Главные вкладки

    Консультация для воспитателей "Развитие речи детей раннего дошкольного возраста"
    консультация ( группа) на тему

    Валентина Николаевна Моисеенко

    "Если педагог или родитель своей ежеминутной придирчивостью будет слишком стеснять ребёнка в свободном речевом выражении чувств и мыслей, если он не даст никакого просмотра их эмоциональным высказываниям, он рискует обесцветить детскую речь, сделать её анемичной и скучной, убить в ней чудесную детскость и тем самым нанести ей непоправимый вред."    К.И. Чуковский

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_vospitateley_1.odt17.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Калининская ООШ»

                                Орловского района Орловской области

    Консультация для воспитателей

    на тему:

    «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста».

    подготовил воспитатель:

    Моисеенко В.Н.

                                                                                                                   13.11.2012

    Возраст от двух до четырёх лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. В отличие от периода раннего детства, когда ребёнок для достижения речевых целей пользовался внеречевыми средствами, он переходил к речевому общению. Главным средством установления контактов с окружающими, выражения мыслей, переживаний становится речь. Качественные изменения в речевом развитии детей связаны с расширением их контактом с окружающим миром людей, вещей и природы.

    Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.

    Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей.

    Основная задача воспитателя в области развития речи детей младшего дошкольного возраста помочь им в освоении разговорной речи. Эта задача предполагает воспитание умений: понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.

    Занятия по развитию речи направлены с одной стороны на углубление и уточнение знании детей, полученных в жизни: просто на прогулке, во время целевых прогулок, с другой – они имеют свои специфические задачи - развивать и усложнять речь детей и в основном сводятся к следующему:

    1. Развитие связной речи.

    2. Развитие словаря.

    3. Освоение грамматически правильной речи.

    4. Освоение звуковой культуры речи.

    При организации и проведении занятий по развитию речи я стараюсь это учесть.

    Для этого нужно:

    1. Определить цель занятия - чему учить, к чему подвести детей.

    2. Хорошо подготовиться самой.

    3. Подготовить материал - игрушки, картинки.

    4. Учитывая развитие детей, уточнить состав, с которым будет проводиться занятие (группа, подгруппа).

    5. Подумать о размещении материала, чтобы детям было удобно.

    6. Продумать всё ли детям будет понятно на занятии, с чем надо заранее познакомить, чтобы материал стал доступнее для их понимания.

    При подготовке всегда анализирую свою речь, соответствует ли она уровню развития детей и намеченной цели. Какими конкретными приёмами на данном занятии я учу детей, понимать слово? Какие моменты в занятии можно использовать, чтобы научить ребёнка употреблять новые слова? Какие звуки и слова повторить несколько раз, чтобы вызвать подражание? И т.п.

    Проводя занятие я иногда вынуждена отойти от намеченного плана, т.к. очень многое зависит от настроения реакции детей - слушают они или скучают, приходится перестраиваться по ходу занятия.

    Занятия предусматривают составление описательных рассказов по картинкам, о природных явлениях, об игрушках. С детьми этого возраста работаю не первый год, хочу отметить, что готовые тексты: стихи, рассказы, сказки дети запоминают и рассказывают все хорошо. Составляют рассказы по вопросам воспитателя тоже многие дети, а вот самостоятельно составить даже небольшой рассказ детям пока ещё сложно, с этим у меня справляются только некоторые дети (Маша, Никита, Аня), остальные дети пока не могут рассказывать самостоятельно.

    Для своевременного развития речи надо как можно раньше приучать детей к совместной игре. При организации и проведении сюжетно-ролевой игры мои дети учатся вести игровой диалог сначала со мной, воспитателем, затем сами воспроизводят его по аналогии со сверстниками или игрушками. Многие дети уже научились называть себя в игровой роли. («Кто ты? »- «Я шофёр»; «Что ты делаешь?»- «Я завожу машину» и т.д.) При проведении игры задаю вопросы о выполняемых действиях. («Где будет спать твоя дочка?», «Как её зовут?» и т.д.). Учу детей вступать в игровое общение со сверстниками, договариваться о совместных действиях(«Давай вместе катать машины», «Давай играть мячом»).

    Уже сейчас многие дети проявляют интерес к различным игровым действиям, с удовольствием играют друг с другом, рассказывают о своей игре другим детям. Обычно по нашим правилам, если игрушкой играет, кто, либо из детей и есть ещё желающие, я предлагаю им поиграть вместе или в случае отказа ждать своей очереди. Часто дети играют парами: Катя и Алёна в кукольном уголке, Настя может играть со всеми, у неё хорошие организаторские способности, она распределяет роли, всё покажет и расскажет. Но есть ещё дети, которые пока наблюдают за играми остальных, а сами не вступают в игру (Дима), они используют воспитателя как посредника для общения с детьми.

    При проведении дидактических игр задаю вопросы по ходу игры: об игровых действиях, материалах, учу правильно пользоваться в игре словами, обозначающими цвет, форму, величину предметов, повторять правила игры.

    При проведении подвижных игр учу произносить текст, запоминать и чётко правильно проговаривать слова.

    Помимо этого в совместной деятельности мы повторяем сказки, стихи, рассматриваем картинки, иллюстрации, расспрашиваю о родителях, о любимых игрушках, об отдельных событиях в детском саду или дома. Дети охотно участвуют в инсценировках с игрушками. Многие любят рассказывать стихи, но некоторые дети ещё отказываются быть артистами.

    Думаю, что проводимая работа по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста со временем даст неплохие результаты.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей на тему: Развитие речи детей раннего дошкольного возраста.

    Консультация для воспитателей на тему:Развитие речи детей раннего дошкольного возраста. «Если педагог или родитель своей ежеминутной придирчивостью будет слишком стеснять ребенка  в свободно...

    Консультация для воспитателей на тему: Развитие речи детей раннего дошкольного возраста.

    laquo;Если педагог или родитель своей ежеминутной придирчивостью будет слишком стеснять ребенка в свободном речевом выражении чувств и мыслей, если он не даст никакого простора их эмоциональным выска...

    Консультация для родителей «Развиваем речь детей раннего дошкольного возраста»

    Ранний возраст ребенка – это ответственный период в жизни человека, когда происходит закладка фундамента его личности....