Художественная литература как элемент нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
статья (подготовительная группа) на тему
Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Художественная литература как элемент нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
В воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает формирование нравственных чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.[1]
Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература. Исследования А.В. Запорожца, которые были посвящены изучению восприятия дошкольниками сказки, позволили выделить следующие особенности. Ребенка не удовлетворяют неопределенные ситуации, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой. Дети сразу же стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. А по отношению ко всем, кто препятствует осуществлению их замыслов, становятся в резко отрицательное отношение. При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал. Литературные персонажи фиксируются в сознании ребенка в соответствии с определенной характеристикой. Дошкольнику очень трудно отнести себя к отрицательному персонажу. Так, ребенок, даже понимая, что нарушил нравственную норму, не может отождествлять себя с Карабасом, а утверждает, что поступил как Буратино. [4]
В дошкольном возрасте у детей активно развивают интерес и любовь к художественной литературе. Значительно усложняются задачи, которые педагог должен решать, знакомя ребенка с произведениями различных жанров. У детей воспитывают способность замечать некоторые выразительные средства. Учат определять и мотивировать свое отношение к героям произведения. Формируют нравственные критерии оценки. Дошкольников учат также выразительно читать стихи, при пересказе литературного текста соблюдать смысловые паузы, интонации, соответствующие характеру произведения, переживаниям героев.[3]
В соответствии с программой дошкольников знакомят с различными сказками. Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь.
Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому, знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка. [2]
Таким образом, художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе.
Список используемой литературы
1. Дошкольная педагогика. Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина
Просвещение, Москва, 1978 г.
2. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). – М.: Педагогика, 1972. –143с.
3. Стрелкова Л.П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка: Эмоциональное развитие дошкольника. - М.: Просвещение, 1985.
4. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Уч. пособие для учащихся средних пед. уч. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 1996 - 336 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/24/picture-799693-1466787421.jpg)
«Художественное произведение как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Проблема нравственного воспитания была и остается актуальной всегда. Для разных людей в разные исторические эпохи и в разные периоды жизни на первый план выступают разные ценности и цели.СОДЕРЖАНИЕВВЕ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/01/picture-1223900-1583086671.jpg)
Консультация с сообщением опыта работы «Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей дошкольного возраста»
Ярко и образно говорится в народном творчестве о труде. В формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений, загадок, пословиц. Своей эмоциональностью, о...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/14/picture-1298657-1607964836.jpg)
«Использование художественной литературы в формировании нравственных качеств детей дошкольного возраста»
Актуальность. Вопросы нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современных условиях являются одной из актуальных проблем и рассматриваются отечественной педагогикой как приоритетное напра...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/11/picture-957137-1507709268.jpg)
Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей дошкольного возраста.
«Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен пережить это благородное чувство».В. А. Сухомлинский....
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/20/picture-1485315-1695194404.jpg)
Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей дошкольного возраста.
Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/28/picture-1293860-1606588689.jpg)
«Использование художественной литературы в духовно – нравственном воспитании детей дошкольного возраста».
Главной задачей в наше время является духовно-нравственное воспитание детей. От того как мы воспитаем дошкольников в нравственном отношении зависит не только его успешное...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/02/picture-981116-1512227163.jpg)
презентация " Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей дошкольного возраста"
презентация " Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей дошкольного возраста"...