Родительская мастерская «Умелые ручки»,
методическая разработка ( группа) на тему

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  КРУЖКА «ЦВЕТИК - СЕМИЦВЕТИК»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Умелые ручки49.32 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №8 «Умка»

        РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  КРУЖКА

«ЦВЕТИК - СЕМИЦВЕТИК»

Вторая младшая группа № 6

                                 

                                   Руководители:  воспитатель второй младшей группы № 6 Сульдина  Ольга Николаевна

 

г. Урай

      Структура рабочей программы

  1. Пояснительная записка.                                                                                                
  2. Содержание программы.                                                                                            
  3. Список  используемой литературы.  
  4. Приложение                

1. Пояснительная записка

      Великий чешский педагог Я.А. Коменский, утверждая важность рисования для формирования всесторонне развитого человека, предлагал внести этот предмет в материнские школы как необходимое занятие для развития наблюдательности, ощущений ребенка. Он считал, что изобразительное искусство и рисование позволяют развивать чувство прекрасного, учат «подмечать правильность и стройность в предметах», формируют способность наслаждаться произведениями искусства и красотой природы

   Изобразительная деятельность является важным средством   формирования личности ребенка,  дарит детям радость познания творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих работах рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

   Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве. Проблема заключается в том, что в младшем дошкольном возрасте у детей не сформировано  умение выразить красоту окружающего мира, свои представления и впечатления, не сформирована кисть руки для работы с карандашами, кистью и т.д.  

     На занятиях кружка по изобразительной деятельности дети учатся рисовать, узнают, как с помощью карандаша, кисти можно получить простейшие изображения. Этот процесс вызывает у детей большой интерес. Постепенно они начинают понимать содержание своих рисунков.

    У детей младшего дошкольного возраста происходит формирование художественно - образного начала, когда ребенок   мазками, штрихами передает явление окружающего.  

   Воспитатель направляет внимание детей на расположение и характер цветовых пятен , штрихов, которые в одном случае могут быть «осенними листьями», в другом «белыми снежинками», «яркими огоньками». В зависимости от содержания меняется фон бумаги, на котором рисуют малыши: темно - синий, коричневый, голубой, серый. Восприятие фона с цветовым мазком создает сочетание, которое и вызывает у детей ассоциации с образом «осени», «снегопада», «вечерних огней».

    Большое внимание воспитатель уделяет показу приемов изображения, способов действия с карандашом, кистью. Часто педагог использует метод пассивных движений. Он помогает тем детям, которые боятся взять карандаш, кисть. Действуя рукой ребенка, воспитатель учит его рисовать. Дети, подражая взрослому, постепенно осваивают правильное движение.  

   Изобразительная деятельность младших дошкольников должна носить эмоциональный   характер. На занятиях кружка педагог создает для этого все условия: он, прежде всего, обеспечивает эмоционально-образное восприятие действительности, формирует эстетические чувства и представления, развивает образное мышления и воображение.

Заботясь о развитии у ребят художественных способностей, педагог использует приёмы, являющиеся первыми побудительными факторами привлечения внимания, интереса детей к рисованию. Одним из таких факторов   служит глубокое эмоциональное переживание ребенка при восприятии предмета или явления – яркой картинки, игрушки и т.д.  

     Эмоциональное переживание вызывает у ребенка потребность рассказать окружающем о том или ином явлении и показать это изобразительными средствами.    Создавая рисунок, ребенок еще раз переживает тот эмоциональный подъем, который присутствовал во время наблюдения. Он испытывает огромное удовольствие от процесса рисования. У ребенка возникает желание рисовать каждый день и изображать в рисунке все то, что видит вокруг.

Цель  программы: формирование интереса к изобразительной деятельности и развитие творческих и художественных способностей у ребенка младшего дошкольного возраста  через приобщение его к изобразительной деятельности.

 

Задачи:

- познакомить детей с различными художественными приемами и материалами;

- развивать восприятие детей, обогащать их сенсорный опыт путем выделения формы предметов, обведения их по контуру;

- учить различать цвета карандашей, фломастеров, краски правильно называть их;

- привлекать внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям, побуждать задумываться, что они нарисовали, на что это похоже;

- развивать эстетическое восприятие окружающих предметов;

- учить держать карандаш и кисть свободно;

-  развивать тонкую моторику пальцев;

- прививать   детям  устойчивый интерес к продуктивной деятельности.

  

    Программа кружка рассчитана для детей второй младшей группы, срок реализации 1 год.

     Программа предполагает проведение 1 занятие  непосредственно образовательной деятельности в неделю во второй половине дня, длительностью 15 минут с детьми 3 - 4 лет.

 

      Место проведения:  игровое помещение группы

Ожидаемый результат.

В результате реализации программы кружка  у детей младшего дошкольного возраста сформируются: 

- умение правильно держать кисть, карандаш и др.

- знание 6 основных цветов.

- умение делать мазки.

- умение проводить прямые линии в разных направлениях

- изображать предметы округлой формы

- умение создавать коллективные композиции

- видеть границы листа бумаги, страницы в книжке - раскраске и контуры силуэтного рисунка.

  2. Содержание программы.

Месяц

Неделя

Тема

Цель

Оборудование

сентябрь

3 неделя

Наступила осень

Учить рисовать в технике «пальчиковая живопись» тучи округлых форм.

Закреплять умение работать гуашью, салфеткой, ватной палочкой для изображения капелек.

Развивать моторику рук, речь, в работе аккуратность, знания о цвете.

Воспитывать позитивное настроение, желание вместе с взрослым создать красивую осеннюю картину, интерес к изобразительным материалам

щетинистая кисть, ватная палочка, гуашь (зелёная, жёлтая, синяя), салфетка, альбомный лист с тонированным небом, осенняя дождливая картина, кукла – Осень,

гимнастика для глаз «Дождик», шум дождя, упражнение -игра «Мы к лесной лужайке вышли…».

4 неделя

Золотые листочки

Учить делать оттиск осеннего листа.

Развивать аккуратность, умение работать гуашью, водой, кистью, салфеткой; покрывать краской весь осенний лист соответствующими цветами,  

Обогащать словарь.

Воспитывать чувство цвета, красоты, удовлетворения от работы.

осенние листочки тополя, берёзы, осины, рябины; гуашь, вода, кисть, салфетка, половинка альбомного листа  для оттиска, волшебная шкатулка от Осени, релаксация «листопад», упражнение – игра ««Мы листики осенние…»

октябрь

1 неделя

Фрукты на тарелочке

 Учить рисовать фрукты  (апельсин, яблоко, груша) округлых форм по спирали.

Закреплять умение работать в технике «пальчиковая живопись», салфеткой, ватной палочкой.

Развивать речь, знания о цвете, умение ориентироваться на альбомном листе, моторику рук.

Воспитывать положительные эмоции от работы, аккуратность в работе.

альбомный лист с нарисованной тарелочкой, гуашь (жёлтая, красная, зелёная, оранжевая), салфетка, вода, кисть, ватная палочка, персонаж  - белочка, муляжи фруктов, релаксация «Апельсин»,

игра на обоняние «Что за фрукт?»

2 неделя

Картошка

 Учить рисовать картошку с помощью печаток из картошки.

Закреплять умение рисовать ватными палочками, внутри изображения, в ограниченном пространстве («глазки»).

Развивать речь, внимание, точность движений, умение ориентироваться на альбомном листе, знания о цвете.

Воспитывать  интерес к изобразительной деятельности, удовольствие от работы, аккуратность.

картофель, гуашь (коричневая),

печатки картофельные, ватная палочка, салфетка, альбомный лист в виде мешка, персонаж – крот, пальчиковая игра «Мешочки»

(завязывать верёвочки

3 неделя

Овощи в корзине

Учить рисовать овощи

(огурец, кабачок, морковь, свёкла, лук) с помощью поролонового

тампона, гуаши и кисти.

Развивать речь, аккуратность в работе, образное мышление,  умение подбирать необходимую краску к овощу.

Воспитывать старание, усидчивость, желание поделиться своими впечатлениями от рисунка

.

гуашь (зелёная, красная, жёлтая, оранжевая)

палитра, вода, кисть, поролоновый тампон, альбомный лист с корзинкой, картинки овощей с карточками цветов, персонаж зайка, игра на вкус

«Что ты съел?»

4 неделя

Заготовки на зиму

Учить изображать ягодки (малина, клюква, брусника, смородина), подбирая соответствующую краску, отличая, красный и тёмно- красный  цвет. Закреплять навык аккуратной работы.

Развивать речь, образное мышление, умение работать поролоновым тампоном, «пальчиковой живописью», ориентироваться на листе, моторику рук.

Воспитывать радость от рисования, самостоятельность, желание рассказать о рисунке.

гуашь (красная, тёмно- красная, зелёная), картинки ягод, варенье, персонаж Мишутка,  альбомный листы в виде баночки, тампоны, игра на релаксацию и мимику «Сладкое и кислое варенье».

ноябрь

1 неделя

Осенняя картина

Учить изображать небо в технике «по мокрому фону», используя синюю, серую краску, воду.

Закреплять навык аккуратной работы с изобразительным материалом, в технике «примакивания» изображать листву на земле.

Развивать речь, умение знать и подбирать осенние краски, работать щетинистой, тонкой кистью, ориентироваться на листе, выполнять точные движения по месту.

Воспитывать  интерес к рисованию, чувство красоты от природы.

гуашь (синяя, серая, жёлтая, красная), вода, кисти, лист А3 с закрашенной землёй, вода, салфетка, персонаж –  – Лесовичёк, картины осенней природы, альбомные листы с тонированной землёй, релаксация «Жарко  -холодно»

2 неделя

Осенний  лесу – полон чудес (деревья и ёлочки)

Учить изображать обобщённый образ лиственного дерева, ёлочку.

Развивать умение аккуратно работать ватной палочкой, гуашью, кистью, ориентироваться на листе, подбирать нужный цвет к деталям.

Обогащать словарь: вверх, вниз, высокое, низкое.

Воспитывать интерес к рисованию, творчество, активность в работе.

лист А3 с прошлого занятия, гуашь (коричневая, зелёная), салфетка, ватная палочка, кисть, вода, образцы деревьев,

Лесовичёк,

картины пейзажей,

веточки с деревьев, физкультминутка «Ветер дует нам в лицо...»

3 неделя

Осенняя листва на деревьях

 Учить изображать осеннюю листву приёмом «набивка салфеткой», сминать салфетку, содержать рабочий  стол в чистоте.

Закреплять умение аккуратно работать гуашью.

Развивать ориентировку на листе, чувство цвета, моторику рук.

Воспитывать чувство красоты от природы в разное время года, желание работать самостоятельно.

салфетки, лист А3 с прошлого занятия, гуашь (жёлтая, красная, оранжевая), картины осенней природы, листья с деревьев, Лесовичёк, физкультминутка

«Мы листики осенние…».

4 неделя

Лесные животные

Учить работать штампами, создавать законченную композицию картины, располагая животных на картине.

Закреплять умение сохранять рабочее место чистым.

Развивать моторику рук, внимание, аккуратность, ориентировку на листе.

Воспитывать интерес к работе со штампами.

гуашь (чёрная, красная, синяя), осенние листочки для отпечаток (бумажн.),

салфетки, пластилин, штампы, картинки лесных животных, картины осеннего пейзажа с животными, пальчиковая игра «Вот помощники мои…»

декабрь

1 неделя

Ах, какая ёлочка - зелёная иголочка!

Учить рисовать ёлочку, прорисовывая иголочки ватной палочкой, смешивать зелёный цвет, пользоваться палитрой.

Закреплять умение изображать ёлку, рисовать крупно на всём листе.

Развивать мелкую моторику рук, внимание, точность прорисовки, умение пользоваться изобразительным материалом.

Воспитывать неторопливость в работе, старание, чувство красоты.

аккуратностьж.

палитра, гуашь (жёлтая, синя, коричневая), кисть, ватная палочка, вода, салфетка, персонаж – зайка, картинка ёлочки, образцы, веточка ели с иголками, тонированный альбомный лист, пальчиковая игра «Ёлка»

2 неделя

Белый снег пушистый.

Учить изображать пушистый снег на всём листе, ёлке.

Закреплять умение пользоваться в изображении приёмом «набивка салфеткой», знания о цвете.

Развивать ориентировку на листе, аккуратность в работе, рабочем месте, моторику рук.

Воспитывать чувство прекрасного, желание работать самостоятельно.

салфетки, зубная паста, альбомный лист с прошлого занятия, осенние картины со снегом, образцы, письмо от ёлочки,

упражнение «Погреем руки»

3 неделя

Детская горка

Учить рисовать горку горизонтальной, вертикальной и диагональной прямой, закрашивать её.

Закреплять знания о белом цвете, снеге, умение тонировать поролоном .

Развивать моторику рук, внимание, точность движения, , водой, губкой.

Воспитывать положительные эмоции от работы, желание обыграть рисунок, аккуратность в работе с кистью

гуашь белая, кисть, губка, вода, образец, картинка горки, картина зимних забав зимой, тонированный лист (небо), вырезанные саночки из цветной бумаги, пластилин, поролоновый тампон, песенка – игра «Саночки».

4 неделя

Зимняя сказка (дерево в инее)  

Учить изображать иней кончиком кисти на ветках дерева, используя  «манную» краску.

Закреплять навык работы кистью, умение изображать «голое» дерево с помощью ватной палочки.

Развивать моторику рук, внимание, ориентировку на листе, точность движений, творчество.

Воспитывать чувство красоты, желание помочь - украсить дерево.

 «манная» краска (клей ПВА, манка), гуашь коричневая, кисть, ватная палочка, салфетка, альбомный лист в синих тонах, образец, картины деревьев в инее, Лесовичёк, пальчиковая гимнастика «Дерево».

январь

3 неделя

 Снеговик

Учить изображать снеговика из округлых форм с помощью трафарета и губковых тампонов, дополнять рисунок деталями из природного, бросового материала, дорисовками ватной палочкой.

Закреплять навык аккуратной работы губкой, гуашью.

Развивать образное мышление, воображение, внимание, точность движений, моторику рук.

Обогащать словарь (снег, снежная земля, снеговик, снежная баба, снегурочка)

Воспитывать дружелюбие, сочувствие, желание помочь, старание.

губковые тампоны, природный материал (веточки), гуашь белая, ватные палочки, картинка снеговика, образец, картина зимних забав, персонаж – снегурочка, альбомный тонированный лист, игра «Снеговики».

4 неделя

Домик

  Учить изображать домик с помощью мелков из разных прямых линий, закрашивать плотно и ровно, метель с помощью разведённой акварели и щетинистой кисти.

Закреплять навык аккуратной работы кисточкой, карандашами, опрятности  на  столе.

Развивать творчество, моторику рук, речь, воображение.

Воспитывать интерес

к рисованию, желание работать самостоятельно, видеть красоту в картинах, желание помочь зверям.

альбомный лист с изображением лесного зверя, разведённая синяя акварель, щетинистая кисть, мелки, зимние картины, домик (наглядность), образец,

письмо из леса, запись ветра, пальчиковая игра «Строим дом».

февраль

1 неделя

Снегирь

Учить изображать птицу – снегиря, используя трафарет; рябинку, используя «пальчиковую живопись». Закреплять умение работать поролоновым тампоном.

Развивать мелкую моторику, речь, умение дорисовать деталь кистью, внимание, ориентировку на листе, точность действий руки.

Воспитывать чувство красоты, старание, положительные эмоции от творчества, аккуратность.

 трафареты, гуашь, поролоновый тампон, кисть, салфетки, картинки птиц, ягодки с рябины, тонированный альбомный лист с изображением ветки рябины, образец, пальчиковая игра «В гнезде», упражнение – игра «Стань птицей».

2 неделя

 Пушистый зайка

Учить рисовать  зайку, дорисовывая кистью к круглой голове удлинённое тело, изображая шерсть в технике «набивка» щетинистой кистью.

Закреплять умение дорисовывать детали пальчиком.

Развивать творчество, аккуратность в работе, моторику и силу рук, внимание, ориентировку.

Воспитывать старание, желание помочь.

щетинистая кисть, гуашь (белая, чёрная), тонированный  лист, тонкая кисть, зайка – игрушка, картинка, образец, салфетка, песенка – игра «Зайка серенький…», пальчиковая игра «Зайцы», загадка,

упражнение - игра «Зайчик»

3 неделя

Автомобиль

  Учить дорисовать машине детали: окна, колёса, двери, закрашивать аккуратно, внутри контура.

Закреплять умение рисовать мелками, фломастерами;

тонировать дорогу щетинистой кистью и коричневой разведенной акварелью.

Развивать моторику рук, внимание, ориентировку на листе, аккуратность в работе, внимание.

Обогащать словарь словами, обозначающими части легковой машины.

альбомный лист с контурным изображением

автомобиля, мелки, картинки машин, щетинистая кисть, разведённая коричневая акварель, образец, д\и «Сложи части»,

П/и «Мы едем, едем, едем…»

4 неделя

 Самолёт

Учить изображать самолёт, используя «пальчиковую живопись», для облаков – вату, ПВА.

Закреплять умение тонировать небо поролоновым тампоном и разведённой акварелью.

Развивать моторику рук, речь, внимание, аккуратность в работе, точность движений руки, ориентировку на листе,  наблюдательность.

Воспитывать желание сделать подарок папе, чувство неожиданности и радости.

салфетки, гуашь, разведённая синяя акварель, поролоновые тампоны, образец, картинки самолёта,

игра «Летят самолёты…»

март

1 неделя

Жар – птица

Учить рисовать сказочную птицу с помощью ладони и гуаши.

Закреплять умение пользоваться гуашью, кистью, салфеткой.

Развивать моторику рук, образное мышление, аккуратность, внимание.

Обогащать словарь словами, обозначающими оттенки красного цвета.

Воспитывать творчество, радость игр с красками, чувство красоты, желание порадовать маму.

гуашь, альбомный тонированный лист, ватные палочки, салфетки, образец, картинка жар птицы, сюрприз, музыка, пальчиковая игра «Чудо - лебеди».

2 неделя

Кот

Матроскин

Учить дорисовывать детали у кота, полоски на теле с помощью ватной палочки, смешивать оранжевый цвет, дорисовать композицию.

Закреплять умение пользоваться палитрой, гуашью, водой при смешивании красок.

Развивать внимание, цветовосприятие, аккуратность, ориентировку при рисовании в контуре, точность движений.

Воспитывать творчество, самостоятельность, желание помочь.

 альбомный лист изображением тела и головы кота, палитра, гуашь (красная, жёлтая, серая),

картинка персонажа – кота, образец, ватные палочки, упражнение – игра «Кот»

3 неделя

 Пёс Дружок

Учить изображать собаку, используя ладонь своей руки, гуашь коричневую, создавать композицию на листе.

Закреплять умение смешивать коричневую краску.

Развивать аккуратность в работе, моторику рук, умения  в работе с палитрой, мышление.

Воспитывать уважение к животным, умение отгадывать загадки и изображать отгадки.

тонированный альбомный лист с изображением будки, гуашь (зелёная, красная, чёрная, жёлтая), кисть, палитра, вода, салфетка, ватная палочка, образец, сюрприз,

пальчиковая игра

«Собака»

4 неделя

Золотая рыбка

Учить изображать  рыбку по трафарету, с помощью поролонового тампона, ватной палочки.

Закреплять умение тонировать разведённой акварелью и щетинистой кистью ( воду в аквариуме)

Развивать навык аккуратной работы гуашью, умение дорисовывать детали с помощью печаток (камушки из овощей),ммр.

Воспитывать  интерес к творчеству, желание обыграть рисунок, поселив рыбок в аквариум.

трафареты рыбок, тампоны, альбомные листы в виде аквариума с водорослями (мелки), ножницы для взрослых, скотч, гуашь, разведённая акварель, картинки рыбок, образец, загадка, упражнение на релаксацию «Золотая рыбка»

апрель

1 неделя

Звонкие сосульки

Учить рисовать сосульки, заострённых форм,

смешивать фиолетовый цвет.

Закреплять умение пользоваться палитрой, водой, кистью.

Развивать цветовосприятие,  речь, умение ориентироваться на листе, точно действовать кистью, внимательно проводить линии

Воспитывать любознательность, старание, удивление от смешивания красок, положительные эмоции.

палитра, гуашь (белая, синяя, красная), тонированный лист с изображением крыши дома, кисть, вода, салфетка, картинки сосулек, образец, релаксация «Сосульки».

2 неделя

 Весёлый и грустный  мишка

 Учить рисовать медведя в технике «симметричная монотипия», рисовать быстро, смешивать коричневую краску.

Закреплять умения в работе с палитрой, водой.

Развивать речь, навык работы гуашью, губковым тампоном, умение дорисовать детали ватной палочкой. Воспитывать удовольствие от работы изобразительными материалами, желание обыграть рисунок  

 

альбомный тонированный лист, гуашь (красная, зелёная),

кисть, ватная палочка, палитра, картинка и игрушка животного, образец, игра на эмоции «Грустный и весёлый»

3 неделя

Плывёт, плывёт кораблик

Учить изображать море с помощью парафина, разведённой акварели, зубной щётки. Закреплять умение тонировать половину листа. Развивать речь, моторику рук, речь, внимание,

аккуратность, умение на листе ориентироваться, понимать положение неба, земли, закрашивать карандашами, не выезжая за край.

Воспитывать творчество, желание обыграть свой рисунок корабликом  из оригами.

парафин, разведённая акварель, зубная щётка, тонированный на половину альбомный лист, кораблик из оригами, картина с морем, образец, шум моря пальчиковая игра «Пароход и лодочка».

4 неделя

Подснежник

Учить смешивать голубой цвет и изображать подснежник с помощью «пальчиковой живописи».

Закреплять умение пользоваться палитрой, смешивать зелёную краску и отпечатывать листочки печатками из овощей.

Развивать цветовосприятие,

моторику рук, речь, умение пользоваться салфетками, ватными палочками, создавать композицию на листе, ориентируясь по подготовленным деталям.

Обогащать словарь названиями цветов.

Воспитывать чувство красоты, желание порадовать  солнышко.

персонаж – солнышко, салфетки, гуашь (белая, синяя, жёлтая), образец, картинка, ватные палочки, палитра, кисть, вода, альбомный лист с «солнечным светом», релаксация «Лучики солнца»,пальчиковая игра «Спал цветок и вдруг проснулся».

май

1 неделя

Бабочка - красавица

Учить рисовать бабочку, используя технику «симметричная монотипия».

Закреплять умение смешивать зелёный, коричневый, оранжевый  цвет. пользоваться палитрой.

Развивать внимание, аккуратность, ориентировку на

листе.Обогащать словарь.

Воспитывать творчество, любознательность, интерес к играм с красками, чувство красоты.

палитра, гуашь (синяя, жёлтая, красная), кисть, вода, салфетка, картинка бабочек, информация  о насекомых, загадка, пальчиковая игра «Бабочка»

2 неделя

Весенняя веточка

Учить смешивать светло- зелёный цвет и изображать листочки к веточкам в технике «примакевание»

Закреплять умение работать с палитрой и гуашью, сохранять рабочее место чистым.

Развивать цветовосприятие, ориентировку на листе в соответствии с нарисованными заранее деталями, точность движений кистью, моторику рук, речь, внимание.

Обогащать словарь названиями цветов.

Воспитывать самостоятельность, старание, желание украсить группу, чувство красоты.

тонированный альбомный лист с нарисованными веточками, гуашь (син., жёлтая, белая),

кисть, салфетка, палитра, вода, картинка, веточки проросшие, игра на обоняние  «Чем пахнет?»

3 неделя

Радуга

Учить рисовать радугу  из цветных полосок.

Закреплять умение смешивать цвета, пользоваться палитрой.

Развивать цветовосприятие, точность действий при нанесении полосок радуги, ориентировку на листе, умение дорисовать композицию.

Обогащать словарь названиями цветов. 

Воспитывать любознательность, положительные эмоции от работы с красками, чувство красоты.

 тонированный альбомный лист, гуашь (белая, синяя, жёлтая, красная), образец, внимание, картинки, сюрприз,

упражнение на физкультминутка

«Вот мы руки развели».

  1. Литература
  1. Рисуем пальчиками. Это может ваш малыш. Янушко Е.А.  
  2. Рисуем пальчиками. Маленький художник. Янушко Е.А.  
  3. Цветные ладошки. Изобразительная деятельность в детском саду. Лыкова И.А.
  4. Озорной карандаш. Алексеевская Н.А.
  5. Картотека подвижных игр и упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Нищева Н.

 

 

  1. Приложения

Приложения 1

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ (к плану)

«Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

 Дунул ветер - полетели,

Мы летели, мы летели

 И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели»

----

Ветер дует нам в лицо.                            ( Машут руками на лицо.

Закачалось деревцо.                                 Качаются из стороны в сторону.

Ветер тише, тише, тише.                           Приседая, машут руками вверх- вниз.

Деревцо всё выше, выше.                         Тянутся вверх.)

----

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенёчки.

Кто высоко так шагал ─

Не споткнулся, не упал.

---

Птички в гнёздышке сидят

И на улицу глядят.

Погулять они хотят

И тихонько все летят.

---

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки - балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе все в кружок ─

Получается снежок.

----

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.

Приложения 2

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (к плану)

Вот помощники мои,                       (Руки вперёд, пальцы выпрямить и разжать.

Их как хочешь поверни.                   Ладони повернуть вниз.

Хочешь эдак, хочешь так                 Пальцы сжимать и разжимать в такт стиха.)

Не обидятся никак.                                        

----

Дерево

«У дерева ствол, на стволе много веток,
А листья на ветках зеленого цвета»

Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.

----

Зайка и ушки

«Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат»

Пальчики в кулачок.    Выставить вверх указательный пальцы. Ими шевелить в стороны

----

 Строим дом

Целый день тук да тук -

Раздается звонкий стук.

Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам.

Молоточки стучат,

 Стучать кулаком о кулак.

Строим домик для ребят (зайчат, бельчат).

Пальцы соединить, показать "крышу".

Вот какой хороший дом,

Сжимать-разжимать пальцы.

Как мы славно заживем.

Вращать кисти рук.

----

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

----

Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь.

Подойдет ко мне мороз,

Тронет руку, тронет нос.

Значит, надо не зевать,

Прыгать, бегать и играть.

----

Лодка

«Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки»

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).

----

Елка

«Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи»

Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.

---

Собака

«У собачки острый носик,
Есть и шейка , есть и хвостик»

Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

----

 Пароход

«Пароход плывет по речке,
И пыхтит он, словно печка»

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.

---

Упражнение - игра «Зайчик»

Цель: развитие общей моторики, пространственной ориентировки, произвольного внимания.

Обращение взрослого к ребенку: «Прыгай на двух ножках, как зайчик, на шарики-цветочки по моей команде (справа, слева, вперед, назад, указание цвета)».

----

Игра «Стань птицей»

Если у детей накоплено достаточно представлений о повадках птиц, им можно предложить «стать птицами», выполняя задания:

—ходим важно, как голубь;

— прыгаем, как воробей;

— сели на дерево, стучим, как дятел, ищем червяков;

— полетели, как синички на кормушку, сели, посмотрели вокруг, взяли зернышко, полетели, сели на ветку, смотрим по сторонам;

— летим, как сова, бесшумно между деревьями, высматриваем мышек;

— ходим, как ворона.

Приложения 3

РЕЛАКСАЦИИ (к плану)

Цель релаксаций: выполнение релаксационных упражнений способствует успокоению, ребёнок становиться уравновешенным, а также позволяет ребенку отдохнуть после мышечной и умственной деятельности. В результате ребенок лучше владеет собой, контролирует свои деструктивные эмоции и действия. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние.

Упражнение на релаксацию «Погреем руки»

Эстафетная палочка в руках. Соединить ладони и катать палку. Это упражнение оказывает положительное воздействие на внутренние органы.

---

Упражнение на релаксацию «Золотая рыбка»

 Ход:

Первый вариант — ребенок лежит на животе, второй вариант — на спине. Руки выпрямлены, вытянуты вверх. Играющий выполняет синхронные движения ногами и руками — как-будто плывет.

---

Упражнение на релаксацию «Звездочка»

Цели: мышечное расслабление; развитие общей моторики, пространственной ориентировки.

Условия для занятия: ребенок лежит на напольном мягком покрытии.

Дополнительный материал для занятия: звезды, вырезанные из бумаги.

Обращение взрослого к ребенку: «Посмотри на небо. На небе очень много звезд. Представь, что ты тоже звездочка и тебе надо подружиться с другими звездами, чтобы с ними играть. (Фигуры звезд взрослый располагает на расстоянии таким образом, чтобы ребенок смог до них дотянуться левой/правой рукой/ногой, сделав определенное усилие.) Дотянись до звезды правой/левой рукой/ногой, не меняя положения тела».

---

Упражнение на релаксацию «Путешествие»

Цели: улучшение эмоционального состояния; развитие произвольного внимания и воображения; развитие словаря и устной речи, умения прислушиваться к своим ощущениям; закрепление умения передавать свои чувства и ощущения в связной речи.

Условия для занятия: ребенок сидит на детской подушечке с гранулами

Обращение взрослого к ребенку: «Перед тобой небо со звездами. Одна из звездочек приглашает тебя в гости к себе на небо. Представь, что ты сидишь на этой звездочке. Почувствуй, как ты удобно на ней расположился. Звездочка медленно поднимается в небо, ветер обдувает твое лицо, волосы. Дыши легко и глубоко. Тебе нравится лететь и смотреть на звезды: большие и маленькие, яркие и мерцающие, белые и желтые, синие и оранжевые. Но скоро наступит утро, и звездочка везет тебя домой. Скажи "спасибо" звездочке за путешествие, помаши ей рукой. Теперь потянись и выпрямись.

Расскажи, что ты представил во время своего путешествия на звездочке. Какие чувства и ощущения ты испытал? Что волшебное или чудесное с тобой произошло?»

----

Упражнение на релаксацию «Лучики солнца»

Цели: создание психологического комфорта, положительного эмоционального состояния; снижение уровня тревожности.

Условия для занятия: ребенок лежит на напольном мягком покрытии.

Обращение взрослого к ребенку: «Представь, что ты лежишь на мягком теплом песке. Тебе от песка тоже тепло. Лучики солнышка гладят тебя по лицу, шее, рукам, ногам. Руки отдыхают, ноги отдыхают. Дыши легко и глубоко. Лучики солнца скользят по коже. Тебе очень приятно. Но пришла пора вставать, потянись и улыбнись».

----

релаксация  «Апельсин (или лимон)»

Ход: Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что к их правой руке подкатили апельсин, пусть они возьмут апельсин в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8 – 10 сек.)

«Разожмите кулачок, откатите апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок), ручка теплая... мягкая…отдыхает…)

Затем апельсин подкатили к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнение 2 раза (при этом поменять фрукты).

---

релаксация «Цветочек»

Ход: Потянуться вверх, подняв руки и напрягая мышцы всего тела, изображая, как «цветочек растет и тянется к солнышку».
Затем последовательно уронить кисти, изображая, что «солнышко спряталось, и головка цветка поникла», расслабить предплечья, согнув руки в локтях — «стебелек сломался», и, сбросив напряжение с мышц спины, шеи и верхнего плечевого пояса, пассивно наклониться вперед, подогнув колени — «цветочек завял».

релаксация «Сосулька»

Ход: Из положения «сидя на корточках» медленно подниматься вверх, представив, что сосулька «растет», поднять руки вверх и, привстав на носочки, стараться как можно сильнее вытянуться, напрягая все тело, — сосулька «выросла». После команды логопеда: «Солнышко пригрело и сосулька начала таять» медленно опускать руки, расслабляя все тело, опускаться вниз, сесть на пол, а затем и лечь, полностью расслабившись, — «сосулька растаяла и превратилась в лужу». Обратить внимание на приятное ощущение расслабления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительская мастерская "Умелые ручки" (мастер-классы)

Родительская мастерская! (Мастер-классы)Родительская мастерская является один из видов группового взаимодействия с родителями воспитанников.Мастер-класс проводится для укрепления эмоционально-позитивн...

Конспект коллективной трудовой деятельности в старшей группе Тема: «Мастерская умелые ручки»

Конспект коллективной трудовой деятельности в старшей группе Тема: «Мастерская  умелые ручки»...

Рабочая программа творческой мастерской «Умелые ручки» для детей от 2-3 лет

Рабочая программа творческой мастерской "Умелые ручки" для детей от 2-3 лет...

Перспективное планирование творческой мастерской "Умелые ручки" в подготовительной группе на 2019-2020 г.г.

Данное  планирование является  составной  частью  системы образовательной  деятельности по  развитию  творчества  через  использование  нетрадиционных...

Творческая мастерская "Умелые ручки". Изготовление снежинок с детьми подготовительной группы.

Цель занятия - совершенствовать приемы работы с бумагой при создании новых форм новогодних поделок....