Консультация для воспитателей "Развитие речи детей раннего дошкольного возраста"
консультация ( группа) на тему

Валентина Николаевна Моисеенко

"Если педагог или родитель своей ежеминутной придирчивостью будет слишком стеснять ребёнка в свободном речевом выражении чувств и мыслей, если он не даст никакого просмотра их эмоциональным высказываниям, он рискует обесцветить детскую речь, сделать её анемичной и скучной, убить в ней чудесную детскость и тем самым нанести ей непоправимый вред."    К.И. Чуковский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_vospitateley_1.odt17.48 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Калининская ООШ»

                            Орловского района Орловской области

Консультация для воспитателей

на тему:

«Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста».

подготовил воспитатель:

Моисеенко В.Н.

                                                                                                               13.11.2012

Возраст от двух до четырёх лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. В отличие от периода раннего детства, когда ребёнок для достижения речевых целей пользовался внеречевыми средствами, он переходил к речевому общению. Главным средством установления контактов с окружающими, выражения мыслей, переживаний становится речь. Качественные изменения в речевом развитии детей связаны с расширением их контактом с окружающим миром людей, вещей и природы.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.

Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей.

Основная задача воспитателя в области развития речи детей младшего дошкольного возраста помочь им в освоении разговорной речи. Эта задача предполагает воспитание умений: понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.

Занятия по развитию речи направлены с одной стороны на углубление и уточнение знании детей, полученных в жизни: просто на прогулке, во время целевых прогулок, с другой – они имеют свои специфические задачи - развивать и усложнять речь детей и в основном сводятся к следующему:

1. Развитие связной речи.

2. Развитие словаря.

3. Освоение грамматически правильной речи.

4. Освоение звуковой культуры речи.

При организации и проведении занятий по развитию речи я стараюсь это учесть.

Для этого нужно:

1. Определить цель занятия - чему учить, к чему подвести детей.

2. Хорошо подготовиться самой.

3. Подготовить материал - игрушки, картинки.

4. Учитывая развитие детей, уточнить состав, с которым будет проводиться занятие (группа, подгруппа).

5. Подумать о размещении материала, чтобы детям было удобно.

6. Продумать всё ли детям будет понятно на занятии, с чем надо заранее познакомить, чтобы материал стал доступнее для их понимания.

При подготовке всегда анализирую свою речь, соответствует ли она уровню развития детей и намеченной цели. Какими конкретными приёмами на данном занятии я учу детей, понимать слово? Какие моменты в занятии можно использовать, чтобы научить ребёнка употреблять новые слова? Какие звуки и слова повторить несколько раз, чтобы вызвать подражание? И т.п.

Проводя занятие я иногда вынуждена отойти от намеченного плана, т.к. очень многое зависит от настроения реакции детей - слушают они или скучают, приходится перестраиваться по ходу занятия.

Занятия предусматривают составление описательных рассказов по картинкам, о природных явлениях, об игрушках. С детьми этого возраста работаю не первый год, хочу отметить, что готовые тексты: стихи, рассказы, сказки дети запоминают и рассказывают все хорошо. Составляют рассказы по вопросам воспитателя тоже многие дети, а вот самостоятельно составить даже небольшой рассказ детям пока ещё сложно, с этим у меня справляются только некоторые дети (Маша, Никита, Аня), остальные дети пока не могут рассказывать самостоятельно.

Для своевременного развития речи надо как можно раньше приучать детей к совместной игре. При организации и проведении сюжетно-ролевой игры мои дети учатся вести игровой диалог сначала со мной, воспитателем, затем сами воспроизводят его по аналогии со сверстниками или игрушками. Многие дети уже научились называть себя в игровой роли. («Кто ты? »- «Я шофёр»; «Что ты делаешь?»- «Я завожу машину» и т.д.) При проведении игры задаю вопросы о выполняемых действиях. («Где будет спать твоя дочка?», «Как её зовут?» и т.д.). Учу детей вступать в игровое общение со сверстниками, договариваться о совместных действиях(«Давай вместе катать машины», «Давай играть мячом»).

Уже сейчас многие дети проявляют интерес к различным игровым действиям, с удовольствием играют друг с другом, рассказывают о своей игре другим детям. Обычно по нашим правилам, если игрушкой играет, кто, либо из детей и есть ещё желающие, я предлагаю им поиграть вместе или в случае отказа ждать своей очереди. Часто дети играют парами: Катя и Алёна в кукольном уголке, Настя может играть со всеми, у неё хорошие организаторские способности, она распределяет роли, всё покажет и расскажет. Но есть ещё дети, которые пока наблюдают за играми остальных, а сами не вступают в игру (Дима), они используют воспитателя как посредника для общения с детьми.

При проведении дидактических игр задаю вопросы по ходу игры: об игровых действиях, материалах, учу правильно пользоваться в игре словами, обозначающими цвет, форму, величину предметов, повторять правила игры.

При проведении подвижных игр учу произносить текст, запоминать и чётко правильно проговаривать слова.

Помимо этого в совместной деятельности мы повторяем сказки, стихи, рассматриваем картинки, иллюстрации, расспрашиваю о родителях, о любимых игрушках, об отдельных событиях в детском саду или дома. Дети охотно участвуют в инсценировках с игрушками. Многие любят рассказывать стихи, но некоторые дети ещё отказываются быть артистами.

Думаю, что проводимая работа по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста со временем даст неплохие результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: Развитие речи детей раннего дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей на тему:Развитие речи детей раннего дошкольного возраста. «Если педагог или родитель своей ежеминутной придирчивостью будет слишком стеснять ребенка  в свободно...

Консультация для воспитателей на тему: Развитие речи детей раннего дошкольного возраста.

laquo;Если педагог или родитель своей ежеминутной придирчивостью будет слишком стеснять ребенка в свободном речевом выражении чувств и мыслей, если он не даст никакого простора их эмоциональным выска...

Консультация для родителей «Развиваем речь детей раннего дошкольного возраста»

Ранний возраст ребенка – это ответственный период в жизни человека, когда происходит закладка фундамента его личности....

Консультация для родителей «Развиваем речь детей раннего дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Развиваем речь детей раннего дошкольного возраста»...

Консультация для родителей детей младшей группы «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через общение и игру»

Консультация для родителей детей младшей группы «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через общение и игру»Игнатова Любовь «Именно в игре ребенок свободно владеет ре...

Консультация для родителей детей младшей группы «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через общение и игру»

Консультация для родителей детей младшей группы «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через общение и игру»...