Проект в группе старшего возраста (5-6 лет) «Дружно жить веселее»
проект (старшая группа) на тему

Фархуллина Эльза Альбертовна

 Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем педагогики и психологии. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_gruppe_starshego_vozrasta_5-6_let.docx28.59 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие у детей умения взаимодействовать со сверстниками в коллективной деятельности.

Проект в группе старшего возраста (5-6 лет)

«Дружно жить веселее»

Цели проекта:

  • Содействовать формированию у детей социально-нравственных качеств через организацию различных коллективных видов деятельности: игровой, познавательной, продуктивной;
  • Содействовать овладению детьми игровыми действиями, отражающие известные им жизненные ситуации.
  • Способствовать накоплению опыта доброжелательных отношение детей и взрослых, умения играть вместе.

Задачи:

  • Содействовать развитию у детей умения общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослым.
  • Продолжать развивать социально-коммуникативные, познавательные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка;
  • Разработать систему образовательной работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных навыков;
  • Отобрать игры, направленные на улучшение качества образовательной работы по формированию у детей коммуникативных навыков;
  • Привлечь родителей в процесс формирования коммуникативных навыков у детей;
  • Способствовать созданию предметно-развивающей среды в домашних условиях и детском саду.

Актуальность проекта

Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения.
Антуан де Сент Экзюпери

В педагогической теории и практики большое применение нашел метод проектов. В педагогической литературе он представлен как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная деятельность по достижению поставленной цели. В современных условиях, практическое обучение рассматривается как развивающее.

Именно проектная деятельность играет огромную роль в развитии партнерских отношений, овладение коллективной деятельностью, объединить детей, направлена на социально- коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие детей, родителей и педагогов с целью реализации проекта.

В современном социокультурном пространстве дошкольнику, чтобы стать легко адаптирующимся, коммуникабельным, необходимо овладеть коммуникативными навыками.

Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем педагогики и психологии. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В последнее время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими.

Развитию коммуникативных умений способствует коллективная деятельность.

Дошкольники в условиях дошкольного учреждения взаимодействуют в разных видах деятельности: в игре, на занятиях, в быту и труде.

Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности старшего дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту. Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка. В сюжетно-ролевых играх возможно сближение больших групп детей, что создает условия для развития коллективных взаимоотношений.

Чем сложнее игра, тем сложнее в ней складываются взаимоотношения детей и ярче выступают умения договариваться, самостоятельно и справедливо разрешать конфликты, быть целеустремленными и дружными, т.е. те качества, без которых невозможно развитие организаторских способностей.

В детском саду решается задача формирования у детей умения трудиться в коллективе. Происходит это постепенно, путем объединения детей в процессе труда в небольшие группы с общим заданием (если у них уже есть опыт работы вдвоем-втроем, то общее задание может выполнять группа из 6-7 участников). В процессе такого труда воспитатель формирует у детей представления об общей ответственности за порученное дело, умение самостоятельно и согласованно действовать, распределять между собой работу, приходя на помощь друг другу и стремясь совместными усилиями достичь результата. Все это обогащает их опыт взаимоотношений в деятельности, придает им положительный характер.

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручений, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

Большинство поручений уже в старшей группе становятся групповыми, объединяющими от 2 до 5-6 участников, т. е. принимают коллективный характер.

Систематическое участие детей в общем труде позволяет сформировать у них умение дружно трудиться в коллективе, приходить по собственной инициативе на помощь товарищам.

 Хотя труд, игра и бытовая деятельность оказывают большое влияние на воспитание детей, немаловажная роль отдается обучению. Преимущество обучения заключается в том, что оно целенаправленно. Обучение осуществляется систематически, планомерно, этим обеспечивается определенная последовательность в накоплении знаний и умений, а также их прочность. Основная форма дошкольного обучения – непосредственная образовательная деятельность.

Обучение детей в коллективе имеет определенные преимущества: в совместной работе они активно влияют друг на друга, имеют возможность проявить инициативу, смекалку. Когда перед детьми ставятся задачи, требующие общих усилий, возникают совместные переживания, формируется чувство коллективизма. Экскурсии, совместное выполнение работ по рисованию, лепке, конструированию, объединение в общих играх и плясках на музыкальных занятиях, на занятиях по развитию движений, совместные переживания, вызванные чтением художественной литературы, - все это способствует созданию дружного детского коллектива и формирует умение жить и работать в нем.

В процессе занятий у детей воспитывается интерес к школе и учению, вырабатываются навыки учебной деятельности, правильного поведения, чувство ответственности, исполнительность, выдержка.

Таким образом, из анализа методической литературы можно сделать вывод, что все виды деятельности детей влияют на их взаимоотношения. Чем чаще они участвуют в совместной деятельности, тем лучше и прочнее их взаимоотношения.

Участники проекта: дети группы старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Тип проекта: долгосрочный (1 год)

Планируемый результат проекта:

  • Пополнить представление детей о взаимоотношениях, дружбе, взаимопомощи;
  • Проявлять интерес и желание помогать друг другу;
  • Содействовать развитию речевой активности детей;
  • Научить детей бережнее относиться друг к другу;
  • Развить общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослым,
  • Оформить выставку совместно с родителями “Как мы умеем дружить”.

Предлагаемые итоги проведения проекта:

  • Активизировать словарь детей: играть вместе, дружба, помощь, сотрудничество, коллектив;
  • Научиться уважительно относиться к сверстникам и взрослым;
  • Умение играть дружно, не ссориться, развить общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослым.

Итоговый продукт проекта: 

  • Коллективная работы детей по продуктивной деятельности: лепка по парам «Как львенок и черепаха песню пели»; аппликация в группах «Три поросенка»; аппликация «Магазин «Детский мир»; создание и оформление книги «Наша группа» (летопись группы); ручной труд «Ремонт книг»; поздравительные плакаты к 23 февраля; выставка «Юные модельеры – платье для Весны»; изготовление панно «В небесах, на земле и на воде».
  • Музыкально - театрализованное представление по мотивам русской народной сказки "Волк и семеро козлят". Сказка на новый лад.

План работы над проектом.

1 этап – подготовительный:

Деятельность воспитателя:

  • Изучение методической литературы по теме.
  • Определение цели и задач проекта.
  • Наблюдение за детьми.
  • Подбор игр, литературы, иллюстраций.
  • Организация разных видов игр для детей.
  • Разработка конспектов НОД, развлечений.

Деятельность детей:

  • Самостоятельная игровая деятельность детей.
  • Рассматривание иллюстраций, рассматривание картины «Дети играют», «Поможем другу».

Работа с родителями:

  • Наблюдение за детьми.
  • Анкетирование родителей: «Общение в семье», «Навыки общения».

2 этап – формирующий:

Деятельность воспитателя:

  • Организация бесед, развивающих игр, наблюдений.
  • Проведение НОД (коллективный труд).
  • Проведение развлечений.
  • Чтение художественной литературы (стихов, рассказов, сказок).
  • Оказание помощи при реализации деятельности.
  • Пополнение предметно – развивающей среды группы.

Деятельность детей:

  • Коллективный труд по подгруппам.
  • Игры в сюжетно-ролевые игры.
  • С помощью воспитателя игры в режиссерские игры.
  • Рассматривание иллюстраций, книг.

Работа с родителями:

  • Привлечение родителей к осуществлению проекта.
  • Подготовка памятки: «Правила общения в семье»; «Приемы слушания ребенка»; «Мама, научи меня общаться».
  • Подготовка консультаций: «Формирование культуры общения», «Учимся дружно играть», «Игровое взаимодействие детей», «Формирование коммуникативных навыков детей 5-6 лет».
  • Оформление уголка для родителей «Наша дружная группа».

3 этап – итоговый:

Деятельность воспитателя:

  • Анализ выполненной работы.
  • Представление конспектов.
  • Проведение мониторинга.
  • Оформление выставки детских работ.

Деятельность детей:

  • Активно играют друг с другом в сюжетно-ролевые игры.
  • Умеют организовывать свою работу в парах, группах.

Методическое обеспечение проекта:

Работа педагогов:

  • Разработка перспективного плана по развитию навыков взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста.
  • Создание картотек подвижных, дидактических, словесных, театрализованных игр, игр-драматизаций, игровых упражнений на развитие коммуникативных умений и навыков, разработка моделей сюжетно-ролевых и режиссерских игр.
  • Разработка консультативного материала для родителей.

Работа с детьми:

  • Проведение диагностики развития навыков взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста.
  • Реализация перспективного плана работы, формирование навыков взаимодействия детей через коллективную деятельность.

Работа с родителями:

  • Включение родителей в непосредственное общение с детьми.
  • Привлечение родителей к оформлению предметно-развивающей среды в ДОУ и дома.

Реализация проекта:

Месяц

Содержание работы

Итоговый продукт

Сентябрь

Освоение совместно-индивидуальной модели сотрудничества (СИМС)

Проведение социометрического эксперимента «Краски в подарок»

Лепка по парам «Как львенок и черепаха песню пели»

Пиктограмма «Говорящие куколки»

Чтение «Хорошее настроение»

«Куклы, куклы, к нам спешите, как все делать расскажите» (СИМС)

Октябрь

Освоение совместно-индивидуальной модели сотрудничества (СИМС)

Игра-инсценировка «Говорящие куколки»

Аппликация в группах «Три поросенка»

«Волшебные карточки – помощницы» (СИМС)

Чтение «Вода и воздух»

Ситуация сотрудничества «Живое-неживое»

Ноябрь

Закрепление совместно-индивидуальной модели сотрудничества (СИМС)

Пиктограмма «Мимическая гимнастика»

Диагностическое НОД (аппликация «Магазин «Детский мир»»)

Чтение «Сказка про двух жуков»

Ситуация сотрудничества «Знатоки природы»

СРИ «Магазин игрушек»

Декабрь

Освоение совместно-последовательной модели сотрудничества (СПМС)

Пиктограмма «Азбука настроения»

Cоздание и оформление книги «Наша группа» (летопись группы)

«Куклы, куклы, к нам спешите, как все делать расскажите» (СПМС)

Чтение «Пирог на день рождения»

Ситуация сотрудничества «Юные модельеры»

Январь

Освоение совместно-последовательной модели сотрудничества (СПМС)

Пантомимический этюд «Волшебные очки»

Ручной труд «Ремонт книг»

«Волшебные карточки – помощницы» (СПМС)

Игра «Человекомашины»

Чтение «Ковер-самолет»

Февраль

Закрепление совместно-последовательной модели сотрудничества (СПМС)

Игра «Проведи слепого»

Диагностическое НОД (поздравительные плакаты к 23 февраля)

СРИ «Больница»

Игра «Слово-за-слово»

Чтение «Сказка о дружных братьях»

Март

Освоение совместно-взаимодействующей модели сотрудничества (СВМС)

 Пантомимический этюд «Ты самый, самый…»

Ситуация сотрудничества «Юные модельеры – платье для Весны»

«Куклы, куклы, к нам спешите, как все делать расскажите» (СВМС)

Чтение «Сказка о том, как медвежонок в гости собирался»

Моделирование «День рождения сапога» (ознакомление с моделью сотрудничества «Лесенка»)

Апрель

Освоение совместно-взаимодействующей модели сотрудничества (СВМС)

Д/И «Рассыпанный рассказ»

Изготовление панно «В небесах, на земле и на воде»

«Волшебные карточки – помощницы» (СВМС)

Ситуация сотрудничества «Огород на окне»

Чтение «Пять братьев»

Май

Закрепление совместно-взаимодействующей модели сотрудничества (СВМС)

Игра «Гусеница»

Музыкально - театрализованное представление по мотивам русской народной сказки "Волк и семеро козлят". Сказка на новый лад.

Ситуация сотрудничества «Загадка Петрушки»

Чтение «Незадачливые портные»

Ситуация сотрудничества «Мы артисты» - подготовка материалов для «театра» (спектакля).


Источники:

  1. http://festival.1september.ru/articles/652258/
  2. http://www.eduinfluence.ru/inehs-178-2.html
  3. http://infourok.ru/proekt-socialnokommunikativnoe-razvitie-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-processe-igri-598697.html
  4. http://www.maam.ru/detskijsad/anketa-dlja-roditelei-navyki-obschenija.html
  5. http://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2015/09/27/muzykalno-teatralizovannoe-predstavlenie-po-motivam
  6. http://www.ds1524.ru/groops/groops2012/3gr/igr_3gr.pdf
  7. Римашевская Л.С. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников. Учебно-методическое пособие. [Текст]/ Л.С. Римашевская  – М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-познавательный проект в группе старшего возраста «01 спешит на помощь». Воспитатель высшей категории Шкилева Е.В

Тема проекта: «Правила по пожарной безопасности».Цель проекта:Сформировать у детей старшего дошкольного возраста основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание услов...

Краткосрочный проект в группе раннего возраста с родителями Моя дружная семья

Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека.        Семья – это удивительный незаменимый и сложный организм. Это близкие люди, это тр...

Проект в старшей группе по взаимодействию с родителями «Вместе дружнее, вместе веселее»

Семья и дошкольное учреждение- два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие....

Проект для группы раннего возраста "Давайте жить дружно"

Проект для группы раннего возраста "Давайте жить дружно"...

Тематическое развлечение в группе старшего возраста "Весело играем, дружно зиму провожаем!"

Тематическое развлечение в группе старшего возраста "Весело играем,дружно зиму провожаем!"...

Краткосрочный проект в группе раннего возраста совместной деятельности воспитателей и родителей "Вместе дружная семья - детский сад, родители и я"

Данный проект направлен на сплочение детского коллектива и ребенка с семьей.Цель:Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами; вовлечение родителей в воспит...