«Основные формы взаимодействия с детьми в режиме дня с целью развития коммуникативных умений».
статья на тему

Пантелеева Елена Александровна

Согласно новым требованиям ФГОС в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Ведущими формами педагогического взаимодействия должны стать ситуации образовательного характера и ситуации общения, разговоры с детьми в процессе выполнения режимных моментов, беседы о прочитанной книжке или при рассматривании иллюстрации, обыгрывании и игрушки, общение в ходе наблюдения за явлениями природы в группе и на прогулке. Эти формы не только основные, но и единственные для развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте решать речевые задачи возможно в том числе и на игровых занятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад общеразвивающего вида №12»

городского округа Самара.

«Основные формы взаимодействия с детьми

в режиме дня с целью развития

коммуникативных умений».

Составила: Пантелеева Е.А.

Самара 2015 г.

Согласно новым требованиям ФГОС в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. 

В последнее время, наряду с термином «общение», широкое распространение получил термин « коммуникация». Общение как коммуникативная деятельность рассматривается в трудах Г.М.Андреева, А.А Бодалева, А.В.Запорожца, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, А.В. Петровского, Д.Б. Эльконина.   Коммуникация – это  процесс двухстороннего обмена информацией, ведущей ко взаимопониманию.

В соответствии с идеологией программы развитие коммуникативных умений происходит в процессе разных видов деятельности и режимных моментов. Ведущими формами педагогического взаимодействия должны стать ситуации образовательного характера и ситуации общения, разговоры с детьми в процессе выполнения режимных моментов, беседы о прочитанной книжке или при рассматривании иллюстрации, обыгрывании и игрушки, общение в ходе наблюдения за явлениями природы в группе и на прогулке. Эти формы не только основные, но и единственные для развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте решать речевые задачи возможно в том числе и на игровых занятиях.

Одной из форм образовательной деятельности являются ситуации образовательного характера и ситуации общения.

Образовательная ситуация направлена на организацию знакомства детей с новым явлением, новыми словами и речевыми формами. Например, в процессе образовательных ситуаций, организуемых в утренние часы, дети младшей группы могут познакомиться с разными вариантами утреннего приветствия: здравствуйте, доброе утро. Далее в игровой деятельности, при рассматривании книжек, картинок организуются ситуации общения, в процессе которых дети упражняются в использовании форм вежливого приветствия. Например, в игру с куклой вводятся эпизоды «Научи куклу здороваться», «К кукле пришли гости».

Образовательные ситуации могут быть практическими и игровыми. К практическим ситуациям можно отнести рассматривание картины, предмета, чтение литературного текста,  разучивание стихотворения и т.д. Примером игровых ситуаций могут быть образовательные с игрушкой-персонажем: «Напоим куклу чаем», «Оденем Мишку на прогулку» и .д. Особенности детей дошкольного возраста определяют ведущее место игровых образовательных ситуации в педагогическом процессе.

Вариантами игровых образовательных ситуаций для детей младшей группы могут быть следующие: «Учимся быть вежливыми» (этикет),  «Новые слова», «Давайте поговорим», «Какой и какая», «Я начну, а ты продолжи», «Что рассказала книжка», «Непослушный язычок». Каждая направлена на решение одной или нескольких задач развития средств общения.

Рассматривать игрушки, картинки и читать литературные произведения лучше с использованием игрового персонажа, включая детей в игровой сюжет, имитацию или самостоятельное выполнение игровых действий. Так, при разучивании стихотворения А.Барто «Лошадка» ребенок играет с лошадкой, выполнения указанные в тексте действия: обнимает игрушку, гладит ее, причесывает, садится на нее верхом.

В старшем дошкольном возрасте более значительной становится роль практических образовательных ситуаций. Теперь знакомство с содержанием литературного произведения становится целью самого ребенка, а воспитатель выступает лишь помощником в достижении этой цели, удовлетворении интересов и потребностей ребенка. Поэтому нет необходимости придать этому процессу игровую форму, поддерживая детей и их интересов. Вместе с тем игра остается любимой деятельностью дошкольников, поэтому игровые образовательные ситуации продолжают включать в процесс обучения, но они становятся проблемами по своему содержанию, включая более сложные игровые задачи. Например, детям предлагают организовать и побывать в роли различных передач: «В мире животных», «Дог - шоу», (при подготовки и проведения дня животных). Цель подобных образовательных ситуаций – формирование умений рассказывать (например, о животных), разыгрывать небольшие сценки. Можно предложить детям стать корреспондентами, взять интервью и сделать телерепортаж на темы: «Любимые места отдыха горожан» (День России), «Смешные истории из жизни детского сада» (День воспитателя и всех дошкольных работников), «Как прошел праздник елки в детском саду» (Новый год).

Подобные образовательные ситуации направлены также у детей желание задавать вопросы, пересказывать услышанное, составлять собственные рассказы на основе прослушанного содержания. При этом деятельность в роли корреспондента требует от ребенка умения задавать вопросы, использовать грамматически правильную образную речь, общаться с теми, у кого берут интервью. В рамках данных сюжетах воспитатель может организовать много ситуаций, направленных на решение постепенно усложняющихся задач по овладению способами доброжелательного делового общения с собеседником и презентации составленного текста,  а также умения задавать вопросы, выстраивая их в логической последовательности и обобщать полученные сведения в единый рассказ. Кроме того, в индивидуальной работе с детьми воспитатель имеет возможность корректировать индивидуальные недостатки их речевого развития.

Ситуация общения – это специально проектируемая педагогом или спонтанно возникающая в процессе детских видов деятельности форма общения, направленная на тренировку умения использовать уже освоенные речевые категории. Воспитателю важно не только организовать, но и видеть спонтанные ситуации и, не нарушая деятельности детей, использовать их для решения задач коммуникации. В зависимости от педагогической задачи ситуации общения могут быть лексическими, вербально-оценочными, прогностическими, коллизийными, описательными. при организации ситуаций педагог чаще всего «идет от детей», т.е усматривает их в детской деятельности и использует для развития коммуникативных умений ребенка. Например, приход нового ребенка в группу может стать содержанием многочисленных ситуаций общения, направленных на:

  • развитие умение замечать эмоциональное состояние партнера по общению и адекватно реагировать на него;
  • стимулирование желания проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание;
  • использование этикетных форм знакомства и приветствия;
  • совершенствование способности рассказывать о своей группе, игрушках, играх и занятиях, задавать вопросы и выслушивать ответы.

Возникшие у ребенка сложности в конструктивной деятельности могут стать поводом для совершенствования объяснительной речи. Предложите ребенку помочь товарищу и объяснить ему, как надо действовать, чтобы поделка получилась.

Примером специально планируемых ситуаций общения могут быть игры-викторины. Например, участвуя в викторине «Придумай и загадай загадку!», дети получают возможность упражнять в описании предметов, придумывании загадок, умение загадывать загадки сверстникам, доброжелательно реагировать как на правильные, так и на ошибочные отгадки товарищей. Литературная викторина «Из какой сказки герой?» стимулирует активность объяснительной речи, речи доказательства, развивает умение конструктивный спор.

Таким образом, обучение посредством организации ситуаций позволяет наполнить педагогический процесс содержательной деятельностью и при этом максимально учесть интересы и потребности ребенка, позаботиться о его эмоциональном, психическом и физическом комфорте, не допуская перегрузок и утомления.

Особое значение для становления и развития коммуникативных умений в педагогическом процессе имеет такая ежедневная форма взаимодействия, как разговор воспитателя с детьми. Тематика разговоров определяется ведущими формами общения, характерными для детей дошкольного возраста. Например, для детей подготовительной к школе группы типичны разнообразные формы общения. Сохраняется и продолжает развиваться ситуативно-деловое и внеситуативно-познавательное общение. В рамках этих форм выстраивается исследовательская деятельность. Воспитатель продолжает знакомить детей с новыми предметами, объектами и явлениями окружающего мира: инструментами людей разных профессий, видами животных, растений, явлений природы. Так, содержание каждого праздника предполагает освоение новых знаний.

Готовясь к празднованию Дня защитника Отечества, дети рассматривают и обсуждают сначала с воспитателем, а затем и друг с другом изображения современной военной техники, вооружения солдат разных родов войск. Ко Дню космонавтики детям показывают фотографию с изображением старта ракеты, обращают внимание на ее форму и строение, а также на сложные технические сооружения, которые используются для запуска ракеты.

Детей подготовительной к школе группы воспитатель учит коллективно общаться: находить место своему высказыванию в разговоре, поддерживать его тему, проявлять инициативу и дожидаться очереди для своей реплики. Особый интерес дети этого возраста проявляют к разговорам на темы взаимоотношений, личностных проявлений людей, их моральных качеств. Для удовлетворения этой потребности воспитателю необходимо проводить этические беседы о дружбе, доброжелательном и чутком отношении к людям, об уважении к старшим, о заботе о слабых и младших. Аспект человеческих взаимоотношений должен найти отражение в каждой теме, планируемой воспитателем в подготовительной к школе группе. Это позволит существенно обогатить представления детей об особенностях использования вербальных  невербальных средств при общении с разными людьми: как общаться со взрослыми и сверстниками, почему общение должно быть разным по способам обращения к собеседнику (на вы или на ты, по имени или имени-отчеству); какие слова приветствия и прощания используются (здравствуйте или привет; до свидания или пока). Создание проблемных ситуаций позволит детям обсуждать проблемы этики общения со знакомыми и с незнакомыми людьми, особенности речевого общения мальчиков и девочек.  

Эффективной формой образовательной деятельности в подготовительной к школе группе является организация разновозрастного общения. В этом возрасте общение с детьми, которые старше или младше, имеет большое значение. Ребенок овладевает умением ориентироваться на собеседника в процессе общения. Понимая различия между людьми разного возраста, ребенок начинает учитывать их при общении. Совместная с детьми младшего дошкольного возраста игра на прогулке, совместное участие в празднике помогают понять, что общаться, разговаривать с малышом надо иначе, чем со сверстником. Поэтому посещения детьми подготовительной к школе группы малышей должны стать регулярными. Это может быть коллективная подготовка к показу малышам кукольного театра, драматизация литературного произведения, концерт. После коллективного взаимодействия необходимо дать старшим детям возможность пообщаться с малышами индивидуально. Это позволит увидеть особенности их речи и игровых умений и построить свое общение с ними в соответствии с их возможностями. Воспитатель может предложить ребенку посмотреть с малышом картинки в книге и рассказать о ее содержании, помочь выполнить гигиенические процедуры (вымыть руки, одеться на прогулку, аккуратно разложить  одежду в шкафчике), поиграть в сюжетно-ролевую игру, нарисовать для малыша картинку, изготовить для него поделку.

Общение с младшими школьниками- выпускниками детского сада, которых воспитатель приглашает на совместную с детьми подготовительной к школе группы прогулку, позволит решить разные педагогические задачи и значительно обогатить средства общения детей.  Разговоры о школе, школьных уроках и переменах, правилах поведения в школе, школьных соревнованиях, праздниках помогут становлению положительной мотивации к обучению в школе, будут стимулировать интерес к школьной жизни. Общение со старшими детьми позволит дошкольникам совершенствовать умение точно использовать слова, правильно выражать свои мысли, использовать более сложные речевые формы.

Коммуникация со взрослыми и сверстниками является самостоятельной деятельностью детей дошкольного возраста и неотъемлемым компонентом других видов деятельности (игра, труд, продуктивная деятельность и др.).

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития.

Список литературы

  1. Арушанова А. Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2011 (Модули Программы ДОУ).
  2. Бодалев А.А.  Психология общения: Избр.психол.труды.-М.: Изд-во МПСИ, 1996.-254 с.
  3.  Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками.- М.: Педагогика, 1989.-186 с.
  4.  Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. «Программа воспитания и обучения в детском саду» Москва: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012г.
  5.  Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. / Н. Ф. Голованова. СПб. : Речь, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский клуб «Развитие» как эффективная форма взаимодействия специалистов ДОУ с родителями в целях развития потенциальных возможностей ребенка.

В статье представлен опыт работы дошкольного учреждения по организации работы детско-родительского клуба «Развитие»,  в  основе которой  лежит   совместная детско-родительская...

Основные формы взаимодействия с семьей.

Основные формы взаимодействия с семьёйВедущие цели взаимодействия детского сада с семьёй – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с се...

Основные формы взаимодействия с семьей

Цели взаимодействия детского сада с семьей — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развит...

Интегрированные занятия как одна из основных форм взаимодействия логопеда с другими специалистами системы образования.

Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности во многом зависит от преемственности  в работе логопеда и других специалистов. Реализация коррекционных и обра...

Основные формы взаимодействия педагога дополнительного образования с семьями воспитанников детского сада

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей: создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное р...

Организация семейного клуба как основной формы взаимодействия с родителями в целях оздоровления детей среднего и старшего дошкольного возраста

Приоритетной задачей согласно ФГОС является задача по воспитанию здоровых детей. Соответственно вопросы здоровьесбережения занимают во всём мире приоритетные позиции, поскольку   активные, з...