Главные вкладки

    Использование релаксационных техник и антистрессовой гимнастики для здоровьесбережения детей дошкольного возраста
    консультация по теме

    Пулина Марина Викторовна

    Что такое релаксация, методика мышечной релаксации по Э. Джекобсону, методика Л.П. Дьяченко, комплексы антистрессовой гимнастики

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zdorovesberezhenie_doshkolnikov.doc46.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Молькова М.В.,

    педагог-психолог

    МАДОУ ЦРР д/с № 133

    г. Калининград

    Использование релаксационных техник и антистрессовой гимнастики

    для здоровьесбережения детей дошкольного возраста

    Современные условия жизни (социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно портрета выпускника ДОУ и т.п.)  приводят к загруженности, постоянным  физическим и интеллектуальным нагрузкам современного дошкольника. Посещение детского сада, различных кружков, спортивных секций, влечет за собой  получение огромного количества информации, которую необходимо усвоить. Активная умственная деятельность создает излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к психоэмоциональным перегрузкам. Как следствие,  у дошкольников появляются страхи, тревожность, неуверенность в себе, обидчивость, агрессивность, упрямство, они становятся рассеянными, невнимательными, часто болеют.

    Основной задачей работы педагога-психолога в ДОУ является обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье, так как эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья.

    Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. Умение расслабиться помогает детям снять возбуждение, умственное и мышечное  напряжение, устранить беспокойство, скованность, сконцентрировать внимание.

    В Психологическом словаре релаксация  (от лат. relaxatio облегчение, расслабление) рассматривается как состояние покоя, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Релаксация может быть как непроизвольной (во время сна), так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных упражнений.

    Первыми специалистами, применившими метод релаксации в своей деятельности и разработавшими техники мышечной релаксации, были американский психолог Э. Джекобсон и немецкий врач-невропатолог И. Шульц.  

    Методика мышечной релаксации по Э. Джекобсону предполагает напряжение каждой группы мышц с последующим расслаблением. Мышечное расслабление в данной методике используется для снятия эмоционального напряжения. Расслабление вызывается путем специально подобранных упражнений. Каждому дается образное название («Бабочка», «Черепаха», «Буратино»), это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая взрослому, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Релаксационные упражнения можно проводить не только педагогу-психологу, но и воспитателям детского сада, родителям детей. Упражнения можно выполнять как на занятиях в качестве отдыха, так и в игровые моменты деятельности дошкольника. Данная методика будет полезна не только для детей, но и для родителей, педагогов.  

    Методика Л.П. Дьяченко представляет систему релаксационных упражнений, направленных на расслабление мышц лица, шеи, плечевого пояса, рук, корпуса, ног, и релаксационных настроев («релаксационных пауз»). Выполнение упражнений способствует  восстановлению сил, развитию психических функций, активизации памяти, воображения, внимания, образного мышления. Упражнения для снятия напряжения можно использовать как физкультминутки в любой момент в течение дня. Релаксационные настрои проводятся один раз в день, после дневной прогулки. В предлагаемой системе упражнения расписаны понедельно на весь год.

    Методика, предлагаемая  О.И Артюковой и Т.В. Теличко,  представляет гармонично связанные между собой игровые оздоровительные тренинги, которые легко воспринимаются и с удовольствием осваиваются детьми. Эти комплексы очень просты (они не требуют разучивания), безопасны и эффективны. Методика  направлена на повышение защитных сил организма, снятие стрессов, которые сопровождают жизнь человека с самого раннего детства.

    В основе антистрессовой гимнастики лежат несколько аспектов:

    1.  Упражнения, позволяющие развивать в детях более тонкое восприятие и чувствование самих себя, своего состояния, ощущений тела.

    Осваивая техники «целительных рук», дети учатся управлять своим вниманием, сосредотачивать внимание на тех зонах собственного тела, где находятся руки, учатся чувствовать себя, свое тело, ощущать внутренние процессы - всё это относится к внутренним возможностям саморегуляции.

    2. Освоение детьми навыков самомассажа и «коллективного» массажа стрессозависимых зон тела.

    Стрессозависимые зоны - это:

    • голова, задняя поверхность шеи;
    • плечи и воротниковая зона;
    • ягодицы;
    • пятки.

    Дети с помощью элементарного массажа учатся снимать мышечные напряжения себе и друг другу, помогая тем самым избежать пагубных последствий стрессов.

    3. Вибрационные упражнения (виброгимнастика, вибротанец, звуковибрация).

    В основе вибрационных упражнений, используемых в данной методике, лежат естественные движения детей и ритм.

    Рекомендуется заниматься антистрессовой гимнастикой 2-3 раза в неделю. При желании можно заниматься ежедневно. Продолжительность занятия – 15-20 минут.

    Рекомендации по проведению  релаксационных упражнений:

    1.   Прежде чем выполнять упражнение с детьми, попробуйте сделать это самостоятельно.

    2. Не забывайте, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление — более длительным. Обратите внимание детей на то, как приятно состояние расслабленности, спокойствия.

    3.  Перед каждым упражнением настройте детей, найдите способ заинтересовать их.

    4.  Не повышайте голос при проведении релаксационного упражнения.

    5.  Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки.

    6.  Повторяйте каждое упражнения не более 2 - 3 раз. Не используйте одновременно разные упражнения.

    7.  Разучивать с детьми новые релаксационные упражнения следует планомерно.

     Следует особо подчеркнуть важность применения антистрессовой гимнастики в условиях дошкольного воспитания. Это позволяет укрепить стартовые возможности дошкольника и наиболее благоприятно использовать данный период для формирования здоровья ребенка перед поступлением в школу.

    Творческий подход и артистичность педагога во время проведения релаксационных упражнений создадут атмосферу доброжелательных отношений, позволят детям научиться владеть мышцами своего тела, а в дальнейшем – самостоятельно контролировать своё состояние, применять в жизни полученные навыки релаксации. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

    Список  литературы:

    1. Артюкова О.И, Теличко Т.В. Антистрессовая гимнастика для детей (оздоровительные игровые комплексы и методические рекомендации). Самара: Изд-во «НТЦ», 2003. - 48с.
    2. Дьяченко Л.П. Релаксация в «Гнездышке». / Школьный психолог. - № 11/2005.
    3. Льюис Ш. Ребёнок и стресс. - СПб: Питер Пресс, 1996. - 208 с.

    4.  Полякова О. Н. Стресс: причины, последствия, преодоление / Под ред. А. С. Батуева. – СПб.: Речь, 2008.

    5.  Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/пер. с нем.. – М.,Генезис, 2004 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНТИСТРЕССОВОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

    Предлагаемая антистрессовая методика для дошкольников представляет собой гармонично связанные между собой игровые оздоровительные тренинги....

    "Роль разных видов гимнастик в здоровьесбережении детей дошкольного возраста"

    Консультация для родителей "Роль разных видов гимнастик в здоровьесбережении детей дошкольного возраста"...

    «Роль разных видов гимнастики в здоровьесбережении детей дошкольного возраста».

    Одной из главных задач детского сада является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей и их физическое развитие. Это направление включает в себя не только обучение детей основным ...

    роль разных видов гимнастик в здоровьесбережении детей дошкольного возраста

          Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделя...

    Роль разных видов гимнастики в здоровьесбережении детей дошкольного возраста.

    Работа над охраной и укреплением здоровья наших детей с помощью различных здоровьесберегающих технологий общая забота всех взрослых - педагогов и родителей....