Консультация для педагогов "Нетрадиционные техники аппликации"
консультация (старшая группа) на тему

Венц Наталья Владимировна

Аппликация - это вид изобразительной деятельности, основное назначение которой - образное отражение действительности.

         Аппликация (латин. applicatio - наклеивание) - изготовление картины, рисунка, орнамента на платье посредством наложения частей, вырезанных из цветной бумаги, материи.

Аппликация - одна из самых интересных видов деятельности для детей дошкольного возраста.

Аппликация способствует:

- Развитию личностных качеств;

-Развитию эстетических чувств;

-Умственному развитию;

-Речевому развитию;

-Формированию знаний сенсорных эталонов;

-Ориентировке в пространстве;

-Развитию общей и мелкой моторики.

         Надо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координацию движений руки.  Нам помогают в этом различные нетрадиционные техники аппликации, что позволяет  решать сразу две задачи: во - первых косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во - вторых, готовит к овладению навыком письма. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №22 «ЖУРАВУШКА»
СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Консультация для педагогов

 «Нетрадиционные техники аппликации».

старшая группа


Подготовила воспитатель

первой квалификационной категории

Венц Н.В.

Ступино 2016 г.

 «Ум ребенка - на кончиках пальцев»

В.А. Сухомлинский 

        Аппликация - это вид изобразительной деятельности, основное назначение которой - образное отражение действительности.

        Аппликация (латин. applicatio - наклеивание) - изготовление картины, рисунка, орнамента на платье посредством наложения частей, вырезанных из цветной бумаги, материи.

Аппликация - одна из самых интересных видов деятельности для детей дошкольного возраста.

Аппликация способствует:

- Развитию личностных качеств;

-Развитию эстетических чувств;

-Умственному развитию;

-Речевому развитию;

-Формированию знаний сенсорных эталонов;

-Ориентировке в пространстве;

-Развитию общей и мелкой моторики.

        Надо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координацию движений руки.  Нам помогают в этом различные нетрадиционные техники аппликации, что позволяет  решать сразу две задачи: во - первых косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во - вторых, готовит к овладению навыком письма.

        Ещё древними учёными, жившими до н. э. в Китае, Японии и Индии была отмечена взаимосвязь речевого развития ребёнка  и развития тонких движений его пальцев рук. Эта взаимосвязь обусловлена близостью расположения в головном мозге зоны проекции кисти руки к  речевой зоне. Следовательно, развивая  кисть руки и пальчики ребёнка, мы активируем развитие речевой зоны.

        1. Модульная аппликация или мозаика.

        В старшей группе дети знакомятся с простым видом нетрадиционной аппликации – «Обрывание». При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм.

        Обрывная аппликация - Это отдельный вид аппликации, суть которого можно уловить из названия. В обрывной аппликации все детали рисунка не вырезаются из цветной бумаги, а отрываются, что позволяет лучше разработать мышцы руки. При помощи данной техники дети учиться координировать движения рук. Особенность в том, чтобы научиться держать большие пальцы обеих рук сверху листа бумаги максимально близко друг к другу и при этом выполнять разрыв бумаги на полоски. Далее полоски рвутся на произвольные кусочки, что требует от детей умение держать большой и указательный пальцы в виде «клювика».  Затем кусочки приклеиваются в виде мозаики на предварительно нанесенный контур,  как бы закрашивая его. Важное правило - выкладывать мозаику начинаем с контура.          

         Аппликация-мозаика требует большей усидчивости, терпения,  хорошей координации движения рук, что требует от детей поворачивать  руку, а не рисунок.

        Обрывная аппликация делиться на виды:

-обрывание по контуру    

-обрывание по спирали.

        Усложнить  модульную аппликацию можно за счет изменения форм, которыми заполняется рисунок: например разрезать бумагу ножницами на прямоугольники или нарезать бумагу с помощью дырокола. Подготовленные формы дети выкладывают так же, начиная с контура.

         Выкладывание мозаики учит детей согласовывать движения руки с создаваемой формой. В этой сложной работе старшим дошкольникам помогает умение выделять в окружающих предметах основные формы, воспринимать их общие очертания (контур). Поэтому освоение мозаики начинается с простых форм (фрукты, овощи, рыбки).

        2. Торцевание - один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом «пушистости» и лёгким способом её исполнения. В торцевании можно использовать как гофрированную бумагу, так и бумажные салфетки.

        Такой вид творчества имеет ряд плюсов:

- возможность создавать поделку без ножниц;

- развитие мелкой моторики;

- развитие тактильного восприятия;

        При обучении техники торцевания  развиваются механизмы, необходимые для овладения письмом, создаются условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, т.е. графомоторных умений, которые включают в себя способ удержания инструмента (стержень от шариковой ручки, зубачистка) , силу нажима, точность, плавность движений, степень уверенности и произвольности в  выполнении.

        3 Аппликация цветной ватой дает возможность формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, двигательные умения и навыки в манипуляциях различными материалами; формировать зрительно-моторную координацию. Способы аппликации цветной ватой различны:

- выкладывание ваты по контуру, нарисованному на  бархатной бумаге;

- приклеивание ватных шариков по контуру рисунка или украшение силуэта;

        Во время работы с ватой хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура и вырабатываются  тонкие движения руки и пальцев.

        4 Аппликация из ткани и из ниток. Аппликация из ткани - разновидность вшивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной.  Основная задача обучения аппликации из ткани овладение приемами вырезывания различных материалов. Ткань и  нитки обладают различной фактурой и дети учатся регулировать степень нажатия на ножницы, чтобы разрезать ткань или нить. Учатся координировать движения двух рук.

        Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, наклеивая детали так, чтобы создать предмет или сюжет.

        Знакомятся с приемом создания формы из ткани,  дает возможность передать особенности фактуры – пушистость снега, меха. При вырезывании из ткани или выкладывания из ниток надо все время держать в памяти весь образ предмета, следить за правильностью пропорций и конструкции, согласовывать движения руки с формой.

        5 Коллаж (от фр. collage - приклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике.

Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения. 

        Таким образом, используя в работе с детьми нетрадиционные техники аппликации,  у детей  развивается способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, что в свою очередь ведет к развитию речевой и мыслительной деятельности детей, происходит развитие глазомера.

Аппликация способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Стимулирует  развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, активизирует мыслительные процессы.

        Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Письмо – это сложный навык, включающий в себя выполнение тонких координированных движений руки. Аппликация  помогает в развитии слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также зрительного восприятия и произвольного внимания.

Литература.

1.        Никулина Г.В., Фомичева Л.В. Охраняем и развиваем зрение. – СПб. «Детство-пресс» 2002.

2.        Никулина Г.В. Готовим к школе ребенка с нарушением зрения: рабочая тетрадь. СПб. 2004.

3.        Смирнова Т.А. «Особенности развития зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения». Развитие науки и практики образования лиц с нарушением зрения: проблемы и перспективы. Сборник статей. СПб. 2010.

4.        Плаксина Л.В. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. М. 1998.

5.        Кабачинская  Е.Л. «Оригами как средство сенсорного и творческого развития  инвалидов по зрению». Диагностика развития и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушением зрения. Сборник статей. М. 1997

6.        «Коррекция осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения». http://www.rusarticles.com/pedagogika-statya  2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники аппликация"

Развитие творческих  способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники аппликации  Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека...

Консультация для родителей"Влияние нетрадиционной техники аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста".

Консультация для родителей "Влияние нетрадиционной техники аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей: «Нетрадиционная техника аппликации в развитии художественных способностей старших дошкольников»

Консультация для родителей: "Нетрадиционная техника аппликации в развитии художественных способностей старших дошкольников."...

Консультация для воспитателей: "Нетрадиционные техники аппликации в детском саду"

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От кончиков пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. В.А. Сухомлинский...

Консультация для родителей на тему: «Влияние нетрадиционной техники аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей на тему:«Влияние нетрадиционной техники аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»...

Консультация "Использование нетрадиционной техники аппликации в работе с дошкольниками"

Нетрадиционные виды аппликации в дошкольном учреждении – один из наиболее редко практикующихся видов изобразительной деятельности. Вместе с тем в нетрадиционных техниках аппликации заложены коло...

Консультация " Использование нетрадиционной техники аппликации в работе с дошкольниками"

Консультация "Использование нетрадиционной техники аппликации в работе с дошкольниками"...