Консультация для педагогов "Развитие предметной деятельности как основы для развития произвольности поведения"
консультация

Яковлева Екатерина Васильевна

Информация будет полезна как для воспитателей, так и для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие предметной деятельности как основа для развития произвольности поведения

Дошкольный возраст - возраст возникновения воли как способности сознательно управлять своим поведением, своими внешними и внутренними действиями. Важнейшая задача раннего детства – постижение сути предметного мира, и взрослый для ребенка является тем, кто поможет овладеть человеческими способами употребления вещей.

Конечно же, главным в управлении своим поведением является умение остановить то, что происходит как бы само собой, задержать импульсивный ответ, привычную реакцию на тот или иной раздражитель. Без этой способности невозможно выполнять указания взрослого, следовать нормам поведения, сосредоточиться на каком-нибудь деле и довести его до конца, планировать свои действия. Все эти действия требуют произвольности поведения, т. е. способности владеть и управлять собой. В дошкольном возрасте произвольное поведение - это прежде всего умение преодолевать зависимость от того, что ребенок воспринимает здесь и сейчас.

Произвольность в сфере движений интенсивно формируется после 3 лет (А.В. Запорожец), что выступает побочным продуктом предметной деятельности у ребенка в преддошкольном возрасте. У дошкольника впервые овладение движениями становится целью деятельности: они превращаются в управляемые, подконтрольные ребенку на основе сенсомоторного образа. Ребенок сознательно пытается воспроизвести, к примеру, характерные движения персонажа или передать ему особые манеры.

Механизм управления собой строится по типу управления внешними предметными действиями и движениями. Задача сохранить неподвижную позу детям 3-4 лет недоступна. В 4-5 лет управление своим поведением осуществляется под контролем зрения. Поэтому ребенок легко отвлекается на внешние факторы. В 5-6 лет дошкольники применяют некоторые приемы, чтобы не отвлекаться: например, под контролем двигательных ощущений. Управление собой приобретает черты автоматически протекающего процесса. В 6-7 лет дети сохраняют неподвижную позу достаточно долго, и это уже не требует от них непрерывного усилия.

Что касается непосредственно предметной деятельности, то можно добавить следующее. Овладение действиями с предметами в дошкольном детстве продолжается. Ребенок этого возраста уже знаком с употреблением основных предметов, применяемых в домашнем обиходе, – одежды, посуды, мебели и др., однако техника их использования еще достаточно несовершенна. То же самое касается употребления лопатки, совка, карандаша, кисточки, т.е. простейших орудий. Ребенок совершенствует техническую форму действий с предметами: к примеру, учится застегивать пуговицы, завязывать шнурки на ботинках, копать, правильно пользоваться карандашом. Такие действия усваиваются успешнее, если включены в привлекающие дошкольника виды деятельности. Причем, он гораздо охотнее застегивает пуговицы на кукольном платье, чем на собственном, учится держать карандаш в процессе рисования и т. п.

 Действия с простыми, знакомыми предметами перестают вызывать интерес. Теперь малыша привлекают сложные, малознакомые предметы и действия с ними. Он пытается разобраться в их устройстве и назначении: задает вопросы взрослым, а если это возможно, прибегает к самостоятельному «экспериментированию», что является показателем растущей любознательности ребенка, его интереса к окружающим вещам. Таким образом, предметная деятельность, видоизменяясь, дает начало любознательности, которая очень важна для умственного развития.

С другой стороны, предметные действия начинают усваиваться и выполняться в связи с элементарным самообслуживанием, помощью взрослым в выполнении бытовых обязанностей.

Произвольность в сфере общения со взрослым складывается к 6-7 годам складывается (Е. Е. Кравцова). Ее показателями выступают отношения к просьбам и заданиям взрослого, умение их принять и выполнять по предложенным правилам. Дети могут удержать контекст общения и понимают двойственность позиции взрослого как участника общей деятельности и источника правил.

Главные характеристики произвольности – это осознанность и опосредованность. В возрасте около 2 лет все поведение малыша становится опосредованным и управляемым сначала речью взрослого, а потом его собственной. То есть уже в раннем детстве слово опосредует поведение ребенка, вызывает или тормозит его реакции. Понимание значения слова позволяет малышу выполнять достаточно сложные указания и требования взрослого. Ребенок начинает фиксировать свое действие в слове, а значит осознавать его.

Считается, что все процессы в дошкольном возрасте становятся более произвольными, но произвольность — это в принципе новообразование младшего школьного возраста. К концу дошкольного возраста происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие при преодолении препятствий, оценить результат своего действия. В свою очередь, произвольная регуляция поведения состоит в подчинении поведения ребенка задаче, то есть в его способности сосредоточиться на том, что предложил взрослый, на попытках активного решения задачи, на преодолении всего, что не относится к основной деятельности. Произвольность, в свою очередь, обеспечивает достаточный уровень игровой мотивации.

Именно поэтому в данном возрасте ведущим видом деятельности дошкольника и становится игра. Сначала игра носит предметно-манипулятивный характер, к 7 годам становятся символическими и сюжетно-ролевыми. В данном возрасте уже почти все игры уже доступны детям. Также в этом возрасте зарождаются такие виды деятельности, как труд и учение.

В младшем дошкольном возрасте (3–4 года) дети чаще всего играют одни, их игры предметны и служат толчком для развития и совершенствования основных психических функций (памяти, мышления, восприятия и т. д.). Реже прибегают к сюжетно-ролевым играм, в которых отражается деятельность взрослых;

В среднем дошкольном возрасте (4–5 лет) дети в играх объединяются во все большие группы. Теперь для них характерна не имитация поведения взрослых, а попытка воссоздать их отношения между собой, появляются ролевые игры. Дети распределяют роли, устанавливают правила и следят за их соблюдением.

В старшем дошкольном возрасте (5–6 лет) формируются и осваиваются элементарные трудовые навыки и умения; дети начинают понимать свойства предметов, происходит развитие практического мышления. Играя, дети осваивают предметы быта. Их психические процессы совершенствуются, развиваются движения рук.

Творческая деятельность весьма разнообразна, но наиболее значимым является рисование. Важны и художественно-творческая деятельность детей, занятия музыкой.

Также хочется добавить, что развитие произвольности связано:

  • с осознанием ребенком отдельных компонентов деятельности;
  • осознанием себя в ходе ее выполнения.

В 4 года ребенок выделяет объект деятельности и цель его преобразования.

К 5 годам он понимает взаимообусловленность разных компонентов деятельности (выделяет как цели и объекты, так и способы действия с ними).

К 6 годам опыт построения деятельности обобщается.

По мнению психологов, сформированность произвольных действий ребенка – это в первую очередь его активность и инициативность, независимость дошкольника от взрослого в постановке цели, планировании и организации своих действий, в осознании себя не как исполнителя, а как деятеля. Он не только выполняет указания воспитателя: «Иди мыть руки», «Убирай игрушки», «Нарисуй кошку», но и сам выступает источником, инициатором целей: «Пойдем, поиграем в кукольном уголке», «А давайте хоровод водить». Также произвольность предполагает умение привнести смысл в свои действия (для чего они выполняются), учесть свой прошлый опыт.

Использованная литература:

  1. Люблинская, А. А. Детская психология [Электронный ресурс]: уч. пос. / А. А. Люблинская. – М. : Просвещение, 1971. – Режим доступа : http://www.detskiysad.ru/ped/psihologiya68.html
  2. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для студ. вузов / В. С. Мухина. – М. : Академия, 1999. – 456 с.
  3. Смирнова, Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах [Электронный ресурс] / Е. О. Смирнова. – М. : Изд-во ИПП ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1998. – 256 с. – Режим доступа : http://psychlib.ru/mgppu/SRv-1998/SRV-001.HTM
  4. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология : уч. пос. / Г. А. Урунтаева. – М. : Академия, 2001. – 336 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста".

Формирование произвольности поведения лежит в основе многих процессов дошкольного детства. В связи с этим большую значимость приобретает поиск эффективных средств развития произвольности поведения. Я ...

«Игра и развитие произвольного поведения»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Произвольность поведения– умение управлять своими поступками, стремлениями, настроением.Произвольность поведения является  необходимым компонент готовности ребёнка к...

Развитие произвольного поведения

Этот материал пригодится как воспитателям, так и родителям. На сегодняшний день родители понимают готовность ребенка к школе, как сформированные умения чтения, счета и т.п. Но ведь эти умения относятс...

КАРТОТЕКА подвижных игр на развитие произвольности поведения детей старшего дошкольного возраста.

Игры с правилами как средство развития произвольности поведения Под произвольным поведением понимаем поведение ребёнка, осуществляемое в соответствии с образцом (независимо от того, дан ли он в ф...

Игры и упражнения для развития произвольности поведения

Произвольность поведения, как развивать?...

Буклет для родителей. Развитие произвольного поведения дошкольников.

Буклет для родителей. Развитие произвольного поведения дошкольников....