Сообщение из опыта работы "Организация работы с родителями в группе для детей с нарушением зрения"
консультация (старшая группа) по теме

В сообщение раскрыт опыт работы воспитателя в сотрудничестве с учителем-дефектологом с родителями детей, имеющих нарушение зрения. Даны рекомендации родителям, как правильно подобрать зрительную нагрузку для ребенка, как организовать рабочее место. Опыт могут использовать педагоги, работающие с детьми с нарушением зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_iz_opyta_raboty.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №69»

ЭМР Саратовской области

Сообщение из опыта работы

Организация работы с родителями

в группе для детей с нарушением зрения

        Воспитатель: Аржанухина

                                                                                                               Вера Александровна

2016 год

Взаимодействие семьи и детского сада является очень важным звеном в воспитании ребёнка, так как главное место в воспитании детей отводится семье. Семья играет важную роль в формировании личности ребёнка. Дошкольной педагогикой накоплен большой опыт по работе с родителями. Существует много форм организации работы с родителями: родительские собрания, информационные  папки-передвижки, анкетирование и др. Наряду с традиционными формами всё большее применение находят и нетрадиционные формы: творческие выставки, совместные праздники и досуги, проектная деятельность.

В статье представлен опыт  учителя-дефектолога и воспитателей по организации работы с родителями в группе для детей с нарушением зрения.

В нашем дошкольном учреждении осуществляется комплексный медико-психолого-педагогический подход к сопровождению детей с нарушением зрения. Своевременное включение родителей в коррекционно-педагогический процесс является необходимым условием для осуществления комплексного подхода к детям с нарушением зрения.

В наш детский сад дети попадают по направлению врача-офтальмолога, через ГМПК. Это дети с такими зрительными нарушениями, как косоглазие, амблиопия, гиперметропия, астигматизм. Если до этого времени ребёнок посещал другой детский сад и отношения со сверстниками и воспитателями сложились хорошо, то родители не всегда хотят переводить ребёнка из другого детского сада, стремясь ограничиться только медицинской помощи.  В настоящее время очень большой поток информации, получаемый через телевидение, СМИ, интернет, книги привёл к тому, что многие родители обладают большими познаниями в воспитании и образовании детей дошкольного возраста, но, к сожалению, эти знания бессистемны, и не всегда применяются в соответствии с возрастом ребёнка и его возможностями. Тем более, большинство родителей не осведомлены о структуре коррекционного образования и не понимают возможностей коррекционно-развивающей среды. Свой отпечаток накладывает и социальный статус семьи. За  годы работы нашей группы 55% детей — это дети из неполных семей, воспитываемые только матерями.

Исходя из выше сказанного, мы выделили три направления в работе с родителями:

- обучение родителей соблюдению офтальмологических рекомендаций (знание родителями диагноза ребёнка, особенностей зрительного восприятия детей с нарушением зрения, умение подбирать зрительную нагрузку, организовывать рабочее место и место для игр в зависимости от диагноза ребёнка);

- повышение педагогической компетенции родителей (педагогическое просвещение родителей предусматривает ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с детьми);

- оказание помощи родителям в вопросах воспитания детей.

Свою работу с родителями в младшей группе мы начинаем не с традиционного родительского собрания, а с проведения экскурсии по группе и детскому саду. Основная цель экскурсии — это демонстрация возможностей развивающей среды дошкольного учреждения. Так в группе мы знакомим родителей с игровые зонами; рассказываем о значении и использовании в работе зрительных тренажёров, различных пособий и дидактических игр для детей с нарушением зрения; объясняем, как найти информацию в родительском уголке. После этого мы вместе с сестрой — ортоптисткой приглашаем родителей в кабинет с лечебной аппаратурой, где подробно рассказываем об использовании аппаратов и компьютерных программ для лечения детей. В заключении информируем родителей о дополнительных возможностях нашего дошкольного учреждения. Так в нашем детском саду работает логопункт, кабинет психолога, школа молодых родителей и «Сенсорная комната», где родители и нуждающиеся дети могут получить квалифицированную помощь логопеда,  психолога,  музыкального руководителя, инструктора по физвоспитанию, старшего воспитателя и заведующего, врача-офтальмолога, а так же разработан годовой план по оздоровлению детей, включающий в себя, различные мероприятия профилактического характера (приём витаминных отваров, кислородного коктейля и др.)

Следующий этап — это анкетирование родителей, которое направлено на выявление отношения родителей к проблемам ребёнка. Отрицание диагноза ребёнка достаточно распространённая позиция родителей. Им кажется, что, не смотря на низкую остроту зрения, ребёнок нормально видит, они не понимают особенностей зрительного восприятия детей с нарушением зрения, и как следствие не хотят одевать детям очки и тем более окклюдор. После сбора данных и обработки результатов, мы организуем родительское собрание, на которое приходят врач-офтальмолог и сестра-ортоптистка. Цель этого собрания  объяснить родителям физические особенности зрительного анализатора их детей в зависимости от диагноза, а так же показать и доказать насколько важна очковая коррекция, ношение окклюдора и выполнение рекомендаций врача-офтальмолога и учителя-дефектолога для здоровья детей. Учитель-дефектолог объясняет какие трудности физического и психологического характера испытывают дети при ношении окклюдора, и как родители могут им помочь в этот сложный период.

В дальнейшем учитель-дефектолог организует ещё одну консультацию со всей группой родителей, в которой объясняет особенности зрительного восприятия детей с нарушением зрения.

Родителям всегда интересно знать, как их дети проводят день в детском саду, поэтому воспитатели в родительском уголке регулярно оформляют фотовыставки по разным темам: «Наши эмоции», «Экскурсия в осенний лес», «Зимняя прогулка», «Мы дежурим», «Наши занятия» и др. Кроме этого показываем короткие видеозарисовки на родительских собраниях и тематических консультациях. Такие формы работы помогают родителям увидеть своих детей в различных видах деятельности и составить более полное представление о воспитательной и образовательной работе в группе.

Эффективной зарекомендовала себя такая форма работы, как консультационно-практическое занятие. Оно может проводиться как с родителями, так и совместно с родителями и детьми. Основное условие проведения такого занятия -  это непродолжительность и лаконичность. Оно не должно включать в себя большого количества теоретических знаний, а лишь краткое ознакомление с целью  и коррекционной направленностью того или иного задания, упражнения или игры. Были проведены такие занятия на различные темы: «Развитие сенсорной сферы у детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста», «Зрительное внимание и память», «Игры, которые лечат», «Формирование графомоторных навыков у детей с нарушением зрения при подготовке к школе», «Зрительные гимнастики» и др.

Работа над развитием сенсорной сферы дошкольников, начатая в младшей группе, нашла своё продолжение в средней группе в виде проектной деятельности и творческой мастерской. Воспитателем группы был подготовлен и проведён совместно с родителями и детьми проект «Народная мудрость гласит», который был направлен на повышение мотивационной способности к охране зрения. Творческая мастерская позволяет родителям получить навыки коммуникативного общения, научиться лучше понимать своих детей, разнообразить  домашний досуг.

В старшей группе большое внимание уделяется подготовке детей к школе. Работа, проведённая в предыдущие годы, позволила включить такие формы взаимодействия с родителями, как туристические походы, интеллектуальные игры, игровые обучающие занятия.

Индивидуальное консультирование родителей является обязательной  формой работы. Общаясь с родителями индивидуально, воспитатели и учитель-дефектолог получают возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи семье, дать родителям конкретные советы. Адресная помощь происходит как по запросу родителей, так и по инициативе педагогов. Совместно с воспитателями разрабатываем летние рекомендации для каждого ребёнка.

Ежегодно в конце апреля для родителей проводится «Неделя открытых дверей». Родители получают приглашение на посещение занятий, различных режимных моментов, развлечений. Наша практика показала, что родители с удовольствием посещают такие мероприятия, это даёт им возможность оценить успехи своих детей и увидеть их трудности в обучении.

Родители получают консультационную помощь всех специалистов. В  ДОУ успешно работает «Семейный клуб». Каждый месяц один из специалистов детского сада приглашает к себе на консультацию родителей. Эта работа позволяет формировать педагогическую культуру родителей; ориентировать родителей на создание оптимальных педагогических условий в семье путём обучения родителей специфическим способам и приёмам взаимодействия с ребёнком.

Организация развлечений в группе к праздникам показала, что родители более охотно стали принимать участие в играх, готовить домашние задания  и выступать вместе с детьми, стали более раскрепощёнными. Традиционным стало отмечать «День матери». К этому празднику дети готовят подарки для мам, разучивают стихи, поздравления. Такие праздники очень сближают родителей и детей.  

Об успешности работы свидетельствует положительная динамика коррекции зрительных нарушений. В 2014-2015 учебном году в школу выпущено 8 детей, из них у 3-х детей полное выздоровление по остроте зрения, у 1 ребёнка снят диагноз амблиопия, у 1 ребёнка изменился характер зрения: с одновременного на бинокулярный..

Вся работа, проводимая с родителями, в конечном результате нацелена на то, чтобы родители поняли, что при поступлении ребёнка с нарушением зрения в школу, прекращение лечения и отсутствие специальных коррекционных занятий может привести к рецидивам зрительной глазной патологии. Поэтому очень важно закрепить результаты лечения в период начального школьного обучения, и эта задача полностью ложится на плечи родителей. Знания, полученные от специалистов ДОУ, помогут им справиться с этой задачей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сообщение о взаимосвязи работы логопеда и других специалистов дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения, особенности работы.

В сообщении раскрываются особенности логопедической работы  с детьми с косоглазием и амблиопией. На примере одной лексической темы ("Транспорт") прослеживается взаимосвязь учителя-логопеда, воспи...

Сообщение из опыта работы «Организация работы с родителями в группе для детей с нарушением зрения»

В данном материале публикутся формы работы с родителями с детьми с нарушением зрения...

Из опыта работы: «Организация работы с родителями по вопросам оздоровления детей»

используемые формы работы по оздоровлению детей в детском саду и дома...

Эссе воспитателя "«Организация работы с родителями в группе для детей с нарушением зрения»

эссе Организация работы с родителями в группе для детей с нарушением зрения...

Сообщение из опыта работы "Организация работы по формированию интереса у детей к классической и народной музыке"

Первым звеном в приобщении детей к музыкальной культуре является восприятие музыки. В сообщении рассказываю, как проходит работа по формированию интереса детей к классической и народной музыке в проце...

Из опыта работы: «Организация работы с родителями по вопросам оздоровления детей»

используемые формы работы по оздоровлению детей в детском саду и дома....

Сообщение из опыта работы «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»

Закладывать основы нравственности, патриотизма, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру и окружающим людям. Поэтому, в дошкольной...