Творческий проект «Поговорим о любви»
проект на тему

Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека. Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pro_lyubov.docx830.51 КБ

Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ

Знание только тогда знание, 
когда оно приобретено усилием мысли, а не памятью.
Л.Н. Толстой

Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека. Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.

Творческий проект «Поговорим о любви»

Участники проекта: старший воспитатель, педагог – психолог, воспитатели группы, дети старшего дошкольного возраста и их родители.

Проблема: «Что такое любовь?»

Цели:

- определение моделей любви (человека к окружающему миру, человека к человеку и т.д.);

- формирование понятийных форм взаимоотношений, присущих любви (взаимная, преданная, неразделенная, агрессивная, эгоистичная, «слепая», безрассудная);

- рассматривание различных ситуаций при взаимоотношениях: дети – дети, дети – взрослые, взрослые – взрослые.

Задачи:

- формировать у детей представления о чувстве любви на основе произведений устного народного творчества и сказок классиков русской литературы;

- развивать эмоциональную отзывчивость;

- обогащать детско – родительские отношения опытом диалогического эмоционально насыщенного общения;

- развивать способность к пониманию, принятию точки зрения собеседника.

Предварительная работа:

- знакомство с русскими народными сказками «Волшебное кольцо», «Летучий корабль», «Царевна – Лягушка», сказки А.С.Пушкина – «Сказка о мертвой царевне…», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане…»; А.Аксакова «Аленький цветочек»;

- составление кроссвордов по указанным сказкам и разгадывание их;

- словесные игры «Кто тебе нравиться?», «Слово на ладошке», «Расскажи о своем друге»;

- знакомство с семейными альбомами.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1:

Конспект вводного занятия.

Вхождение в проблему.

«Что такое любовь?» (это чувство, сопровождающее человека всю его жизнь. Любить можно родителей, друзей, дом в котором родился, родину, природу, животных и т.д.)

   Сегодня, в День Святого Валентина, мы будем говорить о любви.

- Что это за праздник? (день всех влюбленных)

- А что значит быть влюбленным?

Дети и родители отвечают на вопросы. Педагог предлагает разместить на дереве пожеланий записочки с пожеланиями любимым людям.

  Педагог – психолог:

Как вы думаете, что вызывает чувство любви?

(Ответы детей: Люди стараются красиво одеться, причесаться, красиво двигаться, петь и танцевать).

  Педагог – психолог подключает к беседе взрослых:

Сначала обращается внимание на внешний вид, но все таки, душевные качества очень важны; чувству любви сопутствует доброта, забота, внимание, преданность, душевное равновесие.

  Педагог – психолог:

Любовь! Это чувство бывает разным. Преданная любовь, эгоистичная, неразделенная. Есть такие понятия как, любовь и зло, любовь и агрессия… Давайте попробуем разобраться. И помогут нам в этом сказки.

  Воспитатель:

Предлагает детям выбрать карточки с текстом из различных сказок. Дети читают их самостоятельно или прибегают к помощи взрослого.

- «А царевна молодая, тихомолком расцветая…(дети угадывают сказку).

  Воспитатель:

Какая любовь описана в этой сказке? Нам помогут ответить на этот вопрос взрослые. (ответы: взаимная, верная)

   Педагог – психолог:

Но это чувство было подвергнуто серьезному испытанию. Скажите, пожалуйста, кто мешал этой взаимной любви? (ответы детей: злая царица).

А какие чувства руководили царицей? (ответы детей: зависть, злость, хитрость. Но царица была красивой).

   Педагог – психолог:

Да действительно царица была красивой, но ее внешняя красота совсем не соответствовала ее внутреннему миру. У нее совсем не было внутренней красоты: доброты, любви к окружающим. Ее красота не во благо. Здесь зло пытается разрушить любовь.

   Воспитатель:

Ребята, послушайте как поэт характеризует  царицу:

«Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом, и всем взяла;

Но зато горда, ломлива

Своенравна и ревнива…»

К сожалению, царь не разглядел этих черт, был ослеплен ее красотой и на внутренние качества не обратил внимания. А почему так получилось?

В разговор включаются родители: прошло мало времени со дня их знакомства и сватовства.

- А в чем проявилось чувство любви царевны к Елисею? (читает отрывок ответа царевны семи богатырям). Какое это чувство? (Любовь).

- Верность, преданность, ожидание счастья. Эти чувства царевна испытывает к царевичу Елисею.

  - Но царевна говорит и богатырям:

«Всех я вас люблю сердечно,

Но другому я навечно

Отдана. Мне всех милей

Королевич Елисей…»

- Какие она чувства испытывает к боготырям? (если дети затрудняются ответить , можно обратиться за помощью к родителям).

- Чувство благодарности. Это ведь тоже один из видов любви.

- А как Елисей доказал свою любовь?

Он отправился на поиски любимой, а ведь мог остаться в королевстве и найти себе другую царевну.

- Какие же чувства пробуждаются в его душе, когда он узнает о смерти царевны?

Диалог детей и взрослых: сожаление, грусть, горе, но в его душе теплиться искорка надежды. Он преодолевал страх, идя в темную пещеру, разбивая гроб; им руководит огромная сила любви, которая побеждает смерть.

Воспитатель: Ребята давайте вспомним другую сказку, которую мы с вами читали

(читает отрывок):

«Полюбила ты меня в образе Чудища…»

(«Аленький цветочек»)

- Здесь тоже преданная любовь, но чувства другие. Чудище… Но чем привлек внимание девицы – красавицы?

(ответы: заботой, вниманием, добротой, щедростью).

- А в чем проявилась любовь красной девицы?

Родители вместе с детьми обсуждают ситуацию.

Вывод: она сначала пожалела его, очень хотела помочь, сочувствовала ему, а потом полюбила, полюбила всем сердцем. Она вернула его к жизни своей любовью. В этой сказке так же как в сказке Пушкина А.С., сила любви сотворила чудо.

  Воспитатель читает отрывок из следующей сказки:

«Что я вижу? Что такое?

Как! – и дух в нем занялся…

Царь слезами залился.

Обнимает он царицу,

И сынка, и молодицу…»

(Дети угадывают сказку.)

- В этой сказке много героев и отношения разные.

Воспитатель:

- Ребята давайте вспомним героев этой сказки. (царь Салтан, мать и сын, Лебедь и Гвидон).

- Но в царя влюблены и сестры – красавицы: одна наткала бы полотна, а вторая бы на весь мир приготовила бы пир. Посмотрите, какая сложная ситуация: три девицы любят одного, а он выбирает младшую, ту которая пообещала родить ему сына. Что же происходит дальше? Сестры продолжают любить царя, но какой теперь стала эта любовь?

 (Ответы: злой, завистливой, агрессивной. Сестры подменивают письма, обманывают царя, даже хотят убить царицу  и малыша.)

- Какое чувство сопровождает их действия?

Дети обсуждают ситуацию с родителями.

Вывод: сестры испытывают чувство злой, жестокой, мстительной радости. Эта радость недобрая – она в итоге никому не приносит счастья.

  Воспитатель читает отрывок из следующей сказки:

«Царь умолк, ей глядя в очи,

И забыл он перед ней

Смерть обоих сыновей…

И потом, неделю ровно,

Покорясь ей безусловно,

Околдован, восхищен,

Пировал у ней Дадон…»

(Дети угадывают сказку.)

- Какие чувства овладели царем, когда он увидел убитых сыновей?

(Ответы: горе, отчаяние.)

- А когда увидел шамаханскую царицу?

(Ответы: радость, что нет соперников).

- Какая же эта любовь?

(Ответы: эгоистичная и глупая, царь не понимает, что царице нужны только деньги и власть).

Заключительная часть занятия:

Поводя итог нашей беседе, мы можем сделать вывод, что любовь бывает разная. Она бывает верной и преданной, благодарной, сочувствующей, эгоистичная и глупая.

- Какую любовь мы выбираем?

(преданную и взаимную)

- Что надо сделать, чтобы это чувство стало таким?

Надо доверять тому, кого любишь, заботиться о нем, жертвовать собой ради любимого.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2:

Совместная деятельность родителей и детей.

Составление кроссворда

(ключевое слово ЛЮБОВЬ)

1.  Кого спас князь Гвидон? (Лебедь)

2.  Для кого скорлупка грецкого ореха стала кроватью? (Дюймовочка)

3.  Для кого был выстроен под высокой елью хрустальный дом? (Белка)

4.  Какой предмет помог мартынке получить царскую дочь в жены? (кольцо)

5.  Кто правил столицей с разрешения царицы? (князь Гвидон)

6.  Кого послал бог царице в сочельник? (Дочь)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3:

Поделки сделанные детьми для родителей

символизирующие их любовь.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4:

Пословицы о дружбе и любви.

-Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает.

-Друг познается в беде.

-Легко друзей найти, да трудно сохранить.

-Лучше матери друга не сыщешь.

-Нет такого дружка, как родная матушка.

- Новых друзей наживай, а старых не забывай

- Нужно много дней и ночей, чтобы узнать человека.

- Сердечный друг не родится вдруг.

- Совет да любовь, на этом свет стоит.

- Где любовь, там и совет.

- Любовь слепа. Любовь ни зги не видит.

-  Любить друга – любить себя. В дружке себя любишь.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5:

        Консультация для родителей

             «Воспитываем детей добротой».

Подготовила ст. воспитатель:

Горбунова Е.А.


Самое главное - воспитать те нравственные силы ребенка, без которых он не может не делать добра, т.е. учить сопереживать.
В.А. Сухомлинский.


Формирование гуманно отношения к людям и природе начинается с раннего возраста. Главное в это время - проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности к людям (улыбнулся, отдал игрушку, покормил птичку), обучать способам выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться и т.д.). Нельзя разрешать ребенку проявлять недоброжелательность по отношению к взрослым, детям, животным, и тем более подкреплять эти действия положительной оценкой (малыш бьет маму по лицу, а та радуется и смеется). Ребенок очень восприимчив в этом возрасте к оценке взрослого, он как бы «прощупывает» правильность своего поведения через эту оценку и быстро усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что — отрицательную.

Нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. Причем малыш не замечает этого нарушения и, отрицательно оценивая подобное поведение в целом, к себе отрицательную оценку не относит.

Усвоив норму, ребенок, прежде всего, начинает контролировать сверстника. Ему легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств и выполнение норм сверстником, чем самим собой. Очень часто он правильно оценивает выполнение нравственных норм товарищами и ошибается в отношении себя. Стремление утвердиться в знании нравственной нормы приводит к появлению особых высказываний в адрес взрослых - «жалоб-заявлений», которые содержат сообщения о нарушении правил кем-то из детей. Ребенок, обращаясь ко взрослому, хочет утвердиться в том, правильно ли он понимает норму или правило. Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми и товарищами, малыш подходит к реальной самооценке.


Для всех нравственных норм характерно то, что они закрепляют социальный способ поведения, который дошкольники выражают следующим образом:
«Нельзя обманывать взрослых», «Маленьких нельзя обижать» и т.д. То есть дети констатируют, что можно делать, а что нельзя. О сформированности понимания нравственной нормы можно говорить в том случае, если ребенок объясняет, почему правила поведения  необходимо соблюдать.
Учите детей доброте всегда и везде. Даже сказанное невзначай слово будет услышано. Во время совместной прогулки не забывайте посмотреть по сторонам, подметить красивое, интересное. Всегда есть что-то, достойное внимания, а возможно, и сочувствия. Не ленитесь объяснить ребенку, почему вы сочли нужным проявить участие или сочувствие. Видя ваше бережное отношение к окружающему миру, ребенок впитает его так же естественно, как материнское молоко. И это обернется пользой, прежде всего, для Вас самих.
Но бывает и так, что взрослые вкладывают всю душу, чтобы передать ребенку свои чувства, а ребенок остается безучастным к красоте окружающего. В таких случаях надо предлагать ему самому высказаться, чтобы понять, чувствует ли он красоту, каково его образное восприятие. Дочка видит одуванчик и кричит: «Мама, посмотри, какой одуванчик!» — «Какой же?» — спрашивает мама. «Белый, пушистый». И мама вспоминает стихотворение:

Пришел июнь.
«Июнь! Июнь!» -
В саду щебечут птицы.
На одуванчик только дунь -
И весь он разлетится.
(Самуил Маршак)


Вкладывая в юного человека понятия добра и зла, невозможно обойтись без художественной литературы. Она – важное подспорье на этом пути. Во время чтения книги ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами.

Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать жела¬ние стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.

Чувства ребенка необходимо укреплять, развивать. Для этого можно подобрать близкие по содержанию художественные произведения,
например рассказ В. Осеевой «Почему?» и аналогичный ему по содержанию рассказ Н. Носова «Карасик».


В обоих рассказах описываются душевные переживания мальчиков, связанные с тем,

что по их вине в одном случае собака, в другом — котенок должны понести незаслуженное наказание, и с тем, что они обманули мам. На занятии целесообразно беседовать сразу о двух произведениях, формируя у детей сравнительную оценку образов, поступков героев. Постепенно ребенок научится сравнивать не только поступки литературных героев, но и свои, а также поступки сверстников. Учитывая, что дети уже знакомы с рассказом Н. Носова «Карасик» и, следовательно, уже должны были осознать подобный ход событий, содержание вопросов к ним по рассказу В. Осеевой «Почему?» меняется. Теперь воспитатель выясняет умение детей сравнивать, воспринимать в других ситуациях полученные ранее представления; кроме того, ставится конкретная цель: закрепить возникшие у детей чувства и представления о том, что переносить свою вину на другого — это несправедливо, нечестно. Очень важно донести до сознания детей основную идею произведения. Вопросы должны быть конкретными, лаконичными, сосредоточивающими внимание детей на главном. Например, воспитывая у детей любовь к животным, педагог читает рассказ А. Толстого «Желтухин». Чтобы вызвать сострадание к маленькому скворцу, выпавшему случайно из гнезда, воспитатель задает вопрос: «Какой был Желтухин? Расскажите о нем». Важно, чтобы в ответах детей были отражены беспомощность маленького скворца, страх перед окружающим его миром. Если дети недостаточно эмоционально и полно раскрывают образ Желтухина, педагог помогает: «Вы правильно сказали, что Желтухин — это скворец, что он упал из гнезда и всего боялся. Послушайте, как А. Толстой описывает скворца: «Он с ужасом глядел на подходившего Никиту»; «Весь Желтухин нахохлился, подобрал под живот ноги»; «Он... забился в угол, на прижатые к земле листья одуванчика»; «У него отчаянно билось сердце». Почему же он всего боялся? Правильно, потому, что он был маленький и нуждался в защите. Кто же помог ему?»


Безусловно, один в поле не воин. Хотя усилия воспитателя не пройдут даром, но если они будут подкреплены сонаправленными действиями со стороны родителей, приятные подвижки в формировании гуманности у детей наступят гораздо раньше.

Беседы с детьми нужно строить так, чтобы этическое представление приобрело для ребенка определенное, яркое, живое содержание. Тогда и чувства его развиваются более интенсивно. Именно поэтому необходимы разговоры с детьми о состояниях, переживаниях литературных героев, животных, коротающих студеную зиму, о ребятах из соседнего двора - о характере их поступков, о совести, о сложности различных ситуаций.

Воспитывая в детях добрые, гуманные чувства, необходимо одновременно вызывать у них нетерпимое отношение к полярным качествам: грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции осуждения, негодования. Не допускайте и всегда осуждайте проявления жестокости по отношению к любому живому существу, особенно беззащитному. Расскажите, что любое существо природе необходимо, для нее вредных организмов не бывает, каждая букашка на счету. Объясните, что нельзя ради забавы (когда речь не идет об угрозе здоровью или жизни) истязать или губить насекомых, маленьких животных, растения – тех, кто не в состоянии себя защитить от человека. Учите детей пресекать случаи жестокого обращения среди сверстников.
Преимущество искусства как средства воспитания гуманных чувств — в его эмоциональной оценке действительности. Искусство, художественная литература активно воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность. Недостаточное развитие этих качеств психики ребенка приводит к искусственному ограничению его возможностей, к воспитанию человека, который не чувствует, не понимает, а слепо следует усвоенным правилам поведения.


Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир. По словам Б. М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-взрослый дизайн-проект "Поговорим о любви" в старшей группе

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад...

Проект ко дню «Святого Валентина» в логопедической группе "Поговорим о любви" Воспитатель Галкина Надежда Владимировна

Проект ко дню «Святого Валентина» в логопедической группеВоспитатель Галкина Надежда ВладимировнаНазвание проекта: «Поговорим о любви».Тип проекта: краткосрочный, групповой.Цель проекта: формирование ...

Творческий проект "Поговорим о любви"

- определение моделей любви (человека к окружающему миру, человека к человеку и т.п.);- формирование понятийных форм взаимоотношений, присущих любви (взаимная, преданная, неразделенная, агрессивная, э...

Творческий проект «Давайте поговорим о маме»

Краткосрочный, групповой проек. В ходе проекта дети учились составлять рассказы о маме, делали поделки, заучивали стихи. Ожидаемые результаты:1. Расширять представления детей о роли мамы в семье.2. Об...

Творческий проект «Давайте поговорим о маме» для детей от 3 до 4 лет

Краткосрочный групповой проект, в младшей группе.Цель проекта: создание условий для всестороннего развития младшего дошкольника, воспитание уважения, бережного и заботливого отношения ...

Познавательно- творческий проект «Поговорим про осень»

Очаровательный  мир  осенней  природы, не может не тронуть человека любознательного и открытого к прекрасному.  И мы эу красоту окружающего мира в осенний сезон открываем детям....

Познавательно- творческий проект «Поговорим про осень»

Осень – это не только слякоть, пронизывающий холод, а еще – это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето....