Роль семьи в воспитании детей старшего дошкольного возраста.
учебно-методический материал (подготовительная группа) по теме

Ветёлкина Елена Владимировна

В работе даны методические рекомендации по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с семьёй и родословной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx27.33 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Семья – это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни и частью которого является. К сожалению, широко распространено мнение о том, что нет необходимости в специально организованном ознакомлении дошкольника с семьей. Если ребенок живет в семье, он сможет познакомиться с этим явлением в повседневной жизни. Необходимо воспитывать у ребенка любовь к его семье, такой, какая она есть, к родным и близким. Все люди разные, и семьи тоже бывают большие и маленькие, каждая семья уникальна и замечательна по-своему, отношения в семье тоже могут строиться по-разному. Очень важно принять, полюбить свою семью, своих родственников, знать их, проявлять к ним терпение, заботу и уважение. Внимание при этом акцентируется на том, что ребенок может сделать для своих родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер, чем он может им помочь, в каких делах и поступках выражается его любовь, включая и эмоциональную отзывчивость на состояние близких. Представления детей о семье можно формировать на примере идеальной обобщенной модели семьи. Это может быть игровая модель семьи, возникающая в ходе сюжетно-ролевой игры «Семья», кукольная модель семьи, а также персонажи, изображенные на рисунках из наглядно-дидактических пособий, репродукциях семейных портретов. 

Этапы работы, направленной на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родословной

Овладение педагогами ДОУ основам составления родословной

Работа с родителями: разработка консультаций с рекомендациями по составлению родословной; создание эскизов оформления родословной

Осуществление семейных проектов «Моя родословная», «Древо моей семь», «Образ моей семьи»

Занятия с детьми, беседы воспитателя со старшими дошкольниками вне занятий

Приступая к работе с детьми 6–7 лет, педагогам необходимо иметь четкие научно обоснованные представления о том, что такое родословная, попробовать составить свою собственную родословную. Целесообразно подготовить серию консультаций для родителей: «Родословная – традиция российской культуры», «Как составить свою родословную?», «Термины родства» и др. Затем можно предложить родителям семейный проект по составлению родословной. Ознакомление дошкольников с семьей как явлением общественной жизни предоставляет широкое поле деятельности для разнообразных проектов, основанных на тесном взаимодействии с семьями воспитанников. В младшей и средней возрастных группах таким проектом может стать составление семейного альбома дома и в группе. Важно обратить внимание родителей и членов семей воспитанников на то, что составление родословной служит сплочению членов семьи, создает благоприятную эмоциональную атмосферу, необходимую для нормального развития ребенка. Изучение истории своей семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желания стать продолжателями лучших качеств своих предков.

Задачи ознакомления детей 5–6 лет с семьей и родословной

Нравственное воспитание:

• продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим (к родным и близким);

• воспитывать стремление радовать старших своими хорошими поступками;

• продолжать воспитывать желание помогать своим близким, выполнять постоянные обязанности по дому;

• воспитывать уважение к труду и занятиям других членов семьи.

Умственное воспитание:

• расширять представления детей о семье (у семьи есть история, традиции);

• формировать представления о родственных отношениях (дядя, тетя, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра);

• закреплять знание имен и отчеств родителей, учить называть имена и отчества дедушек и бабушек;

• закреплять знание домашнего адреса;

• воспитывать интерес к своей родословной;

• формировать представления о семейных традициях.

Основное внимание следует уделять расширению представлений детей о том, что такое семья, о родственных отношениях, терминах родства, правилах общения и поведения с родными; закреплению знаний имен и отчеств не только родителей, но и дедушек и бабушек.

Примерная тематика работы на занятиях и вне занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи 

Развитие речи

Ознакомление с окружающим миром

Беседы с детьми вне занятий

  1. Составление рассказа по сюжетной картине “Семья”
  2. Составление рассказов из опыта “Здравствуй, мамочка моя”, “Много у бабушки с нами хлопот”
  1. Семейные традиции
  2. Моя семья
  1. “Папа может всё что угодно”
  2. В гостях у дедушки с бабушкой”
  3. Кто это такие-родные, друзья, соседи?

Примерная тематика занятий по изобразительной деятельности

Рисование

Лепка

Аппликация

Конструирование

  1. Лучший в мире папа
  2. Портрет моей мамы
  3. Моя семья
  4. Здравствуй, это-я
  1. Розы в подарок
  2. Мой папа
  3. Бабушка и дедушка
  4. Семейный портрет

Выполнение поздравительных открыток к празднику Дню защитника Отечества и 8 Марта

Создание дизайнерских проектов из бумаги и картона «Мой дом», «Красивая мебель в моём доме»

Художественная литература, используемая в работе с детьми:

Заучивание стихотворений: Я. Аким «Моя родня», Т. Бокова «Папа», Т. Шорыгина «Дедушка».

Чтение литературных произведений детям: С. Баруздин «Мамина работа», Р. Гамзатов «Мой дедушка», В. Драгунский «Моя сестренка Ксения», Н. Носов «И я помогаю», Э. Машковская «Про бабушку», В. Осеева «Сыновья».

Рассказывание: В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», Ш. Перро «Красная шапочка», Т. Шорыгина «Родные вещи». Основную работу по ознакомлению с родословной целесообразно проводить в подготовительной к школе группе. На этом этапе у детей формируется элементарное представление о том, что знание истории своей семьи, своей родословной, уважение к предкам – это традиция, издавна существовавшая у народов России. 

Задачи ознакомления детей 6–7 лет с семьей и родословной

Нравственное воспитание:

• продолжать воспитывать уважительное отношение

к окружающим людям, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; умение помогать им;

• объяснять детям, что не следует вмешиваться в разговор взрослых, что нужно учиться слушать собеседника, не перебивать его;

• развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых, выполнять установленные нормы поведения, следовать в своих поступках положительному примеру

Умственное воспитание:

• закреплять знание своего отчества, имен и отчеств родителей, дедушек и бабушек;

• расширять и закреплять представления о родственных отношениях; познакомить с терминами родства: прабабушки, прадедушки;

• закреплять знания своего домашнего адреса и телефона

• формировать представления о родословной как истории семьи и народной традиции.