Примерная парциальная образовательная программа «Первые шаги»
рабочая программа (младшая группа) на тему

Олишевская Наталия Михайловна

В материале указаны авторы программы, цели и задачи, методическое оснащение программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primernaya_partsialnaya_obrazovatelnaya_programma.docx176.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное

 учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 пгт Серышево

структурное подразделение

детский сад  № 3

Примерная парциальная

 образовательная программа

 «Первые шаги»

C:\Users\Acer\Desktop\картинки д.с\фоны\__18_20131128_1582322874.jpg

Выполнила Олишевская Н.М.

Серышево 2015г

   Программа «Первые шаги» разработана сотрудниками  Московского городского психолого- педагогического университета Смирновой Еленой Олеговной, Галигузовой Галиной Николаевной и Мещеряковой Софьей Юрьевной. (слайд №2)

   Программа адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста.

 В программе «От рождения до школы» рассматривается содержание работы  с детьми от 2 месяцев до одного года отдельно, а возраст от 2 лет до 3  включён в  дошкольный. Почему же в   программе  «Первые шаги» возраст от 2 до 3 лет выделяется особо?

Причины заключаются в следующем.

   С одной стороны, родители и педагоги рассматривают этот возраст как период физиологического созревания, когда основная задача взрослого- просто уход за малышом.  То есть возможности личности ребёнка остаются нераскрытыми.  С другой стороны, сейчас стало модным «раннее развитие ребёнка», то есть все игры и занятия направлены на скорейшую подготовку к школе, на получение новой информации и тренировку каких- либо умений.  Наша программа «От рождения до школы» тоже ставит задачей формирование  мотивационной готовности к школе, то есть как бы включать данный возраст в общие задачи было бы не совсем корректным.

   Авторы программы объясняют, что ведущими видами деятельности детей раннего возраста является предметная деятельность и общение со взрослым. (слайд №3)

   Поэтому при адекватном общении ребёнка со взрослым и при успешном развитии предметной деятельности у детей формируются определённые качества  (слайд №4), что можно считать результатом освоения программы.

   В том случае, если не развивать данные виды деятельности, то время можно считать упущенным и это скажется на дальнейшем развитии ребёнка.

   Поэтому в программе «Первые шаги»  разработаны адекватные методы воспитания, основанные на современных научных данных  о психологических закономерностях развития детей.

При разработке программы ее авторы использовали наследие народной педагогики, опыт отечественной и зарубежной психологии и педагогики в воспитании детей раннего возраста.

   Программа может использоваться как самостоятельная, так и интегрироваться в другие образовательные программы.

   Задачи программы: (слайд №5)

   Принципы построения программы : (слайд №6)

-развития  (на каждом этапе малыш стремится что- то новое узнать)

-самоценности (полноценное проживание раннего возраста, использование его возможностей)

-деятельности (общение со взрослым и предметная деятельность)

-опора на игровые методы (в игре ребёнок может реализовать себя)

-содействия и сотрудничества детей и взрослых (реализуется в использовании индивидуального подхода (личностно- ориентированное взаимодействие))

-поддержки инициативы детей (выбор игр, занятий)

-полноты содержания образования  (слайд №7)

-интеграции содержания образования (сочетание и взаимопроникновение разных видов деятельности, то есть занятия носят комплексный характер)

-преемственности (обеспечение успешного перехода в дошкольный возраст)

-сотрудничество с семьёй (согласованность в подходах к воспитанию и использование игр и занятий дома)

Программа имеет такую структуру: (слайд №8)

- целевой раздел  (цели и задачи)

- содержательный  (слайд №9)

В этом разделе дана характеристика  раннего возраста, описаны характерные особенности развития ребёнка. Видно, что основные подходы к детям опираются на научные данные  и длительные наблюдения, приводится много примеров, приводятся разъяснения и рекомендации в ненавязчивой форме.

 Здесь же описаны трудности, связанные с кризисом 3 лет.

Авторы программы  подробно разъясняют, как развивать познавательные способности детей. Известно, что от  того, насколько развиты познавательные способности, зависит в дальнейшем формирование мотивационной готовности к школе и успешность обучения.

  Интересно, что авторы предлагают не навязывать игры и занятия, а просто обеспечить свободный доступ к книгам, игрушкам, обучающим пособиям так, чтобы они находились постоянно в поле зрения детей. Тогда у них обязательно возникнут вопросы, а это способствует развитию потребности в получении знаний.

   Также  интересно то, что авторы предлагают уделять внимание экспериментированию. Для этого в группе должно быть специальное оснащение.

   В программе объясняется, что такое личностно- ориентированный подход и как его осуществлять.

В этом же разделе описано  содержание работы по образовательным областям)

Для этого используется методическая литература (слайды №№10- 15)

Специальные игры и занятия, направленные на развитие орудийных и

практических действий, описываются в первом разделе пособия «Развитие

предметных действий и познавательных способностей», где представлено более 50 игр с разнообразными предметами - мячами, каталками, сачками,

молоточками, совочками, конструкторами, застежками и др.

Специальные игры и занятия, направленные на развитие у детей

познавательной активности, описываются во втором разделе данного пособия.

В нем представлено более 20 игр-занятий с «загадочными» предметами и

различными материалами – водой, красками, песком, бумагой.

Специальные игры и занятия, направленные на развитие познавательных

процессов детей, описываются в третьем разделе пособия. В нем представлено 30 игр-занятий с вкладышами, кубиками, пирамидками, матрешками,

картинками.

Игры и занятия, способствующие развитию у детей целенаправленности и

самостоятельности в деятельности, представлены в четвѐртом разделе пособия.

В данном пособии использованы материалы Т.В.Ермоловой.

В пособии «Развитие игровой деятельности» даются подробные

методические рекомендации по развитию процессуальной игры, описываются разнообразные игровые сюжеты, предполагающие вариативность

использования сюжетных игрушек и предметов-заместителей, специальные

игры на развитие воображения.

В пособии «Физическое развитие» содержатся более 60 игр и занятий,

способствующих развитию у детей основных видов двигательной активности: ходьбы, бега, прыжков; представлены общеукрепляющие комплексные игры, в которых формируется правильная осанка, укрепляется мышечная и костная системы.

В пособии «Развитие речи» дается описание 50 игр и занятий, направленных

на развитие таких аспектов речевого развития, как понимание речи взрослого

активная речь. Помимо этого в пособие включены игры, способствующие

развитию мелкой моторики.

 Пособие «Развитие общения детей со сверстниками» включает 70 игр, в

которых у детей пробуждается интерес к ровесникам, складываются

положительные эмоциональные контакты, в которых они приобретают первый опыт игрового взаимодействия. Это совместные игры с предметами,

хороводные, пальчиковые игры, игры с правилами.

Здесь же написано, каким должен быть воспитатель, как  он должен общаться с маленькими детьми.

- организационный раздел 

В программе «Первые шаги» имеется раздел, посвященный организации режимных моментов. В него включены рекомендации, которые помогают педагогам более полно реализовать индивидуальный подход в воспитании и обучении. Делается акцент на вовлечении детей в разные виды деятельности, избегая принуждения; разрешении конфликтных ситуаций; формировании у ребенка положительного самоощущения и установлении доверительных отношений между педагогом и детьми.

Ценным является наличие специального раздела программы, который посвящен педагогической работе с детьми в период адаптации. В данном разделе разбираются трудности, возникающие в период адаптации ребенка к детскому саду. Рассматриваются факторы, определяющие ход первых шагов адаптационного процесса. В программе делается акцент на педагогических приемах, помогающих ребенку привыкнуть к яслям.

   В программе содержатся рекомендации по организации развивающей предметной среды в помещении детского сада, в группе и на участке. Также приводится перечень оборудования, игрушек, предметов и пособий для каждого направления развития ребенка.

 Авторы программы «Первые шаги» смогли охватить широкий спектр направлений развития ребенка, при этом предоставив педагогам свободу творческого выбора игр и занятий с учетом индивидуальных интересов и потребностей детей.

Программа может быть полезна и родителям. Здесь собрано большое количество игр и занятий с детьми раннего возраста, подробно описываются различные процессы развития детей. Имеются рекомендации по взаимодействию с малышами в той или иной ситуации.

 

Анкета «Информация о ребенке и семье »

Имя, фамилия ребенка……………………………………………………

Возраст …………………………………………………………………

Имя, фамилия родителей………………………………………………

Адрес, телефон ……………………………………….………………………

Состав семьи (мама, папа, дедушка, бабушка, сестры, братья) …………

Легко (с трудом) вступает в контакты с незнакомыми взрослыми…………

Легко (с трудом) вступает в контакты с другими детьми......................

……………………....................................................................................................

Любимые игры, занятия, игрушки ребенка....................................

…………………………………………...........................................................

Чего боится и чему радуется малыш...................................................

…………………………………………………...................................................

Что ребенок любит (не любит) есть…………………………………………

В какое время спит ………………………………………………………

Умеет ли пользоваться горшком или привык к памперсам......................

…………………………......................................................................................

Есть ли аллергия на.....................................................................................

…………………………………………………………………….......................

Специальная информация о ребенке.......................................................

…………………………………………………..................................................

Участие родителей в жизни детского сада:.............................................

……………………………………………

посещение ежемесячных собраний

посещение или планирование мероприятий для родителей

изготовление игрушек, пособий

покупка игрушек, методических материалов

оформление групповых помещения благоустройство участка

помощь во время экскурсий, посещений детского театра и пр.

что-то еще...................................................................................................

Обычно для родителей представляют интерес следующие темы:

Роль раннего возраст в дальнейшем развитии ребенка

Рост и развитие детей

Болезни раннего возраста и их профилактика

Питание маленьких детей

Как приучать к горшку

Как и чему учить ребенка в раннем возрасте

Развивающие игры и игрушки

Как развивается общение детей друг с другом

Детские капризы

«Трудный ребенок»

Конфликты в семье и эмоциональное благополучие ребенка

Защита прав и достоинства ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа второй группы раннего возраста по реализации основной образовательной программы (по программе "Первые шаги")

Данная Рабочая программа сформирована на основе основной образовательной программы ДОУ, с учетом особенностей образовательного учреждения, региональной специфики ,социокультурной ситуации развития каж...

1.СЕНТЯБРЬ План воспитательно-образовательной работы по программе "Первые шаги" Первая Раняя группа

1.СЕНТЯБРЬ План воспитательно-образовательной работы по программе "Первые шаги" Первая Раняя группа...

2.ОКТЯБРЬ План воспитательно-образовательной работы по программе "Первые шаги" Первая Раняя группа

2.ОКТЯБРЬ План воспитательно-образовательной работы по программе "Первые шаги" Первая Раняя группа...

3.НОЯБРЬ План воспитательно-образовательной работы по программе "Первые шаги" Первая Раняя группа

3.НОЯБРЬ План воспитательно-образовательной работы по программе "Первые шаги" Первая Раняя группа...

5.ЯНВАРЬ План воспитательно-образовательной работы по программе "Первые шаги" Первая Раняя группа

5.ЯНВАРЬ План воспитательно-образовательной работы по программе "Первые шаги" Первая Раняя группа...

6.ФЕВРАЛЬ План воспитательно-образовательной работы по программе "Первые шаги" Первая Раняя группа

6.ФЕВРАЛЬ План воспитательно-образовательной работы по программе "Первые шаги" Первая Раняя группа...

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми раннего возраста в первой младшей группе с использованием УМК программы "Первые шаги"

Данная Рабочая программа сформирована на основе основной общеобразовательной программы ДОУ, с учетом особенностей образовательного учреждения, региональной специфики, социокультурной ситуации развития...