Развивающие игры для творческих и интеллектуальных способностей
консультация ( группа) на тему

Пономаренко Татьяна Викторовна

 Развивающие игры для творческих и интеллектуальных способностей

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Развивающие игры для творческих и интеллектуальных способностей

Игра — многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, утеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, активным средством воспитания и самовоспитания. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов, принципом и способом их жизнедеятельности, методом познания ребенка и методом организации его жизни и неигровой деятельности.

Термин «развивающие игры» был впервые использован замечательным педагогом, отцом развивающих игр Борисом Павловичем Никитиным. Отличительная особенность развивающих игр: необходимо выполнить какое-то задание, а для того чтобы его выполнить, – необходимо подумать. Такие игры и игрушки развивают в детях речь, мышление, логику, мелкую моторику, упорство, творческие способности.
         Шведский нейробиолог Холгер Хиден, проводя эксперименты на молекулярном уровне, пришел к заключению, что «мозг требует для своего полного развития, особенно в ранних стадиях, не только соответствующего питания, но и стимуляции». Нейроны, лишённые любого из этих факторов, но особенно стимулирующей «учебной среды», - не могут вырабатывать РНК - белковое содержание, не могут формировать богатую сеть волокнистых соединений, они становятся, образно говоря, пустыми мешками и в конечном итоге атрофируются. Аналогичный вывод сделал Б.П. Никитин на основе анализа своего опыта с детьми. Он назвал это явление НУВЭРC - необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей. Итак, важно как можно раньше начать формирование и развитие способностей ребёнка. Методика Никитиных  как раз на это и направлена. Суть методики сводится к следующему:

1. Ребёнку не навязывают никакой определённой программы обучения. Он погружается в мир игры, в котором волен выбирать сферу деятельности.

2. Ребёнку не объясняется новая игра, он вовлекается в неё с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх.

3. Освоение новой игры, как правило, требует активного участия взрослых; в дальнейшем ребёнок может заниматься самостоятельно.

4. Перед ребёнком ставится ряд задач, которые постепенно усложняются.

5. Ребёнку нельзя подсказывать, он должен иметь возможность думать самостоятельно.

6. Если ребёнок не может справиться с заданием, нужно вернуться к лёгким, уже сделанным заданиям или временно оставить эту игру.

7. Если ребёнок достиг «потолка» своих возможностей или утратил интерес к игре, нужно ее на время отложить.

Такая методика позволяет ребёнку самостоятельно искать способ решения неизвестных ему задач, создавать новое, то есть способствует развитию его творческих способностей.

Для развития творческих способностей нужно как можно раньше окружить ребёнка такой обстановкой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную творческую деятельность. Творческие способности лучше всего развиваются в игре. Готовые, купленные в магазине игрушки не позволяют дать детям необходимую интеллектуальную нагрузку. Значит, нужны игры нового типа, игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.

Такими играми нового типа и являются развивающие игры, которые при всём своём разнообразии объединены одним названием, поскольку исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.

В развивающих играх (и в этом их главная особенность) объединяют один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным условием творческой деятельности- делать всё самостоятельно. Эти игры развивают внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, ошибки и недостатки, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. Следует играть с ребёнком в развивающие игры, что даёт возможность «чувствовать» ребёнка: т.е. понимать, когда нужно закончить игру. Рекомендуется также заинтересовать ребёнка игрой, пробудить в нём интерес к развивающим играм, можно начать со сказки. Большинство развивающих игр по своему содержанию абстрактны, а детям свойственно именно образное мышление.

Игра должна приносить радость и ребёнку и взрослому. Каждый успех ребёнка лучше встречать с улыбкой, похвалой. При этом нельзя забывать, что перехваливание может и навредить. Всегда нужно уметь показать ребёнку, что он ещё не исчерпал всех своих возможностей и что он может сделать ещё лучше. Это возбуждает у ребёнка желание сделать как можно лучше, стремление к постоянному совершенствованию, а это важное условие в любой творческой деятельности.

Развивающие игры предполагают конкретную оценку действий ребёнка.

Основное правило развивающих игр - взрослые не должны выполнять задания за ребёнка, не должны подсказывать ему. Хотя сначала, когда ребёнок только знакомится с играми, ему рекомендуется помогать репликами («Верно!», «Молодец!»), но затем лучше от них постепенно отказаться, т.к. ребёнок начинает судить о своих действиях не по результатам своей работы, а по замечаниям окружающих. Искать ошибки он должен сам.

Нельзя превращать развивающие игры в обычные, они теряют свою привлекательность. Развивающие игры должны быть окружены атмосферой торжественности и таинственности, поэтому по окончании игры их нужно убрать на недоступное место, при этом ребёнок должен видеть игру. Когда ребёнок начнет играть самостоятельно, можно вместе с ним найти специальное место для хранения. Начинать игру следует с посильных для него задач или с более простых частей. Трудные задачи могут отпугнуть, поэтому  в первый раз игру надо закончить, не доходя до них, чтобы у ребёнка было желание вернуться к ней завтра.

Для любой игры необходима непринуждённая обстановка. Кроме того, продлить жизнь игре можно, усложняя задания.

Там, где ребёнка не торопятся отгородить от жизни и избавить от трудностей, где ему стараются дать простор для исследований и деятельности, там развивающие игры органично войдут в уклад семьи и смогут стать стимулом для развития творческих способностей ребёнка.

Полноценное развитие интеллектуальных способностей важно для детей дошкольного возраста, которым предстоит в недалёком будущем учиться в школе. Степень готовности ребёнка к обучению в школе может определяться не только тем, что будущий школьник будет уметь читать, считать, знать цифры. Несомненно, это тоже имеет большое значение, но подготовка к школе заключается и в психологической готовности, предполагающей у детей семи лет наличие развитых познавательных процессов, сформированность произвольных мыслительных операций.

Не случайно так много внимания уделяется развитию интеллекта у детей дошкольного возраста. В этом возрасте у них, как правило, развивают вербальный, то есть "приобретенный", интеллект. Мама читает ребенку книжки, рассматривает с ним энциклопедии, водит его в музеи. В результате он много знает, о многом слышал. Таких ребят школьные учителя называют "натасканными". Но нет гарантии, что такие дети будут в дальнейшем хорошо учиться. И невербальный, то есть "врожденный" интеллект, у них может быть развит плохо.

Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе

Для развития интеллектуальных способностей  рекомендую  использовать технологию В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».

Данные игры совершенствуют память, воображение, внимание, восприятие, логическое и творческое мышление и речь. Технология «Сказочные лабиринты игры» в первую очередь направлена на организацию такого развивающего обучения, в котором тренируются и развиваются виды умственной деятельности ребёнка-дошкольника. От научения зависит не только психическое развитие, но и биологическое созревание организма.

Игры, разработкой и производством которых занимается Вячеслав Вадимович Воскобович, по моему мнению, соответствуют тем требованиям, которые предъявляет нам современное образование. Особенностями развивающих игр В. В. Воскобовича являются:

1. связь образного восприятия (через образ и сказочный сюжет) с логическим (через символ и алгоритм решения) .

2. система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий к каждой

3. реализация принципа системности .

4. Формирование базисных представлений (математических, об окружающем мире, речевых умений.

Например, такие игры: «Двуцветный квадрат», «Чудо-головоломки», «Игровизор», «Ларчик», «Математические корзинки», «Шнур-затейник», «Кораблик Плюх-Плюх», «Елочка».

Также очень хорошо развивает интеллект  такие дидактические игры как «Опиши игрушку», «Что изменилось», «Найди по описанию» «Письмо другу», «Я живу по адресу...», «Танграм», «Блоки Дьнеша», «Палочки Кюизенера».

(показ  игр родителя)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Без игры нет,и не может быть полноценного умственного развития.Игра -это искра,зажигающая огонёк пытливости и любознательности....

Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей старших дошкольников. «Танграм»

В данной статье представлена история появления такой игры как "Танграм", описание составляющих геометрических фигур, примерные задания для детей....

Консультация для родителей на тему: «Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»

Для современной образовательной системы проблема умственного, интеллектуального развития чрезвычайно важна. Необходимо компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний. На первый план выдвигае...

Статья "Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста"

laquo;Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей  детей дошкольного«Без игры нет,   не может быть полноценного ...