Консультация для родителей
консультация на тему

Сотрудничество с родителями как условие эффективного воспитания детей в соответствии с ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сотрудничество с родителями как условие эффективного воспитания детей в соответствии с ФГОС ДО

Общество вправе ждать от педагогов более глубоких педагогических результатов, которые определяются уровнем обученности, воспитанности и развития подрастающего поколения.

ФГОС ДО ставит воспитателя перед необходимостью пересмотра привычных установок в системе отношений «педагог-родитель».

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка выступает конструктивное взаимодействие с семьей.

Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей в соответствии с ФГОС:

 - создавать в детском саду условия для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

 - привлекать семьи воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (области);

 - поощрять родителей за внимательное отношение к потребностям ребенка, создавать необходимые условия для их удовлетворения в семье.

Во ФГОС ДО определен принцип партнерского взаимодействия с родителями. Стандар ориентирует их на участие в реализации программы, создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.

Задача детского сада сегодня – выстроить эффективное взаимодействие с семьей. А это станет возможно, если изменятся не только формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников, но и философия взаимодействия: от «работы с родителями» до «сотрудничества и  партнерства».

Важнейшее условие совершенствования системы дошкольного образования – инновационная деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями, внедрение программ просвещения и обучения семьи.

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И наоборот, от качества работы ДОО зависит уровень педагогической культуры родителей, а следовательно и семейного воспитания детей. А чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, охотно будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям.

В семье растет ребенок. С первых лет жизни он усваивает нормы общения, человеческих отношений, впитывая в себя и хорошее и плохое.

Если спросить родителей, что является самым главным в их жизни, ответ будет один – вырастить и воспитать своих детей достойными людьми. Но подчас у родителей возникает столько неотложных «взрослых» дел, что в повседневной жизни теряется это самое главное,  откладывается «на потом».

       Смысл педагогического сотрудничества с родителями мы видим с создании условий для комфортной жизни ребенка, развивая его индивидуальности в детском саду и дома. Ключевой момент в этом сотрудничестве – преследование единой цели в воспитании и развитии ребенка. Воспитатель должен занимать новую «профессиональную позицию» педагога-психолога, умеющего привлечь родителей к активному взаимодействию с детским садом, сделать его конструктивным, объединить родителей для решения насущных проблем воспитания и развития.

   Важнейшее условие совершенстваования системы дошкольного образования – деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями, внедрение программ просвещения и обучения семьи.

    Прежде чем наметить задачи, мы провели анализ социологического паспорта. На основе собранных данных проанализировали особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания. Это помогло лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть её индивидуальные  особенности.

    Изучение семьи воспитанника позволяет воспитателю ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, её уклад и традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями. Но следует помнить, что изучение семьи – дело деликатное, тонкое, требующее от педагога проявления уважения ко всем её членам, искренности, желание оказать помощь.

   Следующий этап – проведение анкетирования родителей «Изучение потребностей родителей, дети которых посещают детский сад». Анализ ответов на вопросы анкеты показал следующие результаты: родители недостаточно осведомлены в вопросах воспитания дошкольников, не читают педагогические и периодические издания, посвященные проблемам их воспитания. Подавляющее большинство родителей группы занимают пассивную позицию в вопросе взаимодействия с ДОУ. Так 45% родителей хотели бы получать информацию о воспитании своих детей лишь на родительских собраниях, 55% ответивших не хотели бы участвовать в работе с детьми в детском саду, мотивируя это нехваткой рабочего времени.

      По результатам анкетирования были поставлены следующие задачи по взаимодействию с родителями:

 - установить прочные партнерские взаимоотношения между детским садом и семьей;

 - сформировать активную позицию родителей, помогающую раскрыть образовательные возможности в вопросах воспитания и развития, сохранности здоровья своих детей;

 - повысить степень вовлеченности родителей в образовательный процесс ДОО.

Для решения поставленных задач использовались следующие формы взаимодействия:

 0 просветительская (оформление папок-передвижек, выпуск информационных папок, консультации. Родительские собрания, организация совместных мероприятий)

 - исследовательская (анкетирование, тестирование, наблюдение, собеседование);

 - практическая (семинары-практикумы, конкурсы, совместные праздники и развлечения, акции, трудовая деятельность).

   Вся работа была построена и направлена на то, чтобы обеспечить эффективность участия родителей в жизни своих детей, повысить уровень их психолого-педагоогических знаний, что в свою очередь способствовало бы успешному усвоению дошкольниками основной образовательной программы ДОО. В ходе взаимодействия был реализован запланированный план мероприятий, внедрены нетрадиционные формы работы (встреча-консультация, «Душевный разговор», семинар-практикум «Упрямство и капризы», «Кризис 3 и 7 лет», групповые выставки «Подарки папам»,»Марафон добра», ежегодные собрания-встречи «Путешествие в страну знаний, «Мы выросли» совместно сдетьми как эффективный метод активизации родителей. Мы постоянно используем классическую форму – тематическую беседу, чтобы наладить доверительную атмосферу, выявить трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. Все используемые формы работы подчинены основной цели взаимодействия с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогом.

     В результате проведенной работы контакт с родителями стал теснее. Родители стали проявлять интерес к жизни группы, интересоваться различными сторонами воспитания детей, активнее посещать мероприятия, участвовать в их организации. Об этом свидетельствуют результаты участия родителей и детей в творческих конкурсах, акциях на уровне детского сада

 - «Марафон добра»

 - Конкурс ДОО «Огород на окне»

 - групповые выставки поделок: «Лето красное прошло». «Герои сказок с полей и огородов», «Мамы руки золотые», «Зимние узоры», «Защитники».

В ходе сотрудничества с родителями проявилась их «включенность» в образовательный процесс. Это отражалось в количественном показателе присутствия родителей на групповых мероприятиях посещение родительских собраний; присутствие на детских праздниках; участие в выставках, конкурсах; помощь в оснащении педагогического процесса. Также отмечались такие качественные показатели, как инициативность. Ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. По проведенному анализу работы видно, что по результатам диагностики в ДОУ на 30% увеличилось активистов; на 5 выросло количество исполнителей, на 35% уменьшилось количество родителей-наблюдателей.

      Детский сад играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает знания, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к ДОО. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Анализ работы показывает, что в дальнейшем необходимо продуктивно организовывать сотрудничество с родителями и повышать эффективность образовательного процесса, изменять позицию семей по отношению к детскому саду.

   Для осуществления дифференцированного подхода к работе с родителями необходимо соблюдение таких общепедагогических и специфических условий, как структура семьи, социальное положение, стиль семейных отношений и пр.

   В качестве выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие социально- педагогические методы: анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы, посещение семей, наблюдение за детьми и родителями и др..

      В зависимости от категорий родителей используются круглые столы, педагогические аукционы викторины, диспуты, клубы по интересам, конкурсы, «Вечера вопросов и ответов» и др.

Перед каждой встречей организуются просмотры занятий согласно теме. Используемые многообразные формы воздействий должны основываться на доверии. Сотрудничество должно быть направлено на осуществление педагогики сотрудничества воспитателей и родителей, на повышение профессионального уровня самих воспитателей по работе с родителями с учетом современных требований педагогической пропаганды.

     Использование активных форм работы с родителями с учетом типо в семей и уровня их педагогических знаний, умений и навыков, навыков общения с детьми, организация работы ДОО как открытой системы приносят весомые результаты.

   Введение в систему дошкольного образования ДОО, работающих по открытой системе. Только улучшит качество взаимодействия педагогов с родителями, укрепит связь детских садов и социумных объектов, обеспечит более оперативное и эффективное распространение передового педагогического опыта, поможет активнее проводить работу по педагогическому просвещению родителей дошкольников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...