"Трудные дети. Готов ли воспитатель к работе с ними?"
консультация ( группа) на тему
Предварительный просмотр:
«Трудные дети». Готов ли воспитатель к работе с ними?
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии психики.
В этот период у ребенка формируются личностные качества, интересы, коммуникативные навыки. Проблема психологической поддержки ребенка, посещающего детский сад, - одна из актуальных для всех педагогов, будь это опытный воспитатель или начинающий.
И в педагогике, и в психологии нет единого понимания феномена – «трудный ребенок», единого подхода к диагностике и коррекции его поведения и личностного развития. Вместе с тем известно, что отсутствие своевременной помощи «трудным детям» может стать причиной их нервно-психических заболеваний.
Дошкольный возраст – это довольно насыщенный период в жизни каждого человека. Это период пробуждения и расцвета познавательных, творческих и эмоциональных способностей ребенка. В том возрасте малыш настолько быстро развивается, что каждый день он может быть новым, необычным, совершенно непредсказуемым в своем поведении. Часто именно в этом возрасте от родителей можно услышать такие высказывания о своем ребенке: «У меня был замечательный малыш: тихий, скромный, никогда не задирался, дружил с ребятами. А сейчас его будто подменили. Дома не слушается, из детского сада одни жалобы. Дерется, дразнится, воспитателя не слушает, грубит. А иногда ни с того ни с сего расплачется, не остановить!» подобные жалобы родителей дошкольников имеют под собой конкретное основание. Дело в том, что в дошкольном возрасте с большой силой заявляют о себе новые потребности.
В первую очередь – это потребность в движениях. Быстрый физический рост и расширение репертуара движений приводят к тому, что ребенок становится очень активным, любит подвижные игры, танцы под ритмичную музыку. Про такого ребенка (проживающего период повышенной двигательной активности) приходится слышать: «Он стал неуправляемым! Его не остановить! Кажется, что он готов «стоять на ушах» 24 часа в сутки!»
Родителям и воспитателям приходится насильно ограничивать двигательную активность ребенка. А его реакция на любое ограничение – гнев, который находит выход через агрессивное поведение. Агрессивность часто выражается в конфликтности ребенка со взрослыми: вспышки раздражения, протест, неподчинение.
Как же быть в этой ситуации? Для начала просто необходимо понять и принять то, что возросшая двигательная активность вашего ребенка – это всего лишь период в его жизни. Обычный, нормальный период, подобный периодам «ползанья на четвереньках», «обучения ходьбе» и т.п. это период проходящий, но он необходим каждому ребенку, чтобы изучить, освоить новые возможности своего тела.
Вам не нравится, что он сильно шумит, громко кричит, носится по комнате и все переворачивает «вверх дном»? причем делает это постоянно и не хочет заниматься ничем другим? Наберитесь терпения, постарайтесь в данный момент не тормозить эту двигательную активность, а спокойно дождаться, когда ребенку самому надоесть «беситься». А затем в «спокойный» период, когда вы и ваш ребенок будете настроены на общение друг с другом, заключите совместный договор по поводу будущих «вспышек» двигательной активности. Этот договор может звучать, например, так: «Давай договоримся, что сейчас, в течение 15 минут, ты можешь делать все, что тебе захочется, но потом ты сам все за собой уберешь, и мы с тобой сядем и вместе почитаем. Договорились?»
Желательно, чтобы после периода такой двигательной активности следовал период спокойной деятельности, например, чтение, конструирование, рисование.
Следующая потребность, которая с новой силой заявляет о себе в этом возрасте, - это потребность в самостоятельности, желание быть взрослым, независимым, все делать самому. Здесь вспышки агрессии – это чаще всего протест против помощи взрослых в каком-либо деле, неприятие опеки вообще. Иногда вспышки раздражения, гнев, швыряние вещей, истерики бывают у детей в тех случаях, где ребенка заставляют что-то делать, считая эти действия необходимыми. Причем этих принуждений бывает так много, что ребенок начинает, открыто протестовать против них.
В таких ситуациях взрослый должен помнить, что повышение голоса, дальнейшее принуждение к действию («ты все равно сделаешь так, как я хочу») – это самые неэффективные способы преодоления агрессивного поведения.
Если реакция агрессии началась, необходимо дать ребенку возможность выплеснуть ее. Но не на вас, а на другие объекты. Вы можете предложить ребенку, например. Разорвать на мелкие кусочки газету; поколотить огромную подушку; лежа на спине, одновременно бить по ковру ногами и руками, крича при этом «нет, нет, нет…»; нарисовать свою обиду и разорвать рисунок. И только когда ребенок успокоится, обсудить с ним различные альтернативы выполнения вашего требования, и договоритесь о возможном наказании за подобные истерики. Пусть он сам предложит вам вариант наказания.
Еще одна яркая потребность, заявляющая о себе в дошкольном возрасте, — потребность в общении со сверстниками. Сама способность общаться включает в себя:
- желание вступить в контакт;
- умение организовать общение (умение слушать, сопереживать, разрешать конфликтные ситуации);
- знание норм и правил общения.
Если эта способность не сформирована, если ребенок не обучен адекватным средствам общения, а желание занимать в группе сверстников лидерские позиции в этом возрасте велико, то он часто кулаками стремится приобрести популярность в своей группе. Для родителей важно определить причину агрессивности своего ребенка (а здесь причина — желание быть принятым, быть лидером в группе) и обучить его другим способам завоевания авторитета в глазах сверстников, научить его позитивно общаться.
В любом случае, если агрессия проявляется так или иначе в поведении вашего ребенка, то, какова бы ни была ее причина (явная или скрытая), родителям необходимо на личном примере показывать своему ребенку эффективное поведение: умение управлять своей агрессией, выражать ее в допустимой форме. Необходимо, чтобы ваш ребенок чувствовал, что вы любите, цените его, принимаете его таким, какой он есть. Тогда вместе вам легче будет справиться с любым нежелательным поведением.
ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ С МАЛЕНЬКИМИ ДЕТЬМИ ДЛЯ СНЯТИЯ АГРЕССИИ
1. Сшейте или купите большую мягкую игрушку или просто цилиндрической формы подушку. Придумайте простое имя, удобное для произношения маленьким ребенком (Бобо, Жу-жу и т. п.).
Когда у малыша появится желание покусаться, потолкаться, стукнуть кого-либо игрушкой, лопаткой и т. д., познакомьте его с этой игрушкой и объясните, что папу, маму (и прочих взрослых в доме) бить нельзя (сказать четко и строго), а вот есть Бобо (покажите игрушку), который всегда будет рад подраться. Научите ребенка, как можно драться, кусаться с этим Бобо. Первое время следите, чтобы агрессия ребенка сразу направлялась на игрушку, а не на людей.
2. Очень полезны для снятия агрессии игры с водой, песком, глиной. Летом разрешите даже очень маленькому ребенку повозиться в песке (сухом и мокром), в воде. В холодное время года это можно заменить купанием в ванне. Дети постарше (1,5—3 года) с удовольствием переливают воду из одной ёмкости в другую. Обеспечьте им условия для этого занятия.
- Хорошо снимает напряжение лепка из глины и пластилина. Начинайте обучать мять в кулачке пластилин, глину как можно раньше. Не бойтесь, что малыш испачкается или весь дом будет в пластилине. Просто будьте рядом и обучайте его с самого начала соблюдению определенных правил лепки (на картонке, в одном месте и пр.).
- Подвижные игры. Учите ребенка снимать напряжение через направленную игру: догонялки, прыгалки, зарядку и т. п. Дети с удовольствием играют в такие игры с взрослыми. Эти занятия снимают агрессивное напряжение и дают положительные эмоции ребенку.
- Релаксация, расслабление. После снятия излишней напряженности (подвижная игра) положите ребенка «поспать», «поплавать на надувном матрасе» и т. п. — обеспечьте состояние покоя. Пусть это будет всего одну минуту.
- Можно чередовать движение и покой. Это научит ребенка произвольно контролировать свое поведение, а значит, и эмоциональное состояние.
ПОЧЕМУ ВОЗНИК ВОПРОС О МЕДЛИТЕЛЬНЫХ ДЕТЯХ?
Из года в год наблюдается, что в семье и в д/саду большие трудности вызывают дети по сравнению с другими более медлительные («копуши», как их горестно называют в д/садах). Количество медлительных детей составляет от 21% до 29% от общего числа детей.
Эти две копуши — Оля и Саша — постоянно задерживают группу; все поели, а они еще сидят над тарелками; все оделись, а они только пальтишки достали из шкафчиков! — возмущается воспитательница в детском саду.
Мама шестилетнего Сережи почти со слезами жалуется: «Каждое утро у нас начинается криком и дерганьем — торопишься на работу, а он как назло еле шевелится! И так во всем. Что мне с ним делать?»
Подобные жалобы приходится слышать довольно часто. Медлительные дети и в самом деле очень осложняют жизнь как семьи, так и детского коллектива — они медлительны в действиях, в реакциях на слова взрослых, их нужно постоянно торопить, а при этом они затормаживаются еще больше, в детском учреждении они не укладываются во время, отведенное для выполнения заданий, другие должны их ждать.
Более всего страдают сами «копуши»: взрослые на них раздражаются, то и дело бранят и наказывают, дети не очень охотно принимают их в игры, а самое главное — они испытывают трудности в обучении. Это происходит не потому, что медлительные дети «глупее», хуже понимают — нет, среди них есть и очень способные, но принятый темп объяснений и показа учебного материала для них оказывается слишком быстрым.
Лаборатория высшей нервной деятельности детей дошкольного возраста НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР в 1978—1983 годах производила массовые обследования шестилетних детей в ряде детских садов г. Ленинграда для определения у них уровня «школьной зрелости». В ходе этих обследований мы обнаружили, что в среднем 22,0% от общего числа обследованных оказались медлительными. Хотя уровень их общего психического развития соответствовал возрастным нормам, они были отнесены к «незрелым» и «средне-зрелым», т. к. не успевали выполнить задания, которые им давались, или спешили и делали очень много ошибок. Это и послужило повалом к более глубокому изучению медлительных детей. Сведения о них начали накапливаться с 50-х годов. Известный физиолог А. Г. Иванов-Смоленский отметил(1971) что много летние наблюдения свидетельствуют о том, что в школе медлительные дети оказываются в неблагоприятном положении и часто дают неврозы. Американский психолог Дж. Холт (1956) на основании своих наблюдений пришел к заключению, что даже небольшая степень медлительности снижает шансы ребенка на успех в учебе.
Более поздние исследования подтвердили эти выводы. В. П. Герасимов (1976) прямо говорит о плохой успеваемости медлительных детей в школе и указывает, что они вынуждены вырабатывать различные «тактики» компенсации недостатка подвижности и это составляет дополнительную нагрузку стрессового характера на их нервную систему. Л. Г. Воронин и его сотрудники (1980) изучали протекание процессов запоминания, а В. А. Суздалева (1980) — характер усвоения информации школьниками, имеющими высокую и низкую подвижность нервных процессов. Все показатели, полученные у детей с низкой подвижностью нервных процессов (медлительных) были значительно ниже, чем у их более подвижных сверстников. Н. Е. Малков (1978) определял «умственную выносливость» — способность длительно и продуктивно заниматься — и оказалось, что у инертных (т. е. медлительных) детей она в два раза ниже. По нашим наблюдениям медлительные дети испытывают затруднения при обучении уже в детском саду.
Медлительные дети больше подвержены развитию неврозов. Ведь даже у взрослого человека, если он длительно напрягает свойство подвижности (работает в условиях ограниченного времени, следит за быстро меняющимися сигналами и т. д.), происходит нарушение деятельности нервной системы: появляются колебания артериального давления, аритмия сердечных сокращений, расстройства сна, общие сдвиги возбудимости.
Неблагоприятные последствия напряжения (или перенапряжения) свойства подвижности у детей развиваются быстрее и носят более стойкий характер, чем у взрослых.
Трудности, испытываемые детьми с низкой подвижностью нервных процессов, накладывают отпечаток и на их характер: очень часто они становятся необщительными, замыкаются в себе — получаются по выражению психологов «интраверты», т. е. люди, «обращенные в себя». Подвижные дети, напротив, легко идут на контакт с другими детьми и взрослыми людьми, открыты, это — «экстраверты», «обращенные наружу».
Все эти факты говорят о том, что медлительные дети нуждаются в помощи.
Нельзя забывать, что темп жизни непрерывно ускоряется. Врачи и психологи подчеркивают, что современный человек должен думать и действовать быстрее, чем наши прадеды и деды. Для того чтобы справиться с требованиями, предъявляемыми нервной системе человека техническим прогрессом, быстро растущим объемом информации, нужна высокая подвижность нервных процессов.
Организация жизни медлительного ребенка требует выполнения некоторых условий.
Первое условие: помнить, что медлительность — свойство нервных процессов ребенка и он «копается» не назло вам, просто иначе он не может. Поэтому нужно стараться разговаривать и обращаться с ним спокойно, без попреков и понуканий. Иногда это бывает трудно, но ровный тон и доброжелательное обращение с медлительным ребенком гораздо эффективнее, чем крик и наказания.
Второе условие: не проявляйте спешки и не нервничайте, делая что-то с медлительным ребенком. Собираетесь ли в детский сад, кормите его, складываете игрушки и т. д. — держитесь спокойно, даже если время у вас ограничено. Всякая спешка сейчас же вызовет у медлительного ребенка углубление торможения и еще большее замедление реакций (а у вас — раздражение). Рассчитайте время утром так, чтобы дать ребенку возможность встать, умыться, позавтракать без конфликта. Педагог тоже должен об этом помнить и, например, направить медлительного ребенка одеваться перед прогулкой или мыть руки перед едой немного раньше остальных (конечно, нужно проследить, чтобы эти несколько минут были использованы по назначению).
Условие третье: ребенку с инертными (малоподвижными) нервными процессами легче приспособиться к определенному порядку выполнения всех повседневных дел: какие действия и в какой последовательности совершать перед едой, перед сном, даже при мыть рук и т. д. Эти жизненные стереотипы очень важны для любого ребенка, но во много раз важнее они для медлительного. Если ребенок в одно время ложится спать, встает, ест, гуляет, если каждая процедура имеет определенный порядок, то ему легче справиться со стоящими перед ним задачами.
Четвертое условие: любую нагрузку на свойство подвижности (более быстрое выполнение задания, ограничение времени и т. д.) давать на хорошем эмоциональном фоне. Хороший эмоциональный фон, т. е. веселое, оживленное настроение создается лучше всего в игре, поэтому желательно вносить элементы игры в те ситуации, где требуется ускорение реакций медлительного ребенка. Мать прочитала своей очень медлительной дочке рассказ о белке — какая она быстрая, ловкая и вот усаживая девочку обедать, говорит
ей: «А давай ты будешь белочка! Ну, как белочка будет обедать?» Недавно нам пришлось наблюдать очень медлительного мальчика 5,5 . лет, который очень хочет стать моря-4 ком. Отец сказал ему: «Очень хорошо, но моряк не может быть копушей, его быстро спишут с корабля». Мальчик действительно теперь старается скорее умыться, одеться и т.д. постоянно приговаривая: «Моряку некогда зевать».
Более углубленно проблемы «трудных детей» изучаются при выполнении исследовательских работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Трудные дети"
Многие родители обращаются к педагогам и психологам с жалобами на то, что их дети чрезмерно возбудимы, агрессивны, или, наоборот, очень робки. Как быть воспитателю в такой ситуации? Небольшая помощь в...
Воспитываем доброту и отзывчивость у детей дошкольного возраста. Тема: «Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом" воспитатель Ермилова Ольга Николаевна
Воспитываем доброту и отзывчивость у детей дошкольного возрастаТема: «Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом».Цель: Формировать у детей потребность в доброжелательном обще...
Трудные дети-как с ними работать
Материал о специфике работы с трудными детьми....
Консультация для педагогов "Трудные дети или трудные родители"
Ребёнок, которого называют «трудным», всегда страдает. Ему сложно, просто потому, что воспитательные правила (а они существуют!) неизвестны родителям, не поняты и, таким образо...
Беседа с родителями на тему "Трудные дети или трудные взрослые"
Отношение к ребёнку до его рождения и в первые недели жизни во многом определяет характер будущих отношений с ним.Когда идёт речь о малыше, термин «трудный» ещё не употребляется. Во всяком...
Буклет "Трудные родители или трудные дети"
для родителей...
«Не бывает трудных детей, бывают дети, которым трудно»
Дошкольное детство – один из важнейших периодов в развитии человеческой личности. В этот период закладываются основы взаимодействия ребенка с другими людьми. От того, как сложатся отношения ребе...