, на что способен ваш ребенок.

2 принцип: Обращайтесь с детьми как со взрослыми и равными, но не возлагайте на них взрослые обязанности. Например,

- Давайте  детям подробные объяснения, а также предоставляйте им право высказывать свое мнение при принятии решений по разным вопросам и, более того, предоставляйте им несколько возможностей для выбора!

- Не говорите с ними свысока.

- Слушайте их! Они поистине мудры и знают такие вещи, которые вам неведомы.

- Проявляйте к ним уважение ничуть не меньше, чем к своим родителям или близкому, нежно любимому другу.

3 принцип: Если вы говорите детям, что вы их любите, но относитесь к ним неуважительно, они вам не поверят. Например,

- Они не поверят вам, что вы их любите, если вы относитесь к ним неуважительно. Никакие слова в мире не заменят проявлений искренней любви.

- Ваш образ жизни и ваше поведение в семье помогут со всей очевидностью ответить ребенку на вопрос, любите вы его или нет!

4 принцип: Общение с ребенком  – это одновременно тяжелый труд и привилегия. Например,

- Он заметят любую хитрость. Даже не пытайтесь с ним хитрить!

- Не забывайте наблюдать за общением детей – у них многому можно поучиться!

Самый важный принцип: Правильное построение взаимоотношений между родителями для создания благоприятной атмосферы семейной жизни, непосредственно влияющей на процесс воспитания и установления взаимоотношений с детьми в семье.

Это так просто и непросто! Удачи Вам в воспитании Ваших детей. 

Материал подобрала и переработала педагог-психолог МБДОУ № 76 Заговорич И.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация для родителей "Игры для развития ВПФ детей"

Игры рекомендованы родителям детей старшего дошкольного возраста...

Влияние развода на ребенка - информация для родителей по преодолению кризиса у детей в связи с разводом.

Семейная жизнь, к сожалению, не постоянный источник радостей, но развод - тоже не спасение от конфликтов, переживаний и просто бытовых трудностей. Задумайтесь, для чего затевался развод? Что изм...

Информация для родителей "Правила дорожного движения для детей"

Этот материал поможет родителям познакомить детей с правилами дорожного движения...

Информация для родителей "Значение сказки в воспитании детей"

информация будет полезна родителям и воспитателям...

Влияние развода на ребенка - информация для родителей по преодолению кризиса у детей в связи с разводом

Семейная жизнь, к сожалению, не постоянный источник радостей, но развод - тоже не спасение от конфликтов, переживаний и просто бытовых трудностей. Задумайтесь, для чего затевался развод? Что изменилос...

Информация для родителей по теме «Воспитываем у детей правила личной безопасности на улице и дороге»

Информация для родителей по теме «Воспитываем у детей правила личной безопасности на улице и дороге»...