Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Что было сказкой, то стало былью"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Тимофеева Лидия Ивановна

    Основные задачи:

·       формирование  у детей знаний о значении технического прогресса в жизни человека;

·       развитие познавательной и речевой активности,

·       развитие внимания, словесно-логического мышления;

·       закрепление знаний содержания русских народных сказок;

·       обогащение словарного запаса;

·       развитие коммуникативных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_bylo_skazkoy_to_stalo_bylyu.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 23 комбинированного вида

Московского района

Санкт - Петербурга

Познавательно-речевое занятие

«Что было сказкой, то стало былью»

для детей старшего дошкольного возраста

   Автор:

воспитатель

 Тимофеева Лидия Ивановна

           

Санкт- Петербург

2011г.

     Цель: воспитание гуманного отношения ко всему живому.

    Основные задачи:

  • формирование  у детей знаний о значении технического прогресса в жизни человека;
  • развитие познавательной и речевой активности,
  • развитие внимания, словесно-логического мышления;
  • закрепление знаний содержания русских народных сказок;
  • обогащение словарного запаса;
  • развитие коммуникативных способностей.

     Используемый материал:

  • картинки с изображением технических механизмов, приборов, транспорта (бульдозер, автомобиль, акваланг и др.);
  • разрезные картинки к сказке «По щучьему велению» (русская печка, сани, ведро, коромысло);
  • картинки с изображением разных животных;
  • русские народные сказки «По щучьему велению», «Царевна лягушка»

Ход занятия:

Организационный момент (дети стоят полукругом напротив             воспитателя).

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки:

         Где это бывает - человек стоит, лестница шагает?

Дети: В метро.

         Воспитатель: Летит птица-небылица, а внутри народ сидит?

Дети: Самолет.

         Воспитатель: Не похож я на коня, а седло есть у меня?

         Дети: Велосипед.

  Сообщение темы занятия.

         Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о человеке и его изобретениях. Вы будете соревноваться между собой.

Воспитатель: Разделимся на команды. Каждому участнику команды придется проявить смекалку. За правильные ответы участники команд будут получать жетоны.            

          Воспитатель: Слева от меня встанут дети первой команды, чьи имена начинаются с гласного звука.

 Формируется команда в соответствии с заданием.

         Воспитатель: Молодцы! Алеша, Аня, Артем, Эва, Остап, Оля встали  правильно.

         Воспитатель: Справа от меня встанут дети второй команды, чьи имена начинаются с согласного звука.

Формируется команда в соответствии с заданием.

        Воспитатель: Назовите свои имена, чтобы мы могли вас проверить.

        Дети: Даша, Коля, Максим, Вита, Федя, Настя.

       Задание 1.

       Воспитатель: Дети, отгадайте из какой сказки отрывок, который я прочитаю: «…Пустил стрелу старший брат - упала она на боярский двор. Пустил стрелу средний брат - полетела стрела к богатому купцу во двор.  Пустил стрелу Иван-царевич - полетела его стрела прямо в топкое болото…».

        Дети: Русская народная сказка « Царевна-лягушка».

 Задание 2.

Каждая команда получает конверт с картинками животных.                                          

        Воспитатель: Ребята, выберите изображение  лишь тех животных, которые помогли Ивану – царевичу освободить Василису Прекрасную. Объясните свой выбор.

         Дети: Я выбрала  медведя. Он  наделен большой силой.

         Дети: Я выбрал  зайца. Он  быстро бегает.

         Дети: Я выбрала  щуку. Она приспособлена жить в воде.

         Дети: Я выбрал  утку. Она  умеет летать.

Задание 3.

              Воспитатель: Подумайте и назовите, что использовал бы современный разумный человек в подобной ситуации?

         Дети: трактор, лодку, вертолет.

   Участникам команд  выдаются картинки с изображением технических средств.

          Воспитатель: Выберите те картинки с изображением технических средств, которые могли бы помочь Ивану-царевичу.

         Дети выбирают картинки с изображением бульдозера, автомобиля, акваланга, самолета.

         Воспитатель: Как может помочь Ивану – царевичу самолет?

         Дети: Перенесет далеко.

         Дети: Поможет добраться быстро.

Логоритмическая пауза (дети говорят и  выполняют движения в соответствии с текстом).

          Воспитатель: А теперь давайте отдохнем и подвигаемся.

     Мы шагаем, мы шагаем,

     Выше ноги поднимаем.

 Влево шаг – вправо шаг,

 Шаг вперед – шаг назад.

     Мы шагаем, мы шагаем,

     Ноги дружно поднимаем.

     Шаг немножко замедляем,

     Постепенно ускоряем.

Сейчас быстро мы пойдем,

Затем медленно идем.

Руки вверх мы поднимаем,

А потом их опускаем.

                                                                                   З. Репина, В.Буйко.

 Задание 5.

             Воспитатель: Дети, послушайте и  отгадайте отрывок из другой русской народной сказки: «Жили три брата, два-то умных, а третий – дурак. Собрались как-то умные братья ехать в нижние города за товарами…».

           Дети: Это отрывок из русской народной сказки « По  щучьему велению».

 Задание 6.

           Воспитатель: А сейчас будет еще одно задание. Команды получают конверты с разрезными картинками.

           Воспитатель: Ребята, вам нужно сложить картинки предметов, которые  оживали в сказке.

           Воспитатель: Какие предметы оживали в сказке? Назовите их.

           Дети: печь, сани, вёдра.

 Дети выполняют задание и называют получившиеся картинки.

           Воспитатель: А теперь, дети, найдите среди картинок  изобретения современного человека, которые сделали явью сказочные способности предметов.    

 Дети находят и называют водопроводный кран вместо коромысла с вёдрами, пассажирский транспорт вместо самоходной печки, автомобиль вместо саней.

  Задание 7.

            Воспитатель: И последнее задание. Каждая команда должна изобразить с помощью движений какой-либо вид транспорта, изобретенный человеком.

Дети выполняют движения в соответствии с заданием. Другая команда должна угадать, какой транспорт представлен.

 Подводится итог соревнования команд.

          Воспитатель: Ребята, скажите, что мы узнали нового на занятии?

          Дети: Мы узнали, что человек может значительно больше других живых существ.

           Дети: Он стал сильнее других  живых существ.

           Дети: Чтобы лучше видеть, человек придумал очки, подзорную трубу, бинокль. Чтобы лучше слышать, человек создал  микрофон, рупор.

           Дети: Чтобы быстрее передвигаться, человек изобрел различный транспорт - велосипед, автомобиль, поезд, самолёт и др.

           Воспитатель: Но безграничные возможности, которые он получил благодаря своему разуму, дают ли ему право бездумно и безжалостно распоряжаться природой?

           Дети: Нет. Человек должен беречь природу, защищать и помогать другим живым существам, которые слабее его.

          Воспитатель: Ребята, я с вами полностью согласна и в заключение нашего занятия хочу прочитать стихотворение:

                  Давайте будем беречь планету,

                  Другой такой на свете нету,

                   Развеем над нею и тучи, и дым

                   В обиду ее никому не дадим.

                                Беречь будем птиц, насекомых, зверей,

                                От этого станем мы только добрей,

                                Украсим всю землю садами, цветами…

                                Такая планета нужна нам с вами!

                                                                                     Н. Добронравов        

         Воспитатель: Дети, сегодня вы узнали много нового и интересного. В нашем соревновании победила дружба. Вы хорошо поработали, молодцы. Спасибо!

                 Список используемой литературы:

  1. Единство человека и природы. Программа экологического образования дошкольников.

ТОО «Икар», Санкт- Петербург, 2000 г.

  1. С.Н.Николаева Методика экологического воспитания

в детском саду. «Просвещение», Москва, 1999 г.

     3. М.Ю.Картушина Конспекты логоритмических занятий

         с детьми 6-7 лет. Москва, «Сфера»,2006 г.

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк»

Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста.Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк»Цель: воспитать в детях  интерес к миру музыки; познакомить детей с о...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Весенняя сказка»

Конспект занятия для детейстаршего дошкольного возраста«Весенняя сказка»...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Весенняя сказка»

Программные задачи: учить составлять сказку на предложенную тему и изображать её на бумаге, передавая особенности сказочного жанра. Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений к заданным сл...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Весенняя сказка»

Учить составлять сказку на предложенную тему и изображать её на бумаге, передавая особенности сказочного жанра. Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений к заданным словам. Формировать ум...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Весенняя сказка»

Цели: учить составлять сказку на предложенную тему и изображать её на бумаге, передавая особенности сказочного жанра. Развивать речь слабослышащего дошкольника (Учить подбирать синонимы и антоним...