Дошкольное образование в трудах Ушинского К.Д.
статья на тему

Всю свою жизнь Константин Дмитриевич Ушинский считал педагогику не только наукой, но прежде всего искусством. Его заслуженно считают основоположником отечественной научной педагогики. Конечно, это не значит, что история русской научно-педагогической мысли начинается именно с него. Однако, он был первым педагогом в России, который оформил педагогику как науку и систематизировал накопленные научно-педагогические знания. Ушинский понимал, что каждая наука базируется на определенном научном и философском фундаменте, и поэтому говорил, что педагогика требует единства идей. Он связал воедино свои знания, опыт, взгляды и научные пристрастия, а на этой основе выстроил целостное педагогическое учение.

По словам Ушинского педагогика является наукой о воспитании. Воспитание он называл целенаправленным процессом формирования «человека в человеке». Воспитание ребенка в детском саду, по мнению Ушинского, играет огромную социальную роль. Это явление, которое имеет свои законы и педагогу необходимо их изучить, знать, пользоваться и руководствоваться в педагогической деятельности. Поэтому воспитателю следует изучить всесторонне эту науку, постоянно стремиться к развитию и совершенствоваться, узнать ребенка во всех отношениях. Фундаментальный труд Константина Дмитриевича «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии.» содержит ценные педагогические знания и опыт великого педагога. К сожалению, он не успел закончить свой труд до конца жизни.

Ушинский всегда делал акцент на том, что педагогическая наука В России должна отвечать интересам и характеру русского народа. В своих трудах «Родное слово», «О народности в общественном воспитании» он раскрыл необходимость общественного и семейного воспитания на основе идеи народности.

Одна из главнейших задач в деле воспитания детей дошкольного возраста отводилась Ушинским труду. Он досконально изучил особенности умственного и физического труда, его роль и значение в семейной и социальной жизни, в нравственном развитии дошкольников. Свои знания и опыт он изложил в статье «Труд в его психическом и воспитательном значении».

Духовное развитие ребенка является важнейшей целью в воспитании детей дошкольного возраста. Ушинский считал, что лучшие черты русской народности рождены православием, поэтому большое значение придавалось религии.

Быть педагогом, по словам Константина Дмитриевича, это не только обучать, но и воспитывать. Настоящий педагог должен любить свое дело, стремиться совершенствовать свое педагогическое мастерство, быть образованным. Ушинский создал ряд педагогических работ, в которых содержалась научная программа подготовки педагогов на педагогических факультетах. Эти факультеты рекомендовалось открывать в каждом университете.

Несомненно, Ушинскому принадлежит ценный вклад в развитие мировой педагогической мысли. Ведь он обработал и проанализировал теорию и практику дошкольного образования и воспитания в ряде зарубежных стран, выбрал их достоинства в данной области, показал пути развития разных народов.

Ушинский показал неудовлетворительное состояние воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях и в семьях, а также разработал практические рекомендации по улучшению этой работы.

Можно смело сказать, что идеи Константина Дмитриевича Ушинского остаются актуальными и по сей день.

Ушинский призывал осмыслить механизм умственного развития дошкольника, опираться на его природное стремление к активной деятельности. Для этого нужно опираться на психологию ребенка.

В моей курсовой работе объектом  исследования являются педагогические труды  К.Д. Ушинского о дошкольном образовании.

Предмет исследования - вклад в педагогическое наследие дошкольного образования К.Д. Ушинского.

Цель исследования - раскрыть роль К.Д. Ушинского в развитии дошкольной педагогики в России и показать возможность ее реализацию в современной практике.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить литературу по теме исследования.

2. Дать содержательную характеристику идеи дошкольного образования К.Д. Ушинского.

3. Проанализировать элементы дошкольного образования предложенные Ушинским  (родная речь, трудовое и нравственное воспитание, семейное воспитание).

Основными методами при выполнении данного исследования являются: изучение и теоретический анализ педагогической литературы, систематизация и обобщение полученных знаний.

Ушинский стремился пробудить в народе жажду знаний, видеть народ счастливым, зажечь свет знаний в жизни каждого человека.

Константин Дмитриевич стремился создать прочную научную базу для развития педагогики в России. Для этого он изучал логику, анатомию, филологию, литературу, политэкономию, статистику, искусство, физиологию. Особое значение для него имели психология и физиология.

Константин Дмитриевич Ушинский поднял педагогику на качественно новый уровень.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ushinskiy_rech.docx83.94 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольное образование в трудах Ушинского К.Д.

Оглавление.

Введение……………………………………………………………....….3

Родная речь, ее роль в воспитании и обучении

детей дошкольного возраста……………………………………….…..6

Семейное воспитание…………………………………………………..22

Труд как средство разностороннего развития

детей дошкольного возраста………………………………………….26

Заключение…………………………………………………….………..40

Список литературы…………………………….………………………42

Введение.

Всю свою жизнь Константин Дмитриевич Ушинский считал педагогику не только наукой, но прежде всего искусством. Его заслуженно считают основоположником отечественной научной педагогики. Конечно, это не значит, что история русской научно-педагогической мысли начинается именно с него. Однако, он был первым педагогом в России, который оформил педагогику как науку и систематизировал накопленные научно-педагогические знания. Ушинский понимал, что каждая наука базируется на определенном научном и философском фундаменте, и поэтому говорил, что педагогика требует единства идей. Он связал воедино свои знания, опыт, взгляды и научные пристрастия, а на этой основе выстроил целостное педагогическое учение.

По словам Ушинского педагогика является наукой о воспитании. Воспитание он называл целенаправленным процессом формирования «человека в человеке». Воспитание ребенка в детском саду, по мнению Ушинского, играет огромную социальную роль. Это явление, которое имеет свои законы и педагогу необходимо их изучить, знать, пользоваться и руководствоваться в педагогической деятельности. Поэтому воспитателю следует изучить всесторонне эту науку, постоянно стремиться к развитию и совершенствоваться, узнать ребенка во всех отношениях. Фундаментальный труд Константина Дмитриевича «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии.» содержит ценные педагогические знания и опыт великого педагога. К сожалению, он не успел закончить свой труд до конца жизни.

Ушинский всегда делал акцент на том, что педагогическая наука В России должна отвечать интересам и характеру русского народа. В своих трудах «Родное слово», «О народности в общественном воспитании» он раскрыл необходимость общественного и семейного воспитания на основе идеи народности.

Одна из главнейших задач в деле воспитания детей дошкольного возраста отводилась Ушинским труду. Он досконально изучил особенности умственного и физического труда, его роль и значение в семейной и социальной жизни, в нравственном развитии дошкольников. Свои знания и опыт он изложил в статье «Труд в его психическом и воспитательном значении».

Духовное развитие ребенка является важнейшей целью в воспитании детей дошкольного возраста. Ушинский считал, что лучшие черты русской народности рождены православием, поэтому большое значение придавалось религии.

Быть педагогом, по словам Константина Дмитриевича, это не только обучать, но и воспитывать. Настоящий педагог должен любить свое дело, стремиться совершенствовать свое педагогическое мастерство, быть образованным. Ушинский создал ряд педагогических работ, в которых содержалась научная программа подготовки педагогов на педагогических факультетах. Эти факультеты рекомендовалось открывать в каждом университете.

Несомненно, Ушинскому принадлежит ценный вклад в развитие мировой педагогической мысли. Ведь он обработал и проанализировал теорию и практику дошкольного образования и воспитания в ряде зарубежных стран, выбрал их достоинства в данной области, показал пути развития разных народов.

Ушинский показал неудовлетворительное состояние воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях и в семьях, а также разработал практические рекомендации по улучшению этой работы.

Можно смело сказать, что идеи Константина Дмитриевича Ушинского остаются актуальными и по сей день.

Ушинский призывал осмыслить механизм умственного развития дошкольника, опираться на его природное стремление к активной деятельности. Для этого нужно опираться на психологию ребенка.

В моей курсовой работе объектом  исследования являются педагогические труды  К.Д. Ушинского о дошкольном образовании.

Предмет исследования - вклад в педагогическое наследие дошкольного образования К.Д. Ушинского.

Цель исследования - раскрыть роль К.Д. Ушинского в развитии дошкольной педагогики в России и показать возможность ее реализацию в современной практике.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить литературу по теме исследования.

2. Дать содержательную характеристику идеи дошкольного образования К.Д. Ушинского.

3. Проанализировать элементы дошкольного образования предложенные Ушинским  (родная речь, трудовое и нравственное воспитание, семейное воспитание).

Основными методами при выполнении данного исследования являются: изучение и теоретический анализ педагогической литературы, систематизация и обобщение полученных знаний.

Ушинский стремился пробудить в народе жажду знаний, видеть народ счастливым, зажечь свет знаний в жизни каждого человека.

Константин Дмитриевич стремился создать прочную научную базу для развития педагогики в России. Для этого он изучал логику, анатомию, филологию, литературу, политэкономию, статистику, искусство, физиологию. Особое значение для него имели психология и физиология.

Константин Дмитриевич Ушинский поднял педагогику на качественно новый уровень.

Родная речь,

ее роль в воспитании и обучении

детей дошкольного возраста.

К.Д. Ушинский был первым педагогом своего времени, который указал на важность воспитания и обучения детей дошкольного возраста на родном языке. Он утверждал, что обучение на чужом языке задерживает естественное развитие познавательных способностей и речи ребенка. А наиважнейшей задачей родителей и педагогов-дошкольников является забота об овладении родным языком.

Константин Дмитриевич в своих трудах определил основное направление и содержание курса первоначального обучения дошкольников родному языку. Он разработал ценнейшие учебные пособия для детей дошкольного возраста “Родное слово” и “Руководство к преподаванию по “Родному слову”.

К.Д. Ушинский называет период дошкольного детства определяющим для становления речи ребенка благодаря тому, что в это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции, а функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Поэтому особенно важно уделить должное внимание речи малыша в период дошкольного детства, иначе позже потребуется значительно больше усилий, чтобы наверстать упущенное.

В своих трудах Ушинский доказывал, что без речевого общения, без речевой среды, дитя не сможет стать полноценным человеком. Так как речь – это инструмент развития высших отделов психики человека и задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии. Обучая ребенка родному языку, родители и педагоги способствуют развитию его высших эмоций, интеллекта, подготавливают благоприятную почву для дальнейшего успешного обучения в школе.

Ушинский дал важнейшие советы по речевому развитию детей начиная с младенчества, которые не утратили своей актуальности и в настоящее время:

  1. с первых дней жизни ребенка должна окружать полноценная речевая среда. Т.е. как только появился крошечный человечек, родители должны постараться свою повседневную деятельность сопровождать родной речью. Правильной речью. Называть свои действия, предметы домашнего обихода во время бодрствования младенца. Очень полезно давать ребенку возможность видеть лицо взрослого, наблюдать за его артикуляцией;
  2. ребенок нуждается в тесном телесном контакте с матерью. Для нормального развития необходимо брать ребенка на руки, пеленать, кормить, ухаживать;

И сейчас современные педагоги и психологи придерживаются этой рекомендации К.Д. Ушинского и советуют [Обнимать ребенка несколько раз в день. Четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужны не менее восьми объятий в день!][1]

  1. говорить с ребенком следует медленно, совершенно необходимо пользоваться правильным родным языком;
  2. необходимо поощрять любые попытки малыша заговорить, уделять ребенку больше времени, находить возможность выслушать его, постараться создать у ребенка ощущение значимости того, что он говорит;
  3. рекомендовано ежедневно читать ребенку, обсуждать вместе прочитанное, поощрять дитя в его интересах и увлечениях;
  4. не следует поправлять речь ребенка, просто повторять ту же фразу правильно;
  5. поощрять любопытство, стремление задавать вопросы;
  6. помнить, что каждый маленький человек – уникален, не следует сравнивать ребенка ни с какими другими детьми.

Ушинский считал, что путем познания родного языка еще в раннем возрасте дети начинают усваивать элементы народной культуры. Поэтому воспитательно-познавательное обучение, как в семье, так и в детском саду, должно вестись на материнском, родном языке.

Константин Дмитриевич называл первый год жизни ребенка подготовительным этапом в овладении речью. В это время происходит развитие предречевых реакций: крик с рождения, примерно с полуторамесячного возраста малыш гулит (произносит гласные звуки, отсутствующие в языке взрослых), к трем месяцам гуление становится разнообразнее, появляются согласные звуки. Ближе к шести месяцам ребенок может произнести цепочки звуков каскадом. На седьмом-восьмом месяце жизни появляется лепет, то есть произнесение отдельных слогов (ма-ма-ма, ба-ба-ба). Очень важен период лепета, потому что ребенок подолгу упражняет и тренирует свой артикуляционный аппарат, развивает одновременно фонематический и физический слух. Ребенок активно повторяет за взрослыми слоги. На девятом-десятом месяцах развивается понимание речи. Голосом малыш способен выразить свои эмоции и потребности, он уже способен копировать интонацию взрослого. В это время особенно важно поощрять ребенка к лепету. К  году дети понимают обращенную к ним речь, могут выполнить простые просьбы взрослых. Первые слова уже появляются в активной речи (от 2-3 до 15-20 слов).

То есть мы можем сказать, что к концу первого года жизни происходит становление коммуникативной функции речи. Общение между взрослым и ребенком осуществляется не только на эмоциональной основе, но и с помощью речи.

Ушинский настоятельно рекомендовал как можно больше времени уделять ребенку начиная с самого рождения. Занимаясь с ребенком и развивая моторику артикуляционного аппарата и предречевых голосовых реакций, Константин Дмитриевич призывал взять за правило то, что ребенок должен как можно чаще видеть лицо взрослого, чтобы наблюдать за работой артикуляционного аппарата говорящего во время произнесения им звуков. Когда малыш выспался, поел и находится в хорошем расположении духа, то он будет с удовольствием гулить, если его к этому побуждает взрослый. Для развития эмоционального общения с ребенком, стимуляции гуления и показа образцов звучащей речи, Ушинский рекомендовал матери почаще склоняться над колыбелькой и длительно произносить через определенные интервалы одни и те же звуки, похожие на звуки младенца при гулении. Потом мать сама слушает, что ей ответит малыш, обязательно улыбается и продолжает «беседу» сама. Ушинский подчеркивал, важно, чтобы женщина получала такое же удовольствие от подобного общения, как и ее дитя. То есть мать должна испытывать эмоционально-положительное отношение к своему ребенку.

Начиная с 5-6 месяца ребенок способен отличать мать по внешнему виду от других людей. Чтобы образ матери был связан со словом «мама», Константин Дмитриевич говорил, что ребенок должен слышать это слово, когда мать кормит его, пеленает, играет с ним, берет на руки. «Сейчас мама покормит Ваню», «Мама поиграет», «Мама оденет шапочку» и т.д. Таким образом мать способствует возникновению понимания значения этого слова. Аналогично и постепенно происходит знакомство с другими словами.

Ушинский настоятельно рекомендовал вовлекать ребенка в повседневную деятельность взрослых. Во время ежедневного общения взрослые показывают и называют предметы, действия. Это необходимо для того, чтобы ребенок начал узнавать эти предметы и мог выполнять простые действия с ними. С этой целью очень полезно проводить экскурсию по дому для развития понимания слов, обозначающих бытовые предметы. То есть взрослый и ребенок совершают прогулку по дому, где в разных местах находятся различные предметы: кровать, стульчик, чашка, книги, кофта, сапожки. Взрослый называет предмет, привлекает внимание ребенка к нему, дает малышу возможность рассмотреть, потрогать.

Ушинский полагал, что весомое значение в деле воспитания и обучения детей принадлежит произведениям народного творчества: пословицам и поговоркам, загадкам, шуткам и прибауткам. Он считал, что пословицы просты по форме и содержанию, но несут глубокий смысл, отражают представления и взгляды народа – народную мудрость. Загадки упражняют ум ребенка, способствуют живой, интересной беседе.

Колыбельные песни неоспоримо помогают развивать речь ребенка. Ушинский говорил, что когда мать тихонько напевает крохе перед сном, то в полудреме, ребенок бессознательно усваивает речевые образы и грамматические формы в текстах песен.

Ушинский считал, что со второго года жизни начинается собственно речевой период, когда формируется грамматический строй, большими темпами растет активный словарь, начинает складываться правильное звукопроизношение. Поэтому это самый ответственный период в развитии речи. На втором году жизни наиболее бурно развивается понимание речи, совершенствуется речевой слух.

Ушинский говорит, что дети второго года жизни – большие исследователи, они спешат узнавать, активны и любопытны. Призывает родителей поддерживать эти качества.

Константин Дмитриевич отмечал, что речь развивается лучше во время деятельности. Педагог большое значение предавал обучению детей с помощью картинок. Для детей второго года жизни он рекомендовал использовать большие предметные картинки на плотной бумаге. Сначала взрослый называет ребенку картинку, а уже при повторном рассматривании просит показать, где яблоко, где солнце, где мячик и так далее. Когда ребенок уже запомнит названия картинок, можно задавать вопросы: «А что это?», «Кто тут нарисован?». Чтобы ребенок учился обобщать, необходимо сопоставлять разные изображения одного и того же предмета.

Для дифференциации названий сходных предметов ребенку полезно рассматривать и сопоставлять такие же картинки. Например, предметы, имеющие одинаковую форму – круглые (картинки с изображением, яблока, мяча, воздушного шара, арбуза, солнца, луны, баранки, апельсина). Благодаря этим картинкам ребенок учится элементарному способу сравнения предметов с нахождением отличного.

Ушинский обращал внимание на то, что очень важно взрослым не забывать о развитии произносительной стороны речи в этот возрастной период. Для этого полезно читать малышу народные потешки, считалочки, прибаутки, петь песенки, а так же играть в игры с речевым сопровождением. В возрасте двух лет дети любят играть в догонялки, в игры, сопровождающиеся рифмованными текстами, в прятки. Текст потешки подсказывает детям правила и движения в игре. Играя, ребенок развивает непроизвольную память, формируется регулирующая функция речи, улучшается понимание речи.

Например, играя с потешкой «Улитка», развивается понимание речи, умение выполнять действия по словесной инструкции, происходит воспитание слухового внимания. Описание игры. Взрослый читает потешку, а ребенок – улитка выполняет движения по ходу произнесения ее.

Улитка-улитка,

Калитка закрыта.

(Ребенок закрывает лицо двумя руками).

Приоткрой немножко –

(Ребенок приоткрывает немного лицо).

Покажи нам рожки!

(Ребенок «делает рожки» пальцами, взрослый убегает, а ребенок догоняет и пытается «забодать рожками»).

Так же на втором году жизни Ушинский рекомендует познакомить ребенка с первой книгой. Педагог отмечает, что у детей должны быть книжки-игрушки, с яркими крупными картинками. Для чтения первыми книгами должны стать народные потешки, потому что ребенку легче понимать именно их, ведь многие потешки, песенки, считалочки он уже слышал от матери. В текстах потешек очень много слов, которые облегчают понимание данного текста ребенком, так как они приближены к детской речи: зайка, петя (петушок), киса. Разговорная речь более легка для восприятия, а большинство потешек построены в форме диалога. Для улучшения понимания, потешки содержат повторы.

Ценность потешек заключается так же в наличии большого количества ударных рифм, что способствует воспитанию чувства ритма, развивает фонематический слух.

Кроме того, Константин Дмитриевич большое внимание обращал на русские народные сказки, которые очень нравятся детям благодаря своей динамичности, простоте народных выражений. Они хорошо запоминаются из-за повторения одних и тех же оборотов. Кроме того, сказки развивают воображение ребенка.  Ушинский говорил, что с малых лет нужно приучать детей слушать чтение, постараться, чтобы ребенок полюбил книги, стремился к ним. Для этого нельзя отказывать ребенку, когда он просит почитать, а так же подавать пример, когда родители сами увлечены книгами.

К трем годам скачек в общем развитии ребенка и овладение речью в частности становится особенно заметным. В активной речи появляется все больше слов, грамматический строй речи получает дальнейшее развитие. На данном этапе, как заметил Ушинский, большое значение имеет собственная практика ребенка по использованию всех имеющихся в языке грамматических форм. Начинает формироваться связная речь. Ребенок начинает пользоваться сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. Константин Дмитриевич говорит, что дети этого возраста предпочитают многократно слушать одни и те же стихи, сказки. После чего запоминают наизусть текст. Педагог для этого возраста рекомендует загадки, которые должны содержать много информации, в них должны быть подсказки, намеки и звукоподражания.

К.Д. Ушинский говорил, что родная речь способствует гармоничному и полному развитию личности ребенка, расширяет его кругозор, обогащает знания, помогает общаться с окружающим миром, способствует осознанию правил поведения. Поэтому очень важно создать для ребенка полноценную речевую среду.

Константин Дмитриевич призывал родителей не лениться и отвечать на все детские «почему, что и зачем?». Отвечать надо простыми словами, внятно, не перегружать свой ответ непонятными словами, проявлять заинтересованность в беседе с ребенком.

Так же в этом возрасте Ушинский рекомендовал вводить названия основных цветов. И опять же это обучение должно производиться во время повседневной деятельности. Например, одеваем ребенка на прогулку и озвучиваем, что одеваем красную кофточку. Или: «Посмотри, какое красивое красное яблоко» и так далее. Будет полезно и рассматривание картинок в книге. То есть родители не проводят специальных упражнений, но обеспечивают понимание названий цветов.

Ушинский указывал, что чем богаче у ребенка опыт, с освоением различных видов деятельности, с формированием двигательных навыков, будет стремительно расти и количество слов. Поэтому следует привлекать ребенка к домашним делам, озвучивать свои действия.

На третьем году жизни не теряют своей важности подвижные игры с речевым сопровождением. Они развивают понимание речи, слуховое внимание, координацию движений и общую моторику. Так же они обеспечивают положительное эмоциональное взаимоотношение между взрослым и ребенком. В таких играх Ушинский отмечает еще и значение считалок. Считалка выступает как регулятор взаимодействий в игре. Благодаря ей дети приучаются играть по правилам. Это происходит с помощью текста считалки, то есть речи. Еще одно положительное качество считалки состоит в том, что с ее помощью дети ненавязчиво запоминают первые количественные числительные. Например: «Раз, два – голова; три, четыре – прицепили; пять, шесть – сено везть; семь, восемь – сено косим».

Снова и снова подчеркивал Ушинский необходимость помощи взрослого ребенку в период освоения речи. Ведь именно сейчас ребенок учится слушать взрослого, высказываться другим людям. Описать что-либо ребенок может, только опираясь на вопросы старшего собеседника. Например, взрослый и ребенок вместе рассматривают игрушку, при этом родитель описывает ее, обращает внимание на ее детали, признаки, свойства. И только потом можно спросить у ребенка: «А что есть у этого зайки? Покажи, где у него глазки! Какой он?». Все действия с игрушкой, которые осуществляют ребенок и взрослый (подвигать лапки зайца, потрогать уши, хвостик, ощутить, какой он мягкий, пушистый) помогают в усвоении рассказа об игрушке, потому что у детей трехлетнего возраста, как писал Ушинский, преобладает наглядно-действенное мышление. Опять же возвращаемся к народным песенкам и потешкам и обращаем внимание на эпитеты, которыми они богаты.

Ходит Васька серенький,

Хвост у Васьки беленький.

Глазки закрываются,

Когти расправляются.

Шерсть у Васьки пышная,

Поступь еле слышная,

Зубки – как игла.

В возрасте трех лет Ушинский рекомендовал предлагать детям небольшие стихотворные загадки с пропуском последнего слова. Такие загадки не только развивают мышление, но и полноценно тренируют фонематический слух, так как ребенок должен будет подобрать ответ в соответствии с рифмой стихотворения.

Встает на заре,

Поет во дворе,

На голове гребешок.

Кто же это? (Петушок)

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Живо угадай-ка,

Кто же это? (Зайка).

Ушинский отмечал, что потребность в общении побуждает детей пользоваться речью, вступать в контакт даже с посторонними людьми. Дети проявляют инициативу, сами начинают беседу, задают вопросы. Познавательные потребности детей четвертого года жизни постоянно увеличиваются.

Ушинский отмечает, что в этом возрасте у детей очень хорошая память. Они с легкостью запоминают длинные стихотворные сказки. Примечательно, что пересказ какой-то небольшой сказки возможен, но скорее всего это рассказ наизусть. Поэтому Ушинский рекомендовал родителям поощрять заучивание доступных для понимания текстов, ведь их многократное произнесение вслух улучшает звукопроизношение, обогащает словарный запас ребенка.

Загадки для детей данного возраста должны содержать функциональные признаки предмета, то есть его описание с помощью действий, совершаемых с этим предметом. Полезны загадки, содержащие родовые понятия, видовые своеобразия предмета, описания его качеств.

Загадки, составленные по функциональным признакам:

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

А хвост колечком.   (Собака).

Все время стучит,

Деревья долбит,

Но их не калечит,

А только лечит. (Дятел).

Родовые понятия и видовые своеобразия предмета заключены в таких загадках:

Это посуда, из которой пьют чай. (Чашка)

Это дерево, на котором растут желуди. (Дуб)

Загадки, содержащие описание признаков предмета:

Маленькие зверьки,

Серенькие шубки,

Длинные хвосты,

Остренькие зубки. (Мыши)

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк)

Так же с помощью загадок вводим в активную речь ребенка четвертого года жизни слова – названия частей предметов. Ушинский для облегчения отгадывания рекомендовал пользоваться картинками, изображающими этот предмет. Например:

Кора, ствол, ветви, сучки, листочки (дерево).

Туловище, четыре ноги, копыта, морда, хвост и грива (лошадь).

Константин Дмитриевич в своей просветительской деятельности советовал прибегать к помощи картинок для обучения детей. Например, с четвертого года знакомим детей с уменьшительными суффиксами, которые применяются для образования слов, обозначающих маленькие предметы. Для этого используем парные картинки, на них будет изображен один и тот же предмет, но размер  его будет разным. Взрослый должен неоднократно вместе с ребенком рассматривать картинки и после этого попросить малыша соединить картинки, обозначающие большой и маленький предмет в одну пару. Ребенок сможет назвать их соответственно: «Большой красный дом» и «Маленький красненький домик».

Так же эта игра подойдет для усвоения названия животных и их детенышей. Когда на одной картинке изображена мама, а надо подобрать ей в пару малышей. Для этой цели подойдут игрушки, имеющиеся дома. Внимание нужно обратить на слова – названия детенышей, которые имеют другой корень, отличный от названия больших животных: ягненок у овцы, поросенок у свиньи, щенок у собаки, жеребенок у лошади и так далее.

Для развития речи и вообще психического здоровья ребенка Ушинский рекомендует как можно больше проводить времени вместе. Речь окружающих должна быть правильной, абсолютно чистой, так как  в плане звукопроизношения, так как к четырем годам в норме ребенок уже должен овладеть правильным произношение всех звуков. В этом нам помогают скороговорки, чистоговорки. Они нужны для закрепления звуков, появляющихся в речи путем повторения и произнесения слов, содержащих нужный звук. С этой целью Ушинский так же предлагал поиграть детям в интересную игру: в мешочек складываются разнообразные предметы и ребенок должен на ощупь определить, что там, назвать этот предмет. Конечно же, взрослый подбирает такие предметы, чтобы нужный звук присутствовал в словах-названиях. Желательно, в разной позиции: в начале, в середине или в конце слова.

Правильное произношение закрепляется в свободных играх, в общении, в процессе игр – драматизаций.

Дети с пятого года жизни до окончания дошкольного детства продолжают развивать речь. В этом возрасте дети могут не только выполнять просьбы взрослого и слушать его. Они свободно общаются друг с другом, рассуждают, спорят, рассказывают об увиденном или услышанном. Дети начинают овладевать монологической речью. Стало возможным для ребенка пересказать знакомый текст.

Константин Дмитриевич отметил, что с этого возраста ребенок может рассказать не только о том, чему научили взрослые, но и то, о чем он переживает, чего ждет, хочет, о чем думает. То есть получает свое развитие так называемая внутренняя речь.

Ушинский убедительно доказал, что развитие речи и развитие мышления у детей тесно связаны. Язык и мысль находятся в неразрывном тандеме. Язык – это мысль, выраженная в слове.И если развивать мыслительные способности ребенка, то это будет способствовать успешному развитию речи. Задача взрослых – научить ребенка правильно излагать свои мысли.

По словам К.Д. Ушинского мысли возникают из приобретенных ребенком знаний об окружающих предметах и явлениях. Именно поэтому для ребенка необходима наглядность. Ушинским была доказана тесная связь наглядности обучения с развитием мышления и речи. Поэтому педагог призывал родителей и воспитателей развивать именно способность наблюдать за различными предметами и явлениями, чтобы обогатить детей наиболее яркими, верными образами, ведь они станут элементами мыслительного процесса.

То есть в данный возрастной период, если мы поставим задачу перед ребенком, то он сможет не только выполнить ее, но и рассказать о своем решении. Как и говорил Ушинский, ребенок сначала решит задачу практическим действием, потом это действие осмысливается и закрепляется речью. Ребенок это действие запомнит и сможет повторить. Предварительное обдумывание поставленной задачи возникает в возрасте шести – семи лет.

Ушинский обратил внимание на то, что дети постоянно сочетают речь и действия.

Высказывания ребенка усложняются, увеличивается количество слов в предложениях. Завершается становление нормального звукопроизношения.

Дети этого возраста легко улавливают различные интонационные средства выразительности в речи взрослых и подражают им, когда пересказывают сказки. Как важно для гармоничного и всестороннего развития ребенка внимание взрослых! Дети произвольно уже могут менять силу и высоту голоса, с учетом содержания повествования. Появляется умение говорить шепотом.

Для развития связной речи у старших дошкольников Ушинский опять же рекомендовал пользоваться сюжетными картинками. Сюжет должен быть близким и понятным ребенку. Тогда он сможет не только описать картинку, но и дать ей истолкование. Взрослый должен обратить внимание на форму вопроса, с которым должен обратиться к ребенку. То есть если воспитатель спросит: «Что на этой картинке нарисовано?», то ребенку проще всего будет ответить перечислением. Если спросить: «Что на картинке происходит?», то ответом будет описание действий. Вопрос: «О чем картинка?» вызовет у ребенка необходимость истолковать сюжет.

[Наблюдая за тем, как дети разных возрастов рассказывают содержание одних и тех же картинок, ученые установили, что ребенок проходит три ступени в развитии умения строить рассказ. На первой ступени, ступени перечисления, дети только называют отдельные предметы, изображенные на картинке, не пытаясь установить какую бы то ни было связь между ними. Например: «Собачка, дядя, мальчик, цветочки, тетенька» (3 года). Ко второй ступени, названной стадией описания, были отнесены те ответы, в которых дети устанавливали первые связи между предметами. Обычно это были связи действия. По той же картинке ребенок четырех лет дает следующий рассказ: «Дядя сидит за столом. Он кушает. Мальчик тут. Он тоже кушает. Собачка сидит. Еще тетенька». К третьей ступени были отнесены ответы тех детей, которые объясняют содержание картины: «Это рабочий. Он пришел домой и сел обедать. Жена несет суп, а сын тоже сел кушать. Собачка сидит рядом и тоже хочет кушать» (5 лет).][2]

Но Ушинский отмечает, что сюжеты картинок должны соответствовать возрасту ребенка, так как даже школьники, рассматривая трудную для них картинку, дадут простое перечисление, без объяснения содержания.

Дети с удовольствием определяют, к каким сказкам относится та или иная иллюстрация. Такая викторина развивает память ребенка, приучает его более внимательно слушать то, что читают взрослые.

Так же можно попросить ребенка разложить в правильной последовательности иллюстрации к сказке, рассказать потом эту сказку. Ушинский замечал, что сказка должна быть хорошо знакома ребенку.

Константин Дмитриевич показал, что дети при пересказе опираются на картинки-иллюстрации или на вопросы, которые задает взрослый. Старших дошкольников пора приучать к поисковым вопросам: как, каким образом, для чего, почему, зачем. Чтобы дать ребенку некий план ответа, взрослый может предложить прямые вопросы сериями.

[Например, для облегчения пересказа сказки К.Д. Ушинского «Умей обождать» можно задать такие серии вопросов, предварительно разбив текст на три части.

I часть

  1. Какую ягоду стал клевать петушок?
  2. О чем курочка предупреждала братца?
  3. Что заболело у петушка от зеленой смородины?
  4. Как вылечила курочка петушка?

II часть

1. Зачем побежал петушок к ручью? Чего он не дождался?

2. О чем курочка его предупреждала?

3. Кто лечил петушка от простуды?

III часть

  1. Какой был лед на речке?
  2. О чем курочка предупреждала братца?
  3. Почему погиб петушок?

 Поисковые вопросы

  1. Как относилась курочка к брату?
  2. Правильные ли советы давала курочка?
  3. Почему петушок не хотел обождать?
  4. Жалко вам петушка?
  5. Нравится вам умная курочка?][3]

Детям старшего дошкольного возраста, по рекомендации К.Д. Ушинского, кроме сказок нужно начинать читать и рассказы, стихи о природе, книги познавательной направленности. Старшим дошкольникам можно попробовать читать тексты большого объема. Ушинский советует завести традицию семейного чтения по вечерам.

Снова и снова Ушинский подчеркивает. Что формирование грамматических навыков ребенка дошкольного возраста происходит во время игр, на прогулках, в процессе бытового общения. Призывает взрослых быть внимательными и отзывчивыми к своим детям, уделять им внимание. Например, когда находятся родители с детьми дома, можно вместе поискать деревянные предметы. Деревянная кровать, деревянный шкаф, деревянный пол, стол, стул и так далее. Таким образом, родители развивают не только речь ребенка, но и обеспечивают его потребность в общении.

Константин Дмитриевич Ушинский проделал огромную работу и дал ценнейшие рекомендации для развития всех компонентов устной речи ребенка: словарного запаса, связной речи, звукопроизношения, грамматического строя, фонематического слуха, речевой моторики. А главное, что он хотел сказать: взрослые должны обеспечить ребенку полноценную речевую среду. И, конечно же, обучение и воспитание детей дошкольного возраста должно проводится на родном материнском языке.

Хочется дополнительно отметить, что труды Ушинского об обучении детей на родном языке, сыграли фундаментальное значение в строительстве русской народной школы, а так же школьного дела нерусских народов, которые боролись за обучение детей на родном языке и за развитие национальной культуры.

Семейное воспитание.

Ушинский считал семью наиболее приемлемой и естественной средой для воспитания и обучения детей дошкольного возраста для большинства населения страны. Ведь с первых дней жизни дети именно в семье получают знания, закладываются привычки, укрепляются навыки, семья формирует задатки будущей личности. Для детей младшего дошкольного возраста ведущую роль в воспитании и развитии личности имеет пример жизни и поведения родителей.

По словам Ушинского одна из важнейших обязанностей отца семейства – вырастить из своего ребенка достойного и полезного для общества гражданина. Право каждого ребенка – это право на любовь, заботу, защиту и на правильное воспитание. Именно на плечи родителей возлагается обязанность в осуществлении этих важнейших прав ребенка. Чтобы выполнить свою священную обязанность, родители должны постоянно сами развиваться, изучать педагогическую литературу, то есть иметь педагогические знания. Необходимо со всей ответственностью и сознательно подходить к воспитательному делу.

Первостепенную роль в семейном обучении и воспитании детей дошкольного возраста К.Д. Ушинский отдавал матери. Потому что именно мать ближе всех стоит к детям, проявляет чуткую заботу о них с рождения. Никто, как мать не понимает особенности своего ребенка, его потребности. Поэтому у нее больше других возможностей в своей повседневной заботе о детях оказать влияние на их жизнь в желаемом направлении.

С первых минут жизни во время заботливого ухода за ребенком мать нежным, ласковым голосом создает зону уюта для него. Мать озвучивает ему свои действия, развивая слуховое восприятие. Лаская и нежа дитя, мать обеспечивает ему жизненно необходимый телесный контакт. Как говорил Ушинский, отсутствие такого контакта пагубно влияет на развитие познавательных потребностей ребенка. Известно, что на первом году особенно важным является сенсорное воспитание, что может дать ребенку мать. Когда она берет младенца на руки, то у него появляется возможность увидеть значительно больше предметов в пространстве, тем самым мать способствует расширению границ образов.

[Образование и окружающая среда, в которую попадает младенец сразу после рождения, во многом определяют, кем он станет, как будет развиваться.][4]

Особую роль в развитии ребенка, в становлении его чувства защищенности и безопасности, в доверии ко взрослым играют материнские колыбельные песни. Ушинский советовал матерям обязательно обращаться к этому богатству народного творчества.

Когда мать тихонько напевает ребенку колыбельную песню, то у дитя появляется не только чувство защищенности, но так же развивается понимание речи. Это происходит потому что в состоянии полудремы ребенок бессознательно усваивает речевые образы и грамматические формы, которые содержатся в текстах песен. Колыбельные песни являются помощником в установлении особого, прочного эмоционального контакта между матерью и ребенком. Ведь они успокаивают ребенка мелодией и ласковыми словами. Народные колыбельные песни актуальны и необходимы даже современным детям.

В зыбке спи, мой хороший,

Как в стручочке горошек.

Станут ветры прилетать

Да горошину качать.

Зашуршит горошина!

Спи ты, мой хорошенький!

Мать должна познакомить ребенка и с другими произведениями народного творчества. Ушинский считал, что играя с детьми, мать устанавливает с ними доверительные отношения, а так же преподносит им первые уроки. Обращаясь к народному творчеству, родители не только удовлетворяют потребность ребенка в игре, но и всесторонне развивают его. Например, всем известная игра «Ладушки» способствует воспитанию понимания речи, развивает способность подражать движениям взрослых.

Ладушки, ладушки,

Где были?

Что ели?

Кашку!

Что пили?

Молочка чашку!

У данной потешки четкий ритмичный текст, он сопровождается хлопаньем в ладоши, а это привлекает внимание ребенка и побуждает подражать действиям взрослого. Родители начинают с пассивных движений, то есть хлопают ручками ребенка сами. Позже кроха будет делать ладушки самостоятельно. Сначала подражая движениям, а после при произнесении потешки.

Народное творчество – кладезь всевозможных игр и упражнений для детей. И К.Д. Ушинский рекомендовал мамам почаще играть и развивать своих малышей. Ведь каждой матери доступны такие игры, как «Скок, скок, молодой дроздок», «Тюшки-тютюшки», «Идет коза рогатая». А ведь они укрепляют эмоциональную связь родителей и ребенка, воспитывают чувство ритма, понимание речи, укрепляют память и просто поднимают настроение.

Народ позаботился о всестороннем развитии своих детей. Есть игры, направленные и на развитие моторики пальцев. Это любимая детьми игра «Сорока, сорока». Ребенка берут на руки, водят указательным пальцем по ладошке и приговаривают:

Сорока, сорока

Кашку варила

Деток кормила.

Далее начиная с большого  перебирают пальца ребенка:

Этому дала на блюдечке,

Этому – на тарелочке,

Этому – на ложечке,

Этому – поскребышки.

Потом берут за мизинец и говорят:

А этому нет ничего:

Ты, мал-маленек,

За водицей не ходил,

Дров не носил,

Каши не варил.

Вот и получается полноценная пальчиковая гимнастика. А ведь ранний дошкольный возраст характеризуется активным развитием руки ребенка. Рука – орган познания и орган действия для малыша, поэтому необходимо уделять внимание развитию ощупывающих движений рук.

На первом этапе родители вкладывают в руку ребенка игрушки различные по форме, фактуре, величине. Осязание разных игрушек вызовет у ребенка зрительную реакцию, он обратит внимание на нее. И тогда глаза будут все время следить за ощупывающими движениями рук. Крайне полезно так же называть ребенку игрушку. Ушинский советовал пользоваться игрушками разной формы (шары, кубики, овалы), разной фактуры (шероховатые, гладкие, мягкие, твердые), разной величины.

Так же Ушинский рекомендовал подвешивать различные предметы над колыбелькой дитя, чтобы способствовать формированию захвата предмета рукой и стимулировать двигательную активность. Если трехмесячный ребенок непроизвольно попадает рукой по игрушке и из этого учится захватывать ее и ощупывать, обращать на нее зрительное внимание, то уже в четыре – пять месяцев зрительное восприятие будет вызывать движение рук к предмету.

Все эти знания Ушинский советовал родителям получать из народной мудрости, а так же обязательно читать педагогическую литературу. Но во времена Константина Дмитриевича школы были доступны не всем слоям общества. Поэтому Ушинский возлагал на мать роль не только воспитательницы, но и Учительницы своих детей. В виду этого, педагог пояснял, как важно женщине получить всестороннее полное образование.

В помощь родителям, которые хотят быть педагогически грамотными и ответственно относятся к семейному воспитанию и обучению Ушинский разработал учебное пособие «Родное слово». Оно подходит и для родителей, и для педагогов-дошкольников. Так же К.Д. Ушинский рекомендовал его использовать учителям начальных классов. К данному пособию было опубликовано «Руководство к преподаванию по «Родному слову».

Материнское воспитание, по словам Ушинского, имеет общественное значение. Так как женщина-воспитательница своих детей является воспитательницей всего народа.

Труд как средство разностороннего развития

 детей дошкольного возраста.

В своем «Собрании сочинений» К.Д. Ушинский писал, что потребность в труде заложена в человеке природой. [Труд, исходя от человека на природу, действует обратно на человека не одним удовлетворением его потребностей и расширением их круга, но собственно своей, внутренней, ему одному присущей силой, независимо от тех материальных ценностей, которые он доставляет. Материальные плоды трудов составляют человеческое достояние; но только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности, и счастья. Это животворное влияние имеет только личный труд на того, кто трудится.][5]

Более того, Константин Дмитриевич считал, что без труда жизнь человека теряет свое достоинство и цену. Труд является первостепенным условием развития человека, открывает возможность идти вперед. По словам Ушинского, если человек потеряет возможность своего личного труда, то он потеряет настоящую дорогу и перед ним окажется два гибельных пути: дорога, полная бездонной скуки, апатии, недовольства своей жизнью, или дорога незаметного, добровольного самоуничтожения, когда человек скатывается до глупых прихотей или скотских наслаждений. Оба пути ведут человека к погибели, так как только личный, только свободный труд является самой жизнью. Из этого следует, что ум, сердце и тело человека требуют труда.

Поэтому, желая счастья ребенку, необходимо воспитывать его не для счастья, а подготовить к труду жизни. Важнейшей целью воспитания детей дошкольного возраста является развитие у ребенка любви, уважения и привычки к труду. Воспитатель обязан дать ребенку возможность найти для себя труд в своей нынешней и будущей жизни. Труд должен являться наслаждение и счастьем, так как самой природой заложена необходимость труда для нормального умственного, нравственного и телесного развития ребенка.

Ушинский делает акцент на том, что воспитатель должен не только дать дошкольнику определенный объем знаний, но и для дальнейшего развития разума, зажечь в ребенке жажду серьезного труда. Потому что именно в детстве врожденная способность к труду может потухнуть под обстоятельствами и влиянием воспитывающих взрослых.

Детей дошкольного возраста Константин Дмитриевич призывал учить играя, учитывая возрастные способности ребенка. Иными словами труда на долю воспитанника должно отводиться ровно столько, сколько его молодые силы смогут одолеть. В раннем возрасте чрезмерные нагрузки могут негативно сказаться на самом воспитательном значении труда. Мы можем сказать, что труд для ребенка дошкольного возраста должен быть:

  1. посильным,
  2. цель труда должна быть понятна ребенку,
  3. доставлять ребенку удовольствие,
  4. по возможности труд должен выполняться красиво.

Тут можно выделить две основные задачи, которые встают перед воспитателем:

  1. научить детей получать радость от труда;
  2. приучать дошкольников к коллективному труду.

Очень интересный взгляд на отдых был высказан Ушинским. Константин Дмитриевич заметил, что после умственного труда отдых не должен состоять в том, чтобы ничего не делать. Следует переменить сферу деятельности, тогда физический труд станет полезным и особо приятным отдыхом после умственного труда. В этом случае можно будет сказать, что воспитанник отдохнул с большой пользой. Несомненно, детям дошкольного возраста необходимо выделять время для свободных игр.

К.Д. Ушинский дал следующее определение труду:

[Труд, как мы его понимаем, есть такая свободная и согласная с христианской нравственностью деятельность человека, на которую он решается по безусловной необходимости ее для достижения той или другой истинно-человеческой цели в жизни.][6]

Далее рассмотрим особенности формирования и развития компонентов трудовой деятельности детей дошкольного возраста.

Постановка цели. Воспитателю необходимо учитывать, что дети младшего дошкольного возраста еще не способны ставить себе цель в труде, удерживать ее и следовать ей в процессе выполнения задуманного. Это происходит потому, что память младших дошкольников не способна удержать весь процесс и результат. В данном возрасте ребенок сразу начнет действовать, а действия его будут носить процессуальный характер, а не целенаправленный.  Для примера: ребенок будет усердно подметать, стоя на одном месте. Дети данного возраста формируют цель для обозначения только сиюминутного действия, сама цель не имеет пока смысла.

Однако уже старшие дошкольники самостоятельно могут сформулировать цель своей деятельности, предвидеть результат, а также удерживать цель в памяти до достижения желаемого результата. Нужно заметить, что эти умения дети показывают, когда действия труда им уже известны, например: уборка помещения, уход за растениями, самообслуживание. Если же содержание труда ранее не было знакомо ребенку, то ему потребуется помощь взрослого. То есть мы видим, как важно участие взрослого в развитии данного компонента трудовой деятельности.

Мотивация. Зачастую воспитатель обращает внимание лишь на то, что и как делает ребенок, а для успешного формирования целенаправленной трудовой деятельности очень важно подумать ради чего, почему он трудится. Как правило, у детей отсутствует стремление получить материальную награду за выполненный труд. В данном случае мы можем сказать, что моральная мотивация оказывает влияние на формирование личностных качеств. А мотивы ребенка могут быть очень разными: потребность в общении со взрослым, в его положительной оценке; желание приносить пользу другим (общественные мотивы); самоутверждение.

Трудовые действия. Только при помощи взрослого, при его непосредственном руководстве ребенок сможет постепенно овладеть трудовыми действиями. Младшие дошкольники ориентируются на показ. А вот старшие дошкольники способны обучаться трудовым действиям по словесному объяснению, то есть без непосредственного показа. Это происходит потому, что дети старшего дошкольного возраста уже владеют некоторыми трудовыми действиями. Например, ребенок уже знает, как подмести, вымыть чашку, убрать постель и т.д. В этом возрасте у детей формируются некоторые отдельные трудовые умения, которые они без помощи взрослого, самостоятельно могут выполнять.

Планирование. Умение планировать определенную последовательность действий отсутствует у детей младшего дошкольного возраста. Даже детям старшего возраста в этом нужна помощь взрослого. Т.е. известные действия ребенок сам сможет планировать, сможет рассказать, как, что и за чем он будет делать, а при получении более сложного, ранее неизвестного задания, он будет испытывать затруднения. Поэтому ребенка важно специально обучить планированию, дети успешно овладевают этим навыком.

Оценка. Эта операция более легко удается старшим дошкольникам, малыши тоже с ней справляются, но она сложна еще для них. Дети старшего дошкольного возраста учатся оценивать процесс выполнения работы и ее результат с помощью взрослого. На первом этапе дети овладевают оценкой результата. А на втором ребенок учится предвидеть – к хорошему или плохому результату приведут его труды.

Результат. Зато все дошкольники видят результат! И пусть младшим дошкольникам больше интересен сам процесс (подметать не ради чистоты, а чтоб иметь возможность орудовать веником), а старшие дети стремятся к получению результата (подметаем, чтобы было чисто).

Мы можем сделать вывод, что главная цель воспитателей при работе с младшими дошкольниками – это формирование отдельных трудовых действий и умений. У детей старшего дошкольного возраста уже наблюдается наличие элементов трудовой деятельности, которую они совершают с помощью взрослого. Но Ушинский обращал внимание, что даже самые простые трудовые навыки имеют большую воспитательную роль. Константин Дмитриевич указывал на особенности труда детей дошкольного возраста:

- опора на помощь взрослого, потребность в его руководстве;

- связь с игрой;

-  ведущая нравственная мотивация труда;

- отсутствие материально значимого продукта труда.

Содержание труда детей дошкольного возраста включает в себя следующие компоненты: самообслуживание, ручной труд, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, художественный труд.

Таким образом мы можем сказать, что в трудовой деятельности детей дошкольного возраста имеются все компоненты полноценного труда – это и мотив, и цель, и процесс, и результат. Просто дети реализуют эти составляющие с помощью взрослого, а не самостоятельно. И именно от взрослого зависит эффективность наполнения содержанием трудовых действий ребенка. Ведь ребенок в процессе труда подражает взрослому, ориентируется на его пример. В дошкольном детстве труд – это очень действенное средство разностороннего, а в особенности нравственного, воспитания ребенка.

Поэтому важнейшей задачей воспитателя, по словам К.Д.Ушинского, являлась помощь ребенку в овладении трудовой деятельностью:  освоении структуры, развитии личности дошкольника в труде, приобретении необходимых умений и навыков, формировании взаимоотношений в коллективе детей.

Несомненно, что трудовое воспитание имеет прочную связь с воспитанием нравственным. Ведь положительные взаимоотношения в детском коллективе и воспитание личностных качеств происходит с помощью труда и в труде.

Мы можем выделить следующие задачи, которые должен ставить перед собой воспитатель, используя труд как средство нравственно-волевого воспитания:

  1. формирование ряда нравственно-волевых качеств (добросовестность, ответственность, настойчивость, творческое отношение к делу, усидчивость);
  2. развить в ребенке желание научиться самому и научить другого, поддержку, взаимопомощь, умение сопереживать, умение договариваться и т.д.

Для решения этих задач воспитатель может применять разнообразные методы: беседы, общение в процессе труда, предложить различные проблемные ситуации, совместная деятельность детей и взрослых, самостоятельная совместная деятельность детей, разнообразные логические задачи.

Также труд имеет реальный результат. А результат труда детей дошкольного возраста – это не только какое-то материальное воплощение, а еще и моральное содержание. Ведь ребенок чувствует, что его труд вызывает чью-то благодарность, радость, доброжелательное отношение. В этом и есть главная педагогическая ценность трудовой деятельности – эмоциональное подкрепление результата труда.

Труд станет эффективным средством нравственного воспитания для детей дошкольного возраста в том случае, если наряду с привитием трудовых навыков, педагог будет направлять усилия ребенка на общественно полезную деятельность, в процессе которой появляется чувство удовлетворения от своей деятельности для пользы других, осознание своей связи с окружающими. В процессе труда формируются дружеские взаимоотношения, развиваются коммуникативные связи: умение предложить и оказать помощь, умение уступить, оказать услугу, умение доброжелательно общаться. Также зарождаются и деловые взаимоотношения, ведь дети учатся планировать и распределять общую работу. Они стремятся сами доводить свое дело до конца и рассчитывают на то же от других. Появляется стремление оказывать помощь друг другу. Развивается чувство ответственности к поручению.

То есть можно сделать вывод, что в процессе трудовой деятельности у детей дошкольного возраста усваиваются и закрепляются нравственные нормы поведения.

К.Д. Ушинский делал акцент на том, что огромное значение для дошкольников имеет трудовая деятельность вместе со взрослым. Тогда дети легче и быстрее понимают характер взаимоотношений, а также удовлетворяют свою потребность в общении. Ушинский так же рекомендовал совместную деятельность младших и старших по возрасту детей, как полезную для нравственного воспитания. Маленькие дети, при общении со старщими, учатся принимать помощь, расширяют кругозор. А у старших детей Ушинский отмечал более успешное формирование добросовестности и ответственности при выполнении трудовых поручений, совершенствование навыков коллективных взаимоотношений.

[Трудовая деятельность необходима человеку для удовлетворения его жизненных потребностей, и не только физических. Она является важнейшим источником нравственного и эстетического развития личности. К.Д.Ушинский писал, что воспитание должно зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой.][7]

Говоря о значимости труда в жизни маленького ребенка, Ушинский обращал внимание, что труд активизирует не только физические силы, но и умственную деятельность. Воспитатель должен вызвать стремление трудиться, желание участвовать в общем деле, помочь ребенку увидеть и осознать полезность своего труда для окружающих, пробудить интерес к трудовой деятельности.

Например, как рекомендовал Константин Дмитриевич, дошкольники приобретут знания о жизни животных и растений, проявят аккуратность, бережливость, заботливость, научатся преодолевать трудности, овладеют навыками ухода, если будут привлекаться к участию в трудовой деятельности по уходу за растениями и животными.

Можно отметить, что Ушинский считал, что природа является огромной мастерской для творчества. А воспитатель должен с раннего детства прививать детям  умение видеть в природе источник жизни.

Одним из путей приобщения к труду Ушинский называл художественное творчество с использованием природных материалов. И отмечал, что дети любят работу с природным материалом, так как могут увидеть в простой шишке, в причудливых ветвях, в обычном желуде образы сказочных героев.

Так же Ушинский указывал на ошибки, часто допускаемые воспитателем. Например, когда в группе детей старшего возраста организуется совместная трудовая деятельность детей, то воспитатель большую часть работы выполняет сам, либо переделывает то, что сделал ребенок: мастерит игрушки, поливает растения и т.д. Естественно, что интерес к трудовой деятельности угасает, ведь ребенку остается лишь выполнять поручения вроде: подай, подержи, принеси.

Так же дети привыкнут трудиться без усилий, без напряжения, если будут постоянно получать недостаточную трудовую нагрузку. Это опасно тем, что ребенок когда-нибудь попадет в ситуацию, когда нужно будет сделать более сложное задание, в таком случае он окажется не в состоянии собраться с силами и довести начатое дело до конца. Дальше цепочка продолжается: неудача в свою очередь повлечет отрицательное отношение к труду.

Следует обратить внимание на другую крайность – воспитатель дает завышенные по объему и сложности трудовые задания, переоценивая способности детей, не учитывая их возможности. Нельзя забывать о том, что ребенок будет стремиться уклониться от трудовой деятельности, если ранее имел горький опыт: взялся за работу, потратил много времени и сил, но не получил положительного результата или получил, но чрезмерно переутомился. Ушинский обращал внимание, что необходимо давать посильную нагрузку детям, чтобы затраченные усилия на выполнение трудового поручения соответствовали соответствовали возрастным возможностям.

Следует учитывать, что дошкольники утомляются и тогда, когда занимаясь одним делом, длительное время находятся в одной позе, в быстром темпе вынуждены выполнять большой объем работы, пользуются таким оборудованием при труде, которое не соответствует их возрастным возможностям. Ребенок должен испытывать радость от труда, иначе никакие примеры самоотверженного труда взрослых, никакие беседы о необходимости трудиться не смогут сделать ребенка трудолюбивым. Для возникновения и укрепления любви к труду, он должен быть посильным.

Для предотвращения всех этих проблем Ушинский говорил о необходимости планомерности и систематичности в организации трудовой деятельности детей, участие дошкольников в труде не должно быть от случая к случаю. Иначе труд не сформирует желания работать на пользу общества, не окажет достаточного воспитательного эффекта, а привычка к систематическому выполнению трудовых поручений не закрепится.

Также Константин Дмитриевич рекомендовал обратить внимание на следующий момент: воспитатель не всегда раскрывает детям значимость их труда для окружающих, когда дает поручение сделать что-то. В таком случае трудовая деятельность ребенка обычно является результатом подчинения авторитету взрослого, трудится ребенок без желания и интереса, чисто механически. Дети привыкают работать только по указанию и в случае, когда воспитатель в процессе труда слишком опекает детей, не дает возможность проявить инициативу, самостоятельность, активность, диктует, что нужно делать. Нередко бывают случаи, когда сделанная ребенком работа на его глазах переделывается взрослым. Например: воспитатель или няня заново подметают пол, протирают еще раз стол и т.д. В эти моменты теряется интерес к трудовой деятельности, соответственно и ее воспитательное воздействие на детей.

То есть труд должен быть правильно организован, тогда он будет обладать большим педагогическим воздействием. Ведь ребенок только на личном опыте может узнать, что такое труд, когда преодолеет свою нерешительность, приобретет трудовые навыки и, что самое важное, опыт самостоятельного выполнения трудовой задачи при деликатном и умелом руководстве взрослого.

Ушинский считал труд великим воспитателем. Говорил, что он должен войти в духовную жизнь детей, наполнить ее радостью дружбы. Потому что труд развивает в детях любознательность, пытливость, показывает новые красоты в окружающем мире, развивает чувство созидателя материальных благ.

Оценка трудовой деятельности ребенка должна быть также адекватной. К большим проблемам может привести неправильная оценка взрослого, когда присутствует невнимание к трудовым успехам и усилиям одних детей, а других чрезмерно захваливают. Тогда у первых развивается неуверенность в своих силах, они теряют интерес к трудовой деятельности. Как в прочем и во втором варианте, когда проявляется излишняя самоуверенность. Положительные черты личности формируются только при доброй помощи, доброй поддержке, деликатном совете.

Константин Дмитриевич отмечал, что большое место в трудовом воспитании детей дошкольного возраста принадлежит ознакомлению с трудом взрослых, потому что это способствует формированию представлений о значимости труда в жизни человека, дети больше стремятся участвовать в труде. То есть воспитатель должен научить дошкольников видеть направленность трудовых действий людей на достижение результата. Дети должны научиться выделять результат труда.

Игры детей подтверждают то, что деятельность взрослых является для них примером. Дошкольники увлеченно играют в «Больницу», «Магазин». Во время таких игр они не только передают трудовые действия, но и отношения людей к работе, взаимоотношения между участниками трудового процесса.  Ушинский говорил, что впечатления детства самые сильные, а игра является путем познания и приобщения к жизни для детей дошкольного возраста.

Константин Дмитриевич считал, что нельзя допустить того, чтобы дети располагали знаниями лишь отдельных фактов из области того или иного вида труда, не понимали его роли в жизни людей. Педагог должен воспитывать у детей бережное отношение к результату труда, уважение к нему.

Для детей сложны представления об общественной значимости труда, ведь они включают в себя знания о разнообразных результатах труда, которые удовлетворяют самые разные потребности людей. Объем содержания этих представлений очень велик, поэтому сложно сделать их обобщение, трудно формируется понимание у детей значимости труда для общества.

Для успешного формирования представлений у дошкольников о значимости труда людей требуется наличие у детей четких представлений, что в каждом трудовом процессе достигается результат, который имеет конкретное назначение – удовлетворение той или иной потребности. Ребенок поймет ценность конкретного трудового процесса, если будет знать его назначение (приготовления супа, мытья посуды, стирки белья и т.д.).

Конкретные представления о результативности отдельных процессов труда являются основой, формирующей обобщенные представления о важности того или иного деятельности людей определенных профессий: няня накрыла столы – можно кушать, вымыла посуду – она чистая, застелила кроватки – можно ложиться спать, няня заботится о детях пока родители на работе. Портной шьет пальто, штаны – заботится о том, чтобы всем было тепло, у всех была одежда. Повар готовит еду – заботится о том, чтобы все были сыты. Так постепенно у детей формируется отношение к представителям той или иной профессии, бережное отношение к результатам труда.

Когда сформированы первичные обобщения, следует преступать к формированию более сложных представлений о том, что существуют разные потребности людей, их обеспечивают разные виды труда. Получается более сложное обобщение: проявление заботы людей друг о друге – это труд. Этот высокий уровень обобщения доступен только детям старшего дошкольного возраста и при условии, что сформированы все предшествующие представления в более младшем возрасте.

Можно сделать вывод, что важна последовательность при работе по формированию представлений об общественной значимости труда. Для начала мы должны обучить детей видеть результат в трудовом процессе, понимать, для чего он нужен, ждать его появления. То есть не является главным то, чтобы показать ребенку сам процесс труда, не объясняя его результат. В этом случае результат труда и его значение ребенок не осознает.

Очень действенным методом для того, чтобы научить дошкольников увидеть направленность на достижение результата, является наблюдение за трудовой деятельностью взрослых (пример). При организации наблюдений Ушинский рекомендовал использовать следующие приемы:

  1. Воспитатель может создавать такие ситуации, чтобы у дошкольников появилась потребность в каких-либо предметах, а их не окажется в наличии. Например: у куклы испачкалась одежда, пока ее выстирали, кукла раздетая, замерзнет. Ей нужно новое платье. Такая ситуация привлечет внимание детей к поиску нужного предмета.
  2. Далее воспитатель в присутствии детей создает нужный предмет (платье, которого нет, а потребность в котором выявлена). Активную направленность внимания детей на результат труда вызовет само ожидание появления необходимого предмета. Дети смогут связать трудовой процесс с его результатом – появлением нужного предмета именно благодаря этому ожиданию результата.
  3. Созданную при детях вещь сразу используем по ее назначению, удовлетворяя потребности детей (наряжаем куклу в новое платье, какая она теперь красивая, ей тепло).

Такие приемы воспитатель должен использовать уже в первой и второй младшей группах.  Они формируют у малышей устойчивую направленность на ожидание результата, умение его вычленить и назвать. Также это способствует появлению бережного отношения к созданным предметам («Не буду пачкать платье»). Уже в трехлетнем возрасте дети сами стремятся наблюдать трудовой процесс, дождаться его результата, интересуются, что получится.

Задача воспитателей дошкольников младших групп состоит в освоении знаний о результатах труда детьми, это посильно для данного возраста. Такие знания закладывают фундамент при формировании интереса к труду, бережного отношения к результатам.

Для достижения лучшего результата воспитателю следует использовать следующие приемы: наблюдение за разными трудовыми процессами взрослых, акцент на результат, повторение наблюдений, что позволяет сформировать отчетливые знания о процессе достижения результатов труда и их значимости, игры, которые повторяют тот или иной труд («Приготовим куклам обед» и т.д.), а также беседы с использованием наглядных материалов.

Дети среднего дошкольного возраста продолжают формировать способность высказывать более полные суждения о значимости труда, пояснить его необходимость и свое отношение к его отдельным видам.

На этом этапе у детей углубляется интерес к труду людей, мы это видим по возникающему желанию принимать участие в труде, дети играют в «повара», «врача», «воспитателя» и т.д.

У детей старшей и подготовительной группы на основе знаний большого количества видов труда, разнообразии и ценности его результатов для людей формируются обобщенные представления о значении труда. В это время воспитателям необходимо использовать не только наблюдения и опосредованное ознакомление дошкольников с разными видами труда по созданию различных предметов, еще и взаимозависимость разных видов труда. То есть фактически осуществляется ознакомление с общественным разделением труда, дети узнают роль разных его видов в удовлетворении различных потребностей людей. На основе этих знаний дошкольники усваивают обобщенное понимание необходимости разных видов труда и необходимости труда вообще.

Ушинский считал, что самое ценное, что мы можем дать своим детям – это возможность труда и любовь к нему.

Заключение.

В современном мире имя Константина Дмитриевича Ушинского принадлежит высшим учебным заведениям, школам, библиотекам. Его памятники есть в разных городах России. В конференц-зале Академии Педагогических Наук установлен бронзовый бюст Ушинского. Во всех педагогических учебных заведениях и многих школах висят его портреты. До сих пор книги Константина Дмитриевича актуальны и в России, и за границей. Его называют мудрым советчиком всех, кто учит и учится.

Изучив педагогическую литературу по теме исследования, я с уверенностью могу сказать, что огромный вклад в развитие мировой педагогической мысли принадлежит Ушинскому. Он стал основоположником русской педагогики.

Ушинский издал книгу «Педагогическая антропология», в предисловии к которой написаны такие его слова:  [«Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его духовными требованиями. Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своей совестью; во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и в болезни, среди неограниченных надежд и на одре смерти... Тогда только будет он в состоянии почерпать в самой природе человека средства воспитательного влияния, — а средства эти громадны!»][8] Меня очень вдохновили эти слова! Мне захотелось трудиться, учиться, жить полной жизнью!

        

Список литературы.

Андреева И.Н. «История образования и педагогической мысли за рубежом и в России». Учебное пособие для студентов пед. Вузов. Международная Академия  Наук  Педагогического  Образования; под ред. Васильевой З.И.. - М.: Академия, 2002.

Бельский В.Ю. «Ушинский К.Д. о национальном характере воспитания» Социально-гуманитарные знания - 2003 - № 6.

Богуславский М.Н. «Ушинский К.Д. (1824-1870)»  Вестник образования. - 2004 - № 15 стр.70-76.

Воробьева К.Н. «Антропологический подход к воспитанию» Педагогика, 2007. - №5. - стр. 55-58.

Гладких З.И. «Творческое наследие К.Д. Ушинского как источник художественно-педагогической антропологии» Искусство и образование, 2007. - №2 (34). - стр.18-36.

Дмитриева В.Г. «Самые популярные методики раннего развития малыша». АСТ, г.Москва, 2009г.

Ильина Н.А. «Путь к родному слову: педагогическое наследие Ушинского К.Д. в практике современной школы». Начальная школа 2007, № 12

Егорова С.Ф. «История дошкольной педагогики в России» хрестоматия. AKADEMIA, г.Москва, 1999г.

Козлова С.А. «Нравственное и трудовое воспитание дошкольников» AKADEMIA, г.Москва, 2002г.

Козырева Л.М. «Развитие речи», АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ, Ярославль, 2007г.

Коджаспирова Г.М. «Педагогическая антропология: учебное пособие для студентов вузов. Гардарики, г.Москва, 2005г.

Коджаспирова Г.М., Коджаспирова А.Ю. «Педагогический словарь». Академия, г.Москва, 2001г.

Максакова В.И. «Педагогическая антропология». Инфра-М, г.Москва, 2004г.

Матвеева Н.М. «Ушинский К.Д. о воспитании: Для педагогов, родителей и студентов педвузов». Школьная пресса, г.Москва, 2003г.

Наумов Н. Д. «Выдающиеся педагоги России: Книга очерков и извлечений. Урал, г.Екатеринбург, 2000г

Салтанов Е.Н. «Трудовое и нравственное воспитание в педагогике К.Д. Ушинского» Педагогика. № 4. 2004 г.

Селиванов В.С. «Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: учебное пособие для студентов Высших Педагогических Учебных Заведений. Под ред. Сластенина В.А. Академия, г.Москва, 2002г.

Степашко Л.А. «Философия и история образования» Учебное пособие для студентов вузов.  Рос. Акад.образ. 2-е изд. доп. и перераб. Флинта, г.Москва, 2003г.

Ушинский К. Д. «Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Ч.2. УРАО, г.Москва, 2002г.

Ушинский К.Д. «Избранные труды. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Программы педагогического курса для женских учебных заведений». Дрофа, г.Москва, 2005г.


[1] Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?»Москва, АСТ – Астрель, 2006г. Стр.12.

[2] Козырева Л.М. «Развитие речи», АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ, Ярославль, 2007г. Стр.107

[3] Козырева Л.М. «Развитие речи», АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ, Ярославль, 2007г. Стр.111.

[4] Дмитриева В.Г. «Самые популярные методики раннего развития малыша». АСТ, г.Москва, 2009г. Стр.49.

[5] Егорова С.Ф. «История дошкольной педагогики в России» хрестоматия. AKADEMIA, г.Москва, 1999г.Стр.194.

[6] Егорова С.Ф. «История дошкольной педагогики в России» хрестоматия. AKADEMIA, г.Москва, 1999г.Стр.194

[7] Козлова С.А. «Нравственное и трудовое воспитание дошкольников» AKADEMIA, г.Москва, 2002г.Стр.22

[8] Электронная библиотека учебников «Педагогическая теория Ушинского» http://studentam.net/content/view/1500/125/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивация и стимулирование труда, как метод управления педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации дошкольного образования

Мотивация и стимулирование труда педагогов дошкольных учреждений сегодня обуславливается целым радом факторов. В сложившейся ситуации важна эффективность деятельности педагогов......

Наследие К.Д. Ушинского в современном дошкольном образовании

Для каждого человека свой Ушинский. Для младшего школьника и дошкольника — «это детский писатель», для педагогов — «народный учитель». Каждый из нас найдет свое опр...

Идеи К. Д. Ушинского в современной педагогике детства: начальное и дошкольное образование.

В 2023 году мы отмечаем 200-летие со дня рождения великого русского педагога, поэта и писателя Константина Дмитриевича Ушинского. Он впервые создал педагогическую теорию. Его творчество по созданию сп...

Идеи К.Д.Ушинского в современной педагогике детства: начальное и дошкольное образование.

В 2023 году мы отмечаем 200-летие со дня рождения великого русского педагога, поэта и писателя Константина Дмитриевича Ушинского. Для каждого человека свой Ушинский. Для младшего школьника и дошк...