БЫТОВЫЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ, ДЕЙСТВИЯ С ПРЕДМЕТАМИ
консультация (младшая группа) на тему

Черных Светлана Сергеевна

Рекомендации для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bytovye_navyki.docx17.45 КБ

Предварительный просмотр:

БЫТОВЫЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ,

ДЕЙСТВИЯ С ПРЕДМЕТАМИ

Возрастные нормы

1 г. 2 мес. Ребёнок пытается есть самостоятельно густую кашу.

1 г. 4 мес. Овладевает целенаправленными действиями с предметами (например, собирает пирамидку из пяти колец, двусоставную матрёшку, строит из кубиков забор, башню, дорожку и др.).

1 г. 7 мес. Воспроизводит элементарные сюжетные постройки (например, строит из кубиков стол, кровать для куклы, лесенку к дому и др.).

1 г. 10 мес. Перед едой начинает мыть руки с мылом. Ест довольно аккуратно.

1 г. 11 мес. Пользуется носовым платком, салфеткой. Частично одевается и раздевается.

Рекомендации

        1. С раннего детства ребёнку необходимо прививать правила ухода за собой и своими вещами, игрушками, помещением начиная с самых элементарных и постепенным их усложнением и предоставлением малышу большей самостоятельности. Начинать нужно, не торопя и не нервируя ребёнка и себя, с умения одеваться и раздеваться. Для этого, прежде всего, определите место, где всегда должна находиться одежда ребёнка. Обучая ребёнка одеваться и раздеваться, разговаривайте с ним о том, что вы делаете. Всякий раз, когда вы помогаете ребёнку, раздеваться, просите его обходиться, на сколько это в его силах, без вашей помощи. Когда малыш научиться раздеваться, помогайте ему всё меньше и меньше, до тех пор, пока он сможет обходиться без вашей помощи, ходя, возможно, он все ещё будет нуждаться в вашей помощи.

        2.Приучайте ребёнка  с младенческого возраста аккуратно пользоваться горшком. Чтобы выработать у малыша навык проситься на горшок, выполняйте эту процедуру через определённые промежутки времени: утром после сна, вечером перед сном, днём до приёма пищи (наблюдая за ребёнком, вы сами отредактируйте время). Именно в это время подведите его к туалетной комнате и предложите ребёнку воспользоваться унитазом или горшком. Оставайтесь в туалете вместе с ним и говорите ему, как довольны тем, что он собирается сделать в горшок. Рассказывайте ему разные истории, чтобы удержать его на горшке. Научите его аккуратно пользоваться туалетной бумагой. Мойте вместе с ребёнком каждый раз после того, как сводите в туалет. Когда ребёнок научиться пользоваться горшком, он может ходить в туалет сам. Если унитаз, которым пользуются взрослые, слишком велик для малыша, поставьте ему в туалете в горшок. Сначала ребёнок может падать с горшка из-за нарушений координации движений, поэтому можно использовать детский стульчик с прорезанным для горшка отверстием. Очень важно проследить, чтобы ребёнок не задерживался на горшке, развлекаясь с игрушками, не передвигался с горшком в помещении. Помогите малышу сойти с горшка, и пусть он попробует вымыть руки самостоятельно. Не забывайте о возможности травм при включении горячей воды (может пойти сразу кипяток, и можно получить ожог). Покажите, как включать и выключать холодную и горячую воду. Первое время контролируйте умывание ребёнка, пока навык осторожного пользования краном не станет прочным. И помните, чтобы дать и закрепить все эти навыки, надо в первую очередь воспитывать себя.

        3. Обязательно учите малыша мыть руки чисто с мылом и тщательно их вытирать. Посещая вместе с ребёнком ванную комнату (или обучая его пользоваться умывальником),  Сопровождайте свои действия стишками. Детям очень нравится, и они в результате умываются очень охотно.

        - Куда пойдём? В ванную!  Там мы будем мыть твоё личико, чтобы глазки блестели, чтобы щёчки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок!». В более старшем возрасте дети сами сопровождают свои действия стишками.

         4. Вытирая полотенцем руки, ребёнок часто спешит и делает это небрежно. Нужно терпеливо добиваться, чтобы он насухо вытирал руки. Контролируя ребёнка, создавайте ему положительный настрой, приговаривая: «Этот пальчик -  дедушка, этот пальчик – бабушка, этот пальчик – мамочка, этот пальчик – папочка, а этот пальчик – имя ребёнка – вытрем лучше всех».

        5. Дети должны знать своё личное полотенце, полотенце для тела и для ног. Имеет смысл на каждое из них нашить аппликацию, а потом и полоску ткани с именем ребёнка, чтобы он хорошо знал свои вещи.

        6. Научите ребёнка чистить зубы, сначала только щёткой, потом уже пастой.

        7. Важный трудоёмкий процесс – приобретение навыков пользования столовыми приборами. Необходимо  бы обеспечить ребёнка небьющейся пластмассовой посудой – чашкой, кружкой, тарелкой, миской, ложкой с круглым черенком, который легче взять всей кистью руки при слабой моторики пальцев. Затем по мере развития мелких мышц можно давать ребёнку фаянсовую, фарфоровую, керамическую и стеклянную посуду.

        Не забывайте об эстетике питания. Салфетка, вышитая или полиэтиленовая с рисунком, на которую ставится прибор, передник или нагрудник, бумажные салфетки или салфетки из материи – всё это воспитывает ребёнка.

        Не заставляйте ребёнка есть насильно. Если он отказывается от пищи, уберите посуду – не страшно, если малыш раз другой поголодает.

        Одновременно с привитием навыков самообслуживания учите ребёнка вежливости. «Спасибо», «пожалуйста», «разрешите (можно мне) взять», «извините» - все эти слова должны стать для него привычными.

        8. Не забывайте, что ребёнок должен приобретать трудовые навыки в быту. Учите его убирать игрушки и учебные пособия, застилать свою кровать, ставить и убирать посуду, помогать вам в приготовлении пищи: подавать овощи, класть очистки в ведро, подавать нужные кухонные предметы.

        Пусть ребёнок вместе с вами поливает цветы, принимает участие в уборке помещения: вытирает пыль, приносит веник, подбирает с пола мусор, подаёт вату и бумагу при заклеивании оконных рам. Готовьте вместе с ним книжки-малышки, игрушки-самоделки. Летом на даче собирайте шишки, растения для гербарии, ягоды и грибы. Ребёнок должен выполнять любую посильную для него работу. Главное - не делайте всё для него, наберитесь терпения, потому что движения ребёнка на первых порах будут медленными, неуклюжими, небрежными. Поощряйте его, хвалите за старание, за аккуратную работу.

        Приучайте ребёнка при входе в дом вытирать ноги, в передней – ставить на место обувь, а когда ребёнок станет старше – вытирать с неё пыль и грязь, чистить щёткой. Говорите ребёнку, что сняв верхнюю одежду, он должен вешать её на положенное место, а не бросать где попало.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование в раннем дошкольном возрасте специфической, интеллектуальной особенности общего характера - умения действовать в уме, через игру в шахматы и шашки.

В материале обобщен опыт работы по массовому обучению игре в шахматы и шашки дошкольников. Проведению итоговых турниров. ...

Обучение навыкам самообслуживания и бытовым навыкам детей с умеренной умственной отсталостью.

В статье автор даёт советы по формированию у детей навыков самообслуживания, приводит примеры из опыта работы....

Бытовые навыки и умения маленького ребенка

С раннего детства  ребенку необходимо прививать  навыки  ухода за собой, своими вещами, игрушками, помещением,  начиная с самых элементарных, с постепенным их усложнением  и п...

Формирование навыков самообслуживания и элементарных бытовых навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

Формирование навыков самообслуживания и элементарных бытовых навыков у детей с аутизмом – одна из необходимых составляющих социальной адаптации. Овладение навыками самообслуживания является важн...

«Игры на развитие эмоционально - коммуникативных навыков, сплочение коллектива, умения действовать в команде»

Игры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста...