Главные вкладки

    Использование оздоровительных игр в работе с детьми 3-4 лет в младшей группе
    учебно-методический материал (младшая группа) на тему

    Лаптева Татьяна Валерьевна

    Практический материал для работы с детьми 3-4 лет в младшей группе. Подборка оздоровительных игр из опыта работы. В копилку воспитателя и старшего воспитателя.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Оздоровительные игры для детей 3-4 лет

    (младшая группа)

    Игры при бронхолегочных заболеваниях,

    рините, ринофарингите, гайморите, аденоидах, хроническом бронхите.

    «Перышки»

          Цели игры: тренировка навыков правильного носового дыхания, укрепление мышц рта.

         Оборудование: два стула, веревка, пучки перышек, в каждом из которых по три-четыре перышка.

        Ход игры:

           Стулья ставятся на некотором расстоянии друг от друга. Натягивается веревочка, закрепляется на стульях. На веревочку вешаются перышки (на расстоянии 10 см. друг от друга).

          С расстояния 50 см по сигналу педагога игроки сдувают пучок с веревочки. При этом надо сначала сделать глубокий вдох через нос, а потом с силой выдохнуть также через нос.

         

          Важно! Объясните детям, что сильный выдох получится, если губы сложить узкой трубочкой, а щеки надуть.

     

    «Кто самый громкий?»

           Цель игры: тренировка носового дыхания, смыкания губ.

          Оборудование: цветные жетоны.

          Ход игры:

          Сначала покажите детям, что им предстоит выполнить в ходе игры. Для этого выпрямите спину, сомкните губы, указательный палец левой руки положите на левую сторону носа, плотно прижимая ноздрю, и сделайте глубокий вдох правой ноздрей (рот закрыт!), а потом на выдохе произнесите: «М-м-м», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре. При этом звук «м-м-м» надо направлять в нос, он должен быть звучным.

         Затем то же самое проделайте, прижав правую ноздрю. Дети повторяют движения за воспитателем.

         Игру повторяют несколько раз. После каждого раза тому, кто выполнил упражнение правильно и произнес звук громче всех, вручается маленький приз (цветной жетон).

    «Сдуй шарик!»

            Цель игры: улучшение функции дыхания, укрепление челюстно-лицевых мышц, обучение ребенка действовать по команде.

           Важно! В этой игре состязаются два игрока.

           Оборудование для игры:

    Воздушные или теннисные (пластмассовые) шарики:

    (2-3 шарика) для каждого ребенка;

    2 карандаша;

    2 стола

           Ход игры:

          Положите на столы карандаши, а между ними – шарики. Каждый игрок должен сесть за свой стол. Вытянув губы трубочкой, каждый из участников игры глубоким, сильным выдохом старается сдуть шарики со стола по одному. (Вдыхать можно только через нос!)

         Побеждает тот, кто выполнит задание быстрее. Состязаться можно и командами.

    «Обезьянки и кокосовые орехи»

           Цели игры: улучшение функции дыхания (глубины, ритма), укрепление мышц рук, умение согласовывать свои действия с действиями других участников игры.

         Оборудование: мячик и коврик.

        Ход игры:

          Дети садятся на коврик в круг. Педагог может встать как в центре круга, так и за его пределами.

         Дети - «обезьянки», которые хотят погрузить свои любимые кокосы на поезд, чтобы он доставил их друзьям, полакомиться кокосовыми орехами. По команде воспитателя: «Начать погрузку!» дети передают (или кидают) мяч друг другу по кругу – так мяч проходит 3-4 круга.

        Затем воспитатель забирает мяч.

    Поезд отправляется – дети делают круговые движения руками, произнося при этом: «Чу-чу-чу. Поезд движется» (выполняют 2-3 минуты).

       Поезд «останавливается»- дети произносят на выдохе: «Ш-ш-ш» (губы сложены в трубочку).

       По команде воспитателя: «Выгружаем кокосы!»- «обезьянки» опять передают мяч- «кокос» друг другу по кругу.

    «Запасливые хомячки»

            Цели игры: тренировка носового дыхания, умения смыкать губы при выполнении движений, развитие координации движений.

    Оборудование: 2 подноса с небольшими игрушками; «кочки»- обручи или массажная дорожка.

    Ход игры:

         Игра начинается с рассказа о том, что хомячки носят запасы еды за щечками, отчего их щечки кажутся надутыми. Затем предложите детям изобразить запасливых хомячков, которые переносят зерно через болото. В качестве ноши используют маленькие игрушки, которые держат в руках. Дети передвигаются с надутыми щеками.

         Путь зверьков проходит по «кочкам»: дети проходят по массажной дорожке или перешагивают (перепрыгивают на двух ногах) через обручи, держа в руках игрушки и надув щеки. Игроки переходят на другую сторону болота, оставляют свои игрушки (зерно) в «кладовой», хлопают себя по щекам и возвращаются обратно, опять по «кочкам».

        Затем «хомячки» начинают свой путь снова, пока каждый не перенесет свои «запасы зерна».

       Важно! Следите за точностью выполнения правил игры и отметьте того, кто справился с заданием быстрее всех и не оступился с «кочки»; похвалите и других детей.

    «Совушки»

         Цель игры: развитие координации рук с движением грудной клетки, обучение углубленному выдоху.

         Ход игры:

        Дети садятся полукругом перед воспитателем. Выполняют вместе со взрослым движения головой и дыхательное упражнение.

    «Днем» совушки поворачивают медленно головы сначала влево, а потом вправо. «Ночью»- посмотреть перед собой и взмахнуть руками, как крыльями, без напряжения произнести «У-у-ф-ф-ф».

      Игру повторяют 2-4 раза.

    «Надуй шарик»

          Цели игры: восстановление правильного носового дыхания, формирование глубокого вдоха и выдоха, а также умения правильно смыкать губы, развитие чувства ритма.

        Оборудование: призы.

    Ход игры:

       Дети садятся полукругом напротив воспитателя, им предлагается понарошку «надуть шарик».

       Чтобы «надуть» воздушный шарик, детям нужно развести руки в стороны и сделать глубокий вдох через нос, потом что есть силы выдохнуть в воображаемый шарик через рот, издав звук «ф-ф-ф..», и медленно соединить ладони под «шариком».

       Педагог хлопает в ладоши – «шарик» лопнул (дети повторяют движения за воспитателем).

     -Что происходит, когда шарик лопнул? –Конечно, из него выходит воздух!

    Дети произносят звук «ш-ш-ш» на выдохе («прошипеть» надо как можно дольше). При этом делают губы трубочкой и складывают руки на коленях.

        Игру повторяют 2-5 раз. У кого получится лучше- того награждают призами, хвалят.

       Важно!

    Следите, чтобы вдох был глубокий. А во время игры у ребенка не возникало чрезмерного эмоционального возбуждения.

    «Самолетик-самолет»

         Цели игры: формирование правильного дыхания (его глубины и ритма), укрепление мышц рук и грудной клетки, усвоение понятий «налево», «направо», развитие координации движений.

        Ход игры:

          Предложите детям поиграть в «самолет». Все действия педагог выполняет вместе с детьми.

         Сначала разведите руки в стороны ладонями вверх, поднимите голову вверх и глубоко вдохните. После чего сделайте поворот влево и скажите на выдохе: «Ж-ж-ж». Встаньте прямо и опустите руки – самолет отдыхает.

    Упражнение выполняется 2-3 раза.

    Самолетик-самолет                  Разводим руки в стороны ладонями вверх

    Отправляется в полет             То же самое действие.

    Жу-жу-жу                                Поворот вправо на выдохе со звуком «Ж-ж-ж»

    Жу-жу-жу

    А теперь он отдохнет                   Встаем прямо, опустив руки – пауза.    

    Чтоб отправиться в полет.  

    Самолетик-самолет               Поднимаем голову, делаем вдох, разводим руки

                                                      в стороны.

    Жу-жу-жу                              Выполняются повороты влево на выдохе со

                                                    Звуком «ж-ж-ж».

    Жу-жу-жу.

    А теперь он отдохнет,                       Встаем прямо, опустив руки – пауза.

    Сил в дорогу наберет.

    «Ветер»

         Цели игры: развитие координации движений, усвоение понятий «налево», «направо», «вверх», «вниз», формирование ритмичного дыхания.

        Ход игры:

        Педагог читает стихотворение, выполняя движения. Дети повторяют.

    Я ветер сильный, я лечу                     Руки опущены, ноги слегка расставлены

                                                                 Вдох через нос

    Лечу, свищу куда хочу:                      то же движение

    Хочу – налево посвищу                     Поворот головы налево, губы вытянуты          

                                                               В трубочку и надуты

    Могу подуть направо                      Голова прямо, делаем вдох, голова направо-

                                                              Выдох, губы трубочкой

    Налево, потом прямо.                  

    Могу подуть вверх – в облака        Голова прямо - вдох через нос, опустить

                                                              Голову так, чтобы подбородком коснуться

                                                             Груди – спокойный глубокий выдох через

                                                            рот

    Но занят я, друзья пока.

    Пока я тучи разгоняю                Ребенок делает круговые движения руками  

    Я их движенье направляю.                                                

    «Мышка и мишка»

        Цель игры: формирование глубокого ритмичного дыхания, развитие координации движений, укрепление мышц позвоночника.

       Ход игры:

         Расскажите детям историю про большого медвежонка и маленькую мышку. Во время своего рассказа показывайте движения. Дети повторяют их за вами.

    Какой большой у мишки дом

    (надо выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох),

    Поместился мишка в нем.

    У мышки домик маленький,

    Лишь для нее, удаленькой.

    (Присесть, обхватив руками колени, опустить голову и на выдохе произнести звук «ш-ш-ш»).

    Любит мишка ходить в гости к мышке.

    (Ходьба по массажному коврику).

    А потом наоборот,

    Мышка в гости идет.                  

    Рассказ с движениями повторяют 4-6 раз.

    Важно! Следите за четкостью выполнения движений и за их координацией.

    «Поезд»

         Цели игры: улучшение дыхания, обучение умению действовать в коллективе и быстро реагировать на сигнал.

       Ход игры:

       Попросите детей встать в колонну, в затылок друг другу. Стоящий самым первым будет «паровозом». Остальные – «вагоны» - должны согнуть руки в локтях и взять за руки (повыше локтей) впереди стоящих игроков.

         «Паровоз» гудит «ту-ту..» и отправляется в путь. «Вагоны» послушно следуют за ним, все время издавая звук. Сначала «поезд» движется медленно, но постепенно набирает ход – и игроки переходят на ускоренный ход, а потом по команде начинают двигаться медленнее до остановки -«Приехали!».

    «Подпрыгни и подуй»

       Цель игры: обучение правильному дыханию, адаптация дыхания и организма в целом к физическим нагрузкам.

      Оборудование: воздушный шарик.

    Ход игры:

         Подвесьте воздушный шарик так, чтобы ребенок, проходя мимо него, мог подпрыгнуть и подуть на шарик. Победителем окажется тот, у кого шарик отлетит дальше. Не забудьте похвалить остальных!

    «Походи, не урони!»

         Цель игры: развитие координации движений, чувства равновесия, укрепление мышечного корсета позвоночника и мышц стопы.

       Предложите ребенку изобразить восточного продавца. Нужно выпрямиться, принять правильную осанку. Положите на голову мешочек с песком или гречкой, попросите ребенка пройти вперед, не поддерживая руками ношу.

       Важно! Следите, чтобы мышцы ребёнка не были слишком напряжены.

    После игры обязательно попросите детей выполнить расслабляющие движения, показав их: поднять руки вверх (встать при этом на цыпочки), а потом, опуская их вниз, согнуться в поясе и  полностью расслабить руки – и так несколько раз.

       Пройти также можно вправо(влево) приставным шагом.

    «Самолеты»

       Цели игры: развитие навыков бега, укрепление мышц туловища, обучение глубокому дыханию.

      Ход игры: Расскажите детям, что самолеты, прежде чем взлететь и красиво лететь в воздухе, делают разбег и для этого существует взлетная полоса.

       Затем предложите детям поиграть в самолеты. Ребенок разбегается и прибегает к воспитателю в объятья. Педагог подхватывает ребенка под мышки, поднимает, кружит и ставит на землю.

        Напомните детям: «Самолеты гудят. Поэтому перед разбегом набери побольше воздуха через нос, а когда будешь бежать ко мне, на выдохе говори «у-у-у».

       При каждом последующем «полете» ведущий отходит от малыша все дальше.

      Важно! Если кружение вызывает негативную реакцию у ребенка, то достаточно просто приподнять его или только прижать к себе и сделать несколько шагов.

    «Курочка»

         Цели игры: укрепление мышечного корсета позвоночника, формирование правильного дыхания (его глубины, ритма), развитие устойчивого внимания. Выдержки, формирование правильной осанки.

        Ход игры:

        Дети изображают курочку: встают прямо, потом наклоняются, опускают голову и свободно свешивают руки- «крылья». При этом дети на выдохе произносят «так, так, так», одновременно похлопывая себя по коленям, и потом выпрямиться. Затем на выдохе поднимаем руки и плечи вверх.

        Упражнение повторяют 3-5 раз.

     Важно! Выполняйте все движения вместе с детьми.

    «Косари»

        Цели игры: развитие мышц плечевого пояса, формирование правильного дыхания, чувства ритма.

       Ход игры:

       Предложите детям «покосить» траву. Покажите, как должен стоять косарь, готовый к работе: встаньте прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены. Дети принимают такую же позу.

        Потом начните читать стихи, а дети будут повторять за вами ваши действия. При произнесении «зу» вместе с ними делайте руками мах в сторону (влево - на выдохе, затем – шаг вперед, вправо – на вдохе):

           

            Зу-зу, зу-зу,                                                  После завершения чтения

            Косим травушку-траву.                           стихотворения вместе с

            Зу-зу, зу-зу.                                                 детьми встряхните                  

           Раз - влево взмахну.                                    расслабленными руками.    

           Зу-зу,зу-зу,                                                  Игру повторяют 3-4 раза.

          Вместе быстро,

          Очень чисто

         Мы покосим всю траву.

         Зу-зу, зу-зу.

    «Пчелка»

         Цели игры: формирование правильного дыхания (его глубины и ритма), укрепление мышц рук, плечевого пояса, развитие устойчивого внимания.

       Ход игры:

      Дети изображают пчелку. Для этого нужно сесть прямо, скрестить руки на груди и опустить голову.

       Важно! Все движения детям надо показывать.

       После того как воспитатель скажет: «Пчелка сказала «жу-жу-жу», дети ритмично сжимают обеими руками грудную клетку и произносят на выдохе «ж-ж-ж», а на вдохе разводят руки в стороны и, расправляя плечи, вместе с воспитателем говорить: «Полечу и пожужжу, детям меда принесу».

       Затем дети встают и, разведя руки в стороны, делают круг по комнате («пчелки летают»), а потом снова садятся на прежнее место.

       Игру повторяют 4-5 раз.

    Важно! Следите, чтобы дети вдыхали через нос, и их дыхание было глубоким.

    «Филин»

       Цели игры: развитие координации движений рук с движениями грудной клетки при дыхании, обучение глубокому вдоху и выдоху.

      Ход игры:

      Покажите, как филин летит охотиться ночью - раскиньте руки и прокричите: «Ух, ух, ух!». Но с наступлением дня «филин» засыпает: делает глубокий вдох, опускает голову, расслабленные руки и делает глубокий выдох «Ух-х», после чего ночная птица «засыпает», чтобы в таком состоянии провести целый день.

       Попросите детей повторить движения за вами. Затем педагог подает команду: «Ночь!», и «филины» вылетают на поиск добычи, а по команде: «День!» они «засыпают».

      Важно! Следите за полным выдохом и расслабленностью рук.

     

    Игры при плоскостопии

    «Кто быстрее соберет игрушки?»

     

            Цели игры: укрепление мышц туловища и конечностей, особенно мышечного корсета позвоночника и стоп, а также развитие ловкости и четкости выполнения движений.

           Оборудование: две коробки, игрушки – кубики, мячи, кольца крупные от пирамидки и др.

         Важно! Это игра- «состязание», в которой одновременно участвуют двое детей.

        Дети садятся на пол и опираются о него руками позади спины. Слева от каждого ребенка (если ребенок – правша) находится пустая коробка, справа - разложенные игрушки.

       По сигналу воспитателя дети приступают к состязанию: им нужно захватывать игрушки стопами ног, поднимать их и класть игрушки в коробки – каждый в свою. Выигрывает тот, кто соберет больше игрушек в коробку за определенный отрезок времени.

    «Кач-кач»

             Цели игры: укрепление связок и мышц стоп, увеличение амплитуды движений в голеностопных суставах и суставах стоп, а также пальцев ног.

           Ход игры:

          Ребенок ложится или садится на пол, вытягивает ноги.

         Ступни «качаются»:  вправо-влево; вверх-вниз (ребенок поворачивает, сгибает или разгибает ступни ног без помощи рук). Во время выполнения движения приговаривайте: «Кач-кач».

    «По- турецки мы сидели..»

       Цель игры: укрепление связок и мышц стоп.

       Ход игры:

      Покажите ребенку, как сложить ноги для того, чтобы сесть по-турецки. Потом поднесите к подбородку сцепленные кисти рук, обопритесь о них подбородком и покачайте головой из стороны в сторону,  напевая:

               По-турецки мы сидели,

              Пили чай и сушки ели.                          Ребенок повторяет за взрослым

             Пили, пили, ели, ели,                              движения и песенку.

            Еле-еле досидели.

    Упражнения, способствующие развитию и укреплению

     мышц голени, стопы и пальцев.

           Упражнения оказывают наибольший эффект если выполняются босиком и по возможности несколько раз в день.

     

    1. Ходьба на носках, сохраняя хорошую осанку (голову держать прямо, немного прогнуться, руки на поясе).
    2. Ходьба на внешней стороне стопы – пальцы поджаты вовнутрь, при ходьбе стопы ставить параллельно друг другу.
    3. Ходьба по ребристой доске.
    4. Ходьба на месте, не отрывая носки от пола. Одновременно стараясь поднимать выше пятки.
    5. Ходьба боком по палке, по толстому шнуру.
    6. Перекаты с носка на пятку, стоя на полу, на палке.
    7. Ходьба перекатом с пятки на носок. Энергичный подъем на носок, толкаясь пяткой.
    8. Катать палку (диаметром 3 см) вперед-назад.
    9. Приподниматься на носки и опускаться на всю стопу из положения ступни параллельно, пятки раздвинуты, большие пальцы вместе.
    10. Подняться на носки и выполнять приседание, держась за опору.

                 После сна полезно, сидя, сгибать и разгибать пальцы ног, разводить пальцы ног, разводить носки в стороны, поднимать ноги вверх, выполнять стопой круговые движения, массировать подъемом одной ноги другую.

                Ходьба по доске, мостику-качалке развивает не только свод стопы, но и является хорошим средством для предупреждения косолапости и плоскостопия у детей.

              При ходьбе по наклонной доске в зависимости от высоты наклона доски увеличивается нагрузка на носочную часть свода стопы, свод освобождается от тяжести тела и принимает правильную форму. На узкой опоре уменьшается разворот носков наружу, сохраняется симметричность в постановке правой и левой стоп. Полезно ходить по ребристой доске, поставленной с наклоном 30* (на рейку гимнастической лестницы).

           Лазанье по гимнастической или веревочной лесенке босиком не только укрепляет мышцы и связки стоп, пальцы ног, голеностопный сустав, но и развивает ловкость, решительность, смелость.  

          Велико значение для профилактики плоскостопия правильно подобранная обувь. Она должна быть по ноге. Детская обувь (сандалии, тапочки) имеет совершенно плоскую подошву, без изгиба для свода стопы и тем самым деформирует ступню и мышцы ног, ведет к уплощению стопы. Детям нужна обувь на небольшом каблучке высотой 5-8 мм с упругой стелькой, крепким задником.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективный план работы с детьми и родителями во второй младшей группе летом.

    “Жизнью человека управляет множество ритмов. Один из них ритм года. Состояние природы непосредственно отражается на состоянии всех живых существ и человека в том числе”. ...

    Перспективный план использования оздоровительных технологий в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста на 2012-2013 учебный год.

    Использование оздоровительных технологий в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста...

    Использование оздоровительных игр в работе с детьми 4-5 лет в средней группе

    Практический материал для работы с детьми 4-5 лет в средней группе. Подборка оздоровительных игр из опыта работы. В копилку воспитателя и старшего воспитателя....

    Использование оздоровительных игр в работе с детьми 5-6 лет в старшей группе

    Практический материал для работы с детьми 5-6 лет. Подборка оздоровительных игр из опыта работы. В копилку воспитателя и старшего воспитателя....

    План работы с детьми по ПДД во второй младшей группе

    План работы с детьми по ПДД во второй младшей группе...