Педагогический проект "Развитие взаимодействия детского сада и семьи в рамках ознакомления с традициями празднования Нового года в России"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Горшенина Надежда Владимировна

Проект "Развитие взаимодействия детского сада и семьи в рамках ознакомления с традициями празднования Нового года в России" направлен на формировании у детей знаний о традициях  Нового года. Воспитание дружеских взаимоотношений и любовь к народным традициям. Полученные знания помогут развить творческие способности каждого ребенка и желание поучаствовать  в организации  и проведении праздника в детском саду и семье. Так же дети ознакомятся с правилами безопасности в новогодние праздники.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский Государственный областной университет

Проект «Развитие взаимодействия детского сада и семьи в рамках ознакомления с традициями празднования Нового года в России»

                                                                  Выполнила: воспитатель

                                                                  МБДОУ детского сада №79

                                                                  комбинированного вида

                                                                  Горшенина Н.В.

                                                                  Группа №171а

                                                   Одинцово

                                                        2014

Краткая аннотация к проекту:

   Данный проект направлен на формировании у детей знаний о традициях  Нового года. Воспитание дружеских взаимоотношений и любовь к народным традициям. Полученные знания помогут развить творческие способности каждого ребенка и желание поучаствовать  в организации  и проведении праздника в детском саду и семье. Так же дети ознакомятся с правилами безопасности в новогодние праздники.

Продолжительность проекта: краткосрочный

Тип  проекта: информационно - практико-ориентированный, творческий.

Участники проекта: дети  старшей группы, педагоги, родители, музыкальный руководитель.

Актуальность темы:

Новый год в России любят и празднуют с удовольствием и радостью. Этот праздник оброс традициями, которые сложились за многие годы. Со временем появились современные обычаи и порядки, характерные именно для нашей страны. Традиции важны для каждого народа, ведь они являются связью новых поколений с предками.

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе.

Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами.

Цель проекта:

  • Познакомить детей с обычаями и  традициями празднования Нового года в нашей стране.

Задачи проекта:

Для детей:

- Познакомить детей с общенародным праздником Новый год, его историей,  традициями и правилами безопасности в новогодние праздники.

- Воспитывать дружеские взаимоотношения, любовь к народным традициям.

- Развивать любознательность, творческие способности, память, желание разучивать стихи и песни.

- Развивать у детей интерес в организации  подготовки и проведении праздника в детском саду и семье.

- Подготовка к новогоднему утреннику в детском саду.

Для родителей:

- Привлечение родителей  к активному участию в жизни ДОУ.

- Привлечение родителей к украшению группы к Новому году.

        

- Привлечение родителей к подготовке детей к новогоднему утреннику в детском саду.

Для педагогов:

- Участие  в сборе информации о народных традициях Нового года и правилах безопасности в новогодние праздники.

- Разработка занятий, бесед, разучивание стихов, песен к новогоднему утреннику.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

- Формирование у детей интереса к народным традициям и обычаям празднования Нового года с ёлкой.

- Владение детьми информацией о правилах безопасности в новогодние праздники.

- Знание наизусть текста новогодних стихов и песен к новогоднему утреннику в детском саду.

Для родителей:

- Активное участие родителей в жизни ДОУ.

- Участие в украшении группы к Новому году.

        

- Участие в подготовке детей к новогоднему утреннику в детском саду.

- Развитие конструктивного взаимодействия родителей  с педагогами ДОУ.

- Присутствие родителей на новогоднем утреннике.

Для педагогов:

-  Приобретение педагогического опыта в процессе реализации проекта научиться создавать необходимые условия для формирования взаимоотношений с семьями воспитанников.

- Участие в проведении новогоднего утренника совместно с детьми.

Этапы реализации проекта:

1 этап – Подготовительный

2 этап – Основной

3 этап – Заключительный

Подготовительный этап

  • Организация предметно-развивающей среды: подбор материала на новогоднюю тематику (иллюстрации, открытки, стихи).
  • Изучение традиций празднования Нового года в России.
  • Изготовление искусственной елки в группу.

Основной этап

  • Беседа с родителями о предстоящем утреннике в детском саду.
  • Наблюдение за елями на групповом участке.
  • Рассматривание иллюстраций, открыток.
  • Чтение и составление рассказа к стихотворению  К. Фофанова «Нарядили елку».
  • Физкультминутки «Наша ёлка велика», «Зимние забавы».
  • Дидактические игры «Флажки и гирлянды», «Двенадцать месяцев», «Собери елку» (пазлы).
  • Разучивание песен и стихотворений по сценарию для утренника.
  • Художественное творчество (рисование) «Маленьким елочкам холодно зимой».
  • Пальчиковая гимнастика «Новый год», «Украшаем елочку».
  • Украшение елки в группе.

Заключительный этап

  • Новогодний утренник « В гости к Деду Морозу».

Приложение 1:

Чтение и составление рассказа к стихотворению  К. Фофанова «Нарядили елку».

Тема: составление рассказа с использованием приема эмпатии по стихотворению К. Фофанова «Нарядили елку… »

Цель. Обобщить знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменения. Упражнять детей перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица. Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания.

Материал: Иллюстрация зимнего хвойного леса, картина с изображением Новогодней елки.

Ход занятия.

Воспитатель напоминает детям о том, что приближается веселый праздник Новый год «Скоро в нашем, зале и у вас дома будут стоять красиво убранные лесные елки, - говорит педагог. - Когда все спят, о чем вспоминает елка, о чем тоскует? (Показывает на картину с изображением Новогодней елки.) - Страшно ли ей было, когда люди рубили ее? О чем она думала в этот момент? Как вы думаете, может ли елка плакать?

У хвойных деревьев на ветках, стволах выступают капельки смолы. Они прозрачны, очень липки и похожи на слезы.

Что можно сказать о новогоднем наряде елки? Наряд у елки, какой? (Праздничный, веселый, сверкающий, блестящий) Понравилось ли елке на празднике у детей? А о чем могут мечтать красавицы елки, оставшиеся в лесу? Какой у них наряд? Подберите признаки.

Выслушав ответы детей, воспитатель читает стихотворение К. Фофанова «Нарядили елку»:

Нарядили елку в праздничное платье:

В пестрые гирлянды, в яркие огни.

И стоит, сверкая, елка в пышном зале,

С грустью вспоминая про былые дни.

Снится елке вечер, месячный и звездный,

Снежная поляна, грустный плач волков

И соседи-сосны, в мантии морозной,

Все в алмазных блестках, в пухе из снегов.

И стоят соседи в сумрачной печали,

Грезят и роняют белый снег с ветвей.

Грезится им елка в освященном зале,

Хохот и рассказы радостных детей.

- Так о чем вспоминает наряженная елка? Как она вспоминает о былых днях:

С грустью или с радостью? Почему с грустью? (Эти дни не вернуться.)

А о чем грезят ее соседки-сосны, оставшиеся в лесу? У них какое чувство? (Зависть) Чему они завидуют?

- Представьте, что к нам пришел волшебник и превратил ребят с первого ряда в украшенную Елку, а ребят со второго ряда в ее соседок - Сосны. Передайте нам то, о чем они думают, их настроение.

- Сначала назовите своего героя: «Я — Тот-то. », Потом опишите свое настроение, о чем вы думаете, грустите, мечтаете.

Дети выходят по одному и перевоплощаются в заданные объекты. Примерные рассказы: «Я — Елочка. Раньше я жила в лесу. Летом я носила зеленое платье, а зимой одевала белую пушистую шубку. Однажды приехали люди и срубили меня. Мне было очень страшно, и я заплакала. Но люди принесли меня в большой зал, установили и украсили красивыми яркими гирляндами, большими разноцветными шарами. Ко мне в гости приходят дети, веселятся, рассказывают мне стих, поют песни. Но когда наступает ночь, все ложатся спать, мне становится очень грустно. Я вспоминаю свой дом — лес, своих соседок-сосен. Мне грустно от того, что никогда больше я не одену свой серебристый наряд, а волки не споют мне свою колыбельную».

«Я — соседка Елочки — Сосна. Мы вместе с нею росли на опушке. К нам прибегал зайчик, чтобы спрятаться от волка под нашими ветками. Зима наряжала нас в красивые платья, усыпанные алмазами. Мы обе были красивыми. Но люди выбрали Елочку, а не меня. И теперь она, а не я, будет в зале стоять украшенная. Ей детишки будут читать стихи, водить вокруг нее хоровод. Как же ей будет весело. А я по-прежнему буду стоять в сугробе и буду слушать вой волков вместо веселых песен. »

Дети должны оценивать интересные рассказы, умение точно передавать настроение героя.

- Ребята, а что можно сделать, чтобы и Елочке и Сосне было бы весело? (Пусть дети придут в лес встречать Новый год. Тогда не придется рубить Елочку, и Сосна будет веселиться со всеми вместе).

Приложение 2:

Физкультминутки

Наша ёлка велика.


  Наша ёлка велика
 (круговое движение руками),
  Наша ёлка высока
 (встать на носочки),
  Выше мамы, выше папы
 (присесть и встать на носочки),
  Достаёт до потолка
 (потянуться).
  Будем весело плясать.
 Эх, эх, эх!
  Будем песни распевать. Ля-ля-ля!
  Чтобы ёлка захотела в гости к нам прийти опять!

Зимние забавы

Дети имитируют игру в снежки (можно раздать «снежки» - комочки, сделанные из ваты, синтепона или поролона).

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду скользим, мы скользим, мы скользим.

И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью зиму любим мы, любим мы, любим мы.

Приложение 3:

Дидактические игры.

«Флажки и гирлянды»

Цель игры: развивать логическое мышление детей, упражнять в знании цветов и геометрических фигур.

Материал: карточки с изображением гирлянды из флажков и других геометрических фигур.

Ход игры. Предложите детям закрасить, каждую первую фигуру гирлянд и флажков, затем карандашом обвести фигуры, изображенные пунктиром, и раскрасить их в любой цвет. После чего попросите ребенка показать и назвать фигуры, а также сказать в какой цвет он их раскрасил.

«Двенадцать месяцев».

Цель: развивать ориентировку во времени (названиях месяцев), временах года, слуховое внимание.

Ход игры: педагог раскладывает на столе карточки с цифрами от 1 до 12 и перемешивает их. Играющие берут карточки и выстраивают по порядку в соответствии с цифрой, указанной на карточке. Они превратились в 12 месяцев. Педагог задает вопросы: «Первый месяц - как тебя зовут?». «Двенадцатый месяц - как тебя зовут?» «Шестой месяц - а тебя как зовут?» и т. д. Можно сделать подсказку - на обратной стороне написать первую букву месяца.

Приложение 4:

Художественное творчество (рисование) «Маленьким елочкам холодно зимой».

Приложение 5:

Пальчиковая гимнастика "Новый год".


Наступает Новый год! (Хлопаем в ладоши)
Дети водят хоровод. (Кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти вращаем внутрь-наружу)
Висят на елке шарики, (Поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар)
Светятся фонарики. (Фонарики)
Вот сверкают льдинки, (Сжимать и резко разжимать кулаки поочереди)
Кружатся снежинки. (Легко и плавно двигать кистями)
В гости Дед Мороз идет, (Пальцы шагают по коленям или по полу)
Всем подарки он несет. (Трем друг об друга ладони)
Чтоб подарки посчитать, (Хлопаем по коленям или по полу, одна рука - ладонью, другая - кулаком, затем меняем)
Будем пальцы загибать: (по очереди массажируем каждый палец)

Пальчиковая гимнастика «Украшаем ёлку»

 Раз, два, три, четыре, пять -        

(Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших)

Будем елку украшать        

Переплести пальцы рук, показать «ёлку»

Бусы, шарики, игрушки        

Сгибать большой и указательный пальцы в «бусы», большой и указательный, большой и средний

Дождик, звездочки, хлопушки        

Сгибать большой и безымянный, большой и мизинец обеих рук, пальцы в щепоть – внезапно вскинуть кисти обеих рук, распрямив все пальцы

Миллион на ней огней
Свободное шевеление всех пальцев поднятых вверх кистей обеих рук

Можно приглашать гостей        

Хлопнуть в ладоши, а затем вытянуть руки ладонями вверх

Приходили к ёлке        

Ладони от себя, пальчики переплетаются между собой «ёлка»

Зайцы, белки, ёжики        

«ушки длинные у зайца», пальцы сжаты в кулак, указательный и средний согнуты – «белки», пальцы сжаты в кулак, большой, указательный и средний подняты вверх – «ёжик»

Новый год встречали        

Похлопать в ладоши

И подарков ждали        

Соединить ладони, слегка их округлив

Приложение 6:

Украшение елки в группе.

Полученные результаты:

Для детей:

  • У детей сформировался интерес к народным традициям и обычаям празднования Нового года с ёлкой.
  • Дети овладели информацией о правилах безопасности в новогодние праздники.
  • Выучили наизусть текст новогодних стихов и песен к новогоднему утреннику в детском саду.
  • Участие детей  на новогоднем утреннике.

Для родителей:

  • Активное участие родителей в жизни ДОУ.
  • Участие в украшении группы к Новому году.
  • Участие в подготовке детей к новогоднему утреннику в детском саду.
  • Конструктивное взаимодействия родителей  с педагогами ДОУ.
  • Присутствие родителей на новогоднем утреннике.

Для педагогов:

  • Приобретение навыков создавать необходимые условия для формирования взаимоотношений с семьями воспитанников.
  • Активное участие в проведении новогоднего утренника совместно с детьми.

Используемая литература:

  1. Веракса Н.Е. Основная программа дошкольного образования «От рождения до школы» М., 2010 г.

  1. Дыбина О. В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М. :Мозайка – Синтез, 2005.

  1. Комарова Т.С. изобразительная деятельность в детском саду: Старшая группа. Изд.: Мозаика-Синтез 2014 г.

  1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. –М. :Карапуз-Дидактика, 2007.
  2. Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие. – М. :ТЦ Сфера, 2013.
  3. Ушакова У. М., Струнина Е. М. Развитие речи детей 5 – 6 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игр и упражнения. –М:.Вентана – Граф, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие детского сада с семьей в рамках внедрения ФГОС

Семья – первоисточник образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания....

Презентация к проекту: "Развитие взаимодействия детского сада и семьи в рамках ознакомления с традициями празднования Нового года в России"

Данный проект направлен на формировании у детей знаний о традициях Нового года. Воспитание дружеских взаимоотношений и любовь к народным традициям. Полученные знания помогут развить творческие способн...

Конспект занятия "Традиции празднования Нового года в России".

Конспект занятия "Традиции празднования Нового года в России".Автор: Хоронжак Юлия Владимировна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №81"Лесная полянка", города Прокопьевска.Тема ООД: "Традиции праздновани...

Педагогический проект "Взаимодействие детского сада и семьи в рамках реализации ФГОС ДО"

Проект взаимодействия детского сада и семьи в рамках ФГОС ДО предназначен воспитателям детского сада, работающим на логопедической подготовительной к школе группе. Проект построен   с целью...